Окружающий мир: занимательные задания
план-конспект урока по окружающему миру ( класс) на тему

Окружающий мир: занимательные задания

«Природные зоны России» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razrabotka.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир: занимательные задания

Тема: «Природные зоны России» занимает важное место в курсе природоведения 4 класса.

Эта тема позволяет устанавливать причинно-следственные связи в природе, развивает умение анализировать, обобщать и делать выводы. Значительно пополняет словарный запас учащихся, поскольку приходится усваивать много терминов, понятий за короткий срок, поэтому использование занимательного материала, задач – «ловушек», проблемных ситуаций будет способствовать более глубокому и прочному усвоению данной темы. Задания предназначены как для фронтальных, так и для индивидуальной и дифференцированной работы.

В АРКТИКЕ

Исправь ошибки в тексте.

Солнце Арктики поднимается высоко над горизонтом.

Зимой в Арктике полярный день Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния, словно разноцветный переливающийся занавес колышется в темном небе. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.

Найди лишних птиц Арктики.

Чайки, сайки, казарки, гагарки, кайры, кулики, тупики. Ответ: лишние – казарки, кулики, сайки не птицы.

Закончи предложения.

На камня островов встречаются … похожие на накипь. Кое-где растут … а  в море множество … ими питаются рачки.

Ответ: лишайники, мхи, полярные маки, водоросли.

Тесты.

  1. Огромные колонии птиц, селящиеся на отвесных скалах арктических островов, называются:

а) птичьи ярмарки;

б) птичьи рынки;

в) птичьи базары.

2. Рыба, обитающая в морях Арктики, называется:

а) сайка;

б) сойка;

в) сушка.

3. Белому медведю помогает приспособиться к условиям Арктики:

а) белый цвет меха;

б) широкие лапы;

в) густая длинная шерсть.

Угадай, о каких животных идет речь?

  1. Он - полярный житель. Этот великан – близкий родственник тюленя. Он большой и сильный, и мало кто решается нападать на него. У него два длинных клыка, которые он использует при драках, чтобы выбраться на лед для отдыха. А кроме того, клыками он выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое. (Морж.)
  2. Он питается рыбой. Он прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты. Вынырнет, наберет воздуху и снова в воду. А зимой, когда вода быстро замерзает, ему приходится пробивать лед головой, иначе задохнется. (Тюлень.)
  3. Он – огромный зверь, длиной до 3 м и весом до 1000 кг, может бегать со скоростью 40 км/ч. Хорошо плавает, загребая своими огромными лапами, он охотится не только в воде, но и со льда. Не только силен, но и терпелив. Иногда подолгу сидит у лунки, поджидая тюленя. Когда тюлень всплывает, хищник хватает его. А весной, когда лед начинает подтаивать и ломаться, зверь, ныряя среди плавучих льдин, подплывает под льдину, сильно накреняет ее так, что находящиеся на ней тюлени соскальзывают в воду, и тогда хищник убивает их одним ударом мощных лап. (Белый медведь)
  4. Пасть его огромна. Кажется, кого угодно проглотит. А на самом деле он питается крохотными рачками. За сутки он съедает две-четыре тонны пищи. (Полярный кит)

В Тундре

Сравни климат Арктики и тундры. Что общего? Почему? Каковы отличия? Чем это вызвано?

Установи стрелками соответствие

Полярная ива                               Ягоды

Брусника

Ягель

Голубика                                       Деревья

Карликовая береза                      Лишайники

 Морошка

Мхи

Тесты.

  1. За лето поверхность тундры оттаивает в глубину:

а) на 50см;

б) на 50 м;

в) на 500 м.

  1. Слой многолетней мерзлоты лежит  до глубины:

а) 5 м;

б) почти 500м.

    3. В тундре много болот и озер, так как:

         а) многолетняя мерзлота не пропускает дождевую талую воду на глубину;

         б) с поверхности почвы вода испаряется медленно из-за низкой температуры воздуха.

    4. Деревья в тундре низкие:

         а) карликовым легко спрятаться под снегом, спокойно зимуют в тепле «под снежным одеялом»;

         б) корни крупных растений не могут удержаться из-за слоя вечной мерзлоты;

в) у поверхности земли теплее, ветер слабее;

г) не завезли в тундру обычные породы деревьев.

Ответы: 1 – а; 2 – б; 3 – а, б; 4 – а, б, в.

Графический диктант «Животные тундры».

Если учащиеся согласны с высказыванием, ставят +, нет -. По рисунку легко и быстро проверить работы.

  1. В тундре водится небольшой по размеру грызун – лемминг.
  2. Белая куропатка – хищная птица.
  3. Белая сова – растительноядная птица.
  4. Белая куропатка и белая сова постоянно живут в тундре.
  5. Песцы питаются леммингами.
  6. Дикий северный олень питается ягелем.
  7. Летом в тундре немного комаров и мушек, так как для них нет корма.
  8. Полярные волки в основном охотятся на больных оленей.
  9. Плотное оперение белой совы защищает ее от ледяных ветров.
  10. Кулики и утки питаются растениями и насекомыми.

 Ответы:+--+++-+++.

В степи

Исправь ошибки.

  1. Ковыль, типчак. Полынь цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. Красива  степь от этих цветущих растений.
  2. Тюльпаны, ирисы переносят сильную засуху. Так как у них длинные корни, чтобы добывать воду из глубины земли, и узкие листья, чтобы меньше испарять влаги.
  3. В степи мног насекомых – кузнечиков и лошадок. Лошадки кормятся мелкими насекомыми, а кузнечики в основном растительной пищей.
  4. Журавль-красавка – самый крупный из журавлей. Особенно замечательны пучки длинных белых перьев по бокам головы.
  5. Грызунами, живущими в степной зоне. Питаются степные хорьки. Гадюки, ящерицы и красивые хищные птицы – степные орлы.

Какое это животное?

  1. Набивает щеки зерном и бежит к себе в подземную кладовую. Около 16 кг пшеницы запасает он на зиму (хомяк).
  2. Одна из самых крупных и «нарядных» по оперению птиц. Вес взрослого самца достигает 10 кг. Питается мелкими ящерицами, змеями, жуками, саранчой, а также листьями, цветками и семенами растений. (Дрофа).
  3. То тут, то там столбиками стоят и тоненько посвистывают (Суслик).
  4. Никогда не сгрызает весь стебель растения, там листик откусит, там побег или веточку. (Сурок).
  5. Поедает в огромном количестве насекомых – вредителей садов и огородов. (степной жаворонок.)

В пустыне

Три путешественника побывали в пустыне в разное время года. По описанию догадайся, кто когда был.

  1. Небо безоблачное, солнце палит беспощадно. Часто не выпадает ни капли дождя. Температура поднимается до 80 . в такое время без труда можно испечь яйцо на раскаленном песке. А в тени термометр показывает 40-50  . Однако, ночи в пустыне прохладные.
  2. Сначала я не поверил, увидев зеленый ковер, сплошь затканный алыми узорами, - трава и маки! В кустах звенят птицы. Но проходит несколько недель – и нет больше этого великолепия.
  3. Это время года длится 2-3 месяца. В отдельные дни морозы достигают 20 – 25 .

Соотнеси описание растений и животных пустыни с названиями, представленными после текста в рамке.

  1. Быстроногая антилопа в поисках травы и воды может пробежать десятки километров.
  2. Одно из самых известных растений пустыни, ее корни проникают на глубину 20 м, добывая влагу. Любимое лакомство верблюда.
  3. Это полутораметровая ящерица. Но шутки с ней плохи. Не  зряее прозвали пустынным крокодилом.
  4. Удивительный зверек, этот … Нет воды – и не надо. Ему хватает той влаги, которая в стебельках растений.
  5. У этого кустарника роль листьев играют зеленые веточки, плоды очень легкие и снабжены особыми выростами.
  6. От жары и опасности она зарывается в песок. Да так быстро словно тонет в нем. А врагов пугает так: хвост пружиной закрутит, пасть раскроет. На самом деле совсем она неопасна.
  7. Многие сотни лет служит жителям пустыни: на нем ездили верхом, тюки с разными грузами перевозили, пахали там, где влаги хватало землю напоить.
  8. Корни этого растения хорошо закрепляют пески, не дают им  двигаться под действием песка. Называют его «песчаным овсом».
  9. Этот грызун – типичный обитатель пустыни, роет сложные разветвлённые норы.
  10. Жук считался священным у древних египтян. Этот жук лепит из навоза шарики, перекатывает и закапывает их, обеспечивая кормом себя и своих личинок.
  1. верблюд;
  2. сайгак;
  3. скарабей;
  4. варан;
  5. песчанка;
  6. верблюжья колючка;
  7. джузгун;
  8. ящерица-круглоголовка;
  9. тушканчик;
  10. колосняк.

Тесты.

  1. Пустынным крокодилом прозвали: а) варана; б) песчаного удавчика; в) ящерицу кругоголовку.
  2. Самое быстроногое животное: а) корсак; б) медляк; в) сайгак.
  3. Большие уши помогают спасаться от жары: а) ушастому ежику; б) ящурке; в) корсаку.
  4. В пустыни много пресмыкающихся: а) ящурка быстроногая; б) песчаный удавчик; в) полуденная песчанка; г) ящерица кругоголовка.
  5. Без влаги могут обходиться: а) сайгак; б) скарабей; в) верблюд.
  6. В пустыне водятся грызуны: а) тушканчик; б) песчаный удавчик; в) песчанка полуденная; г) варан.

Ответы: 1 – а; 2 – б; 3 – а, в; 4 – а, б, г; 5 – б, в; 7 – а, в.

        Литературные викторины по рассказам Н. Н. Носова        

1. Назовите, из каких рассказов Н. Н. Носова взяты эти отрывки?

1. Мишка схватил ложку и стал ее обратно в кастрюлю впихивать. Мял ее, мял, а она будто пухнет в кастрюле и выливается наружу. («Мишкина каша».)

2. Это письмо маме. Какой-то шибко грамотный человек писал. В одном слове две ошибки сделал: вместо «Песчаная» улица написал «Печная» («Дружок».)

3. Флаг получился красивый: палку выкрасили золотой краской, а на красной материи Витя написал серебряными буквами «Лучшему огороднику» («Огородники».)

4. Мишка закричал: «Не отдам столб, не отдам! Я накоплю денег и заплачу вам за него. Целую зиму не буду мороженого есть» («Наш каток».)

5. – Послушай, у тебя пряник вкусный?

   -  Угу.

  - А у меня невкусный. Мягкий какой-то. Наверное, растаял  в кармане. («Замазка»).

6. – Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.

-  Почему же ты теперь живой?

- Так он потом меня выплюнул. («Фантазеры».)

7. Ира и Марина вошли в комнату вместе с милиционером и увидели, что мальчик исчез куда-то. Марина даже заглянула под диван. Мальчик увидел ее и молча погрозил ей из-под дивана кулаком, чтобы она не выдавала его. («Саша».)

8. Котька во весь дух промчался по полю, через овраг и не спеша пошел домой. На душе было радостно. («Огурцы».)

9. «Вот как нехорошо получилось! -  подумал Виталик. – Теперь Мурзику из-за меня достанется». («Карасик».)

10. На конверте написал: «Угол улицы Горького и Большой Грузинской, получить милиционеру». («Автомобиль».)

11. Теперь у нас две ручки будет. Одна сверху, другая снизу. Вдруг какой-нибудь коротенький человек придет. До верхней одежды ручки ему не дотянуться, так он до нижней достанет. («Шурик  у дедушки».)

12. Поймали шесть окуней, четыре пескаря, одного ершика. («Шурик у дедушки».)

13. Бегали по комнате, прыгали, кричали: «нам не страшен серый волк!» («Затейники».)

14. Славик подкрался к шкафу, запер его на крючок, а сам побежал во двор с Борей играть. («В прятки».)

 15. Я проснулся. Миша и Костя спали. Я разбудил Костю. «Кто-то стучит», - говорю. («Тук-тук-тук!».)

16. Видишь ли, тушь химическая, ядовитая. Она разъедает кожу. От того кожа сперва начинает чесаться, потом на ней вскакивают волдыри, а потом уже по всему лицу идут лишаи и язвочки. («Клякса».).

2. Знаешь ли ты?

1. Из чего делались бенгальские огни? (Сера, сахар, алюминиевые опилки.)

2. Почему Федя Рыбкин не смог решить задачу? (Он смотрел телевизор.)

3. Почему в комнате было все разворочено: шкафы открыты, из комода ящики вытащены, белье на полу кучей, сундук вверх дном? (Ребята играли в прятки.)

4. В каком произведении его герои сделали электрические звонки? («Телефон».)

5. В каком рассказе друзья-товарищи ушли с празднования Нового года? («Бенгальские огни».)

6. В каком рассказе дети набрали картошки и бросали ее в движущийся предмет? («Живая шляпа».)

7. в каком рассказе мальчик забыл счет? Какую ступеньку он не смог посчитать? («Ступеньки». Шестую.)

8. как звали мальчика? (Петя).

3. Вставь слова, пропущенные в названии рассказов.

1)… каток (Наш).

2) Мишкина … (каша).

3) … огни (бенгальские).

4) И я … (помогаю).

5)  … у дедушки (Шурик).

6) … задача (Федина).

4. По отрывкам из произведений подбери книгу, иллюстрацию, соответствующую содержанию отрывка. (Для выполнения этого задания следует организовать выставку книг писателя, подготовить рисунки).

1. Пришли домой. Привязали леску к кружке так, чтобы она не переворачивалась. Вернулись к колодцу, напились. («Мишкина каша».).

2. Мы нашли чемодан в вагоне. Получит у Мишки Козлова, Песчаная улица, д. 8, кв. 3. Написали 20 записок. («Дружок».).

3. Пососу, пососу немножко и положу на место. («Леденец»).

4. Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет. Я ее клюшкой тресну. («Живая шляпа».).

5. Оттолкнулся ногой, и снова – бух носом! Коньки –то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит: «Как же теперь по песку кататься?» («На горке».).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные задания к произведению А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

«Зашифрованный герой» (7), Впиши пропущенные слов из текста сказки, Объясни значение слов....

Занимательные задания по математике

Занимательные задания по математике для 2 класса...

Занимательные задания "Разминка для ума"

Занимательные задания можно использовать как на уроках, например математики, так и на  внеклассных занятиях (классный час, ГПД)...

Окружающий мир. Занимательные задания для 3 класса.

Данная презентация подходит для индивидуальной работы учащихся как в компьютерном классе в школе, так и дома.Можно использовать при проведении предметной недели по окружающему миру или на внеклассном ...

занимательные задания по окружающему миру для 3-4 классов

занимательные задания по окружающему миру для учеников 3-4 кл....

Занимательные задания по окружающему миру 3-4 класс.

Занимательные задания по окружающему миру 3-4 класс....

"Умники и умницы". Занимательные задания по русскому языку, математике, окружающему миру. 2 класс

Занимательные задания являются  дополнительным материалом  в любом УМК....