Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Деньги" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Деньги" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dengi.doc70.5 КБ
Office presentation icon dengi.ppt2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Что такое деньги?»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: Формировать понятие о деньгах, ценах, денежных единицах, заработной плате, сбережениях, познакомить с историей возникновения денег.

Планируемые результаты:

Предметные: дать определение понятию «деньги», познакомиться с историей возникновения денег.

Личностные: воспитывать интерес к изучению окружающего мира, уважение к людям, трудолюбие, чувство взаимопомощи, любовь к жизни, бережное отношение к окружающей среде, школьному имуществу.

Оборудование: учебник А.А. Плешаков, окружающий мир 3 класс 2 часть, презентация.

Этап

Время

Содержание

Деятельность

уч-ка

УУД

1.

Организационный момент

1 мин

- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, все ли готово к уроку.

- Присаживайтесь!

Приветствовать учителя

Л: Учебно-познавательный интерес

2.

Актуализация знаний

8 мин

- О чем вы разговаривали на прошлом уроке?

- С какой темой работали на прошлом занятии?

- 5 учеников — индивидуальная работа по карточкам: соедини стрелками отрасль промышленности и её продукцию (прил.1)

- Остальные ученики игра «да» - «нет»

1) Все отрасли промышленности взаимосвязаны (да)

2) Изготовлением резины, красок, лаков, пластмассы занимается химическая промышленность (да)

3) Машиностроение занимается строительством зданий, дорог, заводов и фабрик (нет)

4) Добывающая промышленность занимается обеспечением экономики различными полезными ископаемыми (да)

5) Металлургия и машиностроение — это одно и тоже. (нет)

6) Ткани, одежду, обувь производит лёгкая промышленность, (да)

7) Освежитель воздуха, сода, стиральный порошок, мыло- товары пищевой промышленности (нет)

-Что происходит с товарами, которые производят разные отрасли промышленности? (их развозят по магазинам, их продают)

-Как мы можем приобрести нужный товар? (купить за деньги)

-О чём же мы с вами сегодня будем говорить?

Сегодня мы с вами будем говорить о деньгах. Что это такое? Их необходимость.

Работать по карточкам

Отвечать на вопросы

Определять тему и цели урока

П: Ориентация в собственной системе знаний.

К: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят речевые высказывания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

3.

Изучение нового материала

Словесный:

Слово учителя

Словесный: слово учителя

15мин

- История появления денег (на доску «ДЕНЬГИ»)

Беседа о возникновении денег.

Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки

и кувшины. Кузнецы наконечники для стрел, ножи и топоры. Земледельцы — зерно, растительное масло. Скотоводы — быков, овец, шерсть и кожу. Такой

обмен товарами называется — БАРТЕР (на доску «БАРТЕР»)

Но обменивать товары было очень сложно. Цена вещей и продуктов разная (на доску «ЦЕНА»).

- А что такое цена? (стоимость 1 единицы товара)

- А от чего она зависит? (от вложенного в неё труда)

За одного барана можно было получить два топора или 4 кувшина.

Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги.

Деньги — особый товар, который можно обменивать на другие товары и услуги.

И появились новые отношения, в которых участвуют деньги — КУПЛЯ-ПРОДАЖА (на доску «КУПЛЯ-ПРОДАЖА»)

Одними из первых денег были раковины моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинах просверливали отверстия и нанизывали их на

верёвочку, как бусы (демонстрирую бусы из ракушек). На Руси раковины не водились, зато в изобилии водилась рыба и пушной зверь. И первыми деньгами у нас была мелкая сушёная рыбка и шкурки соболей и лис. Но и эти деньги

оказались неудобными, т. к. деньги должны легко делиться, а разорванные на мелкие кусочки шкурки — ничего уже не стоили. И вот появились первые

металлические деньги и у нас на Руси.

- История Российских денег (презентация).

- В разных странах используют разные денежные единицы. Какие? В России это..? (рубль). В США-? (доллар). Во многих странах Европы - ? (евро).

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Рассуждать по теме

Слушать учителя

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: узнавание новой темы при взаимодействии с детьми.

П: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

К: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

 

Физ. минутка

2 мин

Давайте немного разомнемся.

Повторять движения

Л: поддержание здорового образа жизни.

Практический:

Работа в парах

анализ российской монеты

 5 мин

Практическая работа

на партах у каждого ученика 1 рубль

-рассмотрите современный рубль.

- что изображено?

-  Почему копейку так назвали? (на лицевой стороне копьеносец)

- Почему рубль так назвали? (серебряные слитки гривны - рубили)

- Разные части монеты имеют своё название (лицевая сторона, обратная сторона, номинал, легенда)

- Где вы, дети можете взять деньги? (у родителей)

- А родители их где берут? (зарабатывают)

(На доску «ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА»)

- Всегда ли с зарплаты можно сделать большую покупку? (машину, квартиру, дом)

-Тогда как поступают родители? (кредит, накопления, СБЕРЕЖЕНИЯ) (на доску «СБЕРЕЖЕНИЯ»)

Рассматривать монету

Высказывать свое мнение по данному вопросу

Делать вывод

Отвечать на вопросы

К: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

4.

Закрепление изученного материала

10 мин

 На доске вы видите ряд терминов, с которыми работали сегодня.

Соотнесите термин и его толкование на доске.

ДЕНЬГИ                         прямой обмен товарами

БАРТЕР                          особый товар, который можно обменять на другие

ЦЕНА                                обмен товара на деньги

КУПЛЯ-ПРОДАЖА        стоимость 1 единицы товара

ЗАРПЛАТА                      денежные накопления на будущее

СБЕРЕЖЕНИЯ                 плата за работу

Работа с учебником стр. 71. Копилка интересных фактов о нумизматах.

Демонстрация нумизматической коллекции монет.

Соотносить термин и его определение

Читать текст учебника

П: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

6.

Итог урока

Рефлексия

5 мин

- Что нового и интересного вы узнали на уроке?

- Мы достигли целей, которые поставили сегодня на уроке?

- Вам понравился урок?

- Откройте дневники и запишите домашнее задание: учебник стр. 68-71 читать, выполнить задания № 1-3.  

- Спасибо за урок, можете отдыхать!

Отвечать на вопросы

Записывать домашнее задание

Р: осуществлять итоговый контроль

Л: самооценка на основе критерия успешности;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История возникновения денег

Слайд 2

Товары для обмена В результате выделения пастушеских племен первым орудием обмена становится скот.

Слайд 3

Северные народы применяли в качестве первого товара для обмена мех. Меховые деньги были широко распространены в Монголии, на Тибете и в районе Памира.

Слайд 4

Бартер – обмен товарами

Слайд 5

Цена

Слайд 6

Цена – стоимость одной единицы товара

Слайд 7

Деньги

Слайд 8

Деньги - особый товар, который можно обменивать на другие товары и услуги.

Слайд 9

Купля – продажа - обмен товара на деньги

Слайд 10

Племена, населявшие берега теплых морей, использовали в качестве орудия обращения раковинные деньги.

Слайд 11

Первые деньги в других странах Китай, Япония – рис, чай, раковины Африка, Азия– раковины. Тибет - грецкие орехи, шелк. Туземцы Америки – ткань. Африка – бусы, украшения. Меланезия, Новая Твинга – собачьи зубы, перья.

Слайд 12

Металлические деньги на Руси Первыми появились свои металлические деньги - кусочки металла различной формы - ГРИВНА. Деньгами стали служить гривны. Покупательная способность её была очень велика: за одну гривну давали 200 беличьих шкурок.

Слайд 13

Гривна – серебряный слиток весом 170 – 200 г.

Слайд 14

Гривну рубили на части – отсюда название рубль. Когда товар стоил дешевле, рубль разрубали пополам – получались две полтины .

Слайд 15

Копейка – старейшая разменная монета России История копейки насчитывает практически 480 лет и все эти долгие годы она была, есть и пока еще остается самой мелкой разменной монетой России. КОПЕЙКА ИВАНА IV ВАСИЛЬЕВИЧА 1538-1547 года, серебро, Новгород КОПЕЙКА ИВАНА IV ВАСИЛЬЕВИЧА 1535-1538г, серебро, Новгород

Слайд 16

Петр I 1699-1725 Екатерина II 1763-1796 Александр I 1802-1825 Александр III 1881-1894 Сталин 1920-1953 Современная копейка ИЗМЕНЕНИЕ КОПЕЙКИ В РАЗНЫЕ ВРЕМЕНА

Слайд 17

Рубль – старейшая и самая известная денежная единица России. История рубля насчитывает более 700 лет. Его знают все, ведь он лежит в кошельках каждого из нас и кажется вещью совершенно обыденной.

Слайд 18

Первый русский рубль в виде монеты был отчеканен и выпущен в обращение только в 1654 году. На лицевой стороне рубля было отчеканено изображение двуглавого орла, а на оборотной - изображение царя на коне. Тогда же на монетах впервые появилась надпись «рубль». Фактическая стоимость первого рубля составляла всего 64 копейки, вместо положенных ста. Таким образом, первый русский рубль был неполноценной монетой.

Слайд 19

Настоящий русский рубль был отчеканен и выпущен в обращение только при Петре I в 1704 году.

Слайд 20

В истории рубля было время (с 1961г. по 1991г.) когда он был бумажной купюрой

Слайд 21

А в городе Томске на площади Новособорной установлен единственный в России памятник деревянному рублю

Слайд 22

Интересный факт В 1748 г. Михайлу Ломоносову была выплачена государственная премия в размере 2 тыс. рублей. Правда, бумажных денег в России тогда еще не было, а серебряных и, тем более, золотых монет не хватало. Пришлось светилу науки российской везти подарочек - 3,5 т медных монет.

Слайд 23

Бумажные деньги. Бумажные деньги были изобретены в Китае в VIII веке. А в России бумажные деньги появились в 1769 г. при Екатерине II. Их название «ассигнации» происходит от латинского «назначать, вводить в обращение».

Слайд 24

Самые первые российские ассигнации Екатерина приказала изготовить из старых дворцовых скатертей и салфеток. «Катенька»

Слайд 28

Банкноты 1947 года

Слайд 29

Банкноты 1961 года

Слайд 30

Банкноты 1991 года

Слайд 34

Заработная плата – плата за работу

Слайд 35

Сбережения - денежные накопления на будущее.

Слайд 36

ДЕНЬГИ БАРТЕР ЦЕНА КУПЛЯ-ПРОДАЖА ЗАРПЛАТА СБЕРЕЖЕНИЯ прямой обмен товарами особый товар, который можно обменять на другие обмен товара на деньги стоимость 1 единицы товара денежные накопления на будущее плата за работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Домашние животные - наши друзья" 3 класс. (конспект+ презентация)

Цель урока: 1. углубить знания учащихся о домашних животных;2.  научить различать домашних животных и диких животных;3. показать разнообразие домашних животных, их значение для человека....

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Природа и наша безопасность" 3 класс (конспект + приложение + презентация)

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Природа и наша безопасность" 3 класс (конспект + приложение + презентация)...

Учебно-методический комплект по окружающему миру (технологическая карта урока «Опасные незнакомцы» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"

Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Опасные незнакомцы»Цели деятельности учителя: познакомить с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми; учить правильно де...