урок окружающего мира "Наша страна - Россия"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

урок окружающего мира "Наша страна - Россия" 1 класс система занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_-_kopiya.docx33.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  №1 г. Чаплыгина Липецкой области

Урок окружающего мира

по теме:

Наша страна - Россия

1 класс

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Конохова Любовь Александровна

Чаплыгин 2015 г.

Цели:

  • формировать представление  о разнообразии, богатстве и уникальности природных объектов России, творениях рук российских мастеров и талантливых людях страны, показать многонациональность нашей Родины; учить видеть географические объекты, знать их названия;
  • расширять природоведческий кругозор учащихся, развивать произвольное внимание, любознательность, умение работать в группе, стремление к самостоятельному поиску знаний после урока;
  • прививать интерес к предмету, содействовать формированию чувства гордости за свою страну; прививать внимательное и бережное отношение к природе России, к ее культурному наследию.

Предметные результаты обучения (УУД):

человек и природа:

ученик научится:

- различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры; сравнивать объекты природы;

- различать объекты, сделанные руками человека;

 ученик получит возможность научиться:

- экологической грамотности;

- описывать природные объекты;

- получать знания топонимики;

человек и общество:

ученик научится:

- понимать, что Россия – многонациональное государство;

- узнает названия народов России, их обычаи и ценности;

ученик получит возможность научиться:

- находить на карте мира Россию (РФ), Москву, регионы России, ее основные географические объекты и достопримечательности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:

учебник «Окружающий мир» 1 класс А.Н. Казаков, Н.Я. Дмитриева; физическая карта России, карта народов России, школьные атласы, карточки с изображением животных, магнитная доска,  карточки с названиями географических и природных объектов, карточки для игры в группе, презентация к уроку, раздаточный материал (карточки) для учащихся с основными понятиями урока, книжная выставка, коллекция минералов и украшений с полудрагоценными камнями.

                                                    Ход урока:

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок:

Форма : классно-коллективная.

Цель: обеспечение мотивации учебной деятельности, обеспечение положительного эмоционального настроя. Выявить познавательные потребности учащихся.

Вид деятельности: конструктивная деятельность учащихся. Эмоциональный настрой на урок.

УУД: 

- личностные: формировать положительное отношение к урокам окружающего мира; интерес к учебному материалу; представление о причинах успеха на уроке;

- регулятивные: учить принимать и сохранять учебную задачу и понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- познавательные: учить понимать информацию, представленную в игровой форме;

- коммуникативные: учиться  использовать средства общения для решения коммуникативных задач.

-Давайте подарим друг другу улыбки и начнем урок с хорошим настроением. На уроке наши глаза внимательно смотрят и все видят. Уши чутко слушают и все слышат. Голова ясно работает.

- Работаем старательно, слушаем внимательно. (хором, вместе с детьми)

- Сегодня я вам хочу рассказать необычную историю, которая произошла со мной прошлым летом.

- Я гостила в деревне у бабушки. У бабушки был огромный старый сундук. Однажды бабушка взяла старый ржавый ключ и открыла сундук. Она сказала: «Надо достать оттуда старый ковёр. Пусть на верёвке во дворе повисит, да на солнышке прогреется.» 2 слайд

- Когда мы развесили ковёр на верёвке, я стала разглядывать его. На нём шёлковыми нитями были вышиты поля, леса, реки, города с резными теремами и златоглавыми храмами. «Какой ковёр интересный! Теперь таких не делают”, - подумала я.    3 слайд

- Почисти ковёр, пожалуйста, - попросила бабушка.  Я взяла веник и ударила по ковру раз, другой…

- Ой, больно, ой, больно! – громко закричал ковёр. – Ты зачем меня бьёшь? Я ведь не простой ковёр, а волшебный. Я – ковёр-самолёт. Слышала о таком?

- Я очень удивилась. О ковре-самолёте я, конечно, слышала, но видеть такой ковёр мне не приходилось. А ковёр захлопал крыльями, и, приподнявшись с верёвки, закружил по двору.

- Ковер предложил совершить мне путешествие по нашей огромной стране,  и я согласилась. Много удивительного и интересного я узнала. И сегодня я вам тоже предлагаю совершить такое путешествие на этом ковре-самолете.  Он вас ждет.

- Как любому путешественнику, нам нужна карта. И она у нас на доске.

                          (на доске прикреплена физическая карта России)

  1. Основная часть урока:

Форма: классно-коллективная, групповая.

Цель: формировать представление  о разнообразии, богатстве и уникальности природных объектов России, творениях рук российских мастеров и талантливых людях страны, показать многонациональность нашей Родины; учить видеть географические объекты, знать их названия; развивать любознательность, умение работать в группе.

Метод обучения и прием: объяснительно-иллюстративный; проблемный вопрос мотивирующего характера; беседа.

Вид деятельности: познавательная, репродуктивная.

УУД:

- личностные: формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей; первичное умение оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев; гражданскую идентичность – «Я – гражданин России»; представление о ценности и уникальности природы России;

- регулятивные: учить принимать учебную задачу и контролировать себя при ее выполнении;  понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; уметь выполнять учебные действия в устной речи, работать в сотрудничестве в группе;

- познавательные: понимать знаки, символы, схемы, карты; понимать заданный вопрос и строить ответ в устной форме; обобщать ранее полученные знания и использовать их в новой учебной ситуации; воспринимать смысл познавательного текста; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; под руководством учителя давать характеристики изучаемым понятиям;

-  коммуникативные: учиться принимать участие в работе группы, допускать существование разных точек зрения, договариваться и приходить к общему мнению, использовать в общении правила вежливости; использовать средства общения для решения коммуникативных задач.

- Садитесь поудобнее, мы начинаем наше путешествие. За все время мы сделаем несколько остановок.

                   ( названия остановок  появляются на слайдах. На экране

                     рассказ учителя сопровождается презентацией.)

- Наша первая остановка называется « Без конца, без края – вся страна большая!»    4 слайд

                                         -На свете много разных стран,
                                         Но есть одна страна:
                                         От белых льдов до теплых рек
                                         Раскинулась она.

- Как называется наша страна? (Россия)

- Россия – самая большая страна на всем белом свете. Ни одно государство в мире не имеет такой громадной территории и такой длинной границы.

- Границы  России проходят и по суше, и по воде. Никакая даже самая сильная птица не смогла бы быстро преодолеть такие расстояния. 5 слайд

- Только вдоль сухопутной границы ей пришлось бы лететь без отдыха не меньше двух месяцев! А вдоль морских – лететь птице еще в два раза дольше!    

                                       (Комментарии  к   6 слайду )

- А как вы думаете, на нашем ковре-самолете нам сколько лететь? ( Наверно, тоже часов 10, но мы совершим наше путешествие за 1 урок)

- Путешественнице и на суше, и на море повстречалось бы на пути шестнадцать разных стран-государств. Вот сколько соседей у России. Ни у кого столько нет!    7 слайд

                      (рассказ учителя сопровождается показом по карте, на слайде.

                       Основные географические объекты, их названия и

                        перевод дублируются на карточках, которые

                       накладываются  в соответствующие места на карте.

                      У детей на столах раскрыты атласы, учебники с картой России.)

- На западе граница проходит по узкой полоске суши в Баренцевом море, недалеко от города Калининграда. Раньше этот город назывался Кёнигсберг. Он окружен зарубежными странами.    8 слайд

- На юго-востоке границу «проводит» река Амур.  9 слайд

                            (рассказ заранее подготовленного ученика)

- На языке нивхов, жителей этой части России, «Амур» - «Великая река», с монгольского языка переводится как «Черная река», а на китайском – «Река Черного дракона». В непогоду, при шторме воды этой реки и впрямь черны, дыбятся и бьются о берега. 10 слайд

- А как вы ребята думаете, почему у Амура так много названий?

- На самом Дальнем Востоке граница «плывет» по Тихому океану. На юге и западе границы России проходят по рекам, горам, равнинам, морям.

- Восток России первым встречает новый день и Новый год. Когда в столице России – Москве – середина дня, на дальневосточной границе уже ночь и скоро опять взойдет Солнце.   11 слайд

- Покажите на карте России столицу нашей Родины – город Москву.

                                                               (1 ученик)

- Вторая наша остановка – «По морям, по волнам».    12 слайд

- Про реки и озера, про моря и родники  России сложено много песен, стихов, поговорок, написаны прекрасные книги.

- Россия – это морская держава, это речной и озерный край. Недаром посмотрите: на карте России так много голубого цвета – цвета воды.

            (рассказ учителя сопровождается показом по карте географических

              объектов  и наложением табличек с

                 их названиями на карту. На слайдах показаны фотографии,

                рисунки тех мест, о которых идет речь.)

- Какая величавая, большая река, о которой поется в песнях,  является символом России?

- Правильно. Река Волга – это величайшая река России.   13 слайд

                       (рассказ заранее подготовленного ученика)

- Некоторые ученые считают, что название «Волга» финского происхождения. Оно означает «Светлая», «Священная».   14 слайд 

- Она начинается с маленького родничка, а потом, набирая силу, широко разливается до самого Каспийского моря-озера и впадает в него. Это удивительное море-озеро получило свое название от народа каспии. Народ каспии жил здесь в глубокой древности.   15 слайд

- Сибирская река Енисей – великий транспортный путь.   16 слайд

                            (рассказ заранее подготовленного ученика)

- Название переводится с тувинского языка как «Большая вода». Енисей – самая многоводная река России.  

- А это другая сибирская река – Лена. 17 слайд

                           (рассказ заранее подготовленного ученика)

- Река Лена, оказывается, к женскому имени никакого отношения не имеет. Это слово переводится с эвенского языка «Елю-Енэ», что значит «большая река».

- А как вы думаете, ребята, зачем нужны реки? Почему реки тоже можно отнести к богатствам России?

- А какие реки Липецкой области и нашего, Чаплыгинского района, вы знаете?  18 слайд

                                       (беседа с учащимися)

- О том, почему реки нашего района так названы, расскажет один из наших учеников. Об этом он узнал из прочитанных книг.  19 слайд

                                     (рассказ подготовленного ученика)

- Озера – тоже важная часть природы. Озер в России почти четыре миллиона, столько же, сколько взрослых жителей в Санкт-Петербурге. И среди озер у нас есть самые-самые.

- Озеро Байкал самое глубокое в мире. Вода в нем самая чистая и прозрачная.  20, 21 слайды

- Третья наша остановка  - «По лесным дорожкам».     22 слайд

- Россия – самая лесная страна в мире: половина всей земли покрыта лесом. Лес – это гигантский дом.   23 слайд

- Давайте вспомним, для чего и для кого лес является домом.

- Какие ярусы есть в лесу?   24 слайд

-Какие виды лесов вы знаете? Почему они так названы?    25 слайд

- В Липецкой области много лесов.  26 слайд

- Ребята, а кто из вас бывал в наших лесах? Что вы видели, что интересного запомнили? Расскажите.

                                        (беседа с учащимися)

Динамическая пауза

(проводит подготовленный ученик)

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.

(Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери!

(Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

(Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

(Потягивания — руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

(Ходьба на месте.)

Утомил всех долгий путь —

Дети сели отдохнуть.

(Дети садятся за парты.)

- Предлагаю вам игру «Угадай-ка!». У каждой из двух групп на столах лежат рисунки животных леса и тексты с описанием какого-либо из этих лесных  животных.  Все вперемешку. Каждая группа по очереди зачитывает текст о животном, остальные группы смотрят, нет ли у них изображения этого животного. За правильно угаданное животное группа получает балл. В конце игры подсчитаем баллы. Обязательно скажите, в каком лесу какое животное можно встретить.

- Перед тем, как дать ответ, обсудите его, посоветуйтесь в группе.

                           ( волк, лиса, глухарь, рысь, кабан, тигр)

-Четвертая остановка – «Природа – мать богатства, а труд – его отец».   27 слайд

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Чтобы воспользоваться богатствами природы человек должен трудиться.

- Только настоящим мастерам открывает свои тайны природа!

- В природных кладовых России – несметные сокровища! 28 слайд

- В какую сторону ни пойдешь – везде свой клад. Редкие руды, драгоценные камни, золото. А еще нефть, уголь, горючий газ, источники с минеральной водой… Столько всего, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Богатства эти спрятаны в лесах, в морях, в болотах, в горах, глубоко-глубоко в земле. Природные хранилища называют недрами, а клады, которые они таят, - полезными ископаемыми.  29 слайд  (загадки о полезных ископаемых)

- Но чтобы найти что-то стоящее, надо знать, где искать. Алмазы, к примеру, чаще всего встречают рядом с «уснувшим» вулканами Дальнего Востока и в Сибири. Зелененькие малахиты – вблизи медных месторождений на Урале рядом с речкой, где в почве много мела.   30 слайд

- А на берег Балтийского моря волны выбрасывают янтарь. Это окаменевшая смола древних хвойных растений. Латыши, западные соседи россиян, называют Балтийское море – Дзинтари, что означает – Янтарное…  31 слайд

- По всему миру славятся мрамор и гранит из Карелии. Ими облицовывали дворцы российских царей, украшали дома, отделывали набережные столичных городов.   32 слайд

- Остановка пятая «Охранная грамота» на всех зверей, или У каждой мышки – свой домишко».   33 слайд

- Вы уже знаете о том, что в России живет великое множество разных животных. Мудрая природа устроила так, что все они могут найти себе «и стол, и дом». Природа наделила каждого зверя, птицу, рыбу своими привычками, умениями и «хитростями».

- Посмотрите, из названий животных, населяющих Россию и страны ближнего зарубежья, можно составить Азбуку в картинках.

- Прочитаем эту Азбуку. 34,35 слайды

- Каких букв не хватает в нашей азбуке? Попробуйте дома подобрать к пропущенным буквам названия животных, сделать рисунки и продемонстрировать свои работы в классе. (буквы З, И, К, Л, М, Н, О, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я)

- Люди поняли, что природа нуждается в защите и охране, и стали принимать меры, чтобы сохранить все живое.  На территории России открыто несколько десятков заповедников. 36 слайд

- Кто из вас, ребята, знает, что такое заповедник?

  • Краткий рассказ заранее подготовленных учащихся о  некоторых заповедниках России с показом иллюстраций на слайдах.

( Астраханский и Баргузинский заповедники) 37, 38 слайды

- В Липецкой области тоже есть заповедные места. 39-46    (рассказ учителя)

- Шестая наша остановка называется «Чудеса в решете».    47 слайд

- Россия – край особенный, сказочный. Но есть в ней такие места, которые из всех сказок – сказки, из всех диковин – диковины.

- Глубокое прозрачное озеро Светлояр   лежит в заволжских лесах, точно волшебное зеркальце.  48 слайд

- Старые люди говорят, что в определенное время года можно слышать со дна озера колокольный звон церкви древнего прекрасного града Китежа. В одной из легенд об этом городе говорится, что во время нападения врагов, этот непокорный город скрылся в светлых водах озера со всеми своими жителями. Самое удивительное, что вода из этого озера в чистом сосуде не портится несколько месяцев. Загадку озера изучают ученые…  49 слайд

- В Карелии на небольшом островке Онежского озера находится архитектурный заповедник Кижи.   50 слайд

- В этом заповеднике есть деревянная церковь, которую построил неизвестный российский мастер. На церкви 22 купола, и ни один не повторяется по отделке. Церковь как будто бы воздушная, кружевная. Называется Преображенская. И трудно поверить, что сделана она с помощью топора и долота.  51 слайд

  • Краткий рассказ учителя о чудесах  Уральских гор  с показом фотографий, слайдов.   52, 53 слайды

                  (по книге Т.А. Кудрявцевой «Я живу в России»)

- В сказке Павла Петровича Бажова «Каменный цветок» хозяйка горы показывала мастеру Даниле природные богатства Урала и дивный каменный цветок, сделанный из драгоценного камня. 54 слайд, отрывок из фильма-сказки

                         (демонстрация коллекции минералов и украшений

                          с  полудрагоценными камнями)

- Седьмая наша остановка «Каково полотно – такова и строчка».   55 слайд

         (  показ слайдов о русском народном прикладном творчестве)

- Россияне – люди разных национальностей. У них разные обычаи, национальные костюмы, песни, языки. Представляете, что происходит, когда все эти люди берут в руки краски, нитки с иголками и всякие мастеровые инструменты? Все россияне – умельцы. Все – мастера.  56 слайд

  • Краткий рассказ учителя  с показом слайдов (по книге Т.А. Кудрявцевой «Я живу в России»).  57-58 слайды
  • Краткий рассказ учителя  с показом слайдов о мастерах земли Липецкой. Об экскурсии в Центр Туризма в городе Чаплыгине. 59-65 слайды

- Ребята, а что вы помните из этой экскурсии? Что было для вас интересно?

- И в нашем классе есть умельцы. Посмотрите, какие работы представлены на нашей выставке.

                               (демонстрация выставки детских работ)

- И, наконец, наша последняя – восьмая остановка – «Набралось гостей – со всех волостей!».  66 слайд

- Российское государство всегда было сильным. А знаете почему? Потому что все народы, населяющие Россию, дружили!  67-68 слайды

- В России живет множество разных народов. Семья российских народов – это и славяне, и татары, и башкиры, и чуваши, и ингуши, и удмурты, и мордва, и чукчи, и тувинцы…   69 слайд

                 (рассказ сопровождается показом слайдов с изображением

                   людей в их национальных костюмах)

- Существует много пословиц и поговорок, связанных с дружбой народов.

- Какие пословицы вы знаете или слышали?

                                              (беседа с учащимися)

- Народы России мудры, талантливы  – посмотрите, сколько сказок создано, легенд, песен, пословиц и поговорок. В них – история самих этих народов. Все творчество собрано в одну копилку. Эта копилка – народная культура. Она подарила миру множество великих писателей, композиторов, музыкантов, артистов. России есть кем гордиться!

- Перед вами выставка книг для детей. Здесь и РНС, и сказки народов России, и книги с пословицами и поговорками. И много-много других интересных книг, которые мы будем с вами читать в этом году. К тому же 2015 год – это год литературы в России.

- В нашем классе тоже есть ученик, который, в рамках мероприятий, посвященных году литературы,  занял призовое II место в детском Всероссийском конкурсе проба пера в номинации «Мое первое стихотворение».

                                    (демонстрация книжной выставки и

                                      фото детского конкурса)

  1. Итог урока. Рефлексия.

Форма: классно-коллективная. Беседа по вопросам. Рефлексия.

Цель: обеспечить формирование адекватной самооценки.

УУД:

- личностные: формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей;

- регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

- познавательные:  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- коммуникативные: адекватно использовать средства устного общения.

- Итак, наше путешествие по родной стране на удивительном ковре подошло к концу.   70 – 71 слайды

- Мы немного устали, но за время путешествия так много узнали.

- Что из услышанного сегодня на уроке вам больше всего запомнилось?

- Что вас удивило?

- Что вы можете сказать о нашей стране? Что расскажете дома?

- А завершить наш урок я хотела бы словами Александра Прокофьева:

Мне о России надо говорить,

Да так, чтоб вслух слова произносили,

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имен назвать одно – Россия.

72 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Страна городов" 4 класс УМК "Школа России"

На уроке предлагается работать в группах.Три группы получают разные задания и должны представить один из городов Древней Руси по определённому плану.Новгород, Киев, Москва....

Конспект урока окружающего мира "Страна, открывшая путь в космос" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: ·        формирование знаний о первом полете в космос;·        формирование представлений...

Конспект урока окружающего мира «Страны мира» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Плани...

Технологическая карта урока окружающего мира «Страна городов» 4 класс УМК «Школа России»

Цель урока: формирование представления о Древней Руси; познакомить с достопримечательностями Древнего Киева и Великого НовгородаЗадачи урокаДидактические:Познакомить с достопримечательностями Др...

Технологическая карта урока окружающего мира "Страна городов" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тема урока «Страна городов»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний об облике и жизни Древнерусских городов и знакомство учащихся с архитектурными пам...

Технологическая карта урока окружающего мира «Страны мира. Проект страны мира» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока:  введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию.Задачи урокаДидактиче...