Тела, вещества, частицы. Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы» УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Кравчук Виктория Александровна

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Образовательная цель:  создать условия для ознакомления с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «атомы», формирования представлений о телах и веществах, искусственных и природных телах, телах живой и неживой природы, мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах); способствовать формированию умений ставить и проводить опыты, работать с различными источниками информации.

Формирование УУД:

Предметные: познакомятся с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «атомы»;получат представление о том, что каждое тело состоит из веществ; о телах искусственных и природных; телах живой и неживой природы; мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах); научатся ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и живой и неживой природы.

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: презентация «Тела, вещества, частицы», иллюстрации с изображением живой и неживой природы, стакан с водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_tela_veshchestva_chastitsy.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 7

Тема: Тела, вещества, частицы. Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы»

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Образовательная цель:  создать условия для ознакомления с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «атомы», формирования представлений о телах и веществах, искусственных и природных телах, телах живой и неживой природы, мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах); способствовать формированию умений ставить и проводить опыты, работать с различными источниками информации.

Формирование УУД:

Предметные: познакомятся с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «атомы»;получат представление о том, что каждое тело состоит из веществ; о телах искусственных и природных; телах живой и неживой природы; мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах); научатся ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и живой и неживой природы.

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: презентация «Тела, вещества, частицы», иллюстрации с изображением живой и неживой природы, стакан с водой.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проверьте-ка, ребята, на парте все в порядке?

-Всё на месте, всё в порядке - ручки, книжки и тетрадки!

В мире много интересного, очень много неизвестного!

Миру знаний нет предела, так  скорей, друзья, за дело!

  1. Мотивация (самоопределение) к коррекционная деятельность. Правила работы на уроке.

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

  1. Актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.  Игра  «Живое-неживое»

- Чем отличается живая природа Земли от неживой природы?

- Я называю представителей живой и неживой природы, а вы, если это представитель живой природы, поднимаете руки вверх, а если неживой - сидите ровно.

Бабочка, камень, медведь, песок, лягушка, вода, птица, воздух, гранит, человек, грибы, снег, микробы

- Объекты живой природы дышат, питаются, растут, размножаются (оставляют потомство), умирают. Объекты неживой природы этими признаками не обладают.

- К живой природе относят животных, растения, грибы, микробы, людей. К неживой природе - воздух, воду, камни, звезды, планеты.

  1. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.

- Что такое природа?

- На какие две группы мы можем разделить природу?

- Назовите признаки живой природы.

- Представители неживой природы не обладают этими признаками.

- Что вы видите в окружающем вас мире?

- Как можно их назвать?

- Ученые называют предметы телами. Тела имеют очертания, форму. Значит, все предметы можно назвать телами. Назовите тела, которые вас окружают.

  1. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

Природа — это все, что нас окружает и существует независимо от человека.

Мы закончили изучение раздела «Как устроен мир». Говорили о природе и человеке, об окружающей среде и экологических связях. Но все ли мы уже знаем об устройстве мира?

Перед вами два объекта. Сравним их. Сладкая вода                        Пресная вода

- Что значит сравнить?

- Назовем сходства и различия.

- Каким способом получения знаний воспользуемся? (наблюдение)

- По какому признаку?

- Я утверждаю, что эти объекты разные.

- Вызвать одного человека попробовать.

- Почему вода стала сладкой?

- Где же находится сахар?

- Что с ним произошло?

- Почему мы его не видим?

Ответим на эти вопросы в конце урока.

Тема нашего урока «Тела. Вещества. Частицы». Можете ли вы сейчас определить где перед нами тело, где вещество, где частицы?

- Почему затруднились?

- Какие вопросы возникли?

- И у меня есть вопрос: Как они связаны между собой?

Сформулируйте цели урока:

познакомиться …                        понаблюдать…                доказать  …

  1. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит «открытие» нового знания.

Перед нами список объектов. Что мы можем сейчас с ним сделать? (Распределить по группам) Воспользуемся своими знаниями и опытом.

 Молекула, соль, облако, стол, железо, кошка, атом, береза, луна, стекло, ваза, воздух, вода

- Я предлагаю обратиться к тексту учебника на стр. 36  и проверить свои предположения.

- Что такое тела? Любой предмет, любое живое существо.

- Если вас попросят изобразить тела на бумаге, легко ли вы справитесь с этим заданием? (Легко)

Почему? Тело – это предмет, который можно представить, потому что он имеет форму, очертания

- Что еще узнали про тела из текста? Бывают искусственными и природными.

- Распределим.

- Можно ли еще распределить тела внутри групп? (Природные: живые и неживые)

Что же такое ВЕЩЕСТВО?

- Прочитаем названия объектов  из второго столбика. Эти объекты не имеют определенной формы, у них нет четких очертаний, но они тесно связаны с телами.

- Какая связь между ними и телами? (Вещество – это то, из чего состоит тело)

- Найдем связи.

- Веществ существует бесчисленное множество. Есть природные вещества: ,,,, Есть вещества, придуманные человеком: пластмасса, резина, стекло. И каждый год человек придумывает новые вещества.

- Из одного вещества можно сделать разные тела. Возьмем целлюлозу (древесина), какие тела можно из нее сделать?

- Есть тела, которые образованы одним веществом: линейка, проволока, пластмассовый стаканчик

- Есть тела, которые образованы несколькими веществами: ножницы, карандаш.

- Есть тела, которые образованы многими веществами: растения (вода, сахар, соль, крахмал…), еще более сложный состав у животных.

Все вещества по своему агрегатному состоянию делятся на 3 группы. Распределите на группы: газообразные, жидкие, твердые.

Физкультминутка.

  1. Первичное закрепление нового знания. Практическая работа.

 Поиграем в игру. Я показываю картинку, а вы назовите тело и вещество, из которого оно состоит?

ВЫВОД: Веществами называют то, из чего состоят все тела. Вода, сахар, металл – вещества.

-Итак, все тела состоят из веществ. Вещества имеют свои признаки. Я предлагаю вам объединить в 3 группы следующие вещества: молоко, чугун, дым, вода, воздух, сок, железо, стекло.

Все ли вещества одинаковы?

В старших классах вы будете изучать очень интересные предметы – физику, химию. А сегодня мы попробуем  провести химический опыт, чтобы узнать, из чего состоят вещества.

Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. В этом мы можем убедиться, проведя опыт.

- В каждой группе на столе стакан с водой и кусочек сахара. Капитаны команд, положите сахар  в стакан с водой. Размешайте.

- Почему мы перестали видеть сахар?

Если мы не видим сахар, значит ли это, что он исчез?

- Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте воду на вкус. Какая она?

Мы не видим его потому, что он распался на более мелкие частицы.

ВЫВОД: Мельчайшую частицу вещества ученые назвали молекулой. Но каждая молекула - невидимка состоит из еще более мелких частиц – атомов).

Частицы (молекулы и атомы) в разных состояниях вещества отличаются друг от друга  по форме, размеру, промежутками между ними. Частицы (молекулы) постоянно движутся.

Чтобы понять, какое расстояние между частицами в разных веществах предлагаю выполнить следующие задания.

-возьмите в руки карандаш, попробуйте разъединить частицы. Получается?

Предположите, какие расстояния между частицами в твердых веществах

ВЫВОД: В твёрдых телах эти промежутки маленькие, частицы плотно прижаты друг к другу. так как промежутки между ними очень малы. Поэтому твердые тела сохраняют форму.

- Переливаю воду. Что можете сказать о частицах в жидкостях.

в жидкостях – промежутки увеличиваются, нарушая ровные ряды.

У жидких веществ промежутки между молекулами (частицами) немного больше, и молекулы могут перемещаться.

Жидкости текучи.  

- Воздух мы не видим, но можем почувствовать. Помашите руками, ощущаете ветерок?

Самые большие промежутки в газах. Частицы (молекулы) постоянно движутся. Молекулы (частицы)

У газообразных веществ расстояние между молекулами намного больше самих молекул, поэтому молекулы

в газах свободно и очень быстро движутся. Газы летучи и занимают весь предоставленный объем.

Частицы эти очень разные и они по- разному дружат между собой.

Одни частицы, давайте назовем их маленькими человечками, - очень дружны, они всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не разъединить. 

Видите, как они крепко держатся - их дружбу не разрушишь! Это твердые человечки и они образуют все твердые вещества и предметы на нашей планете!

Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга, но они не так дружны, стоят просто рядом и только прикасаются локтями. Такие человечки живут в жидких веществах, поэтому мы с вами можем легко опустить ложку в стакан с чаем и размешать сахар!

Ну, а третьи человечки - вообще хулиганы! Они двигаются как хотят и совсем не держатся за руки! Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко пройти! Они живут в таких веществах, как воздух, дым, туман. Такие вещества называются газообразными.

Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой - проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые недружные человечки!

  1. Включение в систему знаний и умений.

Каждая группа получает задание в конверте, какое состояние вещества изобразить

1  группа. Продумайте танец   с изображением   веществ в разном состоянии. ( например, первая  группа –   твердое, вторая –  жидкое и третья –  газообразное).

2 группа. Изобразить газообр. вещество при помощи вырезанных кругов.

3 группа. Изобразить тверд. вещество при помощи вырезанных кругов.

Одна группа демонстрирует, остальные  отгадывают, частицы какого вещества изображали участники других групп.

  1. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

- Что нового узнали? С какой сказкой вы познакомились?

Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»

- Какие задания вам понравились? Почему? Чему учит эта сказка?

Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»

- Кто испытывал трудности?  

Закончи фразу « Мне было трудно…»

  1. Домашнее задание

Дома поработать с учебником на стр. 36-39, выполнить задание в тетради на стр.24 № 4