Принятие Русью христианства
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Четнева Надежда Владимировна

                               Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prinyatie_rusyu_hristianstva.odt21.77 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Абрамовская  средняя общеобразовательная школа»

    Принятие

Русью  христианства

          Открытый урок по окружающему миру (Система Л.В.Занкова, 3 класс)

                                               

               Учитель                                                        1квалификационной  

                                         категории Четнева Н.В.

                                      Нижегородская обл,

                                      Арзамасский р-он,

                                     

с.Абрамово

Цели:

        Образовательная: продолжать знакомить учащихся с развитием Древнерусского

                                       государства, с крещением Руси.

        Развивающая:       развивать умение анализировать, выделять главное, делать

                                       выводы;

                                       развивать у учащихся желание высказывать своё мнение,

                                       слушать одноклассников.

       Воспитывающая:  воспитывать уважение к истории своего народа, любовь к

                                       Родине;

                                       способствовать формированию сплоченности коллектива.

Оборудование:   * карта Древнерусского государства

                             * учебник «Окружающий мир»

                             * тетрадь

                             * карточки для работы в группах

                             * плакаты с родословными русских князей

Подготовительная работа: Некоторым учащимся класса были даны доклады по теме

                                              урока.

                                                    Ход урока.

  1. Организационный момент.

-Ребята, проверьте вашу готовность к уроку, садитесь. Откройте тетради, запишите тему урока.

(Дети записывают тему: Принятие христианства Русью.)

          -Эта тема очень интересная, богата материалом. Если на сегодняшнем уроке нам  

           не хватит времени, чтобы всё обсудить, то продолжим на следующем уроке.

     2. Проверка домашнего задания.

         Сначала проверим домашнее задание. Я читаю вопрос, вы пишите только ответ.

         ( К доске вызывается ученик, он пишет ответы с обратной стороны доски, чтобы

          одноклассники не видели).

          а) Год Древнерусского государства.  

          б) Первый князь этого государства.

          в) Что собирали князья с населения?

          г)Кому принадлежат слова: « Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми,

             ибо мёртвые страху не имут»?

          (Проверка выполненного задания. Открывается доска, идёт самопроверка).

      3. Новый материал.

          На прошлом уроке мы говорили о Рюрике, князе Игоре, княгине Ольге.

          Посмотрите на таблицу, это родословная Рюрика.

                                    кн. Рюрик             супруга Эфанда

                               сын Игорь              супруга Ольга

                               сын Святослав       супруги:

                                                                                                                                                        Гречанка

                                                                 (пленная монахиня)                                                                              Малуша            

                                                                (ключница кн.Ольги)

                                сыновья:

   

                              1.  Ярополк             супруга Гречанка                                                                            

                               сын Ярополк                                                  

                                                                           

                              2 Олег                                                                        

                                                                                                                       

                                 3.  Владимир             супруги:   Чехиня                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                               Рогнеда, кн.полоцкая                                                                                                                  Гречанка,вдова Ярополка

                                                                                    Чехиня вторая

                                                                                     Болгарка

                                                                                    Анна,греч.царевна

                                сыновья:

                               1. Святополк

                               2. Вышеслав

                               3. Изяслав                                                    

                               4. Ярослав                                                                                      

                               5. Всеволод

                               6. Святослав

                               7. Станислав

                               8. Позвизд

                               9. Борис

                               10. Глеб

                               11. Мстислав

                               12. Судислав    

-Раньше в родословную не вписывали дочерей. Можете ответить- почему?

 Д:- Сыновья были наследниками престола.

- После смерти своего мужа кн. Ольга правила Древнерусским государством. Народ её любил.Но из всех дел Ольги самое лучшее было то, что она приняла христианскую веру. Она первая из русских поняла, что глупо молиться идолам, она сердцем чувствовала, что есть Бог, без которого не мог быть мир  и всё, что мы видим в этом мире. Ольга поехала в Константинополь в 955 году, когда сын её уже вырос и сам стал управлять государством. Там её окрестили под именем Елены. Она ехала с радостью, думала, что её сын Святослав тоже примет её веру. Но Святослав думал только о сражениях. Когда он завоевал все соседние народы, то пошёл в Болгарию и её завоевал. Эта страна ему очень понравилась, он остался там. Но когда Святослав узнал, что печенеги подошли к Киеву, то не раздумывая отправился на родину. Освободив Киев, Святослав стал там княжить. Вскоре ему стало скучно, он решил вернуться в Болгарию. У Святослава  было три сына (родословная), перед отъездом он разделил государство на три части: Ярополку-Киев, Олегу-Древлянскую землю, Владимиру-Новгород.

-Как думаете, что из этого вышло?

Д:-Я думаю, что князья стали править каждый в своем городе.

Д:- А по-моему, ничего хорошего  из этого не вышло,т.к. В государстве должен быть один князь.

-Верно. Вместо одного князя стало три. Святослав велел слушать старшего брата, но сыновья не исполнили приказа отца. Сначала поссорились Ярополк и Олег. У Ярополка был воевода Свенельд, который ненавидел Олега,потому что на охоте Олег убил сына Свенельда. Воевода подговорил Ярополка пойти войной на Олега. В этом сражении Олег погиб: его воины в спешке во время отступления столкнули князя в ров. Туда упало множество воинов и лошадей. Олега задавили. Ярополк, узнав о смерти брата, очень горевал, ведь он не хотел убивать его. Владимир, узнав, что Ярополк завоевал Древлянскую землю, убежал к варягам, в землю своих предков. Ярополк скоро забыл про брата, в Новгород посадил посадников, которые управляли городом. Но Владимир через два года собрал войско и пошёл в Новгород. Послал сказать брату, что отомстит за Олега. Владимир знал, что у Ярополка есть невеста Рогнеда.Она была хороша собой. Владимир не хотел уступать её брату и послал к ней сватов.Но девушка ему отказала, т.к. любила Ярополка.Владимир этого не вытерпел, пришёл в Полоцк, убил отца и двух братьев Рогнеды и женился на ней. Рогнеда столько плакала, что народ прозвал её Гориславою. После свадьбы Владимир пошёл на Киев. Ярополк затворился в городе. И в этот раз он не думал своей головой, а слушал чужие советы. У Ярополка был любимец, которого подкупил Владимир. Ярополк по совету любимца решил встретиться с братом. Как только Ярополк вошёл в дом Владимира, здесь его схватили и убили. Владимир был язычником, он считал своим долгом мстить за обиды. Князь думал, что наказывая одного брата за смерть другого, исполняет дело приятное его деревянным идолам.

-Ребята, что можете сказать о Владимире.

Д:-Он очень жестоко поступил.

Д:-Он поступил, как трус. Ведь он убил брата путём обмана, а не в честном бою.

- Вы можете поверить, что Владимир в дальнейшем стал хорошим человеком, добрейшим князем и первым благодетелем своего народа?

Д:- В это вериться с трудом.

Д:- Я верю, человек может меняться в лучшую сторону.

- Послушайте Женю М. Она расскажет, что было дальше в жизни князя.

(Доклад уч-цы см. в приложении).

-Кем были греки для славян?

Д:- Греки для славян были враги.

- Что мог предпринять Владимир в данной ситуации? Вера греков ему понравилась, но как идти на поклон?

Д:-Может князь послал к грекам послов?

-Послушаем об этом Наташу В.

(Доклад в приложении).

-Дети, так почему же Владимир так резко изменился.

Д:- Он изменился после того, как принял другую веру.

- Приняв христианскую веру, он понял, как много зла причинил людям и в первую очередь своему брату. Изменила его вера в Бога. Крещение Руси произошло в 988 году. Запишите эту дату в тетерадь и запомните её, это важный момент в истории нашей страны.

(Работа в тетради).

-Тимур сейчас вам расскажет чем занимался Владимир после своего крещения.

(Доклад в приложении).

-За все добрые дела Владимира прозвали «Красным Солнышком». Почему.

Д:-Солнышко греет, земля приносит плоды. Так и князь своим добрым словом, делом обогревал людей, помогал им.

Д:-Владимир сделал много доброго для своего народа, как родной отец.

Д:-Люди радуются солнцу, так они радовались и Владимиру.

-Правильно. Солнышко нас обогревает своим теплом, дарит жизнь всему живому, так и Владимир совершал такие дела, от которых людям было тепло, хорошо.

4. Физминутка.

5. Работа в группах.

-У владимира было 12 сыновей, один из них- Святополк был сыном Ярополка. (Показать родословную).Посмотрите, какие необычные имена. Я предлагаю вам разделиться на 3 группы, капитан группы (назначает уч-ль) выбирает карточку с именами князей.Ваша задача-истолковать значение имён.

- Кто готов ответить?

Д:- У нас такие имена: Владимир-это владеющий миром, Святослав- у этого человека будет святая, хорошая слава, Мстислав- он, наверное, прославиться своей местью.

Д:- Первое имя-Всеволод- всем владеет, Ярослав- слава у него ярая, смелая, Вышеслав- человек будет обладать большой славой.

Д:- В нашем задании тоже есть имя Ярослав, о нём уже говорили. Другое имя-Ярополк, наверное, яростный во время боя. Изяслав очень трудное имя, мы не догадались.

- Молодцы. По-моему, Изяслав-это человек, который славится изяществом, красотой.

6. Итог урока.

- Вы сегодня хорошо поработали на уроке. Мне хотелось бы услышать, что вам понравилось на уроке, интересно было или нет? (Ответы уч-ся. Здесь же учитель сообщает детям о том, какие оценки они получили).

7. Домашнее задание.

-Ребята, к следующему уроку вы должны прочитать текст в учебнике на стр.11-14, письменно ответить на вопросы, которые даны на стр.15. Оля К. подготовит сообщение по теме следующего урока. Если кто-то из вас заинтересовался жизнью князя Владимира, то можете подготовить доклад по данной теме. Урок окончен.

                                                  Приложение.

С самого начала своего княжения Владимир старался победами и славою заставить свой народ забыть свою прежнюю жизнь. Он увеличил Россию до самого Балтийского моря, победил болгар. Он старался прославиться хорошими качествами: сердце его сделалось добрее, нрав спокойнее. Он очень любил свой народ, заботился о его счастье, мог уже не наказывать того, кто обижал его, мог даже прощать самых жестоких врагов своих, в числе которых была супруга его Рогнеда. Эта несчастная государыня так много печалилась, что сделалась почти безумная от слёз. Однажды она вздумала отомстить Владимиру за все горести, какие терпела от него и уже вошла с ножом в руке в ту комнату, где он спал крепким сном. К счастью, Владимир вдруг проснулся и в первую минуту гнева хотел наказать смертью такое злодейство, но, увидев слёзы маленького сына своего Изяслава, и, услышав трогательные слова, которыми малютка просил помиловать мать, простил жену. По совету бояр построил на родине её новый город, назвал его Изяславлем и отправил туда жену и сына.

Чтобы успокоить совесть свою, которая ещё напоминала ему об убитом брате, Владимир приносил часто жертвы своим богам и даже сделал нового идола с серебряной головой. Но он начинал понимать, что такие боги не могут быть богами истинными, но не знал, какая вера лучше всех. Владимир решил отправить десять человек в разные земли, чтобы узнать, какой народ лучше всех других понимает бога истинного. Послы объездили все государства европейские, и более всего им понравилась вера греков. Владимир радовался, что наконец может молиться Богу и предпочёл принять христианскую веру от греков.

Но гордому князю русскому, привыкшему всегда повелевать, казалось унизительно креститься у греков, прежних врагов его Отечества, и для того, отправляя послов в Константинополь, он просил у греческих императоров не одной веры христианской, но вместе с нею и руки сестры их, царевны Анны. Умный Владимир знал, что, сделавшись братом императоров, он мог уже не стыдясь назвать их своими просветителями в вере истинной.

Греки ещё со времён Олега начали бояться храбрых русских князей. Императоры должны были умолять сестру свою выйти за Владимира. Царевна горько плакала, желая лучше умереть, нежели расстаться с родными и Отечеством, но Бог призвал её просветить идолопоклонников. Добрая царевна со слезами простилась с братьями и отправилась на корабле в Херсон, где ждал её жених. С нею поехало много священников.

Народ в Херсоне с радостью спешил на берег встретить невесту, называл её своею спасительницей, дивился её красоте. Но великий князь, с нетерпением ожидавший её, не был так счастлив: в то время у него болели глаза, он ничего не видел. Он мог только плакать о своём несчастье и благодарить царевну за жертву, которую она принесла.

Анна просила его тотчас креститься. Великий князь послушал совета благочестивой невесты своей, и за то щедро награждён был Богом. Как только священники приступили к совершению обряда крещения Владимира, и епископ возложил руку на новокрещаемого, больные глаза его открылись, он увидел невесту свою, увидел храм Божий, упал на колени, благодаря Бога милосердного и всемогущего.

Бояре и дружина его, удивляясь такому чуду, также крестились в веру христианскую. Прекрасная Анна уже не плакала, она радовалась, что избавила знаменитого супруга своего и народ его от ужасного несчастья -быть идолопоклонниками. Приехав в Киев, Владимир велел рубить и жечь всех идолов, а главного их них- Перуна с серебряной головой- бросить в реку. Потом приказал всем киевлянам явиться на другой день на берег Днепра. Священники освятили Днепр и начали крещение народа. Взрослые люди  вошли в воду, маленькие дети были на руках отцов и матерей, между тем на берегу стояли великий князь, супруга его, бояре и воины. Они стояли в тихом благоговении и усердно молились за новых христиан. Такое усердие к Богу видно было не в одном Киеве, но и во всём государстве русском.

Владимир после крещения ещё более прославился добрыми делами. Он уже не думал о завоевании чужих земель, но всегда более старался о просвещении своих подданных, заводил для них училища, строил церкви. На княжеском дворе бедные люди могли во всякое время получать пищу и деньги; больным же великий князь приказывал развозить съестные припасы на дом. Он сделался так милостлив, что самых ужасных злодеев боялся наказывать смертью и позволял им откупаться от наказания деньгами. Все добродетели, которыми великий князь старался загладить прежние дурные поступки свои, были так велики и угодны Богу, что церковь наша назвала его Святым и Равноапостольным. Он заслужил это название потому, что с таким же усердием, как и Святые Апостолы, старался просвещать верою в Иисуса Христа своих подданных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принятие Русью христианства.

Жизнь и правление князя Владимира, крещение Владимира в городе Корсунь, обращение славян в христианскую веру....

Принятие Русью христианства

Цели. Актуализировать знания детей о верованиях славян.Сосредоточить внимание учащихся на деятельности русских князей в деле укрепления государства.Выявить причины принятия христианства. Раскрыть...

Тест по культуре родного края по теме "Принятие христианства на Руси". 4 класс.

Проверочный по изученной теме "Принятие христианства на Руси"...

Принятие христианства на Руси

Презентация по окружающему миру на тему "Крещение Руси. Принятие христианства"...

Принятие христианства на Руси

Данная работа выполнена к урокам окружающего мира в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Может быть использована и в других УМК....

Принятие христианства на Руси

Урок окружающего мира 3 класс...

Электронное пособие по теме "Принятие христианства на Руси"

Пособие представляет собой  структуру урока окружающего мира по данной теме....