Главные вкладки

    Урок по теме: «Природа нашей Родины». Программа Планета знаний
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    Маскайкина Ксения Владимировна

    Конспект урока

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon prirodnye_zony_planeta.doc69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема «Природа нашей Родины»

    Цель изучения темы — познакомить учащихся с природой нашей Родины, продолжить формирование представления о красоте и богатстве родной страны, учить бережно относиться к ее богатствам.

    Карта России

    Задачи урока:

    •повторить и обобщить знания о планах и картах;

    •продолжить формирование умения работать с географическими картами;

    •дать представление о некоторых географических объектах на территории России;

    •        учить понимать красоту окружающего мира.

    Объяснение нового материала целесообразно начать с активизации знаний о планах и картах. С этой целью можно задать вопросы такого типа:

    •         Какое значение в жизни людей имеют планы и карты?
    • Чем отличаются план и карта?
    • Что обычно можно увидеть на планах, но нельзя увидеть на картах?
    • Как на планах обозначены стороны горизонта?
    • Как называются условные линии, которые показывают направления: север-юг, запад-восток? Покажите эти линии на карте полушарий и на карте России.
    • Почему уже в глубокой древности люди начали создавать планы и карты?

    Далее проводится практическая работа с физической картой России и контурными картами в тетрадях. По окончании практической работы учитель предлагает прочитать статьи в учебниках на с. 126—128. Завершив чтение статей, можно спросить у учащихся, кто из них путешествовал по России, и предложить желающим поделиться своими впечатлениями.

    Работа с картой России на данном уроке только начинается и будет продолжаться почти на всех уроках в процессе изучения природных зон России.

    Зона арктических пустынь

    Задачи урока:

    •дать учащимся общее представление о природных зонах, показать причины последовательной смены природных зон России в направлении с севера на юг;

    • познакомить с природными условиями зоны арктических пустынь;
    • показать приспособленность обитателей зоны арктических пустынь к условиям жизни, выявить связи между ними;

    •        показать влияние деятельности человека на природу зоны арктических пустынь, познакомить с мероприятиями по ее охране.

    Изучение нового материала начинается с введения понятия «природные зоны» и объяснения причин их последовательной смены.

    Затем дети приступают к выполнению практической работы по заданиям учебника. В работе с картой определяются географическое положение зоны арктических пустынь, территории (океан, моря, острова), которые в нее входят. Учитель обращает внимание учащихся на удаленность зоны арктических пустынь от экватора и как следствие этого - низкие температуры. Солнечные лучи падают так косо, что только скользят по поверхности земли и поэтому нагревают ее очень слабо. Здесь длинная морозная зима и короткое прохладное лето.

    С помощью картины или рисунка-панорамы на стр.131 учебника у учащихся создается общее представление о зоне арктических пустынь. Характеристика природных условий этой зоны дается в объеме учебника.

    Далее проводится беседа о растительном мире арктических пустынь, которая сопровождается демонстрацией гербария лишайников, мхов, камнеломок и полярных маков. Внимание учащихся акцентируется на признаках приспособленности организмов к суровым условиям. К числу таких признаков относятся: низкорослость, расположение корней близко к поверхности почвы, мелкие или на дольки листья. Учитель предлагает детям самим объяснить значение этих приспособлений.

    Суровые условия и скудная растительность неблагоприятны для животных. Поэтому в зимнее время животный мир арктических пустынь не отличается ни большим количеством, ни разнообразием. Однако с наступлением лета здесь появляются разнообразные животные. Учащиеся рассматривают изображения животных и составляют их краткую характеристику, в которой отмечают особенности внешнего вида животных, признаки приспособленности к условиям жизни, например, белая окраска оперения или шерсти, подкожный слой жира, а также различные приспособления для передвижения и добывания пиши и др.

    Летом самое сильное впечатление производят птичьи базары. На скалистые берега островов Северного Ледовитого океана слетается огромное количество птиц: кайры, тупики, гагарки, чистики, топорики. На скалах они устраивают гнезда, выводят и выкармливают птенцов. Многие птицы не строят гнезд, а откладывают яйца на голых камнях. Поэтому яйца имеют своеобразную (грушевидную) форму. Все птицы хорошо плавают и ныряют. У них короткие ноги, которые отнесены назад (признак ныряющих птиц), а пальцы соединены плавательной перепонкой. Питаются эти птицы в основном рыбой.

    Закрепление изученного проводится по заданиям рабочей тетради (задания 103—106, с. 51) или учебника (задания 1—5, с. 132).

    Ответы на вопросы учебника (с. 132)

    5 (а) водоросли → рачки → полярный кит

    водоросли → моллюски → морж

    (б) водоросли → рыба → тюлень → белый медведь

    водоросли → рачки → рыба → гагарка

    В заключение урока учащиеся знакомятся с освоением Северного Ледовитого океана человеком и влиянием его деятельности на природу зоны арктических пустынь. Эту работу можно организовать в форме информационного поиска. Учитель предлагает учащимся вопросы, а учащиеся находят на них ответы в статье «Арктические пустыни и человек». Вопросы могут быть следующими: как человек осваивает Северный Ледовитый океан? Почему природа Северного Ледовитого океана нуждается в бережном отношении? Как охраняют природу Северного Ледовитого океана?

    Задание 3 на с 133 учебника выполняется дома по желанию Это же относится к статье «Лишайники, и вопросам к ней на с. 134.

    Ответы на вопросы учебника (с. 134)

    4. Вытаптывание ягеля может привести к гибели северных оленей, так как они лишаются источника пищи.

    Тундра

    Задачи урока:

    • познакомить учащихся с природой тундры в сравнении с природой зоны арктических пустынь;
    • •показать приспособленность обитателей тундры к условиям жизни;
    • • выявить связи, сложившиеся между обитателями тундры;
    • •познакомить учащихся с занятиями населения тундры, показать их связь с природными условиями;
    • •показать влияние деятельности человека на природу тундры и необходимость ее охраны.

    Изучение нового материала начинается с практической работы по заданиям учебника на с. 134. По карте природных зон учащиеся определяют границы тундры, ее положение по отношению к Северному полюсу и экватору и с помощью карты характеризуют ее поверхность, определяют наличие рек, крупных городов и месторождений полезных ископаемых.

    Знакомство с природными условиями тундры осуществляется в сравнении с природными условиями зоны арктических пустынь. Зима в тундре короче, чем в зоне арктических пустынь. Полярная ночь длится 1—3 месяца. Поверхность земли получает больше тепла. Но и детом солнце не поднимается, высоко над горизонтом, поэтому почва оттаивает всего на 40—50 см.

    При характеристике природных условий тундры внимание акцентируется на следующем: короткое прохладное лето, длинная морозная зима, водонепроницаемая вечная мерзлота, небольшое количество перегноя. Учитель говорит, что в таких условиях могут расти только низкорослые растения с мелкими листьями. Многие из них стелются по земле, а корни не проникают глубоко в почву.

    У травянистых растений короткие сроки развития. Их цветки имеют яркую окраску. Растут растения небольшими группами.

    Демонстрируя гербарий типичных растений тундры: карликовую березу, полярную иву, пушицу, морошку, голубику, клюкву, мох, а также лишайник, ягель — учитель предлагает учащимся выявить и объяснить наиболее ярко выраженные признаки их приспособленности к условиям жизни в тундре.

    С целью закрепления изученного учащимся предлагается выполнить задание в рабочей тетради (задание 109, с. 52). На следующем этапе изучается животный мир тундры. Опорой при этом служит рисунок-панорама учебника (с. 136—137). Учитель отмечает, что животные тундры хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. У птиц пушистое оперение, а у млекопитающих густой мех. Животные имеют толстый подкожный слой жира. Летом у них серовато-коричневая окраска, а зимой — белая или светло-серая. Учащиеся самостоятельно объясняют значение этих особенностей для жизни в условиях тундры.

    Затем учащиеся рассматривают рисунки животных тундры и отмечают особенности их внешнего вида. При этом необходимо уделить внимание связям между ними. Учитель предлагает выполнить задание 110 на с. 53 рабочей тетради и задание 5.на с. 138 учебника. Эти задания выполняются дифференцированно.

    Ответы на вопросы рабочей тетради (с. 53) и учебника (с. 138)

    (110) почки кустарников →  полярная куропатка → полярная сова

    5 (а) осока → лемминг → песец

    ягель → северный олень → волк

    (б) водоросли → личинки комаров → утка → сокол-сапсан

    Затем учащиеся читают статью учебника «Тундра и человек» и выполняют задания в рабочей тетради (задания 111— 114, с. 54). Вопросы и задания 1—4 на с. 139 учебника можно использовать в качестве домашнего задания. Для домашнего задания можно рекомендовать вопросы и задания на с. 138.

    Зона лесов

    Задачи урока:

    •        познакомить учащихся с природными условиями лесной зоны на основе сравнения с природными условиями тундры;

    •        расширить и углубить знания о растениях и животных леса, их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязях;

    •углубить знания о связях между высотой солнца над горизонтом и температурой воздуха, количеством осадков и растениями, растениями и животными;

    •показать влияние деятельности человека на зону лесов и необходимость ее охраны.

    В начале урока проводится проверка знаний учащихся о тундре. С этой целью можно выборочно использовать вопросы и задания к соответствующей теме в учебнике и рабочей тетради.

    Изучение нового материала начинается с практической работы по заданиям учебника. По карте природных зон учащиеся определяют положение зоны лесов и сравнивают его с положением тундры. Зона лесов находится южнее зоны тундры. Здесь Солнце поднимается над горизонтом выше, поэтому поверхность земли получает больше тепла. В результате в зоне лесов лето более теплое и длинное, чем в тундре, а зима теплее и короче. Почва здесь несколько плодороднее и выпадает количество осадков, необходимое для роста деревьев. По карте учащиеся находят наиболее крупные водоемы и города, расположенные на территории лесной зоны. По физической карте они определяют формы поверхности, характерные для этой зоны, находят месторождения полезных ископаемых.

    Учитель обращает внимание детей на то, что зона лесов очень протяженная, поэтому условия жизни в ней неодинаковы. В северной части лесной зоны растут менее требовательные к теплу деревья: ель, сосна, кедр, пихта, лиственница. Они образуют хвойные леса—тайгу. В западной части тайги растут в основном ели и пихты, которые пропускают мало света. Поэтому в этих лесах темно и сыро.

    В восточной части растут преимущественно светолюбивые деревья: лиственница и сосна. В этих лесах много света. Юго-западная часть лесной зоны получает больше тепла, поэтому там наряду с елью, сосной и пихтой растут дуб, клен, липа, ясень. Такие леса называют смешанными.

    Объяснение учителя сопровождается демонстрацией гербария растений лесной зоны. Учащиеся выявляют признаки приспособленности растений леса к совместной жизни (см. тему «Природные и искусственные сообщества).

    С целью закрепления изученной части нового материала учащимся можно предложить выполнить задания в рабочей тетради (задания 115, 116, с. 54) или в учебнике (задания 1, 2, с. 141).

    На следующем этапе учащиеся знакомятся с животным миром лесной зоны. Так как с особенностями животных смешанного леса они уже знакомы, основное внимание уделяется обитателям тайги. Сначала учитель предлагает обсудить вопрос: почему животный мир тайги более богат, чем животный мир тундры? Учащиеся сравнивают в учебнике рисунок-панораму тайги (с. 142—143) и тундры (с. 136—137). На основе сравнения могут быть выделены следующие особенности тайга: а) много мест для укрытия от непогоды и убежищ от врагов; б) много разнообразного корма.

    Знакомство с животными тайги можно осуществить путем выборочного чтения статьи учебника «Зона лесов» и соотнесения описания животных с их изображением на рисунке-панораме. Как и ранее, акцент ставится на признаках приспособленности животных к условиям жизни и их связях с растениями и друг с другом.

    Для закрепления этой части нового материала предлагаются задания в рабочей тетради (задания 117, 118, с. 55) и в учебнике (задания 3—6, с. 143). Задания выполняются дифференцированно, с учетом их принадлежности к инвариантной или вариативной части.

    Ответы на вопросы учебника (с. 143)

    6 (а) семена сосны → рябчик → ястреб-тетеревятник

    растение → заяц → рысь

    (б) растение → комар → лягушка → барсук

    сосна → жук-короед → дятел → куница

    Заключительный этап изучения нового материала посвящается расширению знаний учащихся об использовании и охране лесных богатств. Поскольку соответствующий материал достаточно хорошо знаком учащимся, целесообразно провести беседу по вопросам 1, 2 на с. 145 учебника. Задания 3, 4 в учебнике, а также задания 119, 120 в рабочей тетради можно предложить в качестве домашнего задания.

    Ответы на вопросы учебника (с, 145)

    (а)        Приокско-Террасный заповедник расположен на берегу Оки. В этом месте берег имеет широкие уступы. Их называют террасами. Все это и дало название заповеднику, который был создан в 1945 году. Находится Приокско-Террасный заповедник в Московской области. Почти вся территория заповедника занята лесом, где растут сосны, ели, липы, дубы, березы, осины. Много здесь различных кустарников и травянистых растений. Обилие разнообразной растительности создает благоприятные условия для жизни животных. В заповеднике обитает более 50 видов млекопитающих, около 140 видов птиц, 5 видов пресмыкающихся и 10 видов земноводных. На территории заповедника встречаются разнообразные насекомые.

    В 1948 году в заповеднике был организован зубровый питомник, благодаря которому сохранен находившийся на грани исчезновения зубр — крупный могучий бык. Несмотря на могучее телосложение, зубр легко передвигается. Он быстро скачет и может преодолеть забор высотой 2 м, ловко ходит по крутым склонам. Взрослые зубры не имеют врагов, кроме браконьеров. Живут эти животные небольшими стадами. Продолжительность их жизни — более 20 лет.

    Зубр — замечательный памятник природы. Его сохранение — долг человечества, по вине которого он оказался на краю гибели.

    (б)        Севернее зоны лесов находится лесотундра, а южнее — лесостепь. Это переходные природные зоны, которые совмещают в себе особенности предыдущей и последующей природных зон.

    Степи

    Задачи урока:

    •познакомить учащихся с природными условиями степной зоны на основе сравнения с природными условиями тундры;

    • познакомить с растительным и животным миром зоны степей;
    • выявить признаки приспособленности растений и животных степной зоны к условиям жизни; показать связи между обитателями степей;

    •показать влияние деятельности человека на зону степей и необходимость ее охраны.

    Урок начинается с проверки знаний по материалу прошлого урока. Учитель предлагает учащимся следующие вопросы и задания: чем различаются леса на севере, востоке и юго-западе лесной зоны? Почему растительный и животный мир лесной зоны более разнообразен, чем растительный и животный мир тундры? В чем видна приспособленность животных лесной зоны к условиям жизни? Приведите примеры связей животных лесной зоны с растениями и друг с другом. Какие занятия характерны для населения лесной зоны? Какое влияние на природу лесной зоны оказывает хозяйственная деятельность человека? Какие мероприятия по охране природы проводятся в лесной зоне?

    На следующем этапе урока организуется практическая работа по заданиям учебника (с. 145), По карте природных, зон учащиеся определяют положение зоны степей и сравнивают его с положением лесной зоны. При сравнении выясняется, что степная зона находится южнее лесной. Солнце в зоне степей поднимается над горизонтом выше, чем в зоне лесов, поэтому земная поверхность здесь получает больше света и тепла. В степной зоне длинное жаркое лето, короткая зима. Летом на большей части территории степной зоны выпадает мало осадков, что приводит к недостатку влаги. Почвы здесь черноземные.

    Далее проводится беседа о растениях степи. Учитель демонстрирует гербарии степных растений и предлагает учащимся выявить признаки их приспособленности к условиям жизни. Почти все степные растения засухоустойчивые, например, ковыль, типчак, полынь. Их узкие листья испаряют мало воды, а длинные ветвистые корни добывают; влагу с большой глубины. Луковичные растения, например, тюльпаны, ирисы, гиацинты, быстро растут и отцветают.

    .Знакомство с животным миром целесообразно провести с помощью рисунка-панорамы на с. 148—149 учебника.? Учащиеся рассматривают рисунки животных и составляют их краткую характеристику. Особое внимание учитель обращает на приспособительные особенности степных животных: окраска под цвет степной растительности, рытье нор; ночной образ жизни, спячка, запасы корма, хорошее зрение и слух, способность быстро бегать. Учащимся предлагается объяснить значение этих особенностей для жизни в степи.

    Необходимо также уделить внимание выявлению связей между обитателями степей, главные из которых — пищевые.

    Закрепление можно провести по заданиям рабочей тетради (задание 121—123, с. 56—57) или учебника (1—6, с. 148). Как и ранее, выполнение заданий должно быть дифференцированным. Учитывается уровень развития детей и принадлежность заданий к инвариантной или вариативной части.

    Ответы на вопросы учебника (с. 148)

    5 (а) тюльпан → хомяк → степной орел

    (б) ирис → суслик → степной хорек

    злак → кобылка → ящерица → дрофа

    На заключительном этапе учащиеся знакомятся с занятиями населения степей. При этом необходимо показать связь хозяйственной деятельности человека с природными условиями степей. Кроме того, важно оценить влияние хозяйственной деятельности человека на природу степной зоны.

    Задания рабочей тетради (124, 125, с. 57) и задания учебника (I—4, с. 150) можно рекомендовать в качестве домашнего задания или использовать при проверке знаний на следующем уроке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фрагмент открытого урока по математике для 1 класса по теме: "Секрет сложения", по программе "Планета Знаний".

    Фрагмент открытого урока по математике для 1 класса по теме: "Секрет сложения", по программе "Планета Знаний"....

    Урок-путешествие "Разнообразие природы нашей Родины"

    Урок-путешествие по учебнику А.Плешакова...

    Урок - конспект по окружающему миру, 1 класс тема "Полна природа удивленья" по программе "Планета знаний"

    Урок по окружающему миру в 1 классе по программе " Планета знаний" ,тема " Полна природа удивленья"...

    Урок ИЗО во 2 классе по программе "Планета знаний". Тема "Каргопольская игрушка.Полкан"

    Урок ИЗО во 2 классе.Лепка каргопольской игрушки Полкан....

    тест по теме " Природа нашей Родины".Окружающий мир. УМК " Планета знаний" 4 класс.

    Тест предназначен для проверки знаний учащихся по окружающему миру после изучения темы " Природа нашей Родины " в 4 классе. Он  представлен в двух вариантах .В Приложении  даётся таблица для...

    Урок русского языка в 4 классе. Программа «Планета знаний» Тема урока: Разноспрягаемые глаголы.

    Разноспрягаемые глаголы - одна из сложных тем в 4 классе. В данной разработке дан фрагмент урока - повторение пройденного материала и знакомство с новой темой....