Мой родной край
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Латипова Альфира Радиковна

Урок по окружающему миру в 4 классе. Учебная программа "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_rodnoy_kray.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе.

Учитель начальных классов

Латипова Альфира Радиковна

Дата проведения 20.12.13

Тема: Мой родной край - часть нашей страны.              

Учебник А. А. Плешаков "Окружающий мир"

Цель урока:

1. Обобщать и проверить знания детей по изученному разделу;

2. Познакомить учащихся с разнообразием водных просторов края; подземными богатствами края; познакомить с некоторыми отраслями растениеводства и животноводства;

3.Развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности;

4. Формировать экологическое сознание и бережное отношение учащихся к окружающей природе; воспитывать любовь к природе родного края;

Оборудование: рабочие тетради учащихся,

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

  1. Организационный момент

Приветствие.

Проверка подготовленности учащихся

  1. Разминка

а) Отрасль растениеводства, занимающихся выращиванием зерновых культур (полеводство)

б) К искусственным водоёмам относиться…(водохранилища, пруды, каналы)

в) Детёныш лягушки (головастик)

г) Полезное ископаемое, используемое в строительстве и при изготовлении стекла (песок)

д) Горючее полезное ископаемое болото (торф)

е) К овощным культурам относиться (огурец, капуста, чеснок, свекла, помидор, лук)

ж) Тёмная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут (нефть)

  1. Работа учащихся по станциям

- Мы с вами прошли раздел «Родной край – часть большой страны».

- С чем мы тут познакомились?

Учитель читает стихи:

Спросите нас: - Откуда вы?

- Мы с Волги, из Казани.

Поит нас Волжская вода,

Мы хлеб растим, пасем стада,

Качаем нефть, грузим суда

В свободном Татарстане.

- Спросите нас: - Откуда вы?

- Мы родом из Казани,

Где пел Сайдаш, писал Такташ

О милом Татарстане.

Спросите нас: - Откуда вы?

- Мы вольные Волжане

Из края, где избыто зло

Где солнце Родины светло

На веки вечные взошло

В Свободном Татарстане.

Скажите, мы с вами где живём?

- Давайте посмотрим карту.  Сегодня на уроке мы познакомимся с водоёмами, подземными богатствами нашего Татарстана, о жизни лесов и лугов, что выращивают люди нашего Татарстана. Об этом нам расскажут наши ученики. А для этого мы пройдёмся по станциям. Но сначала мы посмотрим, в какой части расположена  наша республика.

- Наша республика расположена в зоне лесов, на материке Евразия. Республика Татарстан только одна маленькая часть нашей планеты, но она богата разными видами растений и животных, изучить его каждому из вас будет очень интересно. Нашими соседями являются в северной части республика Марий Эль, Кировская область и Удмуртская республика. С южной части Самарская, Ульяновская и Оренбургская области. С запада – Чувашская республика и с восточной стороны республика Башкортостан.

Территория Татарстана расположена в двух зонах – в полосе перехода лесной в степную. Умеренно континентальной климат  со средними и летними температурами. Большая часть территории республики также занята полями, садами и огородами. В Татарстане большое количество озёр и небольших речек, обитает много представителей животного мира и более 1500 видов растений, а так же 314 видов птиц.

  1. Станция. Водоёмы нашей страны. А теперь мы послушаем наших учеников. О чём

они расскажут? Когда мы проходили о водоёмах нашей страны, нам стало интересно, какие водоёмы есть в  нашей республики? И мы решили искать материалы о наших водоёмах.     Но мы хотим вас познакомить только с крупными водоёмами.

Самые крупные реки: ВОЛГА, КАМА, ВЯТКА, БЕЛАЯ. Длина Волги 3530 км, длина Камы 1804 км. Площадь бассейна Волги1360 км, а площадь Камы 507 км. Скорость течения Волги во время паводка 1,9км/ч. Скорость течения реки летом 0,5 км/ч. Скорость течения Камы во время паводка 4,5 км/ч. Скорость реки летом 1,8 км/ч.

Два притока реки Кама Башкирское и татарское название реки Белой – Акидель. Длина реки – 1430 км, площадь бассейна – 142 тыс. км. Река в Европейской части России, самый крупный правый приток реки Камы. Длина 1314 км, площадь бассейна 129 тыс. км.

Река Казанка – левый приток Волги. Длина около 140 км, площадь бассейна 2600 км, впадает в Куйбышевское водохранилище в черте города Казани. Одним из притоков реки является река Булак. Устье Казанки несколько раз перегорожено транспортными дамбами. Река Казанка официально считается памятником природы номер один города Казани.

На территории РТ насчитывается более 8 тыс. озёр, к наиболее крупным относятся озёра Средний (112 га), Нижний (56 га) и Верхний Кабан (25 га), система озёр Лебяжье, состоящая из трёх озёр, соединённые протоками. В отношении глубин, большинство озёр относится к мелководным водоёмам. Среди карстовых озёр, в т. ч. очень малых, встречаются глубоководные – 20 м и более.

Глубина Раифского озера – 19,6 м. У нас в республике очень много озёр. Они прекрасны, но к сожаленью, многие из них в скором времени могут исчезнуть бесследно.   Так, водоемы озерной системы Кабан г. Казани (Нижний, Средний и Верхний) в течение XVII-XX вв, испытывали сильное промышленное и коммунальное воздействие.. В 1980-1990 гг. с целью восстановления экосистем озер Нижний и Средний Кабан к ним применялись специальные оздоровительные мероприятия, такие как изъятие загрязненных донных отложений, снижение объемов сточных вод и др., которые позволили несколько улучшить качество воды озер.

Голубые озёра — система озёр на территории города Казани (у окраинных посёлков Щербакова и Крутушка  Авиастроительного района города) и Высокогорского района Республики Татарстан, а также заповедник, расположенный на прилегающей к озёрам заболоченной и лесной территории. Площадь заповедника 1910 га, суммарная площадь озёр - 0,3 га. Озёра являются природными достопримечательностями Казани.

Здесь погружаются дайверы, которым кристальная чистота воды позволяет насладиться панорамой подводной жизни озера.

Озеро дает начало извивающемуся мелководному рукаву, который стекает небольшим "водопадом"-порогом в р. Казанка.

То более известное небольшое обустроенное озерцо, что расположено выше по течению в зоне отдыха "Голубые озера" - просто один из карстовых протоков.

В республике функционируют 4 водохранилища – Куйбышевское, Нижнекамское, Заинское, и Карабашское.

Куйбышевское водохранилище самое крупное в Европе, образовано 31 октября 1995 года. Полный объем его составляет  57,3 км кубических метров. Нижнекамское водохранилище -  создано 1978 году путём наполнения по промежуточной отметки подпорного уровня 62 м БС. Заинское водохранилище – образовано  в 1963 году близ города Заинск в связи создания ГРЭС и пруда охладителя. Карбашевское водохранилище  - расположено близ посёлка Карбаш. Введено в эксплуатацию в 1967 г.

2 станция. Подземные богатства Татарстана.

Главным богатством Татарстана является нефть. Нефть – маслянистая жидкость темно-коричневого цвета. Она хорошо горит, дает много тепла. Нефть легче воды, залегает глубоко под землёй. Из неё получают бензин, керосин и различные масла. Попутно с нефтью добывают природный газ. Он бесцветный с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняется и хорошо горит. Из газа получают пластмассы, искусственный каучук, полиэтилен. Наша республика имеет большие запасы торфа. Торф образуется на болотах из вымерших растений, в нем легко можно увидеть части стеблей, корешков, кусочки древесины. Высушенный торф хорошо горит, он является хорошим удобрением для почв. На заводах из него получают уксус, спирт, технический воск, кокс. Богат Татарстан подземными минеральными водами. На их базе открыты и работают санатории, в которых больные благодаря целительным свойствам воды избавляются от своих недугов, болезней. Народ Татарстана стремится рационально использовать природные богатства своего края, создавая всё необходимое для современной жизни человека.

3 станция. Леса и луга Татарстана.

Немалой ценностью  Татарстана является леса, которые в настоящее время занимают 16% площади республики. В северных районах прорастают хвойные леса – ель, пихта, сосна, можжевельник. Почти по всей территории произрастает дуб, липа, берёза , осина. Сосна дает отличный строительный материал, ель идёт на изготовку бумаги, дуб на изготовление мебели. В наших лесах и лугах обитает очень много видов животных, птиц, земноводных, и т.д. Это кабаны, зайцы, лоси, рысь. Из птиц чаще всего встречаются: синицы, зяблики, сороки, воробьи, вороны, дятлы.

4 станция. Животноводство и растениеводство нашей республике

Главное богатство республики - это ее земли. Самые плодородные почвы- это чернозем. Они дают хорошие урожаи. Половину земли республики занимают пахотные земли- поля. На них выращивают пшеницу, рожь, ячмень, просо, гречиху, кукурузу. Из овощей - картофель, лук, морковь, огурцы, капусту, свеклу и др. В Буинском, Нурлатском, в Заинском и Сарманском районах выращивают  сахарную свеклу. В нашей республике Татарстан разводят крупно рогатого скота. Работа очень трудная и долгая. Создано не мало и специальных парод, и специально мясных, и комбинированных. В Татарстане также создаются огромные хозяйства – птицефабрики, где цыплята выводят в инкубаторах. Совершенствование кур занимаются в Нижнекамском районе, в Набережных Челнах. Следующая отрасль животноводства – это коневодство. Хозяйства Татарстана специализируется преимущественно по развитию орловской и русской пород.  Используют для конно – спортивных состязаний: скачки, бега. Также в Татарстане разводят свиней и занимаются пчеловодством. Помимо перечисленных отраслей животноводства существуют и другие: овцеводство, рыбоводство, кролиководство, которые тоже развиваются в нашем крае.

4.Физкультминутка

Потрудились – отдохнём

Потрудились – отдохнём

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

5.Вывод урока

В целях привлечения внимания общества к вопросам охраны окружающей среды, формирования и развития экологической культуры Указом Президента РТ от 20 октября с 2012 года по 2013 год объявлен Годом экологической культуры и охраны окружающей среды в РТ.

1.Несмотря на наличие крупных и малых рек, озёр, запасов подземных вод, обеспеченность населения и народного хозяйства республики водными ресурсами не такая высокая. Потребности сегодняшнего дня, а тем более перспективные, требуют весьма бережного использования всех водных ресурсов республики.

2.Лес – это и животные,  и птицы, и добрый друг, берегущий наше здоровье. Мы должны думать и понимать об этом всегда. Неосторожно разожжённый костёр и сгорит лес. Бездумно срезанная кора с дерева и гибнет лес. Убитая ради забавы птица, брошенная в речку колючая проволока – это всё губительно отражается на природе. Поэтому мы должны взять на себя заботу об охране наших лесов, вод и их обитателей.

6. Проверка знаний и умений. Самостоятельная работа

  1. Мой край расположен….
  2. Наши соседи…
  3. На территории края текут реки…
  4. У нас есть города….
  5. Главный город республики….
  6. Добывают полезные ископаемые….
  7. Преобладают почвы…
  8. Мой край дает республике

Тест. Мой край.

1.Мой край расположен на материке…

А) Африка      б)Евразия

В)Австралия     г)Северная Америка

2. Мой край находится в природной зоне…

А) лесов    б) тундра

В) степи      г)пустыни

3. В моем краю растут….

     А) кактусы, кипарисы    б)ягель, клюква, карликовая ива

В) ель, береза, осина     г) полынь, ковыль, саксаул

4. У нас обитают……

А) лоси, зайцы, кабаны      б)косули, медведи

В) олени, медведи

5. Территория моего края расположена в …..

А) тропическом поясе

Б) полярном поясе

В) умеренном поясе

7. Рефлексия

- О чём говорили на уроке?

- Всё ли тебе понятно?

- Что интересного ты узнал?

- К чему мы пришли?

   Любите родную природу –

   Озёра, леса и поля.

    Ведь это наша с тобой

    Навеки родная земля.

    На ней мы с тобой родились,

   Живём мы с тобою на ней.

   Так будем же, люди, все вместе

   Мы к ней относиться добрей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края

1.  Познакомить  учащихся  с  Красной  книгой  края  и  животными, которые  в  нее  внесены, рассмотреть  экологические  правила,...

Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".

Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Родной край-часть большой страны.Курский край." УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор  А.А.Плешаков....

Презентация "Символы родного края. РФ и Курского края"

В данной презентации собран материал о символике Российской Федерации, Курской области и города Курска. Может быть использована на уроках окружающего мира и внеурочной деятельности....

Карта родного края. Поверхность и водоёмы Ставропольского края 4 класс ПНШ конспект урока с презентацией

Уитель: Остренко Л.П.,МКОУ СОШ № 8с.Тахта Ипатовского района Ставропольского краяТип урока: Урок ознакомления с новым материаломПланируемые результаты:сформируется уважительное отношение к иной точке ...

КВН по истории родного края «Село моё родное – родная сторона»

КВН по истории родного края«Село моё родное – родная сторона»Цели и задачи:- приобщение учащихся к предметному миру прошлого, расширение границ школьного курса;- формирование интерес...