Конспект "Семья"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Назарова Ирина Владимировна

Конспект к уроку окружающего мира составлен на тему "Семья и семейные ценности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya.doc75.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира.

«Семья и семейные ценности»

 

Цель:  Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».

Задачи: 1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья»,  выявить ее особенности.

              2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

                3. Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения,

                   эстетический вкус. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Ход занятия.

1.Организационный момент. Психологический настрой.

 

2. Определение темы занятия. Целеполагание.

- По загадкам прошу отгадать тему урока.

Кто на кухне с поварёшкой
У плиты всегда стоит,
Кто нам штопает одёжку,
Пылесосом кто гудит?

Кто на свете всех вкуснее
Пирожки всегда печёт,
Даже папы кто главнее
И кому в семье почёт?      

                               (бабушка)

С кем же я ходил на пруд?

Там у нас рыбалка,

Только рыбы не клюют,

Что, конечно, жалко!

Дня четыре или пять

Не приносим рыбы…

Скажет бабушка опять:

«И на том спасибо»!                    

                                 (дедушка)

Кто любовью согревает,
Всё на свете успевает,

Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешет,
И умоет, и причешет, 
Кто заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз?   

                                         (мама)   

Он всё может, всё умеет,

Всех храбрее и сильнее,

Штанга для него как вата,

Ну, конечно, это - … 

                                 (папа)

Это маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот существо, но его очень любят… (ребёнок).

- Кто догадался: о чём пойдёт речь?  Какова будет тема  нашего урока?

-Сегодня мы продолжим разговор о семье и тема урока звучит так: "Семья".

-Давайте, для начала вспомним, что такое семья.  (Группа людей живущих вместе).

Чтение текста в учебнике стр. 72.

-А сейчас я предлагаю поиграть в игру "Ассоциации". Например, я говорю слово дружба. Что вы себе представили?

Слова: семья, мама, папа, дом.

 СЕМЬЯ – сколько загадок в этом слове!      Существует несколько версий его происхождения.

Слово «семья» -  делится на 2 слова «семь»  и «Я», т.е. 7 + я . Это значит  семеро как я. Ведь в семье  все  чем – то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером; могут быть общие интересы, увлечения.

                «Семь» - не делится. Оно считается  особенным числом и напоминает о том , что и «семья» - тоже едина и неделима.

                А ещё можно сказать, что слово «семья»  происходит от слова «СЕМЯ».  Маленькое семя, с любовью посаженное  в землю даёт вскоре крепкий росток, на котором со временем появляются сначала нежные цветочки, а затем  добрые плоды.

 Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя.  Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии, заботиться друг о друге. Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочки  - сынки и дочки.

- Как вы думаете, что страшнее всего для человека? (Одиночество).

-Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Никто его  не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и  фруктами. Но было этому мальчику очень грустно.

Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.

-Куда ты идешь? - спросил старик

-Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.

-Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.

Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.

-Послушай! - сказал старик.

 - Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу.

 -Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.

Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья.

- Что помогло мальчику, быть по-настоящему счастливым?

-Ребята, а что нужно для того, чтобы семья была дружной и счастливой?

(выбрать слова на слайде: уют, спокойствие, вражда, здоровье, болезнь, любовь, ненависть, чистота, добро, счастье, ссора, дружба, согласие, грубость).

- Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько поколений. Как вы это понимаете?

 (Поколение - это родственники близкого возраста, например, старшее поколение - бабушки и дедушки, среднее поколение - родители, младшее поколение - дети, внуки бабушек и дедушек).

Чтение по учебнику стр. 73.

 - У кого из вас в семье проживают люди разного поколения?

- Что помогает людям разных поколений дружно жить в одной семье? (Взаимопонимание и взаимоуважение). Это две огромные семейные ценности, которые нельзя купить их нужно беречь и передавать из поколения в поколение.

- А вы знаете, что у нас в России есть замечательный праздник День семьи, любви и верности? Кто знает, когда его отмечают? (8 июля с 2008 года).

А сейчас я предлагаю вам написать картину "Моя семья".

Для этого я предлагаю работу в группах.

1 группа - "Солнышки".

Вам нужно из предложенных лучиков выбрать те, которые поясняют, какими качествами можно и нужно обладать каждому члену семьи.

2 группа - "Строители". Вам нужно из кирпичиков построить дом.

3 группа - "Сборщики" (это те, кто из частей собирает целое). Вам нужно собрать пословицы о семье.

4 группа - "Семейка". Вам нужно из предложенных фигур собрать всех членов семьи.

- Закончите пословицу о семье:    

Где любовь да совет, там и горя … (нет)

Где мир и лад, не нужен и … (клад)

В своём доме и стены … (помогают)

Напомнить о правилах работы в группе.

Проверка, оценивание. 

Вам понравилась наша картина? Как вы думаете достигли ли вы поставленных в начале урока целей?

- А как вы думаете, наш класс можно назвать семьей?  (мнения детей).

- Вы верно считаете, что и наш класс можно назвать семьей. Конечно, мы не родственники, но мы видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаем что-то новое, радуемся победам и огорчаемся из-за неудач. Не зря учителей называют классными мамами.

- Сейчас я зажгу волшебный огонёк (так всегда делала мама по- вечерам, когда вся семья собиралась вместе), а вы расскажете о том, какое впечатление оставил наш сегодняшний урок. (Высказывания ребят).

Дополнительно.

Из ладошек построить дерево. Каждый пишет, каким он считает свой класс.

4. Итог урока

- Наш классный час подходит к концу и мне бы хотелось узнать ваше мнение:

- Интересно вам было строить дом?

- Работать в строительной бригаде?

- Считаете ли вы полезной работу, которую мы делали с вами?

- Что на свете всего дороже?    (16 слайд) (Семья).

- А что значит семья? (Это – семь я).

- Без чего не может быть она? (Без папы, мамы и меня).

- А чем же скреплена она? (Любовью, заботой и теплом).

Ведь все мы связаны семьёй. (17 слайд)

Раздаются детям памятки.

- Свято храни честь своей семьи.

- Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.

- Подари родителям радость.

- Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.