КТП окружающий мир
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) на тему

Михайлова Инна Владимировна

Количество часов по учебному плану всего _____66____ часов в год; в неделю ____2____ часа Планирование составлено на основе ___рабочей программы «Школа России», А. А. Плешаков, 2011 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc682 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петропавловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Д.А.Жукова»

РАССМОТРЕНО                                                                     СОГЛАСОВАНО                                                            УТВЕРЖДАЮ    

на заседании педагогического                                               с управляющим советом                                                 Директор

совета школы                                                                           школы                                                                               МБОУ «Петропавловская СОШ»

Протокол № 1                                                                          Протокол№11                                                                  ________________Т.Г.Захарова

«8»августа 2016 г.                                                                 «11»августа 2016 г.                                                          Приказ №140

                                                                                                                                                                                             «11»августа 2016 г.

Рабочая программа

Наименование учебного предмета_______ окружающий мир_________________________________________________________________________

Класс___1 -а___________________________________________________________________________________________________________________

Учитель___Михайлова И.В._____________________________________________________________________________________________________

Срок реализации программы, учебный год ______________2016-2017___________________________________________________________________

Количество часов по учебному плану всего _____66____ часов в год; в неделю ____2____ часа Планирование составлено на основе ___рабочей программы «Школа России», А. А. Плешаков, 2011 года. ___________________________

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)

Учебник Плешаков А.А.. «Окружающий мир. 1класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. М.: Просвещение, 2011 г., рекомендовано Министерством Образования и науки Российской Федерации___________________________________________

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)

Рабочую программу составил (а)_______________________________________________/ Михайлова И.В. /_______________________________________

подпись        расшифровка подписи


Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

  • осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия

  • социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:

  • идея многообразия мира;
  • идея целостности мира;
  • идея уважения к миру.
  • соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

  • распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

  • моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);


  • эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Ценностные ориентиры содержания курса

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.

  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю.1 класс — 66ч (33 учебные недели).

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям.

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).


  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.

  • Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

  • Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.
  • Освоить роли ученика; формирование интереса к учению.
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

  • Развивать эколого-этическую деятельность анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе).

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  • Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.
  • Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.


Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.
  • Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

  • Формировать умение работать в группах и парах.
  • Составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать».

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

  • название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
  • государственную символику России: флаг, герб, гимн;
  • государственные праздники;
  • основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  • вести наблюдения в природе;
  • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру; знать названия дней недели;

  • вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;
  • выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;
  • объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;
  • группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;
  • различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);

  • различать овощи и фрукты;
  • выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);
  • особенности труда людей наиболее распространенных профессий;


  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения);

  • правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов

  • пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;
  • назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;
  • правила сохранения и укрепления здоровья.

  • 1 классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа, техника и т. д.).

Первый круг вопросов, сгруппированных в теме « Что и кто?», обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственному чувственному опыту детей. Второй круг вопросов (тема «Как, откуда и куда?») - это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей. Третий круг вопросов (тема «Где и когда?») развивает представления детей о пространстве и времени, а четвертый (тема «Почему и зачем?») -обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности.

Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных ими предметов; наше здоровье и безопасность; экология.

Предпочтительные формы организации учебного процесса: фронтальная, парная, индивидуальная. Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос, в меньшей степени письменный опрос.

Список научно-методического обеспечения.

  1. CD «Уроки окружающего мира. 1-3 классы». Мультимедийное приложение к урокам.
  2. CD Уроки Кирилла и Мефодия. «Окружающий мир» 1 класс, в 2 частях.
  3. Бесова М.А. «В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – серия «Мои первые уроки».

  1. Карпова Е.В. «Дидактические игры в начальный период обучения». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – серия «Мои первые уроки».

  1. Максимова Т.Н. «Поурочные разработки по курсу»Окружающий мир. 1 класс». – М.: ВАКО, 2012.
  2. Плешаков А.А.. «Окружающий мир. 1класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. М.: Просвещение, 2011 г.

  1. Сборник рабочих программ «Школа России», 1-4 классы, 2011г., Москва «Просвещение».


  1. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. «И учеба, и игра: природоведение». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – серия «Мои первые уроки».

MULTIMEDIA – поддержка предмета

  1. Учительский портал – http://www.uchportal.ru/load/46 

  1. Социальная сеть работников образования – http://nsportal.ru 
  2. http://www.uroki.net/docnach.htm

  1. Сеть творческих учителей – http://www.it-n.ru 
  2. Сообщество взаимопомощи учителей – http://pedsovet.su
  3. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164 

  1. http://www.klass39.ru/category/internet-urok-3/okruzhayushhij-mir/

  1. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/ 


Тематическое планирование

недель

№п/п

тема урока

элементы содержания

оснащенность урока

формируемые УУД

формы и методы

ный

обучения

план

1

1.

Задавайте вопросы.

Знакомство с учебником и учебными

Учебник, рабочая тетрадь,

Познавательные:

работа с учебной

неделя

Вводный урок.

пособиями (рабочей тетрадью,

сборник тестов, атласом-

моделирование;

продукцией

сборником тестов, атласом-

определителем «От земли до

структурирование

определителем «От земли до неба»,

неба», книги для чтения

знаний;

книгами для чтения «Зеленые

«Зеленые страницы» и

смысловое чтение.

страницы» и «Великан на поляне»).

«Великан на поляне».

Логические:

Знакомство с постоянными

ценностно-

персонажами учебника – Муравьем

смысловая

Вопросиком и Мудрой Черепахой.

ориентация

учащихся;

действие

смыслообразования;

нравственно-

этическое

оценивание.

Коммуникативные:

умение выражать

свои мысли;

разрешение

конфликтов;

постановка

вопросов;

управление

поведением

партнера: контроль,

коррекция.

Регулятивные:

целеполагание;

волевая

саморегуляция;

коррекция,

оценка качества и

уровня усвоения.

«Что и кто?» (20 ч).


2.

Что такое Родина?

Знакомство с целями и задачами

картинная карта России,

Объяснительно-

раздела. Родина – эта наша страна

флаг и герб России, текст и

иллюстративный

Россия и наша малая родина.

музыка гимна, рабочая

Первоначальные сведения о народах

тетрадь, цветные карандаши,

России, ее столице, о своей малой

презентация.

родине.

2

3.

Что мы знаем о

Многонациональный характер

Презентация, ножницы,

Объяснительно-

неделя

народах России?

населения России. Представления об

клей.

иллюстративный

этническом типе лица и национальном

костюме. Национальные праздники

народов России. Основные

традиционные религии. Единство

народов России.

4.

Что мы знаем о

Москва – столица России. Достопри-

Презентация, фотовыставка

Работа в парах

Москве?

мечательности Москвы: Кремль, Крас-

ная площадь, собор Василия

Блаженного, метро, зоопарк и т. д.

Жизнь москвичей – наших сверстников.

3

5.

Проект «Моя малая

Подготовка к выполнению проекта:

фотографии

Реализация

неделя

Родина».

знакомство с материалами учебника,

индивидуальных

распределение заданий, обсуждение

презентаций

способов и сроков работы.

6.

Что у нас над

Дневное и ночное небо. Солнце и его

Карта звездного неба,

головой?

форма. Звезды и созвездия. Созвездие

рабочая тетрадь, куб,

Большой Медведицы.

тарелка, мячик, ковш,

пластилин.

4

7.

Что у нас под

Камни как природные объекты,

Коллекция камней, лупа,

Работа в парах,

неделя

ногами?

разнообразие их признаков (форма,

атлас-определитель,

практический

Практическая

цвет, сравнительные размеры).

ножницы, клей.

работа: определение

Представление о значении камней в

образцов камней по

жизни людей. Распознавание камней.

фотографиям, рисун-

кам атласа-

определителя.

8.

Что общего у разных

Продолжение формирования умения

Электронная таблица,

Самостоятельная

растений.

сравнивать, классифицировать.

овощи, цветные карандаши,

работа, работа в

Обобщать, продолжение формирования

ножницы, клей.

парах

умений работать со схемами и

справочником учебника, работать в

парах.

5

9.

Что растёт на

Наиболее распространенные комнатные

Карточки с заданиями,

Работа в группах,


неделя

подоконнике?

растения. Зависимость внешнего вида

комнатные растения, атлас-

Практическая

растений от природных условий их

определитель, рабочая

работа: определение

родины. Распознавание комнатных

тетрадь, цветные карандаши,

комнатных растений

растений класса.

разноцветные фишки,

с помощью атласа-

презентация

определителя.

10.

Что растёт на

Наиболее распространенные растения

Презентация, атлас-

клумбе?

цветника (космея, гладиолус, бархатцы,

определитель, рабочая

Практическая

астра, петуния, календула), цветущие

тетрадь, цветные карандаши,

работа: определение

осенью. Распознавание растений цвет-

разноцветные фишки,

растений цветника с

ника.

ножницы, клей.

помощью атласа-

определителя.

6

11.

Что это за листья?

Деревья возле школы. Листья деревьев,

Презентация, атлас-

неделя

Практическая

разнообразие их формы и осенней

определитель, рабочая

работа: знакомство

окраски. Распознавание деревьев по

тетрадь, гербарий, цветные

с лиственными

листьям.

карандаши, разноцветные

деревьями, их

фишки

распознавание по

листьям.

12.

Что такое хвоинки?

Лиственные и хвойные деревья. Ель и

Гербарий, ветки, шишки и

Практическая

сосна – хвойные деревья. Хвоинки –

хвоинки сосны и ели, лупа,

работа:

видоизмененные листья. Распознавание

рабочая тетрадь, цветные

сравнительное

хвойных деревьев.

карандаши.

исследование сосны

и ели (по общему

виду хвоинкам и

шишкам).

7

13.

Кто такие

Насекомые как группа животных.

Презентация, рабочая

неделя

насекомые?

Главный признак насекомых – шесть

тетрадь, цветные карандаши.

ног. Разнообразие насекомых.

14.

Кто такие рыбы?

Рыбы – водные животные, тело которых

Презентация, кроссворд,

(у большинства) покрыто чешуей.

атлас-определитель, рабочая

Морские и речные рыбы.

тетрадь, монетки или

фольга, цветные карандаши.

8

15.

Кто такие птицы?

Знакомство с птицами как одной из

Презентация, атлас-

неделя

Практическая

групп животных. Перья – главный

определитель, рабочая

работа:

признак птиц. Первоначальное

тетрадь, перья птиц

исследование

знакомство со строением пера птицы.

(разные), лупа, ножницы,

строения пера птицы.

стакан с водой, цветные


практический

Работа в парах, практический

Работа в группах, практический

Работа в группах, практический

Работа в парах,

Объяснительно-иллюстративный

Работа в парах,

Объяснительно-иллюстративный

Работа в группах, практический,

объяснительно-иллюстративный


карандаши.

16.

Кто такие звери?

Внешнее строение и разнообразие

Презентация, атлас-

Работа в группах,

Практическая

зверей. Основные признаки зверей:

определитель, рабочая

самостоятельная

работа:

шерсть, выкармливание детенышей

тетрадь, шерсть животных,

работа,

исследование

молоком. Связь строения тела зверя с

лупа, цветные карандаши.

практический

строения шерсти

его образом жизни.

зверей.

9

17.

Что окружает нас

Систематизация представлений детей о

Карточки для игры,

Работа в парах,

неделя

дома?

предметах домашнего обихода.

предметные картинки

взаимопроверка

Группировка предметов по их

(мебель, игрушки, одежда,

назначению.

посуда и т.д.), рабочая

тетрадь, ножницы.

18.

Что умеет

Знакомство с компьютером, его назначе-

Компьютер, рабочая тетрадь,

Работа в парах,

компьютер?

нием и составными частями. Роль ком-

цветные карандаши.

моделирование,

Практическая

пьютера в современной жизни. Правила

практический

работа: знакомство с

безопасного обращения с ним.

компьютером,

простейшие приёмы

работы с ним.

10

19.

Что вокруг нас может

Первоначальное знакомство с

Компьютер, кроссворд,

Работа в парах,

неделя

быть опасным?

потенциально опасными окружающими

предметные картинки,

моделирование,

предметами и транспортом. Элементар-

карточки с номерами

самопроверка

ные правила дорожного движения.

телефонов, 01, 02, 03, 04,

круги (красный, желтый,

зеленый), памятки, рабочая

тетрадь, ножницы, клей,

цветные карандаши.

20.

На что похожа наша

Первоначальные сведения о форме

Карта России, глобус,

Работа в парах,

планета?

Земли и ее движении вокруг Солнца и

тарелка, мячик, рабочая

практический,

Практическая

своей оси. Глобус – модель Земли.

тетрадь, цветные карандаши,

моделирование

работа: знакомство с

пластилин, принадлежности

глобусом.

для лепки.

11

21.

Обобщение по

Проверим себя и оценим свои дости-

Тест учебника, проект «Моя

Самостоятельная

неделя

разделу «Что и кто?».

жения по разделу «Что и кто?».

малая Родина»,

работа, метод

Презентация проекта «Моя малая

фотовыставка.

проектов,

Родина». Проверка знаний и умений.

объяснительно-

Представление результатов проектной

иллюстративный

деятельности. Формирование адекватной

оценки своих достижений.


« Как, откуда и куда?» (12 ч)

22.

Как живет семья?

Знакомство с целями и задачами

Карточки с вопросами

Познавательные:

Метод проектов,

Проект «Моя семья».

раздела. Семья – это самые близкие

«Как?», «Откуда?», «Куда?»,

умение

подготовить

люди. Что объединяет членов семьи.

рабочая тетрадь, цветные

структурировать

сообщение о

Имена, отчества и фамилии членов

карандаши.

знания;

членах семьи

семьи. Жизнь семьи. Подготовка к

смысловое чтение;

выполнению проекта «Моя семья»:

знаково-

знакомство с материалами учебника,

символическое

распределение заданий, обсуждение

моделирование.

способов и сроков работы.

Логические:

12

23.

Откуда в наш дом

Значение воды в доме. Путь воды от

Таблица «Очистные

анализ объектов;

Работа в парах,

неделя

приходит вода и куда

природных источников до жилища

сооружения», рабочая

синтез, как

практический,

она уходит?

людей. Значение очистных сооружений

тетрадь, два стакана с

составление целого

частично -

Практическая

для предотвращения загрязнения

загрязненной водой, фильтр.

из частей;

поисковый.

работа: проведение

природных вод. Опасность

классификация

опытов,

использования загрязнённой воды.

объектов;

показывающих

Очистка загрязненной воды.

доказательство;

загрязнение воды и

выдвижение гипотез

ее очистку.

и их обоснование;

24.

Откуда в наш дом

Значение электроприборов в жизни

Презентация, свеча, лучина,

построение

Работа в группах,

приходит

современного человека. Разнообразие

керосиновая лампа,

логической цепи

практический,

электричество?

бытовых электроприборов. Способы

электрические батарейки

рассуждения.

моделирование

Практическая

выработки электричества и доставки её

(разные), фонарики, рабочая

Коммуникативные:

работа: сборка

потребителям. Правила безопасности

тетрадь, детали

постановка

простейшей

при использовании электричества и

электроконструктора,

вопросов;

электрической цепи.

электроприборов. Современные

цветные карандаши, цветные

разрешение

энергосберегающие бытовые приборы.

фишки.

конфликтов;

13

25.

Как путешествует

Разнообразие почтовых отправлений и

Презентация, тетрадный

управление

Словесный,

неделя

письмо?

средств доставки корреспонденции.

лист, конверт с письмом,

поведением партнера

самопроверка

Значение почтовой связи для общества.

таблички со словами

(контроль,

Знакомство с работой почты.

«отправитель», «адресат»,

коррекция, оценка);

Современные средства коммуникации.

два конверта (с маркой и без

умение полно и

марки), коллекция марок,

точно выражать свои

рабочая тетрадь, цветные

мысли.

карандаши.

Регулятивные:

планирование;

коррекция; оценка;

волевая

саморегуляция.

26.

Куда текут реки?

Расширение и уточнение представлений

Загадки, атлас-определитель,

Творческая работа,


Практическая

детей о реках и морях, о движении воды

конверты с корабликами, два

работа:

от истока реки до моря, о пресной и

стакана (с пресной и соленой

рассматривание

морской воде.

водой), стаканы, пищевая

морской соли и

соль, рабочая тетрадь,

проведение

цветные карандаши.

опыта по

«изготовлению»

морской воды.

14

27.

Откуда берутся снег

Снег и лёд. Исследование свойств снега

Презентация, лед, молоток,

неделя

и лёд?

и льда.

стаканы со снегом, стаканы

Практическая

со льдом, стаканы с водой,

работа: проведение

листы цветной бумаги,

опытов по

рабочая тетрадь, цветные

исследованию снега

карандаши.

и льда в

соответствии с

инструкциями.

28.

Как живут растения?

Растение как живой организм.

Карточки с заданиями,

Практическая

Представление о жизненном цикле

комнатные растения,

работа: уход за

растения. Условия, необходимые для

предметные картинки

комнатными

жизни растений. Уход за комнатными

деревьев, кустарников, трав,

растениями.

растениями.

предметы необходимые для

ухода за комнатными

растениями (лейка,

рассеиватель, тряпочки),

атлас-определитель, рабочая

тетрадь, цветные карандаши.

15

29.

Как живут

Животные как живые организмы.

Предметные картинки с

неделя

животные?

Представление о жизненном цикле

изображением животных и

Практическая

животных. Условия, необходимые для

их детенышей, предметы,

работа: уход за

жизни животных. Уход за животными

необходимые для ухода за

животными живого

живого уголка.

животными живого уголка,

уголка.

кроссворд, атлас-

определитель, рабочая

тетрадь, цветные карандаши,

ножницы, клей.

30.

Как зимой помочь

Птицы, зимующие в наших краях, их

Презентация, различные

птицам?

питание зимой. Важность заботы о

виды кормушек, атлас-

Практическая

зимующих птицах. Устройство

определитель, бросовый

работа: изготовление

кормушек и виды корма. Правила

материал (пакеты из-под

простейших

подкормки птиц.

молока, пластиковые


практический, частично - поисковый.

Практический, частично - поисковый

Практический, частично - поисковый

Работа в группах, практический, частично - поисковый

Практический,


кормушек и подбор

бутылки, коробки и т.д.),

из предложенного

линейка, ножницы,

подходящий для птиц

карандаш, шпагат, рабочая

корм.

тетрадь, цветные карандаши.

16

31.

Откуда берётся и

Источники мусора в быту.

Коробка из-под конфет,

Творческая работа,

неделя

куда девается мусор?

Необходимость соблюдения чистоты в

упаковки от использованных

частично -

Практическая

доме, городе, природном окружении.

продуктов (бумажная,

поисковый

работа: сортировка

Раздельный сбор мусора.

металлическая, стеклянная,

мусора по характеру

пластмассовая), рабочая

материала.

тетрадь, цветные карандаши.

32.

Откуда в снежках

Источники загрязнения нашей планеты

Стаканчики с тающим

Практический,

грязь?

и способы зашиты ее от загрязнений.

снегом, стаканчики,

объяснение,

Практическая

Распространение загрязнений в

воронки, фильтры,

творческая работа.

работа:

окружающей среде.

исследование

снежков и снеговую

воду на наличие

загрязнений.

17

33.

Обобщение по

Проверка знаний и умений.

Тест учебника, проекты

Метод проектов,

неделя

разделу «Как, откуда

Представление результатов проектной

метод контроля

и куда?».

деятельности. Формирование

Презентация проекта

адекватной оценки своих достижений.

«Моя семья».

«Где и когда?» (11ч).

34.

Когда учиться

Знакомство с целями и задачами

Кроссворд, фотографии,

Познавательные:

Работа в парах,

интересно?

раздела. Условия интересной и

рабочая тетрадь, цветные

структурирование

словесный

успешной учебы: хорошее оснащение

карандаши, клей.

знаний; осознанное и

классного помещения, дружный

произвольное

коллектив класса, взаимопомощь

построение устного

одноклассников, доверительные

речевого

отношения с учителем. Обращение к

высказывания;

учителю.

моделирование;

18

35.

Проект «Мой класс и

Подготовка к выполнению проекта:

Презентация проекта,

смысловое чтение.

Реализация

неделя

моя школа».

знакомство с материалами учебника,

фотовыставка

Логические:

коллективной

распределение заданий, обсуждение

анализ объектов;

презентации,

способов и сроков работы.

синтез объектов;

наглядный

36.

Когда придёт

Время и его течение. Прошлое,

Карточки с названиями дней

сравнение объектов;

Работа в парах,

суббота?

настоящее и будущее.

недели, стихи, рабочая

классификация

частично-


Последовательность дней недели.

тетрадь, цветные карандаши,

ножницы, клей.

19

37.

Когда наступит лето?

Последовательность смены времён года

Карточки с названиями

неделя

и месяцев в нем. Названия осенних,

времен года, загадки,

зимних, весенних и летних месяцев.

рабочая тетрадь, цветные

Зависимость природных явлений от

карандаши, ножницы, клей.

смены времен года.

38.

Где живут белые

Холодные районы Земли: Северный

Презентация, аудиофайл,

медведи?

Ледовитый океан и Антарктида.

атлас-определитель, глобус,

Практическая

Животный мир холодных районов.

рабочая тетрадь.

работа: нахождение

на глобусе Северного

Ледовитого океана и

Антарктиды, их

характеристика.

20

39.

Где живут слоны?

Жаркие районы Земли: саванна и

Презентация, аудиофайл,

неделя

Практическая

тропический лес. Животный мир

атлас-определитель, глобус,

работа: нахождение

жарких районов.

рабочая тетрадь, пластилин,

на глобусе экватора и

принадлежности для лепки.

жарких районов

Земли, их

характеристика.

40.

Где зимуют птицы?

Зимующие и перелетные птицы. Места

Презентация, атлас-

зимовок перелетных птиц.

определитель, карточки для

Исследование учеными маршрутов

игры «Найди ошибки»,

перелета птиц. Причины, заставляющие

рабочая тетрадь,

птиц улетать на зиму.

разноцветные фишки.

21

41.

Когда появилась

История появления одежды и развития

Презентация, кукла, ткань

неделя

одежда?

моды. Зависимость типа одежды от

для демонстрации античной

погодных условий, национальных

одежды, рабочая тетрадь,

традиций и её назначения (деловая,

карандаши, ножницы, клей.

спортивная, рабочая, домашняя,

праздничная, военная).

42.

Когда изобрели

История появления и

Кроссворд, презентация,

велосипед?

усовершенствования велосипеда.

рабочая тетрадь, цветные

Устройство велосипеда, разнообразие

карандаши.

современных моделей (прогулочный,

гоночный, тандем, детский

трехколесный). Правила дорожного

движения и безопасности при езде на

велосипеде.


объектов.

поисковый,

Коммуникативные:

творческая работа

постановка

Работа в парах,

вопросов;

словесный,

разрешение

наглядный

конфликтов;

управление

поведением партнера

Словесный,

(контроль,

практический,

коррекция, оценка);

самоконтроль

умение полно и

точно выражать свои

мысли.

Регулятивные:

планирование;

коррекция; оценка;

Работа в группах,

волевая

анализ,

саморегуляция.

практический

Работа в группах, частично-поисковый, объяснение

Работа в парах, творческая работа, объяснительно-иллюстративный

Работа в парах, самопроверка


22

43.

Когда мы станем

Отличие жизни взрослого человека от

Презентация, загадки,

Работа в парах,

неделя

взрослыми?

жизни ребёнка. Необходимость выбора

рабочая тетрадь, цветные

объяснительно-

профессии, целевых установок на

карандаши.

иллюстративный,

будущее. Ответственность человека за

творческая

состояние окружающего мира.

работа

44.

Обобщение по

Проверка знаний и умений.

Тест учебника, презентация,

Реализация

разделу «Где и

Представление результатов проектной

проекты.

коллективной

когда?». Презентация

деятельности. Формирование адекватной

презентации, метод

проекта «Мой класс и

оценки своих достижений.

контроля,

моя школа».

наглядный

«Почему и зачем?» (22 ч).

23

45.

Почему Солнце

Знакомство с целями и задачами

Карта звездного неба,

Познавательные:

Работа в парах,

неделя

светит днем, а звезды

раздела. Солнце – ближайшая к Земле

кроссворд, рабочая тетрадь,

смысловое чтение;

моделирование

ночью?

звезда. Форма, цвет, сравнительные

цветные карандаши,

осознанное и

размеры звёзд. Созвездие Льва.

пластилин, принадлежности

произвольное

для лепки, темно-синие или

построение речевого

черные круги, клей,

высказывания в

ножницы.

устной форме;

46.

Почему Луна бывает

Луна – спутник Земли, ее особенности.

Презентация, видеофайл,

моделирование.

Анализ,

разной?

Изменение внешнего вида Луны и его

рабочая тетрадь, цветные

Логические:

моделирование.

причины. Способы изучения Луны.

карандаши, пластилин,

анализ объектов;

объяснительно-

принадлежности для лепки.

сравнение объектов;

иллюстративный

установление

24

47.

Почему идет дождь и

Причины возникновения дождя и ветра.

Презентация, воздушный

Работа в группах,

неделя

дует ветер?

Их значение для человека, растений и

шарик, рабочая тетрадь,

причинно-

наглядный,

животных.

цветные карандаши.

следственных

творческая работа

связей;

48.

Почему звенит

Разнообразие звуков

в окружающем

Презентация, резинка,

Анализ,

доказательство;

звонок?

мире. Причина возникновения и способ

барабан с палочками,

практический,

выдвижение гипотез

распространения звуков.

рабочая тетрадь.

исследовательский,

и их обоснование.

Необходимость беречь уши.

творческая работа

Коммуникативные:

25

49.

Почему радуга

Радуга – украшение

окружающего

Презентация, рабочая

Работа в парах,

неделя

разноцветная?

мира. Цвета радуги. Причины

тетрадь, цветные карандаши,

планирование

взаимопроверка,

возникновения радуги.

ножницы.

учебного

творческая работа

сотрудничества;

50.

Почему мы любим

Взаимоотношения человека и его

Презентация, фотовыставка,

Работа в парах,

кошек и собак?

домашних питомцев (кошек и собак).

видеофайл, предметы,

постановка

словесный,

вопросов;

Практическая

Предметы ухода за домашними

необходимые для ухода за

практический,

управление

работа:

животными. Особенности ухода за

кошками и собаками,

ролевая игра

поведением

познакомиться с

кошкой и собакой.

рабочая тетрадь.

партнеров (контроль,

предметами ухода за

коррекция, оценка);

кошкой и собакой и

умение полно и

их назначением.


26

51.

Проект «Мои

Подготовка к выполнению проекта:

Проекты, презентации.

точно выражать свои

Реализация

неделя

домашние питомцы».

знакомство с материалами учебника,

мысли.

индивидуальной

распределение заданий, обсуждение

Регулятивные:

презентации,

способов и сроков работы.

целеполагание;

наглядный

52.

Почему мы не будем

Разнообразие цветов и бабочек.

Презентация, видеофайл,

планирование;

Работа в парах,

рвать цветы и ловить

Взаимосвязь цветов и бабочек.

рабочая тетрадь, цветные

коррекция; оценка;

самопроверка,

бабочек?

Необходимость сохранения природного

карандаши.

волевая

творческая работа

окружения человека. Правила

саморегуляция.

поведения на лугу.

27

53.

Почему в лесу мы

Звуки леса, их разнообразие и красота.

Презентация, рабочая

Работа в парах,

неделя

будем соблюдать

Необходимость соблюдения тишины в

тетрадь, цветные карандаши.

анализ

тишину?

лесу.

54.

Зачем мы спим

Значение сна в жизни человека.

Презентация, рабочая

Работа в парах,

ночью?

Правила подготовки ко сну. Как спят

тетрадь, разноцветные

словесный,

животные. Работа человека в ночную

фишки.

практический

смену.

28

55.

Почему нужно есть

Овощи и фрукты, их разнообразие и

Презентация, загадки,

Работа в группах,

неделя

много овощей и

значение в питании человека. Витами-

корзинка с овощами и

самопроверка,

фруктов?

ны. Правила гигиены при употреблении

фруктами, предметные

словесный

овощей и фруктов.

картинки (овощи и фрукты),

рабочая тетрадь, цветные

карандаши, разноцветные

фишки.

56.

Почему нужно

Важнейшие правила гигиены,

Презентация, письмо от

Словесный,

чистить зубы и мыть

необходимость их соблюдения.

Мойдодыра, грязный листок

практический

руки? Практическая

Освоение приемов чистки зубов и

из тетради, зубная щетка,

работа: освоение

мытья рук.

детская зубная паста,

приемов чистки

детское мыло, полотенце,

зубов и мытья рук.

рабочая тетрадь, цветные

карандаши.

29

57.

Зачем нам телефон и

Почта, телеграф, телефон – средства

Презентация, рабочая

словесный

неделя

телевизор?

связи. Радио, телевидение, пресса

тетрадь.

(газеты и журналы) – средства массовой

информации. Интернет.

58.

Зачем нужны

Автомобили – наземный транспорт, их

Презентация, игрушечные

Работа в парах,

автомобили?

разнообразие и назначение. Знакомство

машинки, рабочая тетрадь,

взаимопроверка,

с устройством автомобиля.

ножницы, клей.

творческая работа.

Электромобиль – автомобиль будущего.

30

59.

Зачем нужны поезда?

Поезда – наземный  и  подземный

Презентация, рабочая

Работа в парах,

неделя

транспорт. Виды поездов в зависимости

тетрадь, ножницы, клей.

самоконтроль,


от назначения. Устройство железной

словесный

дороги. Представление о развитии

железнодорожного транспорта.

60.

Зачем строят

Корабли (суда) – водный транспорт.

Презентация, рабочая

Работа в парах,

корабли?

Виды кораблей в зависимости от

тетрадь, цветные карандаши.

самопроверка,

назначения (пассажирские, грузовые,

взаимопроверка,

рыболовные, исследовательские суда,

объяснительно-

военные корабли). Устройство корабля.

иллюстративный

31

61.

Зачем строят

Самолеты – воздушный транспорт.

Презентация, рабочая

Работа в парах,

неделя

самолеты?

Виды самолётов в зависимости от их

тетрадь, цветные карандаши.

самопроверка,

назначения (пассажирские, грузовые,

взаимопроверка,

военные, спортивные). Устройство са-

объяснительно-

молёта.

иллюстративный

62.

Почему в автомобиле

Правила безопасности в автомобиле, в

Презентация, рабочая

Работа в группах,

и поезде нужно

поезде и на железной дороге, а также в

тетрадь, цветные карандаши,

ролевая игра

соблюдать правила

других средствах транспорта (автобусе,

ножницы, клей.

безопасности?

троллейбусе, трамвае).

32

63.

Почему на корабле и

Правила безопасности на водном и

Презентация, рабочая

Работа в группах,

неделя

в самолете нужно

воздушном транспорте. Спасательные

тетрадь, цветные карандаши,

ролевая игра

соблюдать правила

средства на корабле и в самолете.

ножницы, клей.

безопасности?

64.

Зачем люди

Систематизация сведений о космосе,

Презентация, портрет

Работа в группах,

осваивают космос?

полученных в течение года. Освоение

Ю.А.Гагарина, рабочая

объяснительно-

человеком космоса: цели полетов в

тетрадь, ножницы, клей.

иллюстративный,

космос, Ю. А. Гагарин – первый

самопроверка,

космонавт Земли, искусственные

моделирование,

спутники Земли, космические научные

ролевая игра

станции.

33

65.

Почему мы часто

Первоначальное представление об эко-

Презентация, кроссворд,

Работа в парах,

неделя

слышим слово

логии. Взаимосвязи между человеком и

краски, альбомный лист.

творческая работа.

«экология»?

природой. День Земли.

66.

Обобщение по

Проверка знаний и умений.

Тест учебника, проекты,

Реализация

разделу «Почему и

Представление результатов проектной

презентации.

индивидуальных

зачем?». Презентация

деятельности. Формирование

презентаций, метод

проекта «Мои

адекватной оценки своих достижений.

контроля,

домашние питомцы».

наглядный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...