Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Попова Екатерина Петровна

Предварительный просмотр:

Этапы, методы и приёмы

Хро-

Номе-траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

Практич.: объяснение пословицы

8.30.

8.32.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас.

Прочитайте пословицу, которую вы видите на доске:

Без денег проживу, без хлеба не проживу.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (мнение детей).

Приветствовать;

Объяснять смысл пословицы;

Р: формировать положительное отношение к урокам окружающего мира;

2.

Актуализация знаний

Фронтальный опрос

Практич.: работа в группах, кроссворд

8.32.

8.40

- Ребята, вспомните о чём мы говорили на прошлом уроке? (что такое деньги).

- Кто скажет, что такое деньги? (Особый товар, который можно обменять на другой товар или услуги).

- Для чего нужны деньги? (удовлетворять необходимые человеку потребности).

- Какие денежные единицы вы знаете? (рубль, доллар, евро и т.д.)

- А сейчас ребята я вам раздам кроссворд на группу, который вы должны разгадать.  

- Хорошо, сдаём на проверку.

Давать определение;

Отвечать на вопросы

Работать в группе;

Разгадывать кроссворд;

П:Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно

предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в

один шаг.

К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть

готовым изменить свою точку зрения.

3.

Постановка учебных задач

Словесн.: ответы на вопросы;

8.40.

8.45.

- Ребята, довольно часто по телевидению и радио можно услышать сообщение «Разрабатывается бюджет на следующий год».

- Как вы думаете, что такое бюджет? (мнения детей).

- Кем закладывается бюджет страны? (государством).

- О каком бюджете мы будем сегодня говорить? (о государственном бюджете).

- Какие цели поставим на урок? (узнать, что такое государственный бюджет; для чего он создаётся)

- Хорошо.

Отвечать на вопросы;

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

К:  участвовать в

учебном диалоге;

Р: определять цель деятельности 
на уроке 

4.

Решение частных задач

Наглядн. Изображение сумки

Словесн.: ответы на вопросы;

Словесн.: анализ ситуации

Практич.: работа с учебником;

8.45.

8.55

8.55.

9.00

- Итак, кто может предположить, что же такое бюджет? (ответы детей).

Само это слово в переводе с английского обозначает «денежная сумка».

- Ребята, вот представьте, что эта сумка и есть государственный бюджет. Сейчас она пустая. Как её можно заполнить деньгами? (мнение детей).

- Каждое предприятие, каждый гражданин часть заработанных денег отдаёт государству. Это установленные законом платежи. Кто знает, как они называются? (налоги).

(Учитель размещает новый термин на доске).

- Кто уже слышал это слово? В какой ситуации? (ответы детей)

- Как вы думаете налоги это добровольные взносы или принудительные? (принудительные).

- Итак, налоги платятся с заработной платы, с авторского гонорара, с выигрыша в лотерею, с платы за аренду земли, с продажи квартир, с предприятий.

(учитель складывает всё это в сумку).

- Вот наша денежная сумка наполнилась. Что происходит с бюджетом дальше?

- А дальше мы должны эти деньги потратить. Деньги, которые тратят, называются расходами.

(учитель записывает термин на доске).

- На что тратит государство свои деньги? (на зарплату учителям, врачам, воспитателям, студентам, учёным, на содержание армии, полиции, на пенсию, пособия и т.д.).

- Вот ребята, денег в бюджете не осталось, а зарплату работникам культуры не заплатили. Что делать? (ответы детей).

- Ребята, давайте обратимся к учебнику стр. 71-73.

- Из чего складывается государственный бюджет? (из налогов).

- Что такое налоги? (платежи, взимаемые с граждан и организаций).

- Назовите основные организации расхода гос. бюджета? (образование, здравоохранение, полиция и т.д).

- Какой бюджет вы считаете лучшим?

1. в котором доходы больше расходов.

2. в котором доходы равны расходам.

3. в котором доходы меньше расходов.

Высказывать своё предположение;

Работать с иллюстрацией;

Отвечать на вопросы;

Анализировать полученную информацию;

Усваивать новое понятие;

Разбирать ситуацию;

Читать;

Анализировать прочитанное;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

П: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;

П: формировать умение извлекать информацию из слова учителя;

К: Читать вслух тексты учебников и при этом: вести «диалог с

автором» отделять новое от известного;

выделять главное;

П: устанавливать причинно-следственные связи;

Физминутка

9.00.

9.01

- Настало время отдохнуть.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились,

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

Выполнять упражнения;

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

Практич.: сам-ная работа в рабочей тетради

9.01.

9.11

- Хорошо, теперь выполним задание в рабочей тетради стр. 46-47 №1. Соедините стрелочками понятие и определение, потом проверим.

№2. Впишите в пустые клеточки, профессии людей. ( на образование: учитель, воспитатель; на здравоохранение: и врач; и т.д)

Выполнять упражнение в рабочей тетради;

Вписывать профессии людей в определённой области;

П: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и

группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

5.

Рефлексия. Подведение итогов.

9.11.

9.15

- Какую тему изучали на уроке? Что такое государственный бюджет? Что вы нового для себя узнали? Для чего нужен государственный бюджет? Достиг ли ты поставленных целей? Понравился тебе урок? Молодцы.

Подводить итог урока;

Р: понимание причин успеха в учёбе;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату

                        

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 «А»

Тема урока: «Государственный бюджет»

Цели урока: Познакомить с государственным бюджетом; сформировать новые понятия бюджет, доход, расход, налоги; выделить составляющие части бюджета доход, расход, показать их взаимосвязь;обучить переносу знаний о бюджете в повседневные ситуации; воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и экономики.

Планируемые результаты:

  • Предметные: объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны; анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • Личностные: развивать познавательный интерес, логическое мышление, кругозор детей, наблюдательность, любознательность.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 3 кл. 2ч. А.А. Плешаков, рабочая тетрадь 3 кл. 2ч. презентация.



Предварительный просмотр:

Этапы, методы и приёмы

Хро-номе-траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

12.30-12.31

 - Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами вновь встретились на уроке окружающего мира. Я очень рада вас видеть. Желаю всем хорошего дня и отличного настроения!

Приветствовать;

Настраиваться на урок;

Р: формировать положительное отношение к урокам окружающего мира;

2.

Актуализация знаний

Словесн.: ответы на вопросы;

Практич.: кроссворд

12.31-12.35

- Ребята, но прежде чем перейти к изучению нового материала давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. (Какая бывает промышленность).

- Ребята, что такое промышленность? (производство товаров).

- Почему отрасли промышленности так разнообразны? Как они связаны между собой? (высказывания детей).

- Ну а чтобы вспомнить, какие отрасли, входят в промышленность мы разгадаем кроссворд, который вы видите на доске.

1. Отрасль, которая обеспечивает экономику нефтью, газом, углём? (добывающая).

2. Отрасль, которая обеспечивает экономику металлом? (металлургия).

3. Отрасль, которая обеспечивает экономику продуктами? (пищевая)

4. Отрасль, которая производит ткани, одежду, обувь? (лёгкая)

5. Отрасль, которая производит машины и механизмы? (машиностроение)

6. Отрасль, которая производить моющие средства, стиральные порошки? (химическая).

-Ребята, а найдите в нашем классе предметы изготовленные разными отраслями промышленности? (свет, тепло – электроэнергетика, мел – добывающая, компьютер – электронная, одежда, обувь – лёгкая).

- Молодцы.

Проверять домашнее задание;

Отвечать на вопросы;

Отгадывать кроссворд;

К: строить речевые высказывания;

К: продуктивное взаимодействие и сотрудничество  со сверстниками и взрослыми;

3.

Постановка учебных задач

Словесн.: загадки;

Ответы на вопросы;

12.35-12.37

- А сейчас, чтобы определить тему урока, отгадайте загадки:

1.Для всех мы в обилии рождаемся на свет.

У одних нас много, у других нас нет? (деньги).

2. Маленькая, кругленькая,

Из кармана в карман скачет? (монета).

- Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о деньгах). Как звучит тема нашего урока? (Что такое деньги).

- Какие цели поставите на урок? (узнать что такое деньги; для чего они нужны в жизни людей; узнать монеты разных стран;).

- Хорошо.  

Отгадывать загадки;

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

Р: определять цель деятельности 
на уроке 

4.

Решение частных задач.

Словесн.:Слово учителя  немного из истории;

Практич.: работа по учебнику;

Словесн.: ответы на вопросы;

Практич.: работа с монетами

Словесн.: анализ монет ответы на вопросы;

Практич.: упр. в рабочей тетради

Практич.: графический диктант

12.37-12.43

12.43-12.47

12.47-12. 50

12.50-12.55

12.55-13.10

Ребята, а кто скажет, что такое деньги? (мнения детей).

- Слово учителя о том, как появились деньги.

Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человечества. В живой природе аналогий не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Чтобы узнать побольше, нам предстоит совершить виртуальное путешествие в далекое прошлое и найти ответы на поставленные вопросы.

Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы - наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы - зерно, растительное масло, скотоводы - быков, овец, шерсть и кожу.

Но обменивать товары очень сложно, т.к. ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина.

- Итак, ребята давайте прочитаем текст в учебнике на стр. 66-68.

- Назовите два способа обмена? (бартер, купля-продажа).

- Что такое бартер? (прямой обмен одних товаров на другие).

- Приведите пример бартера?

- Что такое купля-продажа? (обмен, в котором учувствуют деньги).

- Что такое цена товара? (стоимость одной вещи, одного предмета).

- Что такое деньги? (особый товар, который можно обменивать на любые другие товары и услуги).

- Как называются металлические деньги? (монеты).

- Как называются бумажные деньги? (банкноты).

- Назовите денежные единицы других стран? (США-доллар, Во многих странах Европы – евро, в России – рубль).

Хорошо. Немного узнали о деньгах. А сейчас практическая работа.

- У вас на парте лежат металлические монеты стоимостью в 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей).

-Что изображено и написано на монетах?

- Найдите на монетах лицевую и оборотную стороны. Кто знает, как они называются?

- Оборотная сторона, на которой указан её номинал, называется «реверс» или решка. Почему «решка»? Решка – это искажённое произношение слова «решётка». В ходе денежных изменений Пётра 1 в обращение поступил серебряный рубль, где и была решётка, отсюда и пошло название «решка».

- Как тогда называется другая сторона? (лицевая). Это та сторона, на которой изображён герб, она называется «аверс», или как часто говорят «орёл».

- Ребро монеты называется «гурт». А надпись на монете  - «легенда».

- Покажите на монете «реверс», «аверс» и «легенду»?

- Что можно узнать из надписей? (сколько эта монета стоит, в каком году выпущена, в какой стране используется).

- Опишите монету достоинством в рубль.

- Ребята, рассмотрите гурт. Почему там насечки? (защита от фальшивомонетчиков).

- Ребята, а кто-нибудь из вас знает кто такие нумизматы? Прочитаем в учебнике стр. 69.

- А сейчас выполним упражнение в рабочей тетради №1 стр. 38.

- Запишите определения «бартер» и «деньги» можете воспользоваться учебником, если трудно.

- Посмотрите упр. 2. вырежете и наклеите дома, а сейчас  скажите какими деньгами будете пользоваться в России? (рубль) В США? (доллар), в Европе? (евро). Хорошо.

- Ну а сейчас на листочках, которые я вам раздала, вы будете ставить «+» если я прочитаю правильное высказывание и «-», если я прочитаю неправильное высказывание.

1. Прямой обмен одних товаров на другие – это сбережения? (-)

2. Плата за работу – заработная плата? (+)

3. Деньги, которые откладываются на будущее – сбережения? (+).

4. Оборотная сторона монеты – гурт? (-)

5. Надпись на монете называется легендой? (+).

Молодцы. Сдаём, я проверю.

Слушать;

Принимать новую информацию;

Читать;

Анализировать;

Отвечать на вопросы;

Давать определения;

Анализировать и сравнивать монеты разной стоимостью;

Слушать и воспринимать новую информацию;

Отвечать на вопросы;

Читать;

Выполнять упражнение в рабочей тетради;

Выбирать правильное или неправильное высказывание;

П: осуществляют необходимы поиск информации.

П: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;

К: умение слушать и вступать диалог;

 К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

П: формируем умение извлекать информацию из слова учителя;

5.

Рефлексия. Подведение итогов.

13.10.-

13.15

Итак, ребята подведём итог. Что такое деньги? Что нового вы о них узнали? Как вы думаете, будут ли деньги меняться? Понравился ли вам урок?

Запишите д/з: уч. Стр. 67-70 читать отвечать на вопросы.

Р.т. стр. 39 №3,4.

Подводить итог урока;

Записывать домашнее задание;

Р: понимание причин успеха в учёбе;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 «А»

Тема: «Что такое деньги?»

Цели: познакомить с ролью денег в экономике; дать представление об экономических причинах возникновения денег, о функциях денег, сформировать понятие «деньги», ознакомить с понятиями «бартер», «купля-продажа», познакомить с историей названий некоторых денежных знаков; расширять кругозор учащихся, развивать речь и коммуникативные навыки детей; воспитывать бережливость.

Планируемые результаты:

Личностные: развивать познавательный интерес, логическое мышление, кругозор детей, наблюдательность, любознательность.

Предметные: учащиеся научатся понимать роль денег в экономике;объяснять что такое деньги; различать денежные единицы некоторых стран; анализировать, сравнивать, делать выводы;

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 3 кл. 2ч. А.А. Плешаков, рабочая тетрадь 3 кл. 2ч. презентация.

        



Предварительный просмотр:

        Тема: «Семейный бюджет»

Цели деятельности учителя:

- познакомить с семейным бюджетом;

- воспитывать у учащихся экономное  отношение к семейному бюджету, чувство милосердия;

-  развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление.

Планируемые результаты:

Личностные: ознакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом; формировать представление о структуре семейного бюджета; 

Предметные: учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Оборудование для учителя: Учебник «Окружающий мир» 3 кл. 2ч. А.А. Плешаков, рабочая тетрадь 3 кл. 2ч. презентация.

        

Этапы, методы и приёмы

Хро-

Номе-

траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

Словесн: слово учителя

12.30.

12.31.

- Здравствуйте, ребята!

Проверь дружок:

Готов ли ты начать урок?

Всё ли на парте в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Приветствовать;

Настраиваться на урок;

Р: формировать положительное отношение к урокам окружающего мира;

2.

Актуализация знаний

Практич.: проверка д/з

Словесн.: ответы на вопросы;

12.31.

12.35.

- Ребята, вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? (государственный бюджет). Слайд№1

- Что такое государственный бюджет? (План доходов и расходов государства).

- Как называются деньги, которые поступают в государственный бюджет? (доходы).

- Как называются деньги, которые тратят? (расходы)

- Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (налоги).

- Хорошо.

Проверять домашнее задание;

Отвечать на вопросы;

П:Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно

предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в

один шаг.

К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть

готовым изменить свою точку зрения.

3.

Постановка учебных задач

12.35.

12.40.

- Ребята, Слышали ли вы такую пословицу:

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»?  Объясните смысл этой пословицы. (Учащиеся приводят свои объяснения к зарплате взрослых за работу).

 - Почему порой происходит так: одни работают, получают приличный доход, но живут, так, что денег порой не хватает до зарплаты. А другие вроде бы и получают меньше, но всегда при деньгах? (Не умеют планировать свой семейный бюджет)

- Какая же будет сегодня тема урока? /Семейный бюджет/  Слайд№2,

- Какие цели поставим на урок? (узнать что такое семейный бюджет; как расходовать семейный бюджет).

Объяснять смысл пословицы;

Объяснять ситуацию;

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

К:  участвовать в

учебном диалоге;

Р: определять цель деятельности 
на уроке 

3.

Решение частных задач

Словесн.: ответы на вопросы;

Практич: работа в группах

12.40.

12.50.

12.50.12.55.

- Ребята, сейчас мы разделимся на 3 группы – это будет ваша семья. Придумайте фамилию вашей семьи, распределите роли.

- Семейный бюджет пока у вас составляет 0 рублей.

- Вы знаете, из чего может складываться государственный бюджет. А из чего   складывается семейный бюджет? (доходов и расходов). (слайд№3)

-  На уроке мы должны заполнить  таблицу (распечатка) и разобраться из чего состоят доходы в семейном бюджете и расходы.   

 - Какие доходы могут поступать в семейный бюджет? Обсудите с семьёй и впишите. (З/плата, пенсия, стипендия, пособие, рента – доход от сдаваемой в аренду квартиры, проценты от сбережений).      

- Так что такое доход семьи? (Сумма, заработанная членами семьи за месяц)(слайд №4, 5).    

- Ребята, а куда тратятся деньги из семейного бюджета? Что это? (расходы) Впишите ваши семейные расходы. (слайд№6)         

- У вас, у каждой семьи, на партах лежат листочки с названиями товаров и услуг. И таблицы доходами вашей семьи кто сколько зарабатывает.  Посчитайте свой семейный бюджет.  Выберите то, на что  потратите свой месячный семейный бюджет. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Отметьте галочкой.

Лекарства

Продукты

Одежда

Обувь

Бытовая химия

Транспорт

Велосипед

Музыкальная (спортивная) школа

Книги

Компьютер

Игрушки

Платежи и налоги

Видеокассеты (диски)

Посещение театра, цирка

Посещение боулинга

Туристическая поездка.

- Так, на что расходуется семейный бюджет? Внесём это  

Итак, сосчитайте ваш расход и доход.

- Давайте подведём баланс. Из цифры доходов вычтите цифру расходов. Остались ли у вас деньги?

- Если остались, то это экономия бюджета.

- А если нет, то это дефицит бюджета. (слайд№7)

Делиться на группы;

Придумывать фамилию;

Распределять роли;

Отвечать на вопросы;

Работать с карточками;

Отмечать необходимые продукты и услуги;

Подсчитывать доход и расход;

Узнавать новые понятия;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

П: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;

П: формировать умение извлекать информацию из слова учителя;

К: Читать вслух тексты учебников и при этом: вести «диалог с

автором» отделять новое от известного;

выделять главное;

П: устанавливать причинно-следственные связи;

Словесн.: ответы на вопросы;

Практич.: чтение текста;

12.55.

13.00

- Ребята, а если образовался дефицит бюджета, что нужно сделать? (экономить).

- На чём? (беречь воду, электричество, доедать пищу, не выбрасывать её).

- Если появилась экономия бюджета что можно сделать? (положить деньги в банк, получать банковские проценты).

- Существуют ли виды доходов, которые не запланированные? (лотерея, выигрыш).

- Существуют ли виды расходов, которые нельзя запланировать? (Болезнь)

- Прочитайте текст на стр. 77.

- О каких видах доходов вы узнали?

- Что такое прибыль? Как вы понимаете?

- Что такое гонорар? Объясните.

- Что такое процент по вкладу, банковский процент?

Анализировать;

Отвечать на вопросы;

Читать;

Анализировать прочитанное;

Отвечать на вопросы;

Р: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров;

Физминутка

13.00.

13.01.

- Давайте немного отдохнём.

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки вверх,

Шевелитесь пальчики

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадёмся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернём.

Теперь садимся тише, тише

Притихнем, словно в норках мыши.

Выполнять движения;

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

Практич.: работа в рабочей тетради

13.01

13.10.

- А теперь поработаем в рабочих тетрадях.

Упр. 1 стр. 41.

Прочитайте задание. Рассмотрите таблицу.

- Соедините стрелками из чего складывается доход в вашей семье.

- Покажите стрелками расход семьи.

- Где стрелок получилось больше? Какой вывод можно сделать?

- Что произойдёт если расходы превысят доходы?

- Выполните упр. 2 стр. 42

- Объясните значение пословиц: Копейка рубль бережёт;

Был бы ум, будет и рубль; Не будет ума, не будет и рубля; Не горюй о деньгах, не они нас наживали, а мы их)

- Молодцы.

Работать в рабочих тетрадях;

Соединять стрелками;

Делать выводы;

Выполнять упражнение;

Объяснять пословицы;

П: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и

группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

5.

Рефлексия. Подведение итогов.

13.10.

13.15.

Какую тему изучали на уроке? Что такое семейный бюджет? Что вы нового для себя узнали? Для чего нужен семейный бюджет? Достиг ли ты поставленных целей? Понравился тебе урок? Молодцы.

Подводить итог урока;

Р: понимание причин успеха в учёбе;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату



Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 «А»                                                                                                                                                                  

Тема: «Полезные ископаемые»

Цель урока: познакомить с разнообразием полезных ископаемых.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, анализировать, делать выводы.

Личностные: развивать познавательный интерес учащихся, речь детей, логическое мышление, воспитывать бережное отношение к продуктам растениеводства.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 3 кл. 2ч. А.А. Плешаков, рабочая тетрадь 3 кл. 2ч. презентация.

Этап

Методы и приемы

время

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1

Огр. Момент.

 1,5 мин

Проверьте свою готовность к уроку. Присаживайтесь.

Готовность к уроку.

Личностные- воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся.

2

Мотивационный

0,5 мин.

Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, познавательным) От чего это будет зависеть? (От того, как мы будем отвечать, слушать друг друга и учителя).

Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие? (Внимательным и наблюдательным)

Настрой на урок.

3

Актуализация знаний

5мин.

Расскажите, что составляет основу экономики.

-  Какие природные богатства использует экономика?

-  Приведите примеры использования природных богатств.

-  От чего зависит успех труда в экономике?

-  О процессе создания какого предмета вы узнали? Назовите источники информации.

Отвечают на вопросы.

Познавательные: анализ, обобщение; постановка и формулирование проблемы

4

Постановка учебной задачи

3мин.

Из чего изготовляют автомобили, самолеты, поезда? (Из стали, металла.)

-  Вот построили автомобили, самолеты, поезда, только они сами не поедут и не полетят. Что еще надо для них? (Бензин, горючее.)

-  Из чего делается горючее? (Из нефти.) (Учитель записывает на доске: сталь, нефть.)

-  Дополните запись. (Соль, гранит, каменный уголь и т. д.) Это полезные ископаемые. Сегодня на уроке будем говорить

о полезных ископаемых.

Отвечают на вопросы.

Ставят цель урока.

Построение речевого высказывания

Коммуникативные: участвуют в диалоге, формулируют ответы и выводы, обмениваются мнениями.

5

Постановка учебных задач

13мин

От какого слова произошло слово «ископаемые»? (От слова «копать».)

-  Почему они полезные? (Приносят пользу человеку.)

-  Прочитайте в учебнике первый абзац текста на с. 46.

-  Что такое полезные ископаемые? (Богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.)

-  Назовите жидкое полезное ископаемое.

-  Назовите газообразное полезное ископаемое.

Установите и запишите в рабочей тетради (№ 2, с. 26) свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Я вам подскажу, горючее ископаемое или нет.

-  Подумайте, где используется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его использование?

(Учитель заносит итоги практической работы в сводную таблицу.)

Полезное ископаемое

Свойства

Применение

Гранит

Горная порода, зернистая, твердая, прочная

Строительство

Известняк

Горная порода, белого, серого, желтого цвета; если капнуть каплю кислоты — шипит (выделяется газ)

Строительство

Глина

Горная порода, мелкозернистая осадочная, бурого, желтого, белого и другого цвета

Кирпич, посуда

Каменный уголь

Горная порода, черного цвета, твердая, но хрупкая, горючая

Топливо, краски, лекарства, пластмассы

Нефть

Маслянистая жидкость темного цвета с запахом бензина, горючая

Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарства, пластмассы

Железная руда

Горная порода, твердая, притягивает металлические предметы

Машины, железнодорожные рельсы, вагоны

Песок

Горная порода, в виде крупинок, сыпучая

Строительство, стекло

Все полезные ископаемые делятся на три группы. (Учитель записывает на доске.)

Горючие    Рудные (металлические)     Нерудные (строительные)

—  Приведите несколько примеров полезных ископаемых каждой группы.

(Горючие: каменный уголь, торф, нефть, природный газ; рудные (металлические): медная руда, железная руда; нерудные (строительные): известняк, глина, песок, гранит.)
Для чего добывают полезные ископаемые

Прочитайте в учебнике текст на с. 47.

-Для чего добывают полезные ископаемые? (Для использования в экономике.)

Как добывают полезные ископаемые

Прочитайте в учебнике текст на с. 48.

-Как называются места, где залегают полезные ископаемые?

-Назовите профессию людей, которые отыскивают месторождения полезных ископаемых.

Рассмотрите иллюстрации на с. 48—49.

-Какое полезное ископаемое добывают в шахте? (Каменный уголь.)

-Какие полезные ископаемые добывают в карьере? (Глину, песок, железную руду, известняк, гранит.)

Железную руду, гранит добывают из недр Земли и на ее поверхности. Раньше это делали с помощь кирки и молотка, сейчас - с помощью взрывов, затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают.

-  Какие полезные ископаемые добывают из скважин? (Нефть, газ.)

-  Почему добывать полезные ископаемые становится все труднее и труднее?

-  Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди? (Ответы учеников.)

-  А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (Сбором металлолома.)

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания

 

Установление причинно-следственных связей.

Построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Построение речевого высказывания

6

Физ.минутка

2 мин.

Сейчас, проведем физ.минутку. встаем. Повторяйте движения.

Повторять движения.

РТ № 1 (с. 25). Прочитайте задание. Найдите в учебнике определение полезных ископаемых. Запишите в тетради. (Полезные ископаемые — это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.)

№5 (с. 28).

—  Прочитайте задание. Назовите сооружения, где добывают полезные ископаемые.

—  Рассмотрите иллюстрации. Соедините стрелками рисунок и название сооружения. (взаимопроверка.)

№6 (с. 28). Прочитайте задание. Что такое шахта?

—  Для чего строят шахты?

—  Отыщите на рисунке дорогу к кладу. (После выполнения задания проводится проверка.)

7

Рефлексия

2 мин.

Ребята, какие цели мы ставили сегодня на уроке?

На этом наш урок окончен. Запишите Д/з №1 №3 №4

Соотносить цель учебной деятельности и её результаты.

Р:анализировать собственную работу.



Предварительный просмотр:

Этапы, методы и приёмы

Время

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

12.30-12.32

- Здравствуйте, ребята!  Сегодня я буду вести у вас окружающий мир. Я очень рада вас видеть

Заливается звонок,
Начинается урок
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.

Приветствовать;

Р: формировать положительное отношение к урокам окружающего мира;

2.

Актуализация знаний

Словесн.: ответы на вопросы;

12.32-12.35

- Ребята, но прежде чем приступить к изучению новой темы, вспомним, о чем говорили на прошлом уроке.
1) Что такое растениеводство? (выращивание культурных растений)

2) Для чего выращивают культурные растения? (продукты питания, корм для животных, материал для промышленности)

3) Какие растения люди выращивают для получения продуктов питания? (рожь, пшеницу)

4) Какие растения люди выращивают на корм скоту?(клевер, кормовую свёклу)

5) Какие растения люди выращивают для получения волокна? (хлопчатник и лён)

6) Что вы узнали о профессиях людей в растениеводстве? (хлеборобы, овощеводы, садоводы).

Отвечать на вопросы;

Актуализировать знания о растениеводстве;

К: строить речевые высказывания;

К: продуктивное взаимодействие и сотрудничество  со сверстниками и взрослыми;

3.

Постановка учебной задачи

Нагляд.: видеоматериал

Словесн.: ответы на вопросы

12.35-12.40

-Молодцы. Вспомнили. А сейчас, чтобы определить тему урока посмотрим и послушаем видео (Видео домашние животные).

-Как вы думаете, как одним словом назвать, что вы сейчас услышали и увидели? (домашних животных)  -Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

-  Как вы думаете, какая из отраслей сельского хозяйства занимается выращиванием домашних животных? (животноводство). - Правильно, тема сегодняшнего урока – “животноводство”. (слайд №1)

- Какую цель поставим на урок? (познакомиться с отраслью сельского хозяйства – животноводством). (слайд№2)

-Хорошо.

Смотреть видеоролик;

Определять тему и цели урока;

Отвечать на вопросы;

Р: определять цель деятельности 
на уроке 

4.

Решение частных задач

Словесн.: ответы на вопросы;

Практич.: работа в парах

Словесн.: ответы на вопросы

Практич.: задание в рабочей тетради

Физминутка

Словесн.: ответы на вопросы

Практич.: Викторина командные соревнования

Практич.: читать

Словесн.: ответы на вопросы;

12.40-12.50

12.50-12.53

12.53-12.55

12.55-13.05

13.05-13.10

- Ребята, как вы думаете, что же такое животноводство? - - Как вы понимаете значение этого слова? (“Разводить” + “животных”)

- Что значит разводить? (Кормить, ухаживать, лечить, получать потомство, выводить новые породы).

- Ребята, а сейчас давайте откроем учебники на стр. 56 и  посмотрим правильное ли мы дали определение. Прочитайте его.  

-Итак, сейчас вы поработаете в парах и обсудите вопрос для чего нужно животноводство, используя фотографии, опираясь на текст учебника и животные каких групп одомашнены человеком?

- Ребята, как вы думаете, какие отрасли входят в животноводство? (скотоводство, овцеводство, свиноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство).

-Давайте проверим, что вы решили совещаясь.

-Для чего нужно животноводство?

-Подумайте, животные каких групп одомашнены человеком? (дети совещаются) -Для чего нужно животноводство? -Кого разводят на пасеках?

-К какой группе они относятся? (насекомые)

-Кого разводят на птицеферме? (кур, уток, гусей)

-К какой группе они относятся? (птицы)

-Кого разводят в прудах? (карп, судак)

-К какой группе они относятся? (рыбы)

-Кого разводят на животноводческой ферме?

-К какой группе их отнесём? (млекопитающиеся)

-Давайте ещё раз повторим группы животных, которые мы назвали. (слайды :3, 4, 5, 6, 7, )

- А сейчас для закрепления выполните задание 2 на стр. 34 в  рабочей тетради.

- Итак, какие же потребности удовлетворяются благодаря животноводству? (одежда, продукты питания)

- Ну, а сейчас настало время отдохнуть:

Ходит по двору индюк (шаги на месте)

Среди уток и подруг.

(остановиться, удивленно посмотреть вниз)

Вдруг увидел он грача

Рассердился сгоряча.

Сгоряча затопал (потопать ногами)

Крыльями захлопал (руками, словно крыльям похлопать себя по бокам)

Весь раздулся, словно шар (руки на поясе)

Или медный самовар (сцепить округленные руки перед грудью)

Затряс бородою (помотать головой)

Понесся стрелою. (бег на месте).

- В нашем селе тоже разводят домашних животных. Кто знает, каких? -Для чего их разводят?

- Сейчас проведём Викторину, для этого нужно разделиться на 2 команды по рядам. Вашему вниманию предоставляются 3 группы вопросов, вы выбираете категорию вопросов и соответственно очки, которые вы будете суммировать, если отвечаете не верно, ход достается второй команде.

 Чей ход первый, определит загадка:

Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое. (Корова)

- Мы говорим с вами о разных животных. Но ведь для того, чтобы они выросли большими, здоровыми и приносили пользу, людям приходится много трудиться.

Труд людей в животноводстве не простой, и очень нужный. Он требует много знаний и большой любви к животным.

- Может, кто из вас сможет назвать профессии связанные с животноводством?

( доярка, животновод, зоотехник, пастух. ….)

-Как одним словом называют людей, которые ухаживают за животными? (животноводы). Давайте прочитаем в учебнике на стр. 58 как же трудятся животноводы. Как трудятся животноводы, прочитаем на стр.58.(берём карандаш и ставим точки, если встретились новые слова)

-Какие слова показались незнакомыми? (силос, комбикорм)

-Что такое силос?

-Что такое комбикорм?         

Классифицировать домашних сельскохозяйственных животных;

Характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных;

Обсуждать в паре;

Отвечать на вопросы;

Выполнять задание в рабочей тетради;

Выполнять движения;

Отвечать на вопросы;

Принимать активное участие в викторине;

Обсуждать профессии в животноводстве;

Работать с учебником;

Отвечать на вопросы;

П: осуществляют необходимы поиск информации.

П: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;

К: умение слушать и вступать диалог;

К: участвовать с коллективном обсуждении;

Р: действовать с учётом выделенных учителем ориентиров;

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии и к преодолению препятствий;

К: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

Р: осуществлять поиск необходимой информации;

5.

Подведение итогов. Рефлексия

13.10-13.15

-Ребята, давайте подведем итоги урока: Какую тему мы изучали?  Что нового узнали на уроке? Достигли ли мы поставленной цели? Что больше всего запомнилось? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Понравился ли вам урок?

Запишите домашнее задание: Стр. 56-59 читать, отвечать на вопросы;

Подводить итог;

Записывать домашнее задание;

Р: понимание причин успеха в учёбе;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 «А»

Тема: «Животноводство»

Цели: познакомить с отраслями животноводства, с особенностями разведения и содержания домашних животных; с правилами безопасности которые необходимо соблюдать при общении с домашними животными;

Планируемые результаты:

Предметные: расширять и углублять природоведческие знания учащихся; развивать наблюдательность; воспитывать любовь и бережное отношение к животным; Научатся классифицировать животных по группам, приводить примеры различных видов животных;

Личностные: формирование целостного взгляда на мир в его разнообразии природы; освоение основ экологической грамотности, правил поведения в природной среде.

Тип урока: открытие нового

Оборудование для учителя: Учебник «Окружающий мир» 3 кл. 2ч. А.А. Плешаков, рабочая тетрадь 3 кл. 2ч. презентация.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Природа России"

Иметь первоначальное представление о разнообразии природы России;совершать воображаемое путешествие по родной стране, опираясь на материал учебника;написать, в каких местах России уже удалось, а в как...

Конспект урока по окружающему миру «Леса России» 4 класс

Данный урок составлен для учащихся 4 класса имеющих тяжелые нарушения речи....

конспект урока по окружающему миру "Животные России" во 2 классе школы II вида

конспект урока по окружающему миру "Животные России" во 2 классе школы II вида...

Конспект урока по окружающему миру "Патриоты России"

Конспект урока по окружающему миру "Патриоты России" 4 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру " Патриоты России"

Дети знакомятся с понятиями " патриот", "патриотизм", со значеним "народное ополчение"....

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о карте.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое карта и приёмы чтения карты;- знать отличие глобуса от карты...