Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Планета знаний», 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
2
Скачать:
Предварительный просмотр:
№ | Тема урока | Дата | Ко-во часов | Тип урока | Планируемые результаты | Форма организа ции познава тельной деятельнос ти | Формы контроля | Органи-зация самос-тоятель-ной деятель-ности | Нагляд ность, ИКТ | Примечание | ||
Предметные | Метапредметные (УУД) | Личностные | ||||||||||
Как люди познают мир – 15 ч. | ||||||||||||
1 | О науке | 1 | Изучение нового | Иметь первоначальное представление о науке, её различные отрасли. Знать значение науки в жизни людей. Уметь понимать и объяснять назначение окружающих предметов; сравнивать древнюю и современную науку; объяснять, что такое наука; рассказывать, что наука дает человеку, приводить примеры разных наук. | Самостоятельно организовывать своё рабочее место. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Пользоваться рисунками для получения информации. | Формировать положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории. Участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятельность по выбору) | Фронталь ный опрос. Работа с раздаточным материалом | Внешний, взаимо-контроль | Работа в тетради | Учебник С. 3 -7, рабочая тетрадь | ||
2. | Науки бывают разные | Комбини рованный | Иметь представление о науках: география, биология, история, астрономия, экономика, психология. Уметь называть вид науки; пользоваться справочником; рассказывать, что изучают ученые различных наук. | Самостоятельно пользоваться справочником в конце учебника. Готовить устные и письменные сообщения о какой-либо науке, изобретении или об ученом России. | Принимать учебные цели, проявлять желание учиться | Задания по группам | Самоконтроль | Работа в тетради | Учебник С. 8-9 рабочая тетрадь | |||
3. | Ученые России. Человек - изобретатель | Комбини рованный | Знать имена, фамилии известных ученых России. Уметь рассказывать о достижениях М. Ломоносова, А. Попова, С. Королева, Н. Вавилова, С. Королева; называть, какие изобретения подсказали людям растения и животные. Иметь представление о постепенности развития научного знания в обществе. Продолжить формирование информационной грамотности | Пользоваться специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых). Рассказывать о значении библиотек, Интернета и возможностях их использования. | Участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятельность по выбору) | Фронтальный и индиви дуальный опрос | Внешний, самоконт роль | Работа в тетради | Учебник С. 10 -13, рабочая тетрадь | |||
4. | Экскурсия в лес | Экскурсия | Знать правила поведения в природе; отличительные признаки леса. Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой природе. Формировать у учащихся общее представление о лесе; показать разнообразие растений и животных леса, некоторые признаки их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязи. Убедить в необходимости бережного отношения к обитателям леса и выполнения правил поведения в лесу. | Оценивать свою наблюдательность и наблюдатель ность одноклас сников. Оценивать красоту окружающей природы. Фантазировать и составлять устные или письменные сочинения на заданную и свободную тему. Наблюдать за объектами и явлениями природы; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях. Проводить наблюдения за погодой, природой и трудом людей, фиксировать их результаты в дневнике наблюдений (в рабочей тетради). | Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Оценивать свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников. | Фронтальный и индивидуаль ный опрос | Текущий | Наблюде ния и записи в дневнике | ||||
5. | Экскурсияк водоёму | Экскурсия | Знать отличительные признаки водоёма. Уметь выполнять простейшие опыты и наблюдения, фиксировать их и делать выводы. | Оценивать свою наблюдательность и наблюдатель ность одноклас сников. Оценивать красоту окружающей природы. Фантазировать и составлять устные или письменные сочинения на заданную и свободную тему. Наблюдать за объектами и явлениями природы; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях. Проводить наблюдения за погодой, природой и трудом людей, фиксировать их результаты в дневнике наблюдений (в рабочей тетради). | Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Оценивать свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников. | Фронтальный и индивидуаль ный опрос | Текущий | Наблюде ния и записи в дневнике | Учебник С. 28 -29, рабочая тетрадь | |||
6. | Как учёные изучают мир. | Комбини рованный | Знать понятия «опыт», «наблюдение»; различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире. Уметь проводить опыты и наблюдения по плану; работать с книгой как источником информации; описывать опыты и результаты | Рассказывать о наблюдениях, проведенных во время летних каникул. Самостоятельно проводить наблюдения за комнатным растением, домашним животным (по плану в рабочей тетради Самостоятельно проводить опыт влияние света на развитие проростка фасоли); высказывать предположение (выдвигать гипотезу) об ожидаемых результатах опыта. | Оценивать свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников. | Индивидуаль ный опрос. Дидактичес кая игра. Опыт | Самоконт роль | Работа в тетради | Учебник С. 14 -15, рабочая тетрадь | |||
7. | Как учёные изучают мир. Практическая работа | Комбини рованный | Знать понятия «опыт», «наблюдение»; различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире. Уметь проводить опыты наблюдения по плану; работать с книгой как источником информации; описывать опыты и результаты. Дать первое представление о методах научного познания (наблюдение, эксперимент). | Наблюдать за объектами и явлениями природы; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях. Сотрудничать с одноклассни ками при выполнении игровых заданий | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем | Фронталь ный опрос | Текущий, взаимоконтроль | Работа в тетради | Учебник С. 16 -17, рабочая тетрадь | |||
8. | Умей видеть | Комбини рованный | Уметь наблюдать за явлениями природы; рассказывать об интересном явлении; внимательно читать текст и получать из него полезную информацию; анализировать рисунок и находить на нем ошибки в изображении живой природы. | Оценивать красоту окружающей природы. Фантазировать и составлять устные или письменные сочинения на заданную и свободную тему. Наблюдать за объектами и явлениями природы; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях. Развивать и тренировать свою наблюдательность | Оценивать свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников. | Тест. Самостоятельная работа | Взаимоконтроль. Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 18 -19, рабочая тетрадь | |||
9. | Умей видеть | Комбини рованный | Знать правила заполнения дневника наблюдения. Уметь наблюдать в разное время года за природой, трудом людей и погодой; заполнять дневник наблюдений в рабочей тетради; рассказывать о свойствах предметов окружающего мира; находить отличия в паре рисунков. | Наблюдать за объектами и явлениями природы; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий | Оценивать свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников. | Индиви дуальный опрос. Работа в парах | Взаимо контроль. Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 20 -21, рабочая тетрадь | |||
10. | Приборы и инструменты | Комбини рованный | Знать понятия «исследование», «приборы», «инструменты». Уметь называть приборы и инструменты, необходимые для исследования ученым разных профессий; рассказывать, как используются приборы и инструменты; выбирать прибор для изучения поверхности Луны; проводить простейшие наблюдения и исследования с помощью ручной лупы. | Объяснять назначение приборов и инструментов. Обобщать результаты наблюдений, делать выводы. Высказывать своё мнение при обсуждении | Принимать учебные цели, проявлять желание учиться | Работа в парах | Взаимо контроль. Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 22 -23, рабочая тетрадь | |||
11. | Измерение температуры. Практическая работа | Комбини рованный | Знать, как устроен термометр; правила использования ртутного термометра. Уметь называть части термометра; определять температуру с помощью термометра; сравнивать различные термометры (для измерения температуры воздуха, измерения температуры воды; измерения температуры тела человека); составлять прогноз погоды, используя слова «температура воздуха»; выполнять практическую работу с измерением температуры тёплой и холодной воды. | Измерять температуру воды, воздуха и тела человека; записывать результаты измерения температуры воздуха в дневнике наблюдений. Совместно проводить опыты в малых группах, распределять работу по измерению температуры и фиксации результатов наблюдений, обсуждать свои наблюдения. | Принимать учебные цели, проявлять желание учиться | Фронталь ный опрос | Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 24 -25, рабочая тетрадь | |||
12. | Измерение времени | Комбини рованный | Знать, что время измеряется в часах, минутах, секундах; как устроены часы; понятия «сутки», «полдень», «полночь»; сколько часов в сутках. Уметь называть части часов (минутная стрелка, часовая стрелка, циферблат); определять время по часам; пользоваться часами | Определять времяпо часам. Оценивать правильность выполнения задания | Принимать учебные цели, проявлять желание учиться | Фронтальный и индиви дуальный опрос | Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 26 -27, рабочая тетрадь | |||
13. | Справочники, словари, энциклопедии | Комбини рованный | Знать понятия «библиотека», «информация», «справочник», словарь», «энциклопедия». Уметь пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями; рассказывать о прочитанных книгах; составлять свой справочник; составлять рассказ на тему «Библиотека будущего». | Пользоваться специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых). Рассказывать о значении библиотек, Интернета и возможностях их использования. Составлять собственный словарь с объяснением значения незнакомых слов. Планировать свое участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради). | Принимать учебные цели, проявлять желание учиться | Фронтальный и индивиду альный опрос | Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 32 -33, рабочая тетрадь | |||
14. | Знаки и символы | Комбини рованный | Знать понятия «символы», «знаки»; где изображаются символы. Уметь объяснять рисунки-пиктограммы; проверять свою работу по справочнику; объяснять, что изображают дорожные знаки-символы для обозначения наук. | Приводить приме ры некоторых сим волов и объяснять их значение.Поль зоваться специа лизированными изданиями спра вочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых). | Принимать учебные цели, проявлять желание учиться | Работа в парах, оформление опытов в тетради | Взаимоконтроль. Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 34- 35, рабочая тетрадь | |||
15. | Об искусстве. Обобщение по теме: «Как люди познают мир». Тест | Обобщение | Знать понятие «искусство». Уметь называть профессии людей в области искусства; рассматривать репродукции; называть известных художников; составлять рассказ на заданную тему. | Рассказывать о назначении искусства; приводить примеры различных видов искусства; характеризовать свое отношение к различным видам искусства. | Понимать значение изучения курса «Окружающий мир» | Фронтальный опрос. Проверка знаний по теме «Мозаика заданий» | Самоконтроль. | Работа в тетради | Учебник С. 36- 37, 38-39 рабочая тетрадь | |||
Внеклассная деятельность учащихся С. 38—41 | ||||||||||||
Мы живём на планете Земля -14 ч | ||||||||||||
16. | Что такое космос. Звездное небо | Комбини рованный | Знать, что такое космос; понятия «звезда, «Солнце». Уметь, что такое звезда; сравнивать звёзды; проводить наблюдения за звёзда ми вместе с родителями; фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. | Самостоятельно и вместе с родителями проводить наблюдения за звездами, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради. Развивать и тренировать свою наблюдательность. Устанавливать некоторые причинно-следственные связи | Принимать учебные цели, проявлять желание учиться | Фронтальный опрос | Взаимоконтроль. Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 44 - 45, рабочая тетрадь | |||
17. | Что такое космос. Созвездия | Обобщение | Знать, как отыскать Полярную звезду на ночном небе. Иметь представление о созвездиях. Уметь находить на ночном небе созвездия Большой Медведицы и Малой, Полярную звезду; находить на рисунке созвездия, называть их. | Называть 2-3 созвездия, узнавать их очертания на рисунках-схемах, на небе. Фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений. Развивать и тренировать свою наблюдательность. | Оценивать свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников | Фронтальный и индиви дуальный опрос | Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 46-47, рабочая тетрадь | |||
18. | Солнечная система. Планеты | Комбини рованный | Знать понятия «планета», «Орбита», «Солнечная система». Уметь называть все планеты солнечной системы; определять размеры планет по рисунку; рассматривать и сравнивать изображенные на рисунке планеты Солнечной системы; сравнивать планеты и звезду Солнце. способности | Моделировать положение планет Солнечной системы относительно Солнца. Сравнивать планеты, находить сходства и различия. Развивать и тренировать свою наблюдательность. | Принимать учебные цели, проявлять желание учиться | Самостоя тельная работа | Самоконт роль. Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 48-49, рабочая тетрадь | |||
19. | Солнечная Система. | Комбини рованный | Иметь представление о небесных телах: астероидах, кометах, метеоритах. Уметь называть отличительные признаки небесных ел (астероидов, комет, метеоритов); пользоваться справочником; сравнивать небесные тела | Находить дополнительную информацию о космосе, исследованиях космоса, используя различные источники информации (с помощью взрослых), планировать свое участие в проектной деятельности. | Принимать учебные цели, проявлять желание учиться | Оформление заданий в таблицах, устный опрос | Самоконт роль. Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 50 - 51, рабочая тетрадь | |||
20. | Голубая планета Земля | Комбини рованный | Знать название нашей планеты. Уметь объяснять, почему нашу планету называют «голубой»; определять и называть планеты Солнечной системы, которые являются соседями планеты Земля; пользоваться справочником; сравнивать планеты Солнечной системы по размеру. | Узнавать новое о планетах и звездах, используя различные источники. Объяснять, почему Землю называют «голубой планетой».Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения | Принимать учебные цели, проявлять желание учиться | Устный опрос | Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 52-53, рабочая тетрадь | |||
21. | Голубая планета Земля. Как древние люди представляли себе Землю. Как устроена Земля | Комбини рованный | Знать понятия «строение Земли», «мантия», «ядро», «земная кора». Уметь рассказывать о том, как представляли древние люди Землю; по рисунку-схеме рассказывать о строении Земли; сравнивать строение Земли с вареным яйцом; выполнять книжку-самоделку «Солнечная система» | Понимать информацию, представленную в рисунках на страницах учебника. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем | Фронтальный и индивиду альный опрос | Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 54-55, рабочая тетрадь | |||
22. | Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей | Обобщение | Знать признаки осени. Уметь обобщать наблюдения за осенними изменениями в природе и труде людей; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. Подвести итоги наблюдений за осень; учить детей устанавливать связи междусезонными изменениями в неживой и живой природе; работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать) | Устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде. Обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы. Осуществлять описание объектов природы. Сотрудничать с одноклассниками | Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности | Индивидуальный опрос. Практическая работа | Самоконт роль. | Работа в тетради | Учебник С. 28-31, рабочая тетрадь | |||
23. | Спутник Земли — Луна | Комбини рованный | Знать понятие «спутник Земли». Уметь сравнивать по размеру Солнце и Луну; пользоваться справочной литературой; называть отличительные признаки Луны; сочинять рассказ «Полёт на Луну». | Придумывать истории на тему «Полет на Луну» совместно с другими учащимися.Оценивать результаты своей работы и работу одноклассников в рабочих тетрадях. | Принимать учебные цели, проявлять желание учиться | Устный опрос | Взаимоконт роль. Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 56-57, рабочая тетрадь | |||
24. | Исследование космоса | Комбини рованный | Знать, кто был первым космонавтом. Иметь представление о космических исследованиях. Уметь пользоваться справочной литературой; отвечать на вопросы; называть космонавтов; рассказывать, с чего началась космическая эра | Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, помещенных в учебнике. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения | Принимать учебные цели, проявлять желание учиться | Фронтальный опрос | Самоконт роль. Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 58-59, рабочая тетрадь | |||
25. | Что такое глобус. Практическая работа | Комбини рованный | Знать понятия «глобус», «океаны», «материки». Уметь называть известные модели; находить на глобусе материки и океаны, используя условное обозначение – цвет; выполнять практическую работу по плану, используя глобус; находить на глобусе столицу России – Москву, родной город | Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, помещенных в учебнике. Участвовать в совместных практических работах (находить на глобусе материки, океаны, сравнивать их по величине).Выслушивать партнера, договариваться, приходить к общему решению, работая в паре | Принимать учебные цели, проявлять желание учиться | Практическая работа | Взаимоконт роль. Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 60-61, рабочая тетрадь | |||
26. | Почему день сменяет ночь. Практическая работа. Опыт | Комбини рованный | Знать глобус – модель Земли; что ось Земли – воображаемая линия. Уметь находить на глобусе Северный и Южный полюса; экватор; объяснять по рисунку смену дня и ночи; выполнять простейшие опыты по алгоритму; использовать книгу как источник информации. | Участвовать в совместных практических работах. Выслушивать партнера, договариваться, приходить к общему решению, работая в паре. Наблюдать и самостоятельно делать выводы. | Принимать учебные цели, проявлять желание учиться | Практическая работа | Взаимоконт роль. Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 62-63, рабочая тетрадь | |||
27. | Как изучали земной шар. Путешествия | Комбини рованный | Знать понятие «география». Уметь работать с справочной литературой; сравнивать путешествия древних и современных людей; «совершать путешествие» по глобусу из Мурманска во Владивосток. | Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, помещенных в учебнике. Моделировать путешествие «Москва—Владивосток» на глобусе, обсуждать и выбирать маршрут. Выслушивать партнера, договариваться, приходить к общему решению, работая в паре. Проводить опыты самостоятельно и в группах (определение прозрачности предметов, зависимость температуры воздуха от расстояния до источника энергии, изменение тени в зависимости от расстояния до источника света, связь звука с колебаниями предметов воздуха). | Принимать учебные цели, проявлять желание учиться | Фронтальный и индивиду альный опрос. Работа в парах. Дидактичес кая игра | Взаимоконт роль. Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 64-65, рабочая тетрадь | |||
28. | Как изучали земной шар. Знаменитые путешествен ники | Комбини рованный | Иметь представления о знаменитых путешественниках (А. Никитин, Х. Колумб, Ф. Магеллан, Р. Амундсен). Уметь объяснять, в чем заключалась ошибка Колумба; называть достижения знаменитых путешественников; показывать на глобусе, как пролегал путь Колумба; объяснять символы викингов. | Определять цель учебой деятельности с помощью учителя. Ориентироваться в учебнике. Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать тему высказывания по содержанию, по заголовку. Пересказывать прочитанное. | Принимать учебные цели, проявлять желание учиться | Фронталь ный и индиви дуальный опрос | Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 66-67, рабочая тетрадь | |||
29. | Как изучализемной шар. Исследование глубин морей и океанов | Обобщение | Иметь представление об исследовании глубин морей и океанов. Уметь рассказывать о первых приспособлениях для изучения подводного мира; сравнивать батискаф и батисферу; называть морских обитателей. | Оценивать свои достижения по усвоению знаний, выполняя задания рубрики «Мозаика заданий» и заданий проверочных работ. | Принимать учебные цели, проявлять желание учиться | Проверка знаний по теме. «Мозаика заданий» | Самоконт роль. | Работа в тетради | Учебник С. 68-69, рабочая тетрадь | |||
30. | Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей. Проверочная работа | Обобщение | Знать признаки зимы. Уметь обобщать наблюдения за зимними изменениями в природе и труде людей; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. Подвести итоги наблюдений за зиму; учить детей устанавливать связи междусезонными изменениями в неживой и живой природе; работать в группе (умение договариваться, распределят работу, получать общий результат, оценивать) | Устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде. Обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы. Осуществлять описание объектов природы. Сотрудничать с одноклассниками | Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности | Индиви дуальный опрос. Практичес кая работа | Самоконт роль. Текущий | Наблюде ния и записи в дневнике | Учебник С. 74-75, рабочая тетрадь | |||
Внеклассная деятельность учащихся С. 70—71 | ||||||||||||
Природа вокруг нас - 23 ч | ||||||||||||
31. | Тела и вещества | Комбинированный | Знать понятия «тела природы», «изделия». Уметь называть неживые и живые тела природы; различать и называть тела природы и изделия; приводить примеры тел природы и изделий человека. | Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах и извлекать нужную информацию. Выслушивать партнера, договариваться, приходить к общему решению, работая в паре. Оценивать результаты своей работы и работы других учащихся при работе в парах. Самостоятельно делать выводы. Участвовать в коллективной подготовке театра теней. Выражать настроение в рисунках. Оценивать свое поведение и поведение других детей в природе. Экспериментировать с различными предметами (телами и веществами), сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, делать выводы об их свойствах, фиксировать получаемые результаты в таблице. Использовать справочник для получения новых сведений. Выбирать форму участия в проектной деятельности: находить информацию, используя дополнительные источники, готовить устное или письменное сообщение, составлять «Красную книгу леса» (на краеведческом материале), участвовать в коллективной подготовке викторины на тему «Лес в нашей жизни» | Принимать учебные цели, проявлять желание учиться | Устный опрос | Взаимоконтроль. Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 6-7, рабочая тетрадь | |||
32. | Тела и вещества. Что такое вещество | Комбини рованный | Знать, что такое вещество; состояние веществ (жидкое, твердое и газообразное). Уметь объяснять, чем вещество отличается от тела; приводить примеры веществ в жидком, твердом и газообразном состояниях; определять, из чего изготовлены изделия, изображенные на рисунке; определять, какие изделия состоят из одного вещества (какие из двух и более веществ); пользоваться справочной литературой; приводить примеры тел, которые состоят из одного и того же вещества. | Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, помещенных в учебнике. Выслушивать партнера, договариваться, приходить к общему решению, работая в паре. Оценивать результаты своей работы и работы других учащихся при работе в парах | Принимать учебные цели, проявлять желание учиться | Фронталь ный и индивидуальный опрос | Взаимоконт роль. Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 8-9, рабочая тетрадь | |||
33. | Об энергии. Опыт | Комбинированный | Знать понятие «энергия»; что все тела обладают энергией; значение солнечной энергии, электрической энергии. Уметь называть источники энергии; рассказывать, как используется различное топливо; рассказывать о значении солнечной энергии, рассказывать, как человек использует электрическую энергию; называть правила поведения при утечке газа и правила работы с электроприборами ; проводить простейшие опыты. | Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах и извлекать нужную информацию. Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать тему высказывания по содержанию, по заголовку. Сотрудничать в постановке эксперимента, распределять обязанности при подготовке эксперимента и его проведении. Проводить опыты самостоятельно и в группах(зависимость температуры воздуха от расстояния до источника энергии). | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем | Индивиду альный опрос. Практичес кая работа | Самоконт роль, взаимоконтроль Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 10-13, рабочая тетрадь | |||
34. | Об энергии. От костра до котла | Комбинированный | Иметь представление о развитии энергии «от костра до котла». Уметь сравнивать кирпичные и «водяные» печки (современные батареи); сравнивать горючий газ и каменный уголь как топливо. | Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать тему высказывания по содержанию, по заголовку. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения. Соблюдать нормы и правила устного общения | Принимать учебные цели, проявлять желание учиться | Фронтальный и индиви дуальный опрос | Самоконт роль. Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 14-15, рабочая тетрадь | |||
35. | Свет и цвет. Опыт | Комбинированный | Знать источники света; что свет распространяется по прямой. Уметь рассматривать рисунок-схему и называть источники света; проводить простейшие опыты по плану, фиксировать результат и делать выводы; делить источники света на природные и созданные человеком; приводить примеры прозрачных и непрозрачных предметов, получать тени животных. | Проводить опыты самостоятельно и в группах(изменение тени в зависимости от расстояния до источника света).Участвовать в коллективной подготовке театра теней. Наблюдать и самостоятельно делать выводы | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем | Индиви дуальный опрос. Практичес кая работа | Взаимоконт роль. Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 16-17, рабочая тетрадь | |||
36. | Свет и цвет. Зеркала | Комбинированный | Знать устройство зеркал; что в зеркале правая и левая стороны меняются местами. Уметь сравнивать портрет и отражение человека в зеркале; читать зашифрованные записи с помощью зеркала; рассказывать, в каких приборах используются свойства зеркал. | Сравнивать портреты, находить отличия и закономерности, делать выводы. Выслушивать партнера, договариваться, приходить к общему решению, работая в паре | Принимать учебные цели, проявлять желание учиться | Устный опрос. Работа в парах | Самоконт роль, взаимоконтроль. Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 18-19, рабочая тетрадь | |||
37. | Свет и цвет. Цвета радуги | Комбинированный | Знать цвета радуги. Иметь представление о составе солнечного и электрического света. Уметь называть цвета радуги по порядку; смешивать основные краски (жёлтой, красной, синей) для получения зеленого, фиолетового, оранжевого цвета. | Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать тему высказывания по содержанию. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения. Соблюдать нормы и правила устного общения | Принимать учебные цели, проявлять желание учиться | Фронталь ный и индиви дуальный опрос | Самоконт роль. Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 20-21, рабочая тетрадь | |||
38. | В мире звука. О звуке Опыты | Комбини рованный | Знать понятие «звуки»; что мир наполнен разнообразными звуками; что громко кричать опасно. Иметь представление о том, что звук возникает в результате колебаний предметов. Уметь проводить простейшие опыты по плану; сравнивать различные звуки; определять источники звука; воспроизводить заданные звуки | Проводить опыты самостоятельно и в группах(связь звука с колебаниями предметов воздуха). Наблюдать и самостоятельно делать выводы. Выслушивать партнера, договариваться, приходить к общему решению, работая в паре | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем | Индивидуальный опрос. Практическая работа | Самоконт роль. Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 22-23, рабочая тетрадь | |||
39. | В мире звука. Веревочный телефон | Комбини рованный | Знать понятие «звуки»; что мир наполнен разнообразными звуками; что громко кричать опасно. Уметь изготавливать веревочный телефон; применять на практике веревочный телефон; проводить простейшие опыты. | Проводить опыты самостоятельно и в группах (связь звука с колебаниями предметов воздуха). Наблюдать и самостоятельно делать выводы. Выслушивать партнера, договариваться, приходить к общему решению, работая в паре | Принимать учебные цели, проявлять желание учиться | Изготовление веревочного телефона. Практическая работа. | Взаимоконт роль. Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 24-25, рабочая тетрадь | |||
40. | В мире звука. Шум вредит здоровью | Комбини рованный | Знать, что шум вредит здоровью. Уметь выполнять правила, чтобы избежать шума; сравнивать понятия «музыка» и «шум»; называть музыкальные инструменты. | Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать тему высказывания по содержанию. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения. Соблюдать нормы и правила устного общения. Делать выводы | Принимать учебные цели, проявлять желание учиться | Индиви дуальный опрос. Практическая работа в парах | Самоконт роль, взаимоконтроль. Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 26-27, рабочая тетрадь | |||
41. | В мире камня. Коллекция камней | Комбини рованный | Знать понятие «коллекция»; природные камни (кремень, яшма, гранит, каменная соль, пемза, янтарь, песок, глина) и искусственные камни (фарфор, стекло, керамика, кирпич, бетон). Иметь представление о производстве стекла, фарфора, кирпича, бетона. Уметь приводить примеры использования природных и искусственных камней из коллекции; называть съедобный камень коллекции. | Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать тему высказывания по содержанию. Выслушивать партнера, договариваться, приходить к общему решению, работая в паре | Принимать учебные цели, проявлять желание учиться | Фронталь ный и индиви дуальный опрос | Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 28-30 рабочая тетрадь | |||
42. | В мире камня. Коллекция камней | Комбини рованный | Знать область применения природных и искусственных камней. Уметь работать со справочной литературой; рассказывать, что делают из фарфора, керамики; проводить простейшие опыты; сравнивать пемзу с губкой | Принимать учебные цели, проявлять желание учиться | Творческая работа цветными мелками (рисунок на тему «Нам не нужна война») | Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 30 рабочая тетрадь | ||||
43. | В мире камня. Камни – самоцветы. | Комбини рованный | Знать названия камней-самоцветов из коллекции (рубин, изумруд, топаз, алмаз, сапфир). Уметь объяснять значение слова «драгоценный»; работать со справочной литературой; рассказывать о работе мастеров-ювелиров. | Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать тему высказывания по содержанию. Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, помещенных в учебнике. | Принимать учебные цели, проявлять желание учиться | Фронтальный и индиви дуальный опрос | Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 31 рабочая тетрадь | |||
44. | В мире живой природы. На опушке. Ивана - чай | Комбини рованный | Знать, что называют окружающей средой; растительный и животный мир лесной опушки. Уметь находить ответы в тексте учебника; называть условия, необходимые для жизни растений и животных; называть растения; определять к какой группе относятся данные растения; называть животных – обитателей лесной опушки; объяснять название растений; устанавливать причинно-следственные связи между растениями и насекомыми. | Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать тему высказывания по содержанию. Работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать). Самостоятельно делать выводы | Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности | Самостоя тельная работа | Самоконт роль. | Работа в тетради | Учебник С. 32-34 рабочая тетрадь | |||
45. | В мире живой природы. На опушке. О насекомых. Бабочки и жуки | Комбини рованный | Знать роль насекомых в природе; отличия бабочек от жуков. Уметь определять пользу (или вред), которые приносят насекомые природе, называть и узнавать бабочек (крапивница, павлиный глаз, перламутровка); сравнивать бабочек; объяснять, почему нельзя ловить бабочек; называть и узнавать жуков (майский жук, божья коровка, бронзовка); сравнивать внешний вид жуков; узнавать о жизни бабочек и жуков из книг и рассказов взрослых. На примере березового леса показать влияние одних растений на другие, растений на животных. | Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать тему высказывания по содержанию. Работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать). Самостоятельно делать выводы | Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности | Работа в парах | Взаимоконт роль. Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 34-35 рабочая тетрадь | |||
46. | В берёзовой роще. Практическая работа. | Комбини рованный | Знать и уметь объяснять термины «светолюбивое», «теневыносливое», «засухоустойчивое», «теплолюбивое», «холодостойкое»; растительный и животный мир березовой рощи. Уметь описывать березу; объяснять почему в березовом лесу растут такие же травянистые растения, как на опушке; описывать окружающую среду иволги; сравнивать веточки крушины и орешника (по форме, окраске, на ощупь); определять приспособления крота для жизни в земле. На примере елового леса показать, как изменение условий жизни влияет на живые существа. | Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать тему высказывания по содержанию. Работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать). Самостоятельно делать выводы | Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности | Устный опрос | Самоконт роль. Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 36-38 рабочая тетрадь | |||
47. | В мире природы. В низине. | Комбини рованный | Знать растительный и животный мир в низине; правила безопасного поведения при встрече со змеями. Уметь находить в тексте учебника объяснение терминов; описывать редкое растение-купальницу; отличать ужа от гадюки; пользоваться справочной литературой. | Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать тему высказывания по содержанию. Работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать). Самостоятельно делать выводы | Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности | Беседа по вопросам | Самоконт роль. Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 39 рабочая тетрадь | |||
48. | В ельнике | Комбини рованный | Знать растительный и животный мир елового леса. Уметь узнавать и называть съедобные и ядовитые грибы; сравнивать окружающую среду кислицы и колокольчика, растущего на опушке леса; сравнивать птиц, живущих в еловом лесу; устанавливать связи между растениями и животными елового леса | Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать тему высказывания по содержанию. Работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать). Самостоятельно делать выводы | Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности | Беседа по статье | Самоконт роль. Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 40-42рабочая тетрадь | |||
48. | В мире живой природы. Лиственница | Комбини рованный | Знать хвойные деревья; отличительные признаки лиственниц. Уметь описывать лиственницу; доказывать, что лиственница – светолюбивое растение; сравнивать ветки ели и лиственницы (по размеру, цвету, расположению хвои); сравнивать шишки хвойных деревьев | Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать тему высказывания по содержанию. Работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать). Самостоятельно делать выводы | Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности | Беседа по вопросам | Самоконт роль. Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 43 рабочая9тетрадь | |||
50. | В мире живой природы. У лесного озера | Комбини рованный | Знать растительный и животный мир лесного озера. Уметь рассказывать о растениях и животного лесного озера; определять, как растения и животные приспособлены к жизни в воде; сравнивать окружающую среду жука-плавунца и водомерки; называть рыб; определять водоплавающих птиц по их лапам; сравнивать клювы птиц | Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать тему высказывания по содержанию. Работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать). Самостоятельно делать выводы | Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности | Работа по группам и в парах | Самоконт роль, Взаимоконт роль Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 44-46 рабочая тетрадь | |||
51. | В мире живой природы. Лягушка | Комбини рованный | Знать признаки земноводных. Уметь называть приспособления лягушки к жизни на земле и на суше; сравнивать лягушку и жабу; описывать окружающую среду лягушки | Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать тему высказывания по содержанию. Работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать). Самостоятельно делать выводы | Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности | Фронталь ный и индиви дуальный опрос | Самоконт роль. Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 47 рабочая тетрадь | |||
52. | В мире живой природы. В сосновом лесу. Практическая работа | Комбини рованный | Знать растительный и животный мир соснового леса. Уметь описывать сосну; сравнивать условия жизни в сосновом и еловом лесу; сравнивать внешний вид сосны, выросшей на опушке леса; выполнять простейшие практические здания по плану | Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать тему высказывания по содержанию. Работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать). Самостоятельно делать выводы | Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности | Практичес кая работа | Самоконт роль. Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 48-49 рабочая тетрадь | |||
53. | Берегите лес! | Обобщение | Знать правила поведения в лесу; значение леса в жизни человека. Уметь определять правильные и неправильные поступки детей в лесу; называть и выполнять правила поведения в лесу; участвовать в охране лесов | Читать вслух и про себя тексты учебника, понимать тему высказывания по содержанию. Работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать). Самостоятельно делать выводы | Принимать учебные цели, проявлять желание учиться | Устный опрос. Проверка знаний по теме «Мозаика заданий» | Самоконт роль. Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 50-51рабочая тетрадь | |||
54. | Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе и труде людей | Обобщение | Знать признаки весны. Уметь обобщать наблюдения за весенними изменениями в природе и труде людей; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. Подвести итоги наблюдений за весну; учить детей устанавливать связи междусезонными изменениями в неживой и живой природе; работать в группе (умение договариваться, распределят работу, получать общий результат, оценивать) | Устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде. Обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы. Осуществлять описание объектов природы. Сотрудничать с одноклассниками | Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности | Беседа по вопросам | Текущий | Наблюде ния и записи в дневнике | Учебник С. 52-55 рабочая тетрадь | |||
Внеклассная деятельность учащихся С. 122—123 | ||||||||||||
Люди вокруг нас - 12 ч | ||||||||||||
55. | Человек в обществе | Комбини рованный | Знать понятие «общество». Уметь доказывать, что человек – часть общества, что человек – часть природы; сравнивать поведение маленького ребенка и детеныша какого – нибудь животного; называть права и обязанности человека перед обществом. | Понимать свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения. Выполнять правила поведения на улице, в транспорте, в школе и дома. Выбирать форму участия в проектной деятельности и планировать свое участие (с опорой на шаблон в рабочей тетради) | Ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов общества | Устный опрос | Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 62, рабочая тетрадь | |||
56. | Человек в обществе. Жизнь в первобытном обществе | Комбини рованный | Иметь представление о жизни в первобытном обществе. Уметь сравнивать жизнь людей в первобытном обществе и в наши дни, пользоваться справочной литературой; сравнивать оружие и орудие труда древних и современных людей | Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях. Высказывать свое мнение при обсуждении проблемы | Понимание ценности семейных отношений | Самостоя тельная работа | Самоконт роль. Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 63-65 рабочая тетрадь | |||
57. | Труд в жизни человека | Комбини рованный | Знать значение труда в жизни человека. Уметь приводить примеры современных профессий; пользоваться справочной литературой» объяснять значение пословиц и поговорок о труде | Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения. | Принимать учебные цели, проявлять желание учиться | Работа в парах и по группам | Взаимоконт роль. Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 66-67 рабочая тетрадь | |||
58. | Семья | Комбини рованный | Знать понятие «семья». Уметь ценить значение семьи; рассказывать, как члены семей учащихся заботятся друг о друге, как отдыхает семья обмениваться информацией о семейных традициях рассказывать, о своей семье; определять опасности при играх во дворе | Ориентироваться в рисунках, представленных в учебниках. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения. | Понимание ценности семейных отношений | Фронталь ный и индиви дуальный опрос | Самоконт роль. Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 68-70 рабочая тетрадь | |||
59. | Семья. Отец и сыновья | Комбини рованный | Знать значение семьи в жизни человека. Уметь объяснять пословицы и поговорки о семье; анализировать и отвечать на вопросы по тексту Л.Толстого «Отец и сыновья»; приводить примеры дружной семьи | Ориентироваться в рисунках, представленных в учебниках. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения. | Проявлять уважение к семье, традициям Проявлять уважение к семье, традициям. | Фронталь ный и индиви дуальный опрос | Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 71 рабочая тетрадь | |||
60. | Бюджет семьи. О деньгах | Комбини рованный | Знать, почему рубль называют рублем. Иметь представление об истории развития денег. Уметь называть самую большую и самую маленькую монеты (банкноты) по рисунку; рассматривать изображения на монетах и банкнотах | Ориентироваться в рисунках, представленных в учебниках. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы. | Понимание ценности семейных отношений. Проявлять уважение к семье, традициям | Практическая работа | Самоконт роль. Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 72-73 рабочая тетрадь | |||
61. | Бюджет семьи | Комбини рованный | Знать понятие «бюджет»; из чего складываются доходы семьи. Уметь объяснять термины «доходы», «расходы», «стипендия», используя словари; обсуждать необходимость правильного распределения доходов в семье, .рассказывать, как распорядились деньгами сказочные герои, анализировать их поступки | Ориентироваться в рисунках, представленных в учебниках. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения. | Понимание ценности семейных отношений. Проявлять уважение к семье, традициям | Фронталь ный и индиви дуальный опрос | Самоконт роль. Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 74-75 рабочая тетрадь | |||
62. | Будем вежливы. Кого называют вежливыми | Комбини рованный | Знать понятие «этикет». Уметь рассказывать о правилах поведения на улице, в транспорте, в школе и дома; находить ответы в тексте ученика; анализировать поведение поступки людей; работать со справочной литературой; выполнять правила поведения в гостях | Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей; выполнять некоторые правила этикета; проявлять готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность. | Понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях, в общественных местах | Работа в группах | Самоконт роль, взаимоконтроль Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 76-77 рабочая тетрадь | |||
63. | Будем вежливы. Книжка, которой двести лет | Комбини рованный | Знать правила поведения в гостях. Уметь анализировать поведение и поступки людей; работать со справочной литературой | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения. | Понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях, в общественных местах | Фронталь ный и индивидуальный опрос | Самоконт роль, взаимоконтроль Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 78-79 рабочая тетрадь | |||
64. | Будем вежливы. Разговор по телефону | Комбини рованный | Знать правила при разговоре по телефону. Уметь правильно разговаривать по телефону; разыгрывать сценки «Разговор по телефону» | Обсуждать правила общения по телефону, моделировать ситуации общения по телефону. Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре | Способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с правилами этикета | Тест | Самоконтроль. Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 80-81 рабочая тетрадь | |||
65. | О друзьях-товарищах | Комбини рованный | Иметь представление о значение дружбы во взаимоотношениях людей, ее ценность. Уметь объяснять пословицы и поговорки о дружбе; анализировать поступи детей; работать с оглавлением и справочниками учебника; анализировать полученную информацию | Самостоятельно находить информацию в справочнике, размещенном в учебнике. Подбирать и объяснять пословицы о дружбе. Придумывать и рисовать иллюстрации (плакаты) на заданную тему. | Понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях, в общественных местах. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем | Беседа по вопросам | Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 82-83 рабочая тетрадь | |||
66. | О привычках. Как избавиться от плохих привычках | Комбини рованный | Знать понятие «привычки». Уметь выделять полезные и вредные привычки; анализировать поступки детей; работать с оглавлением и справочниками учебника; анализировать полученную информацию | Оценивать свое поведение по отношению к друзьям, сопереживать им, помогать в трудных ситуациях. Ориентироваться в рисунках, представленных в учебниках. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы. | Оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков | Фронталь ный и индиви дуальный опрос. Беседа по вопросам | Текущий | Работа в тетради | Учебник С. 84-85 рабочая тетрадь | |||
67. | Обобщение наблюдений за летними изменениями в природе и труде людей | Обобщение | Подвести итоги наблюдений за весну, используя дневники наблюдений; учить детей устанавливать связи между явлениями и объектами природы, между природой и трудом человека; воспитывать ответственное отношение к объектам природы | Давать общую характеристику весны, выделяя существенные признаки; называть основную причину весеннего потепления и увеличения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне. Наблюдать, сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, делать выводы. | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем | Проверка знаний по теме «Мозаика заданий» | Текущий | Наблюде ния и записи в дневнике | Учебник С. 86-87 рабочая тетрадь | |||
68. | Обобщение по теме «Люди вокруг нас» | Урок - игра | Знать правила безопасного поведения в природе. Уметь доказывать, что человек – часть общества, что человек – часть природы | Наблюдать, сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, делать выводы. | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем | Тесты, конкурсы, игры | Текущий | Учебник С. 88-89 рабочая тетрадь |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Барвихинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»
Директор МБОУ Заместитель директора школы На заседании
Барвихинская СОШ по УВР методического
_______Яковлева Т.В. _________ Шумова Л.Н. совета
Приказ №_____от Протокол №____от
«1»сентября 2014г. «30» августа 2014 г. «30» августа 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру, 2-й класс
Исаева Галина Константиновна, учитель начальных классов, 1квалификационной категории
2014-2015 учебный год
Окружающий мир 2 класс
(2 ч в неделю - 68 ч)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по окружающему миру, авторской программы И. В. Потапова, Г. Г. Ивченковой в соответствии с общими целями изучения курса окружающего мира, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. В соответствии с базисным учебным планом на изучение окружающего мира во 2 классе отводится 2 часа в неделю, всего-68 часов.
Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека в нем.
Программа направлена на реализацию цели – формирование представлений о природе, человеке, обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Задачи курса:
- систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
- формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
- знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
- социализация ребёнка;
- развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
- воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
- формирование самостоятельной познавательной деятельности;
- развитие мышления, воображения и творческих способностей;
- формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
- формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
- формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
- формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
- формирование основ экологической культуры;
- патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.
Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей. Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности. Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.
Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира.
Историко-обществоведческие знания необходимы для формирования каждого человека как культурного и образованного гражданина своей страны. Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.
Большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на собственный организм и на окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приёмам владения собой.
Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.
Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.
Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.
Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.
Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.
Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.
Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.
Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.
При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.
В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.
Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами, растениями и животными.
Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.
Работа с различными моделями помогает ребёнку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.
В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.
В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается и на первое место выходит практико-ориентированная деятельность и работа с учебными текстами.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.
Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.
Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.
На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: умения организовать свою деятельность, определив её цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты. В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.
В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами.
Планируемые результаты определяют как обязательный минимум, которым должны овладеть ученики к концу каждого класса, чтобы успешно продолжить дальнейшее обучение, так и определяют зону ближайшего развития учащихся — знания и умения, которыми дети могут овладеть за счёт более полного усвоения содержания программы благодаря своей любознательности и способностям.
Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в формировании универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.
В данный УМК входят:
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Учебник.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Обучение во 2 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие.
Материально-техническое обеспечение программы.
- Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы); презентации по окружающему миру. CD «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», CD «Детский энциклопедический словарь», Интернет сайты:
- www solnet.ru
- www festival.ru
- справочники, энциклопедии.
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- веб-камера;
- сканер, ксерокс и принтер.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 класс (68 ч)
Как люди познают мир (15 ч)
Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки — учёные, разнообразие их профессий.
Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.
Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком.
Искусство как способ познания мира.
Мы живём на планете Земля (14 ч)
Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система.
Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна.
Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи.
Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос.
Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.
Природа вокруг нас (23 ч)
Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека.
В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня.
Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде.
Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.
Растения и животные — обитатели водоёмов, признаки их приспособленности к условиям жизни.
Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.
Люди вокруг нас (12 ч)
Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.
Семья — ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи.
Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.
Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоёму.
Контроль уровня обученности.
Виды контроля:
Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующие развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
При проведении письменного контроля используются тестовые задания. Тестовые работы включают задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету используются тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания. Для проверки умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы используются графические задания: заполнение таблиц, дополнение и составление схем, рисунки. Графические работы проверяют осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение преобразовать текстовую информацию в модель, рисунок-схему. Вопросы с "открытым ответом" позволяют проверить умения использовать приобретенные знания и оформлять письменный ответ.
Проверочные задания направлены на закрепление и проверку знаний учащихся, сформированности у них общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы.
Период обучения | Количество часов | Диагностический и практический материал (контрольные работы, практические работы, тесты, диагностические работы и т.д.) |
1 триместр | 20 | Как учёные изучают мир. Практическая работа Измерение температуры. Практическая работа Тест «Как люди познают мир». Тесты периодически |
2 триместр | 22 | Что такое глобус. Практическая работа Почему день сменяет ночь. Практическая работа. Проверочная работа Обобщение по теме «Мы живем на планете Земля» Тесты периодически |
3 триместр | 26 | В берёзовой роще. Практическая работа. В мире живой природы. В сосновом лесу. Практическая работа Проверочная работа по теме: «Природа вокруг нас» Проверочная работа по теме: «Люди вокруг нас» Итоговая контрольная работа Тесты периодически |
Итого | 68 |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Как люди познают мир | 16 |
2 | Мы живем на планете Земля | 14 |
3 | Природа вокруг нас | 23 |
4 | Люди вокруг нас | 13 |
Резерв | 2 | |
Итого | 68 | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения программы по курсу «Окружающий мир»
к концу 2 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
- понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;
- понимание значения взаимопомощи в семье;
- способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с правилами этикета;
могут быть сформированы:
- понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
- ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах;
- понимание ценности семейных отношений;
- способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Учащиеся научатся:
- понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
- давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;
- приводить примеры приборов и инструментов;
- пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;
- различать тела природы и изделия;
- приводить примеры тел и веществ;
- приводить примеры источников энергии;
- рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов;
- рассказывать об исследованиях космоса;
- называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;
- рассказывать о нашей планете — Земле, нашей звезде — Солнце о спутнике Земли — Луне;
- рассказывать о значении камня в жизни человека;
- называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
- приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);
- различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);
- сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.
Учащиеся получат возможность научиться:
- рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;
- приводить примеры источников звука и объяснять вред шума;
- рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях;
- называть планеты Солнечной системы;
- отличать планету от звезды;
- показывать на глобусе материки и океаны;
- приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);
- рассказывать об использовании электрической энергии;
- рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека;
- понимать, что такое окружающая среда;
- приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);
- приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;
- рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;
- проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
- выполнять правила безопасного обращения с электроприборами;
- понимать значение науки и труда в жизни общества;
- рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать, что человек — часть общества и часть природы;
- понимать значение общества в жизни человека;
- осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга;
- рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание);
- понимать значение искусства как способа познания мира.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- понимать свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса;
- проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;
- оценивать правильность выполнения заданий.
Учащиеся могут научиться:
- развивать и тренировать свою наблюдательность;
- ставить цели проведения наблюдений и опытов;
- осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;
- планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).
Познавательные
Учащиеся научатся:
- фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков;
- понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;
- понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;
- пользоваться справочником, помещенным в учебнике;
- понимать значение знаков и символов в жизни общества.
Учащиеся могут научиться:
- пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта;
- осуществлять описание объектов природы;
- сравнивать и классифицировать объекты природы по заданным признакам;
- устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;
- обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;
- осуществлять взаимопроверку при выполнении игровых заданий;
- ставить вопросы друг другу.
Учащиеся могут научиться:
- высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций, возникающих в обществе;
- выполнять основные правила этикета (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по окружающему миру (УМК"планета знаний) 1 класс
рабочая программа по окружающему миру(УМК"планета знаний) 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру для 2-ого класса УМК "Планета знаний"
Рабочая программа по окружающему миру для 2-ого класса УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Планета знаний», 3 класс
Программа по окружающему миру 3 класс...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Планета знаний», 4 класс
В помощь учителю...
Рабочая программа по "Окружающему миру" для учащихся 1 класса по программе: "Планета знаний"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСАОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАМЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПР...
Рабочая программа по окружающему миру для 3-его класса УМК "Планета знаний"
Рабочая программа по окружающему миру для 3-его класса УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Планета знаний"
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и примерной п...