Исследовательский проект "Выращивание кристаллов из поваренной соли и сахара"
проект по окружающему миру (3 класс) на тему

Смирнова Наталия Александровна

Описание проекта  "Выращивание кристаллов из поваренной соли и сахара" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nach_proekt.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….

Обоснование выбора  идеи…………………….………………………………..…..

Определение конкретной задачи и ее формулировка………………………….......

Выявление основных требований к изделиям...…………………………………...

Разработка идей, выбор материалов и инструментов……………………………...

Инструкции по технике безопасности  …………………… ……………………....

Последовательность изготовления изделий………………………………………..

Заключение...……………………………………………………………...………

Используемая литература……………………………………………………….....

Приложение……………………………………………………………...………...

Введение

Обоснование выбора  идеи

Что? – кристаллы, выращенные в домашних условиях.

 Кому? – для меня, для сестры, для мамы, для учителя и воспитателя.

 Из чего? – соль, сахар, игровые наборы для выращивания кристаллов.

Как сделать? –   аккуратно, старательно, помнить о технике безопасности, делать в свободное от учебы и домашних обязанностей время.

Зачем? –  чтобы попробовать себя в роли настоящего ученого, для украшения сада или двора, для подарка или сувенира.

Определение конкретной задачи

Актуальность исследования состоит в том, что выращивание кристаллов -  увлекательное занятие и, пожалуй, самое простое, доступное и недорогое для большинства юных химиков, максимально безопасное;  объясняется интересом образования различных по форме и цвету кристаллов в любое время года.

Цель работы: провести исследование по выращиванию  кристаллов поваренной соли, сахара  и медного купороса в домашних условиях.

Задачи исследования:

  • Проанализировать текстовый и иллюстративный материал по данной теме.
  • Изучить методики процесса кристаллизации.
  • Обобщить полученную информацию о строении кристалла.
  • Выполнить опытно-экспериментальную работу по изученным методикам.
  • Подготовить стендовую презентацию материала по теме исследования.
  • Выпустить буклет – памятку для юных исследователей.        

              Методы исследования:

  • Накопление теоретического материала.
  • Проведение опытно-экспериментальной деятельности с целью получения кристаллов из поваренной соли, сахара  и медного купороса.
  • Анализ полученных результатов исследования.

          Объектом исследования являются кристаллы.  

           Предметом  исследования – процесс кристаллизации.

Гипотеза исследования:  мы предположили, что кристаллы  могут появляться при создании определенных условий; значит, если изменить условия кристаллизации и растворить различные вещества, то можно получить кристаллы разной формы и цвета в домашних условиях.

Практическое значение исследования состоит в том, что оно может быть использовано на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях,  занятиях кружка «Юный химик».

Новизна исследования заключается в представлении  выработанных рекомендаций юным исследователям по выращиванию кристаллов в домашних условиях, которые способствуют  повышению интереса, активности и самостоятельности в опытно-экспериментальной деятельности, а также  познания мира младшими школьниками.

Что же такое кристаллы? Кристаллы, в переводе с греческого языка, (krystallos) «лёд».  По данным энциклопедии, кристалл - это твердое тело. Кристаллики растут, присоединяя частицы вещества из жидкости или пара. Кристаллы бывают естественного происхождения и искусственного, выращенные в специально-созданных условиях.  И каждый человек, при желании может легко вырастить кристаллы у себя дома. Но для того, чтобы результат получился действительно красивым необходимо аккуратно  выполнять все действия.

В Интернете можно найти много инструкций по поводу того, как выращивать кристаллы из различных химических веществ. Мы решили проверить все самостоятельно, и в качестве основы взяли обычную поваренную соль, сахар которые можно найти на любой кухне и медный купорос, использующийся в садоводстве.

Проанализировав текстовый материал и определив методы исследования,   провели экспериментальную работу по выращиванию кристаллов в домашних условиях.

Организация рабочего места

Я буду стараться работать в дневное время суток, чтобы сохранить остроту зрения. Рабочее место устрою так, чтобы свет падал из окна с левой стороны. На моем столе во время работы не будет лишних предметов. Я буду соблюдать правила по технике безопасности.

  Техника безопасности при работе.

Предупреждение! Прежде чем мы перейдем к выращиванию кристаллов в домашних условиях (пусть даже таких безопасных, как кристаллы из сахара) не лишним будет напомнить о необходимости соблюдать технику безопасности:

  • не используйте при проведении опыта пищевую посуду, а то можно и отравиться;
  • не используйте неизвестные или просроченные вещества;
  • после завершения опытов тщательно проветрите помещение и вымойте руки с мылом;
  • при проведении опыта используйте перчатки, защитные очки, перчатки и фартук;
  • при попадании реактивов на кожу или в глаза немедленно промойте их проточной водой!
  • берегите реактивы от детей! Будьте предельно осторожны и аккуратны!

                  Ход выполнения работы.

  • опыт №1 Выращивание кристаллов из поваренной соли.

Берём соль, разводим раствор в ёмкости и ставим её в кастрюлю с тёплой водой, пока не раствориться.   Добавляем ещё соль и снова перемешиваем. Повторяем этот этап до тех пор, пока соль  не будет растворяться,  и станет оседать на дно стакана. Мы получили насыщенный раствор соли. Переливаем его в чистую ёмкость. Выбираем любой понравившийся более крупный кристаллик поваренной соли,  привязываем за нитку и подвешиваем, чтобы он не касался стенок стакана. Уже через пару дней можно заметить значительный для кристаллика рост. С каждым днём он будет увеличиваться.

Результат: мы получили кристалл поваренной соли.

 Вывод: 

1. Поваренная соль состоит из кристаллов.

2. При соприкосновении кристаллов соли с водой, они растворяются.

3. Быстрее всего кристаллы  соли могут образовываться в насыщенном растворе поваренной  соли.

4. По мере того как вода испаряется, соль снова  образует кристаллы.

5. В домашних условиях  можно вырастить кристаллы при необходимых условиях: наличие насыщенного солевого раствора и ниточки с затравкой.

  • опыт №2  Выращивание кристаллов из сахара.

В воду всыпаем 2 столовые ложки сахара и хорошо перемешиваем, если сахар полностью растворился, добавляем еще немного. Когда на дне стакана останется нерастворимый осадок, значит раствор готов. Аккуратно наливаем по 2 столовые ложки раствора на каждое блюдце.  Чтобы получить цветные кристаллы можно капнуть немного пищевого красителя. Через пару дней начнут расти кристаллы. Ждем еще несколько дней и любуемся получившимися кристаллами.

Результат: мы получили цветные кристаллы сахара.

Вывод: 1. Сахар состоит из кристаллов.

2. При соприкосновении кристаллов сахара с водой, они растворяются.

3. По мере того как вода испаряется, сахар снова  образует кристаллы.

опыт №3  Выращивание кристалла с помощью набора юного химика.  

Заключение

При выполнении этой работы мы выяснили, что мир кристаллов красив и разнообразен. Каждый его представитель уникален по своим свойствам, размерам и особенностям строения. Кроме того, что кристаллы красивы, они играют важную роль в жизни человека.

В ходе работы мы исследовали очень интересное свойство кристаллов- их рост в искусственной среде. Оказывается, кристаллы можно вырастить дома, без каких- либо усилий.

В результате проведенных исследований гипотеза полностью подтверждается: нам удалось вырастить кристаллы из поваренной соли в домашних условиях .

Практическое значение исследования состоит в том, что оно может быть использовано на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях.

         За помощь в проведении исследования благодарю моих родителей, классного руководителя.     

Вывод:

  • при благоприятных условиях поваренная соль, сахар, принимают форму кристаллов;
  • кристаллы различных веществ имеют разную форму;
  • на форму кристаллов  оказывает влияние температура;
  • кристаллы различных веществ имеют различные свойства (одни кристаллы окрашиваются, другие – бесцветны; одни кристаллы растут хорошо, другие – плохо).
  • быстрее и легче кристалл растёт  тогда, когда в насыщенный раствор помещается кристалл- «затравка».

Использованная литература: 

Петров К.Н. « Кристаллизация» -Москва, Просвещение ,2010.

Шалаева Г.П. «Справочник школьника»- Форум 2009.

«Большая энциклопедия школьника» Москва 2001.

.  Аликберова Л.Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. М.: АСТ-ПРЕСС. 1999.

2.   Большая детская энциклопедия: Химия / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.

3.  Боровицкий П.И. Краткий справочник преподавателя естествознания.  М.: Учпедгиз. 1951.

4.  Владимиров А.В. Солёное золото: Научно-худож. литература. М.:                 Дет. лит.1986.

5.  Девяткин В.В. Химия для любознательных или о чём не узнаешь на уроке. Ярославль: Академия Холдинг. 2000.

6.   Леенсон И.А. Занимательная химия. М.: Дрофа. 1996.

7.   Энциклопедический словарь химика. М.: Педагогика. 1990.

Ресурсы Интернета:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/кристаллы : Википедия

     2. http://course-crystal.narod.ru/p31aa1.html : Мир кристаллов (дистанционный курс по физике)


http://www.zircon81.narod.ru/Metodica.html

http://www.waynesthisandthat.com/crystals.htm#fast - fast

http://www.crystalgrowing.com/index_e.htm

1. Большая детская энциклопедия: Химия, сост. К. Люцис. М. : Русское энциклопедическое товарищество. 2000.

2. Владимиров А. В. Солёное золото: Научно-художественная литература. М. : Детская литература. 1986.

3. Долгова А. В., Короленкова Т. Г. «Наша планета Земля» М. : Пилигрим, 1998.

4. Интерактивная энциклопедия «Всё обо всём», М. : Махаон 2007.

5. Леенсон И. А. Занимательная химия. М. : Дрофа. 1996.

6. Энциклопедия для любознательных «Что, зачем и почему? » М. : Махаон 2012.

7. Энциклопедический словарь химика. М. : Педагогика. 1990.

8. http://www.kakprosto.ru/kak-12563-kak-vyrastit-kristall-v-domashnih-

usloviyah-iz-soli

9. http://www.zircon81.narod.ru/Metodica.html

10. http://www.waynesthisandthat.com/crystals.htm#fast - fast

11. http://www.crystalgrowing.com/index_e.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Растворение поваренной соли в воде»

Лабораторная работа по познанию мира.Рабочий лист для уч-ся....

МАН Номинация «География» Тема: Секреты поваренной соли.

Тема: Секреты поваренной соли.Объект исследования: поваренная соль.Предмет исследования: свойства и применение поваренной соли.Актуальность: Соль - незаменимый продукт питания.Цель: Узнать историю поя...

Презентация "Поваренная соль"

В презентации рассказывается о свойствах, использовании и добыче поваренной соли....

Исследовательская работа учеников 4 "А" класса "Выращивание кристаллов из поваренной соли"

В на стояще е  вре мя изуче ние м многообра зия криста ллов за нима е тся на ука  КРИСТА ЛЛОГРА ФИЯ. Изучив лите ра туру, мы узна ли, что криста ллы можно выра стить са мому! На с оче нь за инте ре со...

Презентация к исследовательской работе "Кристаллы- удивительный мир"

Исслеловательская работа на тему «Удивительный мир кристаллов» выполнена ученицей 3 класса.Актуальность исследования заключается в том, что кристаллы играют большую роль в нашей жизни, у н...

Правильное питание. Что такое соль и сахар. Витамины

Внеклассное занятие по правильному питанию...