урок "Когда наступит лето?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Адылева Альбина Куановна

Конспеккт урокапо окружающему миру 1 класс. Урок о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности; показать зависимость природных явлений от смены времён года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_leto.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Когда наступит лето?

Цель урока: сформировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности; показать зависимость природных явлений от смены времён года.

Задачи:

Образовательные задачи урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания детей о временах года.
  2. Дать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности.
  3. Учить выделять характерные признаки времён года.

Развивающие задачи урока:

  1. Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся, творческие способности.
  2. Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать и делать выводы.
  3. Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.

Воспитательные задачи урока:

Воспитание чувства прекрасного через наблюдение за каждым временем года.

Планируемые достижения учащихся: обучающиеся усвоят в какой последовательности сменяются времена года, месяцы; научатся узнавать время года по характерным признакам.

Оборудование и средства обучения: 

  1. Окружающий мир. 1 класс. В 2 частях. А. А.Плешаков. Москва. Просвещение. 2011г.
  2.   А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 Москва «Просвещение»  2011 г..
  3. Альбомные листы, цветные карандаши (фломастеры).
  4. Призы смайлики
  5. Конверты с загадками
  6. Снеговик
  7. Картинки с Муравьём вопросиком и Мудрой черепахой
  8. Карточки с заданиями «Времена года»
  9. Игрушка «Слоник».
  10. Таблицы с днями недели.
  11. Мелодия скрипа снега под ногами
  12. Карточки для физкультминутки

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Эмоциональный настрой

1 Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте удачи.

Предметные Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних

и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года

Личностные Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; Формировать интерес к учению; осваивать роль ученика.

Познавательные: анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года;  называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым; находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; — наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;

Коммуникативные  работать в паре; участвовать в диалоге; составлять рассказ.

Регулулятивные  Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке;  формулировать выводы из коллективного обсуждения; работать по         плану;

ΙΙ. Актуализация знаний

Ребята, какое насекомое у нас на уроке всегда хочет что-то узнать? (Муравей вопросник)

 Учитель вывешивает на доску картинку с изображением муравья.

-Отгадайте загадку Муравьишки:

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний-

Появляется передний. (Дни недели)

-Назовите по порядку все дни недели.

Игра «Неделька, стройся»

-Сейчас я вызову к доске 7 человек, и каждому дам по табличке. По команде «Неделька, стройся!» вы должны быстро построиться по порядку, начиная с того дня который я назову.

ΙΙΙ. Самоопределение к деятельности.

-Прислушайтесь, кажется, кто- то сюда идёт.

-Что вы слышите, ребята? (скрип снега под ногами).

Проигрывается мелодия скрип снега.

-А теперь закройте глазки и подумайте, кто бы мог к нам прийти сегодня в гости?

Дети закрывают глаза, учитель показывает снеговика.

-Откройте, пожалуйста, глаза. Кто пришёл к вам в гости? (снеговик)

-Ребята, а как вы думаете, зачем он пришёл сюда. Что он хотел бы у вас узнать. (Дети предлагают разные вопросы).

-Ребята, а как вы думаете, что больше всего боятся снеговики? (Растаять).

А что же должно случиться, чтобы снеговики начали таять? (должно потеплеть)

-А когда же потеплеет (весной, летом).

-Кто же мне ответит, зачем пришёл снеговик? Что именно он хочет от нас узнать? (Когда наступит лето?)

 - Что мы должны узнать сегодня на уроке? Чему научиться?

- У каждого из вас ребята на парте находятся «волшебные годовые круги».

- Положите перед собой круг.

 Это волшебный круг, а его хозяин старик-годовик. Послушайте сказку о нём.

«Старик-годовик»

Вышел старик-годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим именем. Махнул старик-годовик первый раз, и полетели первые три птицы. Стало холодно. Пошёл снег.

Махнул старик-годовик второй раз. Полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях появились первые цветы.

Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно…

Махнул старик-годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь. (В.И.Даль)

- Кто запомнил, что случилось, когда старик-годовик махнул первый раз рукавом? (Стало холодно, пошёл снег)

- Какое это время года? (Зима)

Слайд 3.

- Раскрасьте полоски, где написано слово «зима» голубым карандашом.

- Кто знает, что это за птиц выпустил старик-годовик? (Это зимние месяцы) Назовите их. (Декабрь, январь, февраль)

- Когда старик-годовик махнул второй раз, что случилось в природе? (Стал таять снег, появились первые цветы)

- Какое это время года? (Весна)

Слайд 4.

- Раскрасьте полоски, где написано слово «весна» зелёным карандашом.

- Каких трёх птиц старик выпустил второй раз? (Весенние месяцы: март, апрель, май)

- Третий раз махнул старик-годовик, стало совсем жарко и душно. Что наступило? (Лето)

Слайд 5

- Полоски со словом «лето» раскрасьте жёлтым цветом.

- Каких трёх птиц выпустил старик-годовик летом? (Летние месяцы: июнь, июль, август)

- Кончится лето и четвёртый раз махнёт старик-годовик рукавом, станет дождливо, холодно. Что это за время года? (Осень)

Слайд 6.

- Раскрасьте полоски со словом «осень» оранжевым цветом.

- Каких птиц он выпустит осенью? (Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Почему не будет старик-годовик махать пятый раз? (Потому что в природе всего 4 времени года)

Слайд 7.

- После осени опять наступит зима, опять полетят первые три птицы – декабрь, январь, февраль, и опять всё пойдёт по кругу, как стрелочки на часах, слева направо. Покажите пальчиком это круг.

-Почему эта схема называется годовым кругом?(Времена года идут друг за другом так, что получается круглый год. А за одним годом наступает следующий и так без конца.

ΙV. Применение нового знания

-Скажите, какое сейчас время года? Найдите его на годовом круге. Посмотрите и скажите, какое время года было до него? (Осень). А какое будет после? (Весна)

-Ребята, вспомните, что хотел узнать от нас снеговик? (Когда наступит лето?)

-Можем ли мы ответить на его вопрос?

-Когда наступит лето? (После весны)

-А скажите, пожалуйста, могут ли времена года нарушить свой порядок?

-Вспомните, в какой сказке это произошло? «Двенадцать месяцев».

Учитель вывешивает иллюстрацию из сказки «12 месяцев».

-Отгадайте загадку:

12 братьев

Разно называются

И разными делами

Занимаются. (Месяцы).

-Найдите на годовом круге названия месяцев. Сколько их? (12)

-Прочитайте их названия по цепочке.

-А сколько месяцев в каждом времени года? (три)

Назовите и запомните зимние месяцы, весенние, летние.

Физкультминутка

А теперь давайте поиграем и немного отдохнём.

-Я предлагаю разделиться на 4 группы. Те ребята, которые родились зимой, а именно в декабре, январе и в феврале, встают у первого окна. Те ребята, которые родились весной, а именно в марте, апреле, мае, встают у доски. Ребята, родившиеся осенью (сентябрь, октябрь, ноябрь) встают у шкафа. А ребята, родившиеся летом (июнь, июль, август) становятся рядом со мной.

Расскажите о своём любимом времени года. Почему оно любимое? (Ответы детей).

- Ребята, а вызнаете признаки времен года?

- Какие признаки зимы вы знаете? (Солнышко светит, но не греет. Земля замерзает и покрывается снегом. Водоёмы сковывает лёд. День зимой короткий, а ночь длинная. Звери спят в норках.)

- Какие признаки весны вы можете назвать? (Весной солнышко не только светит, но и греет. Снег тает, бегут ручьи, появляются первые цветы, дни становятся длиннее, а ночь короче. Природа просыпается и оживает.)

- Как же нам узнать лето? (Становится очень жарко. Цветет много растений. День становится ещё длиннее, а ночь совсем короткая.)

- Что же происходит в природе осенью?

 (Солнышко греет меньше. На улице холодает. Дни становятся короче, а ночь длиннее. Опадают листья на деревьях и кустарниках, желтеет и вянет трава. Звери готовятся к зиме, улетают птицы в тёплые края, насекомые прячутся в укромные места.)

-Рассмотрите рисунки Муравьишки на стр.11. Найдите ошибки, которые он допустил?

-Обсудите с соседом по парте, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки?

-Молодцы! Отложите учебник в сторону и немного отдохнем.

Физминутка.

- Мы снова разделимся на группы. Каждая группа должна выбрать головной убор и обувь соответствующего времени года и одеть их. 

-Посмотрите задание №1. стр. 9.

-Найдите приложение к заданию, вырежьте картинки. Расположите рисунки в правильном порядке.

-Картинку с каким временем года нужно наклеить первой?

-Выполните задание. Поменяйтесь тетрадями и проверьте.

-Предлагаю снова образовать 4 группы. (У каждого ребенка на парте лежит листок с названием времени года. У кого времена года совпадают – образуют группу)

 Каждая группа должна придумать значок для одного из времен года.

Каждой группе учитель даёт  лист бумаги и карандаши. Дети выполняют задание коллективно.

-Выберите из группы товарища, который будет рассказывать о своём значке.

Дети выступают с ответами.

-Посмотрите задание №4

-Прочитайте названия месяцев. Что вы заметили?

-С какого месяца начинается год? (С января)

-Поставьте в кружок рядом с январём цифру 1. Аналогично расставляем цифры над остальными месяцами.

V. Итог урока

-Посмотрите на экран  и продолжите цепочки:

Дни недели: понедельник,…

Времена года: весна,….

Весенние месяцы: март,…

Летние месяцы: июнь,…

Осенние месяцы: сентябрь,…

Зимние месяцы: декабрь,…

Рефлексия.

-Ребята, а снеговик для вас приготовил подарок за то, что вы помогли ему с решением вопроса. Это огромное сердце.

У каждого из вас на столе есть маленькие сердечки. Я предлагаю вам выбрать сердечко и подарить снеговику.

-А  выбираем, какое сердечко подарить мы с вами следующим образом:

Красное сердечко – я всё понял, урок понравился.

Жёлтое сердечко – остались вопросы по теме

Зеленое сердечко – я ничего не понял.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе. Учитель: Зиганшина Зинаида Николаевна. Тема: «Когда наступит лето?»

Тема: «Когда наступит лето?» Задачи урока:формировать представления о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности, учить выделять характерные признаки времён года. Пл...

"Прощание с первым классом или Вот и наступило лето!"

В сценарий праздника "Прощание с первым классом или Вот и наступило лето!" включены стихотворения, песни, логические и игровые задания, награждения....

Тест по окружающему миру по теме "Когда наступит лето?"1 класс

Предлагаю в форме теста повторить  названия месяцев и времён года ....

Сценарий праздника "Наступил прощанья час...""

Сценарий праздника для выпускников начальной школы. Содержит стихи, весёлые сценки, песни, в которых выражены любовь и признательность всем, кто учил, воспитывал, лечил, кормил, словом, тем, кто был р...

Урок окружающего мира. Тема:"Октябрь уж наступил..."

Урок окружающего мира.  1 класс (УМК "Начальная школа XXI век).  Тема:"Октябрь уж наступил..."...

Наступил прощания час

Сценарий выпускного вечера. 4 класс. 2012г. Цель: Создать условия для воспитания любви к школе, её традициям, уважения к труду учителя. Задачи: 1.Развивать творческие навыки учащихся, умение рабо...

Список литературы на лето3 класс

Список литературы на лето, переходим в 3 класс...