Как человек научился летать.История создания самолёта
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Пыжова Наталья Владимировна
План-конспект урока окружающего мира в 3 классе УМК «Начальная школа 21 века»

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока окружающего мира в 3 классе УМК «Начальная школа 21 века»

Составила : Пыжова Н.В. МБОУ СОШ №27 г.о.Самара

Тема:  «Как человек учился летать. История создания самолёта» 

Цели:

  1. Личностное развитие:

 Воспитание  чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Формировать систему знаний и представлений обучающихся о Самаре как городе авиационной  славы.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

  1. Метапредметные УУД

-  Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

- Осваивать разные способы решения проблем поискового характера.

- Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

- Осваивать начальные формы познавательной рефлексии (находить для себя ответы на вопросы, что знал до урока, а что узнал на этом уроке)

- Использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач

- Овладевать навыками смыслового чтения  текстов учебника.

- Слушать собеседника, задавать вопросы по содержанию услышанного.

- Оценивать события, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

- Находить и обосновывать  причинно-следственные связи в ходе освоения курса «Окружающий мир».

 Предметные умения и навыки:

  1. Установить основные этапы освоения  человеком воздушного пространства.                                                                  2) Выяснить роль России и Самары  в истории отечественной авиации.                                                                                3) Осваивать разные способы получения информации, в т.ч.  из семейных архивов и от окружающих людей.
  2. Оборудование:
  1. Н.Ф. Виноградова, Окружающий мир, 3 класс, Вентана–Граф, Москва, 2005.
  2. Слайд-презентация “Как человек научился летать”.
  3. Книга А.Беляева «Как человек научился летать»

                                                                                                     

Технологическая  карта урока

Ф. И. О. педагога: Пыжова Наталья Владимировна
Предмет: окружающий мир
Класс:  3 
Тип урока:  
 урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Организационный момент

 

Сегодня на уроке мы продолжим разговор об открытиях и изобретениях, которые изменили жизнь человека. Желаю всем удачи на уроке.

 

 

 

Проверка домашнего задания

Уч-ся рассказывают об изобретении паровоза, парохода, автомобиля.

.

 Расскажите о первых изобретениях человека, о том, как они изменили его жизнь. 

 

 Слайд 2

 

 

Постановка темы и целей урока.

Дети рассматривают фото птиц и формулируют тему урока

– Сегодня вы узнаете еще об одном из главных изобретений человека, а что это за изобретение? О чем мечтал человек, когда смотрел на этих животных?

 Какова тема нашего урока? Что мы должны узнать и чему научиться?

Тема урока так и звучит: «Как человек научился летать».

Слайд 3

Слайд 4

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Изучение нового материала

 

Уч-ся рассматривают репродукцию и оценивают поступок Никитки.

Дети читают текст на слайде и отвечают на вопросы по тексту.

Работа в парах, гипотезы и предположения детей

Уч-ся составляют высказывания на основе текста слайда и текста учебника.

Дети читают текст слайда, а 2 ученика-эксперта – материал рубрики «Жил на свете человек»

Дети называют основные детали устройства самолёта.

Рассматривают таблицу, называют виды самолётов.

Определяют, пользуясь таблицей, к какой группе принадлежит самолёт.

 а). Что мог придумать человек, чтобы подняться в воздух?

(Рассказ учителя об Икаре и Дедале.).

Рассмотри картину  на с. 111 учебника «Никитка – первый русский летун» (Художник А. Дейнека)

-Посмотрите на эти предметы (воздушные змеи). Почему человек запускал их?

Когда же человек впервые поднялся в воздух? Прочитайте текст.

Что нового узнали? На чём человек впервые поднялся в воздух? Когда это было? Кем был этот  человек?

Рассмотрите рисунок воздушного шара. Может ли этот предмет помочь человеку взлететь? Как?    Посоветуйтесь с соседом о том, что необходимо для того, чтобы шар смог лететь по воздуху.

  Рассмотрите в учебнике на с.109 иллюстрацию и прочитайте об использовании воздушного шара как летательного аппарата.   

Кто впервые полетел на воздушном шаре?                              Какое второе название есть у воздушного шара? (аэростат)

Посмотрите на экран (слайд 10). Это разновидности аэростатов – дирижабль и метеозонд.

 Прочитайте в учебнике на с. 109 о том, как ещё их  использовали.  Расскажите о том, как человек использовал аэростаты.

Давайте подведём первые итоги. Назовите аппараты- предшественники самолётов.

Когда же появился первый самолёт? Кто его изобрёл? Прочитайте текст.

Рассмотрите модель первого самолёта.

Прочитайте, как происходили испытания первого самолёта в учебнике на с. 108.

Неудача не остановила дальнейшие исследования. Появились люди, которые стали работать дальше над этой проблемой. (Н.Жуковский – слайд 14). Прочитайте текст, а 2 наших эксперта прочитают текст в учебнике  (с.110) и расскажут нам о Николае Егоровиче Жуковском.

Вывод: Кто изобрёл первый летательный аппарат?
Кого называют  «отцом русской авиации»?

Кто из вас летал на самолёте?

Посмотрите на экран (кадры 15–17).Как устроен самолёт? Расскажите.

Откройте с.112 учебника и рассмотрите рисунки самолётов. На какие группы вы их можете разделить?

Вся современная авиация делится на 2 большие группы (см. таблицу – слайд 18)

Посмотрите на фото и скажите, к какой группе относится данный самолёт?

На слайде 22 – лишнее фото – вертолёт. В чём его отличие от самолёта?

 

Слайд 5

Слайд 6 + с.111 учебника – репродукция картины

Слайд 7

Слайд 8 – чтение текста

Слайд 9

С. 109 учебника

Слайд 10

С. 109 учебника

Составление на доске опорной схемы:

См приложение

Слайд 12-13

С. 108 учебника

Слайд 14

С.110 учебника

Слайды 15-17

С.112

Слайд 18

Слайды 19- 22

 

Знать историю изобретения первого  самолета и фамилию конструктора.

Знать роль России в истории авиации.

 

Закрепление нового материала

 

 А как вы думаете,  наш  город  Самара связан с темой нашего урока?  Как?

Рассказ учителя , чтение текста на слайдах.

Кто хотел бы подробнее узнать о самолётах и вертолётах, об истории их создания и разновидностях – прочитайте книги о них.

 Слайды  23-27

Слайд  28

 Осознать, в чём состоит особая роль Самары в становлении и развитии авиационной  науки и техники.

 

Контроль

 

 Проверьте, как вы усвоили новый материал, ответив  на вопросы (кадр 29).

 Слайд 29

 

 Контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Рефлексия

 

 Оцените свою работу на уроке.

У вас на партах листочки с началом предложений. Закончите фразы.

1. На уроке я узнал….

2. После урока мне захотелось…

3. На этом уроке я похвалил бы себя за…

 Слайд 30

 

 Осваивать начальные формы познавательной рефлексии (находить для себя ответы на вопросы, что знал до урока, а что узнал на этом уроке)

Домашнее задание.

Человек изобрел разные виды летательных аппаратов. Но еще есть возможность изобрести что-то новое. Посмотрите на экран (кадр 31). Перед вами проект летательного аппарата будущего. Попробуйте дома нарисовать  новый летательный аппарат. Чтобы лучше подготовиться я советую вам подробнее изучить статью учебника на страницах 108-112.

Слайд 31

Приложение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как человек научился летать История развития авиации в России СОСТАВИЛА : Пыжова Н.В.

Слайд 2

Проверка домашнего задания: Как изменили жизнь человека первые изобретения человека?

Слайд 3

О чём мечтал человек, когда смотрел на них?

Слайд 4

Тема урока : Как человек научился летать

Слайд 5

Первые полёты человека Икар

Слайд 6

Рассмотри картину на с. 111 учебника «Никитка – первый русский летун» (Художник А. Дейнека) Как бы ты оценил поступок Никитки? -удивился -осудил бы его - отнёсся бы с уважением Объясни свой ответ.

Слайд 7

ВОЗДУШНЫЕ ЗМЕИ

Слайд 8

* Подьячий – низший административный чин В России человек поднялся в воздух 300 лет тому назад. Это произошло в городе Рязани. Подьячий * Крякутной сделал шар с петлёй, наполнил его горячим дымом, сел в петлю и поднялся выше деревьев.

Слайд 9

Воздушный шар Может ли этот предмет помочь человеку взлететь? Как? Рассмотрите в учебнике на с.109 иллюстрацию и прочитайте об использовании воздушного шара как летательного аппарата. Какое второе название есть у воздушного шара?

Слайд 10

Дирижабль - аэростат с двигателем . Подумайте, как человек мог использовать дирижабль. Найдите ответ в тексте на с.109 Метеозонд - беспилотный аэростат, предназначенный для изучения атмосферы.

Слайд 11

Вывод: Назовите аппараты- предшественники самолётов. Самолёт - (устаревшее — аэроплан) — летательный аппарат тяжелее воздуха для полётов в атмосфере с помощью силовой установки, создающей тягу, и неподвижного крыла, на котором при движении в воздушной среде образуется аэродинамическая подъёмная сила.

Слайд 12

Вопросы: 1. Какая профессия была у Можайского? 2. С чего началась работа над проектом самолёта? Александр Фёдорович Можайский - талантливый русский изобретатель (1825-1890 гг.) создал первый в мире самолет, способный поднять в воздух человека. Образованный и пытливый моряк, еще во время дальних плаваний Можайский начинает интересоваться летательными аппаратами тяжелее воздуха. Он часами наблюдает за полетами различных морских птиц, сравнивает их, анализирует парящий и машущий полеты. Можайский проводит опыты с воздушными змеями. Целых три года, с 1873 по 1876, он испытывает различные конструкции змеев.

Слайд 13

Модель самолёта Можайского В 1885 году были проведены испытания. Самолет поднялся в воздух и, пролетев некоторое расстояние по прямой, сел. При посадке было повреждено крыло самолета. Это был первый в мире самолёт, навеки прославивший нашу Родину. Лишь спустя почти 20 лет – в 1903году -подобный аэроплан был создан американцами братьями Райт.

Слайд 14

Николай Егорович Жуковский - ( 1847-1921 ) - русский механик, профессор Московского университета, создатель аэродинамики как науки. В 1904 г. Жуковский открыл закон , определяющий подъёмную силу крыла самолёта. Его называют «отцом русской авиации ». АВИАЦИЯ (франц. aviation , от лат. avis — птица), понятие, связанное с полетами в атмосфере аппаратов тяжелее воздуха .

Слайд 15

Как устроен самолёт? Схема устройства самолёта Ил - 96

Слайд 16

шасси́ — часть летательного аппарата , служащая для его передвижения по аэродрому при взлёте и посадке и для смягчения ударов, возникающих в момент приземления.

Слайд 17

Фюзеля́ж - корпус летательного аппарата . Фюзеляж самолёта предназначен для размещения экипажа , оборудования и целевой нагрузки. В фюзеляже может размещаться топливо , шасси, двигатели . Крыло́ самолёта - несущая поверхность самолёта (планёра), создающая основную аэродинамическую подъёмную силу.

Слайд 18

Классификация самолётов. гражданские военные пассажирские грузовые спортивные сельскохозяйственные истребитель бомбардировщик штурмовик торпедоносец

Слайд 19

Самый известный штурмовик – ИЛ-2

Слайд 20

Самолёты времён Великой Отечественной войны - истребители

Слайд 21

Чем похожи эти самолёты? сверхзвуковой истребитель-перехватчик Су-27 Сверхзвуковой пассажирский самолёт

Слайд 22

Летательные аппараты на службе человека Какой рисунок лишний ? Почему? Что бы вы хотели узнать об этом виде авиационной техники?

Слайд 23

Самара авиационная

Слайд 24

ОАО СНТК им. Н.Д. Кузнецова В 1946 году в посёлке Управленческий был создан завод Министерства авиационной промышленности. Руководителем и главным конструктором предприятия был назначен Н. Д. Кузнецов , который позже стал генеральным конструктором, и руководил им до 1994 года.

Слайд 25

ОАО СНТК им. Н.Д. Кузнецова

Слайд 26

Чем мы гордимся: - вся стратегическая авиация летала и сейчас летает на моторах «НК». Это самолеты: ТУ-95, Ту-142, Ту-22М2, Ту-22М3, Ту-160; - в 80-х годах около 50% грузопассажирских перевозок в СССР осуществлялись самолетами Ту-114, ИЛ-62, Ту-154, ИЛ-86, Ан-22 «Антей», оснащенных двигателями «НК». Первый отечественный сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 был поднят в воздух двигателями Н.Д.Кузнецова; - были созданы ракетные двигатели, которые до сих пор востребованы и удивляют американских ракетчиков параметрами и надежностью; - более 30% природного газа в РФ перекачивается сегодня по трубам приводами с маркой «НК».

Слайд 27

Двигатели «НК»

Слайд 28

За страницами наших учебников «Загляни за бугорок»

Слайд 29

Проверь себя Кто первым в России создал проект летательного аппарата? В каком году создали первый самолёт ? Кого называют «отцом русской авиации»? Назовите виды самолётов . Как летательные аппараты помогают человеку ? Почему наш город славится как Самара аэрокосмическая?

Слайд 30

Рефлексия: 1. На уроке я узнал…. 2. После урока мне захотелось… 3. На этом уроке я похвалил бы себя за…

Слайд 31

Домашнее задание Подготовь рассказ о самолётах. Сделай рисунок самолёта будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как человек научился писать

Проект по русскому языку...

История возникновения чисел. Как человек научился считать.

Материал можно использовать при проведении внеклассных материалов....

Как человек научился считать время

урок окружающего мира по УМК "Гармония"проведён в 4 классе...

Как человек научился считать время (презентация)

Презентация к уроку окружающего мира (УМК "Гармония")....

Как человек научился писать презентация

Как человек научился писать ( беседа № 1) к Неделе русского языка...

Как человек научился летать

презентация на тему КАК ЧЕЛОВЕК НАУЧИЛСЯ ЛЕТАТЬ...