Урок "Птицы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Алимова Разина Хасановна

                    Познакомиться с особенностями строения и образом жизни птиц, их приспособлениями к полёту.                        Узнать особенности строения пера как главной отличительной особенности птиц.Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живой природе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  Птицы.

Цели урока

Минимум и максимум

По 1-й линии развития (объяснять мир):

  1. Познакомиться с особенностями строения и образом жизни птиц, их приспособлениями к полёту.
  2. Узнать особенности строения пера как главной отличительной особенности птиц;

По 2-й линии развития:

  1. Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живой природе.

Минимум: птица, перо.

Максимум: теплокровные животные.

Оборудование: -мультимедийный проектор, набор перьев в конвертах, бумажные птички в конвертах (по числу учащихся), вода, ножницы, микроскопы.

Учебник  окружающего мира «Обитатели Земли» 3 класс,  авторы: А.А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, О. В. Бурский, А. С. Раутиан, С.104-109

      Красная книга Татарстана.

Универсальные учебные действия:

1. Регулятивные УУД:

Самостоятельно выбирать цель деятельности

Действовать по плану

Сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки

Проверять и оценивать результаты работы

Составлять план действий

2. Коммуникативные УУД:

Понимать точку зрения другого

Объяснять свою позицию

Извлекать информацию, данную в неявном виде

3. Личностные УУД:

Выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам

Объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей

Определять важные для себя и окружающих правила поведения

Оценивать поступки с позиции нравственных ценностей

4. Познавательные УУД:

Сравнивать и группировать факты и явления

Определять причины явлений и событий

Делать выводы на основе обобщения знаний

Определять, какая информация нужна для решения задачи

Ход урока

Этапы урока

Учитель

Ученики

1. Организационный момент. Актуализация знаний.

Пойдем-те друзья по тропинке лесной.

Сколько кругом интересных вещей.

Дай руку мне - помогу я тебе.

Найти ответы на все «почему?»

(Играет музыка- «Пение птиц в лесу»)

-Итак, отправляемся в путь, чтобы найти ответы на важные вопросы.

 -Сегодня мы продолжим разговор о живых участниках круговорота веществ.

 - А сейчас вспомните, какие группы животных  вы уже знаете?

-- Про каких животных мы ещё не говорили, хотя вы  много работаете над  материалами  для вашей проектной работы. Каждая группа  каждый день приносят рисунки, сообщения.

 

- О каких  же животных сегодня пойдет речь?

 - Да, сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц, чтобы лучше их узнать и понять.

Ученики заходят в класс со звонком.

-Простейшие.

-Насекомые

-Паукообразные

-Рыбы

 -Земноводные

-Пресмыкающиеся

- Мы думаем  это птицы.

-Да, мы собираем материал для проектной работы.

- Мы много знаем о птицах, уже  собраны не  мало материала, идет подготовка к проектной работе –  «Мир птиц».  А вопросов у нас много.

-О птицах.

2. Определение темы и целей урока

Какое разнообразие вокруг нас!  Как  красив, удивителен мир с высоты птичьего полета!

 - Как звучит тема урока в учебнике?

- Что значит изобретать?

Итак, тема урока «Пернатые изобретатели»

(Слайд 1)

             Сегодня в нашем  классе работает  исследовательская лаборатория. Вам нужно будет найти ответы на некоторые вопросы.

  И поэтому вы не просто ученики, а юные  …(исследователи.)

«Пернатые изобретатели»

-Изобретать - это значит придумывать, что-то новое, полезное.

 

-Исследователи.

3. Постановка проблемы и актуализация знаний.

– Давайте сначала вспомним «Кто такие птицы?»

 Послушайте  песенку цыпленка и постарайтесь запомнить те свойства птиц, которые он назовет. Слушайте внимательно!

(Прослушивание песни «Кто такие птицы?») – 2 минуты.

- Какие свойства птиц назвал цыпленок?

 Учитель пишет на  доске .

 «поют», «летают», «гнезда вьют», «несут яйца»)

- Являются ли они главными особенностями птиц?

Давайте составим примерный  план.

-Уточнить особенности птиц.

-Узнать самую главную особенность.

- Провести  наблюдения .

- Сделать выводы.

СТРУКТУРА «Джот Тотс» (  Записать все  фразы на листочке  и просмотреть идеи вместе)

Дети пишут:

-поют,

-вьют гнезда,

-несут яйца,

-летают.

( Команда рассматривают идеи вместе)

Составляют примерный план работы. (определяют алгоритм работы)

4. Поиск решения проблемы

А). - Работаем в парах.

Достаньте красный листок с конверта.

 ( Там записаны слова – поют, гнезда вьют, несут яйца, оперение)

- Зачеркните те свойства птиц, которые вы не считаете главными, так как они встречаются и у других животных. А главные свойства птиц, которые отличают их от всех групп животных, обведите в кружок.  Проверим.

-  Птицы вьют гнезда? 

 -Все ли птицы вьют гнезда? (Учитель работает у доски, вычеркивает не главные свойства)

  - Значить «вить гнезда» это не главная особенность птиц?

 Птицы несут яйца 

- Согласны? Только ли птицы несут яйца?

 - Согласны ли вы, что птицы поют?

- Существуют ли другие животные, которые поют, но не птицы?

- Значит, это не главная особенность птиц?

- А может ли быть птицы, которые даже совсем не поют?

 

- Что ещё умеют делать птицы?

- А кто еще умеет летать?

-В нашем воображении птицы всегда связаны с полетом, а страусы и пингвины не могут летать. Можем ли мы утверждать, что умение летать главная особенность птиц?

Есть птицы очень скоростные. Вспомните задачу про сокола и скворца по математике, во сколько раз быстрее летит сокол, чем  скворец?

 Делаем вывод: что умеют делать птицы?

- А другие животные умеют это делать?

- Тогда найдите главный признак, отличающий птиц от других животных.

Б). Исследование особенностей строения пера.

-Хотелось бы вам узнать, как устроено перо?

 Ученые, чтобы сделать открытие, проводят опыты, наблюдения. Но ведь мы сегодня являемся  учеными.

-Будем исследовать перья. Возьмите конверты с перьями и начнем работать.
     

 Исследование пера.
- Рассмотрите перья, сравните их по форме, размеру.

- Какие общие части есть у всех перьев?

- У этого же пера отрежьте кончик, рассмотрите срез. Соблюдайте правила безопасного обращения с ножницами, как на уроках технологии. На что похож срез?
- Там пусто?

-Значит, оно..( легкое, там воздух.)

- Положите на ладонь перо, подуйте так, чтобы оно не улетело далеко. Почему перо взлетело?

- Обмакните перо в стакан с водой. Изменилось ли, намокло ли перо?  Почему?

- Рассмотрите перо при значительном увеличении.  Какие ещё секреты пера можем раскрыть?

   

 -Чтобы подтвердить свои выводы, обратимся за помощью к учебнику. (Откройте учебник и найдите последний абзац на стр.104) Читаем и смотрим рисунок перьев.

- Лучше других животных птицы освоили воздушную среду.

- Подумайте, для чего птицам длинные, жесткие перья?

 - И как можно их назвать?
-  Подумайте, для чего птицам маленькие пушистые перья?

- А как их можно называть?

- Как же назовём перья, которые защищают тело и придают форму - покрывают тело?

Тело птицы — хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нем играют перья. Длинные перья на крыльях помогают птице летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму, под ними пух согревает тело. Перья хвоста позволяют держать равновесие, делать повороты, остановку.

Физкультминутка.

Вот бы посмотреть все с птичьего полета! Давайте попробуем взлетать! Взлетаем! Взмахнули руками! Сильнее машем! Машем! Не получилось? Тогда садимся и продолжаем урок!

Не-е-т, сделаем ещё попытку!.

Давайте мы с вами руками помашем,

И что-нибудь птичье давайте мы скажем.

А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем, что мы сидим???

     

  Учитель: Птицы произошли от рептилий.  Приблизительно 120 млн. лет назад жила птица археоптерикс (от греческих слов архайос – древний, птерикс – крыло). Это был по сути ящер величиной с голубя, бегающий на задних ногах Такие птицы были плохими летунами, потому были очень тяжёлыми, имели очень длинный хвост.

-Рассмотрите рисунок и сравните с современными птицами.

А какие приспособления для полёта имеют современные  птицы?

Работа по группам.

  Каждая группа получает вопрос в конвертах.

На выполнение задания отводится 5-7 минут.

1)  . Полет птиц. Форма  тела и крыльев.  (Рисунки птиц) ( слайд 2-4)

 2)  Скелет и кости, клюв.

 3) Почему птицы много едят?

4)  Птиц называют теплокровными .Почему?

Каждая группа выступает сообщением.

 1 группа: Тело птицы имеет обтекаемую форму, маленькую голову с клювом, позволяющие снижать сопротивление воздуха. Лётные качества птицы определяет главным образом форма её крыльев.

      При движении крыла вверх перья свободно пропускают воздух. А при движении вниз перья опираются на воздух и смыкаются.( показать слайд)

  2 группа: Скелет птицы состоит из лёгких трубчатых костей. Некоторые кости срослись. Такой скелет позволяет удерживать тело в воздухе при полёте наименьшими затратами сил. Вместо зубов – лёгкий клюв..

 3 группа: Мы все замечаем, что птицы много едят. Это неспроста. Для полета нужна энергия. Энергия запасается в жировых  отложениях. А жир , оказывается, мало весит. Он используется, как топливо для  дальних перелётов.

 4 группа: Птицы теплокровные животные. Температура тела у птиц постоянная, +40 градусов. Сердце и легкие имеют сложное строение. Обмен веществ  идет   очень быстро, поэтому птицы теплокровные.

В). Первичное закрепление.

- Что мы себе доказали? 1-2 ученика дают самоанализ работы по алгоритму. Отвечают на вопросы.

- Почему перья играют важную роль в жизни птиц?

-Какую среду лучше других животных освоили птицы?

- Ребята, мир птиц очень удивителен. Я знаю, многие из вас интересуются ими. Что ещё интересного знаете вы о птицах?

Работают в парах.      (партнеры по плечу) –Структура Релли Робин. (короткие ответы  в виде списка)-обсуждают и вычеркивают.

 -Да.

-Есть и такие птицы, которые кладут яйца на камни, на ветку дерева, а еще «вьют» гнезда некоторые рыбы - колюшка, делает гнездо оса.

-Нет.

-Да.

 -Да,  птицы  несут яйца,  но откладывают яйца еще и крокодилы, черепахи, змеи, утконосы.
- Да, мы помним праздник «Голосистые солисты»-2 кл. и помним  прекрасных певучих птиц.

-Дельфины, касатки и другие животные.

-Нет.

-Да, мы знаем о птице Неслышимке по литературному чтению. Она поет, но её песня не слышно.

Птицы умеют летать. - Бабочки, стрекозы, мухи и другие.
-Умение летать не главная особенность птиц.

Скорость  сокола при нападении   на свою добычу  превышает в 3раза скорость скворца.

-Летать, петь, нести яйца, вить гнезда.

 – Да. 

 Это оперение. Тело птиц покрыто перьями! Это главный отличительный признак птиц от других животных.

-Конечно.

- Они разные.

- Есть стержень, волоски — бородки.

- На трубочку.

-Да, пусто.

-Легкое, там воздух.

- Оно легкое.

-  Нет, вода скатилась капельками.   Птицы мажут свои перья жиром, поэтому они не мокнут в воде.

Наблюдают по микроскопу.  

(Читают текст  из учебника на с. 104-105)

- Бородки крепко сцеплены друг с другом, как застежка – липучка. Вот почему перья такие упругие и прочные.

- Для полета, чтоб махать крыльями.

 

-Маховыми. (махать)

- Для тепла.

- Пуховые.

-Покровные.

   

 Выводы: перья – это лучшее изобретение птиц, без которого они просто не смогли бы летать .

Учащиеся выполняют движения за учителем.

На плакате-листе показать свои выводы.

Дети работают  по книге 104-105 страницы и опираясь на свои знания  один ученик выступает. Другие группы могут дополнять.

Выводы: птицы лучшие летуны, потому что их тело и крылья имеют специальную форму, приспособленную  для полёта

Выводы: для улучшения полётных возможностей у птиц облегчённый скелет, но при этом достаточно крепкий и малоподвижный.

-Мы узнали, что для полёта нужна энергия, которую птицы получают, когда кушают. Птицы часто едят.

Температура тела у птиц плюс 40 градусов. Обмен веществ  идет быстро, тело греется.

Поддерживать постоянную температуру в зимние морозы помогают пушистое оперение.

Мы выяснили, что птицы  - лучшие летуны, потому что имеют:

1)Обтекаемое тело;

2 )Лёгкие трубчатые кости;

3 )Негибкий позвоночник;

4)Отсутствие зубов;

5)Крылья (большие по размеру, чем туловище);

6) Перья

7) Запас энергии.

 - Знаю, что бывают перелетные и оседлые птицы. Они улетают в дальние страны.

  -А я знаю, что птицы иволги улетают в Китай, жаворонки в Африку.  

  -Знаю, что птицы очень разнообразные и красивые,  поют они при выборе партнера.

( рисунки  и папки детей)….

5. Самостоятельное применение знаний

    Знаете ли вы, что общее число птиц, летающих, плавающих или бегающих по просторам нашей огромной планеты, превышает 100 миллиардов. Всех птиц знать невозможно. Но я уверена, что многие виды птиц вам известны и все вы слушаете  великолепные пение птиц.

  -А о чем же поют наши птицы ? Что они хотят нам сказать? Об этом расскажут ваши друзья.

Сценка «О чем говорят птицы?»

- Друзья, относитесь к птицам так, чтоб их не занесли в эту КРАСНУЮ КНИГУ. (показывают Красную книгу Татарстана.)

   На улице  зима. Зимой для птиц наступает тяжелое время. Почему?

- Что страшнее для птиц: холод или голод?

- Действительно, от холода птиц согревают перья . Больше птиц погибают  от голода.

- Помогите им: покормите, сделайте кормушки.

. Ежегодно первого апреля с 1906 года весь мир отмечает Международный день птиц. В это время в ожидании пернатых развешиваются скворечники  и прочие «птичьи домики». Так родилась хорошая традиция. Поддержите и вы её. Кто повесил в прошлом году скворечники птицам? (ответы детей) . Не забудьте их почистить к весне. И тогда весной они отблагодарят вас весёлыми  песнями.

Габлелхакова, Ибрагимов  и Рахманова .(Сценка)

- Нет пищи.

- Голод.

Ответы детей.

6. Итог. Рефлексия.

- Чем мы занимались на уроке?

-Значит,…..  кто запомнил слово, объединяющее все эти понятия?

- Как специалисты – исследователи вы можете сказать:  В чем же  основное отличие птиц от других животных?

-Исследование пера – важный и нужный этап в нашей проектной работе.

- Какие свойства пера выявили в ходе опытов?

- Как люди пользуются перьями птиц?

- Миллионы лет назад появились на Земле первые пернатые. И мрачный мир, населенный лишь динозаврами, огласило птичье пение. А еще через миллионы лет зашагал по планете человек, способный оценить это пение. Птицы с нами - всегда и повсюду. Они украшают землю, вселяют в нас бодрость и радость. Птицы - неотъемлемая часть природы. Давайте будем учиться радоваться этому дару природы и беречь его.

Рефлексия

В конвертах ждут сюрпризы. Голубь - символом мира. Пусть ваши голуби ,сделанные своими руками, принесут мир и вам.

- Поднимите голубей,

 - если урок был интересным

- если много нового узнали

         -  а если было скучно положите обратно в конверт.

 - Наблюдали, сравнивали, проводили опыты, делали выводы.

- Исследовали.

- В оперении. Тело покрыто перьями.

(Легкий, не мокнет, теплый,….)

-Люди себе делают мягкие подушки, шьют пуховики…

  1. Домашнее задание.

На прогулке  понаблюдайте за  птицами,  уже  используя  знания, полученные  на уроке.   Возможно,  они  помогут вам  приблизиться к пониманию живого языка природы,  и вы воскликнете: «Мир — прекрасен!»

Благодарю вас за урок. Вы — молодцы.

Д/з. стр.104-107читать, ***стр108-109 (составить рассказ о птицах по рисункам) Продолжать работать над проектом.

 Литература:

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир» (Обитатели Земли;) Учебник для 3 класса -  Москва:  «Баласс», 2012 г.
  2. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. «Окружающий мир. Обитатели Земли. 3 класс» (Методические рекомендации для учителя)- Москва:  «Баласс», 2012 г.

 

 АНКЕТА для учащихся начальных классов.  

Провели анкетирование ЛатыповаА., Кагиров Ф.

Участвовали 4  класса: 4б, 2а, 3а, 3б.

Вопросы

1

Как вы думаете , все ли птицы умеют летать?

нет

20

нет

18

нет

24

нет

9

Являются ли пингвин птицей?

20

18

24

11

Можно ли назвать нелетающего страуса птицей?

20

18

24

11

4

Вы знаете о Красной книге?

     20

        18

24

7

5

Нужна ли птицам помощь людей?

     20

       18

24

10