Урок - исследование. Полезные ископаемые Краснодарского края
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему

Спольвинт Юлия Ивановна

Задачи урока:

Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества: договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий;   применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач.
Познавательные:   выявить свойства известняка,  гранита, каменного угля  и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу.
Личностные: формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_4_klass.docx64.34 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель

Спольвинт  Юлия  Ивановна

 Тема урока

Полезные ископаемые  Краснодарского края

Предмет

Кубановедение

Класс

4 А

Тип урока

Урок - исследование

Цель урока

 Расширять знания  учащихся о полезных ископаемых, их свойствах и применении.

Задачи урока

Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества: договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий;   применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач.
Познавательные:   выявить свойства известняка,  гранита, каменного угля  и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу.
Личностные:  формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать.

 Методы обучения

1. Словесный.

2. ИКТ: презентация.

3. Наглядно-демонстрационный.

4. Практический.

5.Частично-поисковый.

 Формы работы

1. Фронтальная.                 2. Индивидуальная.                    3. Групповая.    4.самостоятельная

Необходимое оборудование и материалы

Оборудование: компьютер,  презентация , инструктивная карточка для каждой группы «План изучения полезных ископаемых» (раздаточный материал), дополнительная информация – информационные тексты «Полезные ископаемые» (раздаточный материал), тест по теме. Материалы для учащихся: Карта, образцы полезных ископаемых: нефть, песок, глина,  известняк .

Этапы урока

Содержание урока, деятельность учителя

Деятельность

учеников

1.Организацион-ный этап

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть на нашем уроке.- Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий.  Урок наш пройдёт в форме деловой игры.

 Я   желаю интересного урока.

 

Проверяют готов-ность  уроку, слу-шают учителя, желая хорошего настроения.

2. Актуализация опорных знаний

-  Как называется край, в котором мы живём?  ( Краснодарский). Какова площадь нашего края. ( 76 000 м2). Посмотрите на карту.

- Богата и разнообразна природа нашего края . Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко.  Сегодня вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

– Для того чтобы вспомнить  как называется эта профессия, давайте отгадаем загадку  

     Путь его тяжёл и долог,

     Ищет залежи...  

   Правильно! (Геолог ).

– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь!

-На прошлом уроке мы с вами  знакомились с полезными  ископаемыми Краснодрского края.

Слушают текст, отвечают на поставленные вопросы.

3. Формулировка темы урока, постановка учебных задач

-  Сегодня на уроке мы продолжим знакомство  с полезными ископаемыми и  должны будем ответить на проблемный вопрос.

Проблема:                              «Можно ли обойтись без полезных ископаемых?»

(ответы  детей)

Предметы исследования:      полезные ископаемые.

Предположения:                    1) да, можно;           2) нет, нельзя.

Самостоятельно формулируют тему урока («Полезные ископаемые») и его цель.

4. Формирование новых знаний

 

- В  крае  существует много полезных ископаемых и их залежи безмерно велики.

Сообщение  о полезных ископаемых  « Знатаков ».

(презентация)

Мергель (Кугаевская  Д.)      

Песок     (Гаспарян Д.)

Глина  (Снурницина  А.)

Нефть(Бабенко  С.)

Известняк (Цуркан  Е.)

(Показать  месторождение  полезных  ископаемых   на  карте  и  соотнести  таблички  по  группам)

Задавались ли вы вопросом,  на какие группы можно разделить  эти   «полезные ископаемые»?

 Горючие                                 Рудные                               Строительные

 Отвечают на поставленные вопросы.

Исследуют значение слов «полезные» и «ископаемые».

 

5.Физминутка

 

- Молодцы! Вы успешно справились с заданием.  Но вы должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследователь-ской работе и проведем физкультминутку.  

 Повторяют движения

6. Практическая работа

 

  Мы узнали, что в мире существует много разных видов полезных ископаемых.  

- Каждое полезное ископаемое обладает  свойством. Сейчас мы займемся изучением свойств полезных ископаемых.

- Каждая  группа получит  образц полезного ископаемого (у каждой группы свой образец) Результаты исследования будете заносить в бортовой журнал. Я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки.

(дети  выполняют  задание 2-3 мин.)

- У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ, по завершению исследования, нужно  со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….”  

(Обобщают высказывания каждой группы).

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают учителя.

Принимают инструкцию педагога о ходе исследовательской

работы.

Осуществляют исследование по инструкции.

Выполняют самостоятельную работу в группе – исследуют полезное ископаемое с помощью инструктивной карточки и атласа – определителя.Слайд21

 

7. Первичное закрепление

-Ребята, мы открыли  новые знания о полезных ископаемых. Именно они сейчас помогут нам .

Работа  по  тетради

Разгадывание   кроссворда .( с.14)

Не все богатства полностью выявлены. Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение полезного ископаемого.

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

Как надо охранять полезные ископаемые?(ответы  детей)

  •  Экономично использовать
  • Оберегать от пожаров
  • Соблюдать правила перевозки
  • Заменять по возможности искусственными материалами.

Выполнение  теста  на  оценку(раздать)

Выполнение теста по теме « Полезные ископаемые».

Тест.

1. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение машины? Оно хорошо горит, легче воды, светло-коричневого, коричневого или почти черного цвета.

— кислород;

— песок;

— нефть.

2. Это полезное ископаемое в природе встречается очень часто. Бывает желтого и белого цвета, состоит из очень мелких частичек.

— песок;

— торф;

— уголь.

 

3. Это полезное ископаемое бывает белого, красного, серого, голубого цвета. Из него изготавливают кирпичи, чашки, тарелки, вазы, статуэтки и т.д.

— пластилин;

— глина;

— песок. 

4. Какое полезное ископаемое идет на побелку стен и потолков?

— торф;

— известняк;

— чугун.

5. Какое полезное ископаемое необходимо нам на кухне, горит голубым пламенем, является ценным топливом?

— природный газ;

— нефть;

— уголь.

6. Для чего используют гранит?

— для изготовления посуды;

— для строительства;

— для очищения воздуха.

Проверка ответов.

Отвечают отгадывают кроссворд.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

8. Рефлексия деятельности

на уроке

 

- Ребята, подведем итог урока. Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока? Что помогло нам в работе?

- Какие открытия для себя сделали?

 

Ископаемые.                   Полезные, нужные.            Находят, добывают, используют.

Необходимы челове-ку во все времена.                 Недра.

9. Домашнее задание

 

- В завершении нашего урока я предлагаю вам следующее задание:

 - Нанести на контурную карту  месторождения  полезных ископаемых    Краснодарского края.(поможет  учебник)  и  урок.

Сочинить  сказку  как  поспорили   полезные  ископаемые кто  из  них  полезнее.стр.15

- Ответить на вопрос: «Что можете сделать вы для охраны полезных ископаемых?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Родной край - часть России". Урок-исследование.

К данному уроку учащиеся 4 класса занимались исследовательской работой: подбирали материал о родном крае из дополнительных источников (краеведческий музей, местная газета, книги о родном крае)...

урок-исследование. Нерудные полезные ископаемые.

На уроке дети знакомятся  с полезными ископаемыми нерудного происхождения (глина, песок, известняк, гранит), их применением, свойствами. Урок также способствует развитию коммуникативных навы...

Урок-исследование "Полезные ископаемые" в системно-деятельностном подходе. 3 класс

Планируемый результат: Выполнять частично поисковую деятельность. Анализировать ее результаты, делать выводы, составлять связные рассказы, работать в группах, пользоваться продуктами совмес...

Урок-исследование предмет «Окружающий мир» 3 класс "Полезные ископаемые родного края"

Сформировать  на  уроке  такие   понятия   как  «полезные ископаемые»; познакомить с группами полезных ископаемых и их представителями; со свойствами полезных ископаемых...

урок-исследование по теме"Полезные ископаемые"

Материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку окружающий мир 3 класс по УМК "Перспективная начальная школа" . Тема урока "Полезные ископаемые".  Тип урока -"открытие" новых ...

«Полезные ископаемые» урок-исследование в системно-деятельностном подходе.

Знакомство детей с полезным ископаемым – каменным углём, определение его свойства, узнать о способах добычи и его использовании в хозяйственных целях. Приобретение учащимися исследовательских зн...