Внеклассное мероприятие " Все книжки родились в дремучем лесу".
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Зинаида Васильевна Блохина

Внеклассное мероприятие " Все книжки родились в дремучем лесу". (в рамках проведения Недели Детской книги) Цель: показать актуальность проблем (какой долгий путь проходит книга, чтобы из дерева превратиться в книгу и сбережение лесов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vse_knizhki_rodilis_v_dremuchem_lesu.docx32.6 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное  мероприятие

" Все книжки  родились в дремучем лесу".

(в рамках проведения Недели Детской книги)

Учитель: Блохина Зинаида Васильевна

Цель: показать актуальность проблем

(какой долгий путь проходит книга, чтобы из дерева превратиться в книгу  и  сбережение лесов)  

Учитель:  Здравствуйте, ребята! Вот уже и весна постепенно вступает в свои права: выглядывает яркое солнышко, а на земле подтаивает снежок. И мы с вами справляем замечательный праздник – неделю детской книги. Впервые его отмечали в 1941 году. С тех пор этот праздник отмечает каждая библиотека.

Выходят ученики с плакатами. Каждый держит свой плакат и громко читает:

а) В древности книги писались на выделанной овечьей шкуре вручную. Такая бумага называлась пергаментом.

б) Одной из этих книг является “Слово о полку Игореве”. (показывает).

в) Первым книгопечатником на Руси был Иван Федоров.

г) Первая печатная книга “Апостол” вышла в 1563 г.

д) Первая русская азбука напечатана в 1574 г.

е) Первая якутская книга вышла в 1819 году.

ж) Первая книга “Сурук-бичик” для якутских школ вышла в 1917 году.

з) Ныне действующий алфавит принят в 1939 г.

        

        Рассказ учителя с использованием иллюстраций.

Все эти книжки с  16 века  родились в дремучем лесу. Сначала была маленькая сосенка, потом она стала сосной, шли годы, верхушки сосны тянулись к солнцу. Но вот однажды в лесную чащу пришли лесорубы и спилили это могучее дерево. На помощь лесорубам спешит трактор, в тайге его называют лесным вездеходом. Лесорубы обрубают ветви, вяжут, крепко стягивают стволы железными канатами - тросами. Вздрогнет, запыхтит лесной вездеход и потянет тяжелую ношу к реке. Река - самая просторная дорога для леса. Точно огромные рыбины плывут по ней бревна вниз по течению. Кажется, будто вся река загружена лесами. Порой бревна сталкиваются, цепляются друг за друга, образуют заторы. А чтобы заторов не было, за движением леса зорко следят сплавщики. Сильные, храбрые, умелые люди. Они подплывают к лесному затору в моторных лодках и длинными баграми с острыми наконечниками расталкивают, разгоняют сцепившиеся бревна. И вот стволы вновь продолжают свой путь по глубокой широкой дороге. Голубая дорога приведет стволы на комбинат. Из них будут делать бумагу. Вот стволы переходят из цеха в цех. Деревья там распиливают и измельчают в опилки. Дальше - варят, чтобы получить волокнистую массу, похожую на жидкое тесто. Машины разливают и раскатывают бумажное тесто, потом из полос получается бумага. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и сматывается в огромные бумажные рулоны.

  •  А как же из рулонов книгу надо сделать?
  •  Книгу надо написать. Кто будет писать книгу?

Писатели должны много знать, чтобы писать интересную книгу. А чтобы книжка была очень красочной, необходимо поработать еще профессионалам.

  •  Кому?

Давным-давно, в прежние времена книга писалась от руки. Была редкостью и ценилась очень дорого. Тогда люди задумались: «Ведь книгу хотят прочесть многие. Как помочь размножить книгу?»

Теперь книгу не переписывают от руки, а печатают в типографии. У вас есть учебники. Все одинаковые. Сделаны они в типографии.

Типография - книжная фабрика. Как на любой фабрике, здесь много цехов. В одном цехе подготавливают бумагу, в другом - краски, и в каждом цехе - машины. Теперь книгу делают при помощи машин. В печатную машину подается чистая белая бумага, а выходит с текстами и картинками. Далее необходимо сложить листы в тетрадь - сфальцевать, как говорят в типографии, правильно подобрать их, странички должны идти одна за другой. Еще долгий путь пройдет книга, пока не окажется у машины, которая делает на нее обложку.

Потом книги попадают в книжный магазин, в библиотеку.

Вот такой долгий путь проходит книга, чтобы из дерева превратиться в книгу. Это очень большой труд людей, и мы должны уважать этот труд, беречь книгу.

Зачем нужно сдавать макулатуру?

Бумага для упаковки используется уже несколько столетий. Первая бумага была изготовлена в Китае. Однако макулатура как сырье для производства упаковочного и гофрированного картона стала использоваться только в XIX веке.

По мнению ведущих историков, понятие макулатуры возникает с момента, когда человечество научилось производить бумагу машинным образом, а именно в 1799 году во Франции была изобретена машина, которая производила бумагу механическим пут

ем. Создатель данной машины, французский изобретатель Луи Робер предусмотрел в своей машине возможность измельчения бумаги, которая уже была в употреблении и превращении ее в бумажную массу, которая была пригодна к вторичному изготовлению бумаги. Производи

тельность машины составляла приблизительно 100 кгбумаги в сутки. Собственно говоря, именно с 1799 года можно говорить об использовании макулатуры для изготовления вторичной бумаги. Со временем машины совершенствовались, росла производительность и все чащемакулатуру стали использовать как материал для изготовления новой бумаги.

Для начала следует определиться с терминологией и значением слова.

Макулатура ( нем. Makulatur, происходит от лат. maculo —пачкаю) —это изделия из бумаги и картона, которые уже были в использовании и различного рода бумажные отходы. В настоящее время бумага изготавливается из целлюлозы, которую получают из древесины. Обычно используются хвойные породы деревьев, выращиваемые на плантациях. Еще одним источником является переработка отходов. Например, в Германии таковая является самым используемым вторичным сырьем —сдача макулатуры дает 61% всей производимой в стране бумаги.   Бумага, произведенная из вторичного сырья, имеет несколько преимуществ перед изготовленной   из целлюлозы или древесины. Она значительно дешевле, ее переработка уменьшает количество отходов, позволяет сэкономить воду и электроэнергию. В процессе ее производства не используется никаких химикатов, а что самое главное, прием макулатуры

сокращает интенсивность вырубки лесов.  В европейских странах макулатуру не только собирают дома, но и импортируют из-за границы, как весьма ценное сырье. Более того, если

небрежный хозяин выбрасывает старые газеты в общий контейнер вместо специально отведенного, то бдительные соседи не преминут сообщить куда следует, и нарушитель заплатит штраф. Но дело даже не в этом —упорядоченный вывоз макулатуры уже давно воспринимается как само собой разумеющееся правило, целесообразность и общепринятость которого ясна и понятна всем гражданам. Старая пресса и упаковочный материал в среднем составляет около 14% бытовых отходов. В нашей стране сбор и переработка этого сырья находятся на недостаточном уровне, соответственно, теряется ценный ресурс, не говоря

уже о гигиене и экологии.

        40% всех твердых бытовых отходов – это бумажные изделия. Что происходит с бумагой, выброшенной в  мусор? Ее увозят на свалку, где она месяцами гниет вместе с остальными отходами, засоряя окружающую среду. А ведь сбор и переработка макулатуры – хороший способ не только сократить количество мусора, но и уменьшить вырубку лесов.

Производство бумаги из вторичного сырья экономит ресурсы, и поэтому является более экологичным. По сравнению с переработкой древесины, переработка тонны макулатуры позволяет сэкономить 20 000 л воды, 1 000 КВт электроэнергии и предотвратить выброс в атмосферу 1 700 кг углекислого газа. В таком производстве нет необходимости в использовании химикатов.

В странах ЕС из макулатуры делают одноразовые салфетки, туалетную бумагу и подобные изделия, газеты и упаковочные материалы. Газеты перерабатывают в туалетную бумагу, картон – в гофрированный картон, а старые книжные обложки превращаются в стройматериалы. Для сбора ненужной бумаги в городах есть специальные контейнеры, поэтому сдавать макулатуру удобно. Благодаря этому только европейским странам удается избежать вырубки около 1,5 млн. га леса ежегодно.

Проблема сохранения леса очень актуальна. Он – главный производитель необходимого для нашей жизни кислорода. С каждым годом количество деревьев уменьшается, а вместе с тем и снижается качество воздуха. Это заметно сказывается на здоровье – уже сейчас кислородное голодания становится типичной для городского жителя проблемой.

Для производства 1 тонны бумаги нужно от 12 до 24 деревьев, но рубить их можно не раньше, чем через 10 лет после посадки. И вырубают деревья намного активнее, чем сажают. К тому же, нужны многие годы, чтобы они выросли и смогли стать полноценной заменой уничтоженному лесу. Поэтому важно еще и перерабатывать макулатуру. 60 кг переработанной бумаги сохраняют одно взрослое дерево. Если хотя бы половина из нас станет собирать бумажные отходы и сдавать их на переработку, экологическая ситуация ощутимо улучшится.

Представьте себе, а что было бы, если с момента изобретения для производства каждой пачки бумаги вырубали бы одно, а то и несколько, деревьев? Что в таком случае останется от леса, «зеленых легких» нашей планеты? Собираясь выбросить ненужный журнал или газету в мусор, подумайте – не лучше ли отнести их в ближайший пункт приема макулатуры. Такой жест – это не только забота о будущем всей планеты, но и способ помочь самому себе, чувствовать себя лучше, дыша воздухом, в котором достаточно кислорода.

Соотношение количества природных ресурсов к 1 кг макулатуры

К примеру, всего лишь один обычный офис, в котором работает 10 человек, за год может вырабатывать не менее тонны бумажных отходов, если это вторсырье сдать на переработку и вторичное производство, то можно:

  • сохранить 10 деревьев;
  • сэкономить 20 000 литров запасов воды;
  • получить 1000 кВт электроэнергии;
  • а, главное, уменьшить опасные для природной среды выбросы СО2 на 1700 кг.
  • оказывается:
  • - 115 млрд. страниц офисной бумаги, в среднем, ежегодно переводится в макулатуру пользователями персональных компьютеров во всём мире;
  • - 10 тыс. деревьев вырубается ежегодно только в Китае для производства поздравительных открыток и мн. др.
  • Меня заинтересовала проблема экономного и рационального использования бумаги и я решила заняться исследованием на эту тему.

Макулатура используется в качестве вторичного сырья при производстве бумаги (писчей, типографской и туалетной бумаги), тарного и упаковочного картона, а также кровельных, изоляционных и других строительных материалов. Использование макулатуры существенно экономит древесину (1 тонна макулатуры заменяет около 4 кубических метров древесины или 100 кг макулатуры спасают 1 дерево) и позволяет уменьшить вырубку лесов. Макулатура может быть переработана не более чем 5-7 раз прежде чем её волокна станут короткими и непригодными для изготовления бумаги.   На 2004 год уровень сбора макулатуры в России составил 12 %, в мире - 49 %, в США - 50 %, в Европе - 59,4 %. Самый высокий уровень сбора макулатуры был в Германии и составил 73,6 %.

По данным на начало 2008 года Европа по-прежнему остаётся мировым лидером по сбору макулатуры с уровнем в 64,5 %.  В последние пару десятков лет, жители не только России, но и всего мира слишком не рационально распоряжались природными ресурсами, и если не изменить отношение к природе, то экологическая катастрофа практически неизбежна.

Важность в сохранении деревьев и зелёных насаждений для экологии

Для предотвращения нежелательного исхода, а также для спасения зелёных насаждений, в России действует акция, по сбору макулатуры, которая относится к каждому жителю. Её суть, заключается в том, чтобы:

  • убедить людей бережно относится к природным материалам и ресурсам, в том числе и бумаге;
  • не выбрасывать ее в мусор, а проводить регулярный сбор и сдачу в соответствующие службы;
  • заниматься переработкой и производством из вторичного сырья;
  • уменьшить вырубку деревьев.

Ученики:

1. Берегите лес от пожара!

Ты слышал, как стонут деревья,

Как птицы  над ними  кричат,

Зайчиха, не зная страха,

Спасает своих зайчат?

Ты видел, как плачут деревья,

Роняя смолу на траву,

Как корчатся ветки от боли,

Подвластные злому огню?

Как он, по траве  пробегая,

Все сжег у себя на пути

И цветы, по весне расцветая,

Схорониться  нигде  не смогли?

Как земля почернела от горя:

Нет зеленой травы, нет грибов,

Не цветет здесь ландыш душистый,

Лес уже не  «волшебный дом».

Но  ты разумный, Человек!

В твоих руках судьба Планеты!

Будь добр  и мудр, спасая от огня,

Леса и степи для грядущих поколений.

Пусть в рощах не смолкают соловьи,
«Огнем горят» лишь ягоды рябины,

Ведь в наших силах сохранить леса

И сделать   мир  зеленым и  красивым!

2. Берегите лес, ребята!

Олег Уральский

Берегите лес, ребята!
Он нам дарит кислород
В нем еще живут зверята
Разных видов и пород
По утру поют нам птицы
А листва укроет в зной
И пыльца цветов на лицах
Оставляет запах свой
Берегите лес, ребята!
И не жгите в нём костры
Благодарны будут звери
И деревья, и кусты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челяб

Урок-закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челябинской области». Организация урока по т...

Лесной репортаж «Здравствуй лес, дремучий лес!»

Внеклассное мероприятие в начальной школе....

"Баба-Яга в дремучем лесу" Ростовая кукла.

"Баба-Яга в дремучем лесу"  Ростовая кукла. Совместная работа учителя, родителей, детей 1 А класса. Алексей Строганов из г. Херсон, Украина.ОтрывокБаба-Яга и детский сад Как-то на ...

Внеклассноемероприятие на тему "Урок доброты"

Мероприятие посвящено воспитанию доброты.Занятие прошло очень увлекательно. Детям понравились игры, в которых они участвовали сами.Они  убедились, в том, как важно быть добрым...

Экологическая игротека "Здравствуй лес, дремучий лес!"

Внеклассное занятие по окружающему миру для учеников третьего класса...