Урок по окружающему миру "Когда жили динозавры"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Явич Татьяна Владимировна

Урок - исследование. Ребята учатся анализировать и рассуждать. Во время урока устанавливаются причинно- следственные связи, учащиеся определяют по внешним признакам, почему одни динозавры хищники, а другие травоядные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kogda_zhili_dinozavry.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей №387 имени Белоусова Н.В.

Кировского района Санкт-Петербурга.

Учитель начальных классов: Явич Татьяна Владимировна

Телефон: 8 911 76 66 928

Программа «Школа России»

Начальное общее образование

Учебник, Окружающий мир  для 1 класса.  Часть 2 Автор: А. А. Плешаков. Год издания: 2014 г

Тема: Когда жили динозавры? (1 класс)

Тема: Когда жили динозавры? (1 класс)

Тип урока:

Урок – поиск, с использованием технологии ретроспективной и прогностической самооценки.

Цель:

Создать условия для формирования представлений о далеком прошлом Земли, о мире и разнообразии динозавров.

Задачи:

Образовательная - формирование представления о далеком прошлом нашей планеты; дать первичные представления о самых древних   пресмыкающихся (динозаврах), их разнообразии.
           Развивающая - способствовать развитию коммуникативных навыков, познавательной активности, мыслительных операций (умения сравнивать и описывать животных, умения анализировать рисунки), развивать критическое и творческое мышление, внимание, память, воображение, эмоции.                
           Воспитательная - воспитание интереса к природоведению как науке, любознательности, бережного отношения к природе , интереса к чтению и умение работать с
 дополнительной литературой.

Планируемые результаты

Предметные

учатся различать хищных динозавров от травоядных; группировать динозавров по определенным признакам; объяснять причины вымирание динозавров; приводить примеры наземных , водных и воздушных обитателей; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные

Регулятивные: учатся самостоятельно ставить цель, отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; оценивать свои достижения на уроке;

Познавательные: учатся соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;

Коммуникативные: учатся владеть диалогической формой речи в заданной ситуации сотрудничества с одноклассниками и учителем, формируется готовность слушать собеседника и вести диалог.

Личностные

принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности; формирование личностного смысла учения, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Методы:  наглядно-иллюстративный, словесный, видеометод,  практический, исследовательский, прогностического и ретроспективного оценивания.

Формы:   фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная.

Ресурсы урока:   для учителя - мультимедийная презентация для интерактивной доски,  выполненная в программе Smart  Notebook 10,  использованы обновления  LAT 2.0, ИД;               для учащихся -   учебник Окружающий мир  для 1 класса.  Часть 2 Автор: А. А. Плешаков Год издания: 2014 г, рабочие листы, контурные рисунки динозавров для книги раскраски,  энциклопедии для выставки, цветок - шкала оценивания.                                      

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

УДД, формирующиеся на данном этапе урока

Приемы и методы обучения.

I. Организация начала занятия.

        -Здравствуйте ребята! (1слайд)

-Только что мы отпраздновали замечательный праздник! Какой?

-Да, это время исполнения желаний.

-Но праздничные дни кончаются, а так хочется ощутить еще раз запах волшебства и чудес.

-А помните сказку В.П.Катаева «Цветик - семицветик». Там девочке Жене подарили волшебный цветок. Он исполнял все желания. (2 слайд)

-А вы хотели бы иметь такой цветок?

-Тогда сегодня на уроке каждый создаст такой цветочек для себя сам.

-Новый год!

-Да.

Личностные: проявляют положительный настрой на работу.

На этапе вхождения в урок на личностно - значимом уровне использовался прием «хочу» + «могу».

Для обеспечения мотивации и принятия обучающимися учебной цели, использовалась «Мозаика вопросов» по пройденному материалу. Дети замотивированы на работу на уроке при помощи самостоятельного определения темы урока и целеполагания.

                                                             II. Целеполагание и мотивация.

-Перед вами картинка, разрезанная на несколько частей, вам её нужно открыть. Для этого необходимо ответить  на вопросы  по - пройденному материалу. (3 слайд)

-Кто такие звери?

-Кто такие рыбы?

-Кто такие птицы?

-Кто такие насекомые?

Учитель на доске открывает такую же картинку.

-Посмотрите. Получилось  ли у вас  то же самое?

-Если да, то первый лепесток вашего цветочка ожил  и  развернулся.  ( на 3 слайде видеофрагмент №1)

-Глядя на картинку, можем ли мы, сказать о ком пойдет речь на уроке?

А на какие вопросы мы будем отвечать в новом разделе учебника?

-Попробуйте определить тему урока.

-Правильно. Тема нашего урока  звучит так: «Когда жили динозавры?» (4 слайд)

Картинка в рабочих листах  разрезана на 4 части, на каждой части слово. Дети  находят ответ, открывают по частям картинку и дают ответ  в класс.

        

Ретроспективная самооценка.

-Да. Мы будем говорить о динозаврах, потому что на картинке изображен  динозавр.  

-Когда? и  Где?

Ответы детей.

Коммуникативные: выражают свои мысли при доказательстве.

Личностные: проводят самооценку.

Регулятивные: определяют и формулируют учебную задачу.

III. Актуализация знаний учащихся.

-Рассмотрите и  расположите карточки с животными на ленте времени. У вас нарисован медведь, какое-то  чудное несуществующее животное и динозавр. (5 слайд)

-Сравним свой результат с доской. Если у вас также, это ещё один лепесток в вашем цветочке.

-Молодцы! Вы хорошо справились с заданием, значит, сможете помочь Муравьишке Вопросику. Открываем учебник на с.79.

-Найдем там Муравьишку, что он представил?

-Как вы думаете, может это быть на самом деле?

Дети располагают картинки на рабочих листах в настоящем, будущем и прошлом самостоятельно, затем эта работа проверяется на доске.

Ретроспективная самооценка.

Работа по учебнику.

-Он представил, что древний человек охотится на динозавров верхом на мотоцикле.

-Нет, потому что динозавры жили  давно, когда ещё не было людей и конечно мотоциклов.

Регулятивные: контролируют в форме сличения с заданным эталоном оценку учебной деятельности.

Познавательные: умеют осуществлять поиск и сбор информации, выполнять логические операции анализа, сравнения и обобщения.

Личностные: осуществляют самоорганизацию, проводят самооценку.

На этом этапе для установления преемственных связей прежних и новых знаний использовалась лента времени.

Небольшая самостоятельная работа осуществила логический переход к основному этапу урока.

IV.Усвоение новых знаний.

- Ни один человек никогда не видел живого динозавра! Ребята, тогда откуда же мы узнаем,  как выглядели динозавры, чем они питались, где жили? ( 6 слайд)

-Да. Единственный способ узнать что-нибудь о динозаврах – изучение их окаменевших останков. И эти останки исследуют ученые - палеонтологи. Превратившиеся в камень кости тщательно очищают от грязи, а затем пытаются сложить их в скелет.           (7 слайд)

-А мы можем где-нибудь увидеть останки динозавров?

-Правильно. После изучения в  палеонтологическом институте, останки выставляют в палеонтологическом музее. Такой музей есть в Москве. В Санкт-Петербурге в зоологическом музее есть зал, посвященный эпохе динозавров.

Благодаря работе большого количества людей, мы много знаем о жизни динозавров.

И сейчас  мы посмотрим маленький фрагмент о них.

-Находят останки динозавров, кости….

-Да, в музеях.

Коммуникативные: слушают и вступают в диалог.

Личностные: понимают значение границ собственного знания и незнания.

Целью следующих двух этапов является обеспечение восприятия, осмысления и первичное запоминание знаний. Этому способствует слайд-шоу, видеофильм, фронтальный диалог и на заключительном этапе игра «Закончи таблицу». Ведущий метод поисковый.

Физминутка.

-А чтобы вы  всё внимательно рассмотрели, нужно потренировать глазки.  (8 слайд)

Дети следят за движущейся фигурой на экране.

Личностные: осознают важность сохранения и укрепления здоровья.

Фильм.

-Ваша задача смотреть очень внимательно. Определить  где жили, как выглядели и чем питались динозавры.                                                ( 9 слайд видеофрагмент №2)

- Что вам хочется сказать об этих животных?  Опишите их вид, размер, на что обратили внимание?

Просмотр видеофрагмента.

Ответы детей. Постараться высказаться каждому.

Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию.

                                   V.Первичная проверка понимания и закрепление.

-Отлично. Вы все были внимательны, многое знаете о динозаврах. Это ещё один развернувшийся лепесток в вашем цветке.

- А теперь обобщим полученные знания и составим таблицу:

  • среда обитания
  • размеры
  • способ питания (10 слайд)

 Ретроспективная самооценка.

-Вода, суша, воздух.

-Большие, средние, маленькие.

-Хищники, травоядные.

Личностные: осуществляют самоорганизацию, проводят самооценку.

VI.Применение знаний и умений в новой ситуации.

-Ребята, мы по первому взгляду на динозавра можем точно определить его размер. Так же легко определим среду обитания, но как разобраться с хищниками и травоядными?

-А давайте  как ученые-палеонтологи проведем исследование, чтобы выяснить, чем отличаются хищники от травоядных. (11 слайд)

-Это очень серьезная работа. Мы уже многое узнали о динозаврах. Сможем мы как ученые провести исследование?

-Молодцы! За вашу  уверенность и смелость разверните ещё один лепесток.

-У нас будет 3 группы исследователей.  Используйте в свой защите такие выражения: мы решили, пришли к выводу…, потому что….

(приложение 1)

-Молодцы! На самом деле, каких только динозавров не существовало в мире. Сначала большими стали травоядные. Пищи у них было много, главной их заботой было то, чтобы их не съели. Очень крупные, выше 5-этажного здания бронтозавры имели длинный хвост, тонкую шею с маленькой головой и мощные толстые ноги. Они отбивались от хищников ударами хвостов. Хищникам пришлось догонять в росте травоядных. Дейноних - небольшой  динозавр, но опасный хищник. Его имя переводится как «ужасный коготь», потому что его передние лапы были вооружены тремя мощными и длинными когтями. Были динозавры все утыканные спинными пластинами, шипами или  рогами. Своим видом они устрашали врагов. А были динозавры все закованные в броню, они носили панцирь. Все динозавры появлялись на свет из яиц, которые были размером с футбольный мяч.  А ещё….

-Но, стоп. Существует огромное количество книг, где очень увлекательно описана жизнь динозавров. Я надеюсь, что после этого урока вы обязательно сами их прочтете.

-Да

Прогностическая самооценка

Группы делятся по рядам. Для исследовательской работы подготовлены отдельные парты с заданием и учебник.

1группа: попробует определить влияет ли размер динозавров на то, хищник он или травоядный.

2группа: опишет внешний вид хищников и травоядных.

3группа: опишет строение челюсти.

Учащиеся выступают с защитой исследований.

Познавательные: извлекают необходимую информацию; самостоятельно делают выводы; перерабатывают информацию; преобразовывают её.

Коммуникативные: участвуют в групповом обсуждении проблемы; учитывают разные мнения и стремятся к координации разных позиций в сотрудничестве; оформляют свои мысли в устной речи; аргументируют свое мнение и позицию;

Личностные: проводят самооценку.

Следующий этап позволяет применить знания и умения в новой творческой ситуации. Это мини исследование. Ведущий метод исследовательский.

VII.Обобщение и систематизация знаний.

а) Игра «Хищники и травоядные».

(12 слайд)

б) – Самостоятельно  определите, где хищник, где травоядный.

в) – Выполнили? Уверены, что правильно? Тогда ещё один лепесток в цветке ваш.

Дети выходят к доске и раскладывают динозавров на две группы.

Работа с рабочими листами.

Ретроспективная самооценка.

Регулятивные: принимают учебную задачу; понимают выделенные учителем ориентиры  действия в учебном материале.

Познавательные: осуществляют анализ объекта с выделением существенных признаков.

Личностные: проводят самооценку.

Итогом исследования идёт обобщение и систематизация знаний через игру «Хищники и травоядные».

VIII .Контроль и самопроверка знаний.

-Мы сегодня многое узнали. Проверим наши знания. Я говорю предположение, если вы согласны ставите +, если нет -. (13 слайд)

-У динозавра 3 конечности.

-Ученых, которые изучают древние останки, называют палеонтологами.

-Динозавры хищники имеют острые зубы и когти.

-Травоядные динозавры питались мясом.

-Динозавров можно встретить в наши дни.

-Проверяем. Молодцы!  Все справились, развернули ещё  лепесток.

Учащиеся выполняют тест.

Ретроспективная самооценка.

Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения учебного материала.

Познавательные: проводят рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Личностные: проводят самооценку.

Для выявления качества и уровня овладения знаниями, обеспечения их коррекции дан мини-тест.

IX. Рефлексия.

-Ребята, вы сказали, что динозавров нельзя встретить в наши дни.  А давайте вспомним, как звучала тема нашего урока.

-Как мы ответим на этот вопрос теперь?

-Почему вы так решили?

-Правильно, динозавры вымерли. Жизнь на Земле очень хрупка. Нам надо сохранять нашу природу, чтобы больше ничего не исчезало.

-А вы знаете, что слово динозавр переводится как «ужасный ящер». На нашей планете сейчас живут дальние родственники динозавров, как вы думаете кто? - А еще мы говорили, что некоторые динозавры носили панцирь, а у них остались родственники?                              

 – Черепахи одни из самых древних животных на планете. Поэтому их называют мудрыми. Наша Мудрая Черепаха  хочет нам что-то сказать. На с.79  прочтем вывод.

- Молодцы! Вы отлично потрудились, и за это я вам подарю книгу- раскраску о динозаврах. Каждый  раскрасит один листок, а в классе вы её соберете.  Пофантазируйте, представьте, какого цвета они могли быть, тем более что о цвете динозавров до сих пор ничего не известно. (Приложение 3)

-Ну что согласны? Справитесь?                                - Отлично, развернули ещё один лепесток!

-И вот перед вами ваш цветик-семицветик, который принесет вам уверенность и успех в Новом году!  (14 слайд)

-Вы молодцы!   Спасибо за работу!

-Когда жили динозавры?

-Динозавры жили очень давно.

-Потому что они вымерли…

-Потому что они очень большие и сейчас им места на планете нет.

- Потому что человек занял большие территории.

- Ящерицы.

- Черепахи.

Читают вывод в учебнике.

-Да.

 Прогностическая самооценка.

Регулятивные: анализируют результаты своей деятельности; вырабатывают внутреннюю позицию школьника

Личностные: осознают личную значимость в приобретении нового знания; проводят прогностическую самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру по теме "Когда жили динозавры?" для 1 класса

Тема урока : «Когда жили динозавры?» 1 класс  Цель урока: формировать представления о далёком прошлом Земли;  познакомить с удивительными животными прошлого – динозаврами; узнать, как учён...

урок в 1классе "Когда жили динозавры?"

Урок окружающего мира в 1классе по теме: "Когда жили динозавры?"...

Развитие информационной компетентности у младших школьников на уроках окружающего мира. Конспект урока "Когда жили динозавры?"

ФГОС формулирует ряд требований к изучению окружающего мира, одно из которых – ИКТ в достижении предметных результатов – для данного раздела является ключевым. Речь идет об освоении...

урок окружающего мира в 1 классе "Когда жили динозавры?"

Урок окружающего мири в 1 классе "Когда жили динозавры?" можно использовать как увлекательное занятие, как материал для классного часа. И презентация к этому уроку....

Технологическая карта урока окружающего мира "Когда жили динозавры"

Технологическая карта  урока «окружающего мира» позволит увидеть учебный материал целостно и  системно, проектирован  образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения кур...

Конспект урока по окружающему миру"Когда жили динозавры

Конспект урока по окружающему миру по теме "Когда жили динозавры" (1 класс)...

урок окружающего мира в 1 классе а тему «Когда жили динозавры?» с использованием информационно-коммуникационной технологии.

Цели: формировать представления о далеком прошлом Земли, о мире динозавров; учить находить связь между строением животного и его образом жизни; в элементарной форме познакомить с методами изучен...