Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России"). 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Писарева Татьяна Максимовна

Рабочая программа составлена в соответствии:

- с Федеральными государ­ственными образовательными стандартами начального общего обра­зования;

-  Концепцией духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России;

- с учётом примерной основной образовательной программы начального образования (2011 г.);

- авторской программы Плешаков А.А.,  «Окружающий мир»  (М.: «Просвещение», 2011),

- локального акта «Положение о рабочей программе».

Кроме того, данная программа выдержала требования, которые предъявляет Обрнадзор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_2_klass_2016-2017.docx42.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 Парфёновская средняя общеобразовательная школа

 

«Согласовано» зам. директора по УВР                      «Утверждаю» директор

_______________ /Л.И. Распопова                              ___________ /Г.А. Шиповалова

Приказ № ___  «29» августа 2016  г.        

Рабочая программа

по учебному предмету «Окружающий мир»

2 класс

 2016 – 2017 учебный год

Составитель: Писарева Т. М.,

учитель начальных классов

 Парфёново

2016 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии:

- с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования;

-  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- с учётом примерной основной образовательной программы начального образования (2011 г.);

- авторской программы Плешаков А.А.,  «Окружающий мир»  (М.: «Просвещение», 2011),

- локального акта «Положение о рабочей программе».

УМК:

  1. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. М., Просвещение, 2011

  2. Плешаков А.А. Учебник. Окружающий мир. 2 класс.  В 2-х частях. М., Просвещение, 2011
  3. Плешаков А. А., Соловьёва А. Е. Окружающий мир. Методические рекомендации. 2 класс. М., Просвещение, 2012

  4. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 частях. М., Просвещение, 2015
  5. Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир. Тесты. 2 класс. М., Просвещение, 2014
  6. Плешаков А. А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. М., Просвещение, 2011
  7. Плешаков А. А. Атлас-определитель «От Земли до неба». Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2011
  8. Плешаков А. А. Великан на поляне. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2011

Количество часов – 68.

Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание учебного предмета

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

«Где мы живём?»

Родная страна.

Знакомство с целями и задачами раздела и урока. Имя родной страны – Россия, или Российская Федерация. Государственные символы РФ: герб, флаг, гимн. Россия – многонациональная страна. Государственный язык.

Город и село. Проект «Родной город (село)».

Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. типы жилых построек в городе и селе. Наше село.

Природа и рукотворный мир.

Объекты природы и предметы рукотворного мира. наше отношение к миру.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём!»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

4

2

        «Природа»

Неживая и живая природа.

Знакомство с целями и задачами раздела. Неживая и живая природа. Признаки  живых существ в отличие от живой природы. Связи между живой и неживой природой.

Явления природы.

Что такое явления природы. Явления живой и неживой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр – прибор для измерения температуры. Виды термометров.

Что такое погода?

Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки  для обозначения погодных явлений. Научные и народные предсказания погоды.

В гости к осени (экскурсия).

Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе.

В гости к осени (урок).

Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь.

Звёздное небо.

Созвездия Кассиопия. Орион, Лебедь, Зодиак.

Заглянем в кладовые Земли.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав.

Про воздух и  про воду.

Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействие созерцания неба на человека.

Какие бывают растения.

Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека.

Какие бывают животные.

Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни.

Невидимые нити.

Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей.

Дикорастущие и культурные растения.

Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях.

Дикие и домашние животные.

Дикие и домашние животные. Их сходство и различия. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных.

Комнатные растения.

Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями.

Животные живого уголка.

Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомячок, канарейка, попугай. Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для психического и физического здоровья человека.

Про кошек и собак.

Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними питомцами. Ответственное отношение к содержанию.

Красная книга.

Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и региональные красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных, внесённые в Красную книгу России (венерин башмачок, лотос, женьшень, дровосек реликтовый, белый журавль, зубр). Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных.

Будь природе другом! Проект «Красная книга».

Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

20

3

      «Жизнь города и села»

Что такое экономика.

Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги.

Из чего что сделано.

Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки: во что превращается глина, как рождается книга, как делают шерстяные вещи. Уважение к труду людей.

Как построить дом.

Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения.  

Какой бывает транспорт.

Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта.

Культура и образование.

Учреждения культуры (музей, театр, выставочный зал, концертный зал, цирк, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория);  их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России – Кунсткамера.

Все профессии важны. Проект «Профессии».

Разнообразие профессий, их роль в жизни экономики и людей. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

В гости к зиме (экскурсия).

Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе.

В гости к зиме (урок).

Зимние явления в неживой и живой природе.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Презентация проектов «родной город (село)», «Красная книга», «Профессии».

Представление результатов проектной деятельности. Адекватная оценка своих достижений.

10

4

      «Здоровье и безопасность»

Строение тела человека.

Внешнее и внутреннее строение человека. Местоположение важнейших органов и их работа.

Если хочешь, будь здоров.

Режим дня второклассника. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами.

Берегись автомобиля!

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (сигналы светофора, дорожные знаки перехода улиц).

Школа пешехода.

Основные правила безопасности пешехода. Практическое занятие на пришкольном участке.

Домашние опасности.

Правила безопасного поведения в быту.

Пожар!

Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону.

На воде и в лесу.

Правила безопасного поведения на воде и в лесу.

Опасные незнакомцы.

Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов полиции по телефону. Действия в ситуациях «Потерялась», «мамина подруга» и аналогичных.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

9

5

«Общение»

Наша дружная семья.

Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношения в семье

Проект «Родословная».

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

В школе.

Классный и школьный коллектив. Совместная учёба, игры, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы.

Правила вежливости.

Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте.

Ты и твои друзья.

Правила поведения в гостях.

Мы зрители и пассажиры.

Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, общественном транспорте).

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

7

6

     «Путешествие»

Посмотри вокруг.

Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли.

Ориентирование на местности.

Что такое ориентирование на местности. Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас – прибор для определения сторон горизонта. Как пользоваться компасом.

Формы земной поверхности.

Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор.

Водные богатства.

Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озёра, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря.

В гости к весне (экскурсия).

Наблюдение над весенними явлениями природы.

В гости к весне (урок).

Весенние явления в живой и неживой природе.

Россия на карте.

Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. Правила показа объектов на настенной карте.

Проект «Города России».

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Путешествие по Москве.

 Москва – столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории основания города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримечательности столицы.

Московский Кремль.

Московский Кремль – символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади.

Город на Неве.

Санкт-Петербург – северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру I, история его создания.

Путешествие по планете.

Карта мира. океаны и материки (континенты), их изображение на карте.

Путешествие по материкам.

Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия.

Страны мира. Проект «Страны мира».

Физические и политические карты. Политическая карта мира. знакомство с некоторыми странами. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Впереди лето.

Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдения в летнее время. Красота природы.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

Представление результатов проектной деятельности. Адекватная оценка своих достижений.

18

Итого:

68

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Где мы живём (4)

1

06.09.

Родная страна.

2

07.09.

Город и село. Проект «Родное село»

3

13.09.

Природа и рукотворный мир.

4

14.09.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?»

Природа (20)

5

20.09.

Неживая и живая природа

6

21.09.

Явления природы. Практическая работа№1  «Учимся измерять температуру».

7

27.09.

Что такое погода

8

28.09.

В гости к осени (экскурсия)

9

04.10.

В гости к осени (урок)

10

05.10.

Звёздное небо

11

11.10.

Заглянем в кладовые земли. Практическая работа№2 «Исследуем состав гранита».

12

12.10.

Про воздух и про воду

13

18.10.

Про воздух и про воду

14

19.10.

Какие бывают растения

15

25.10.

Какие бывают животные

16

26.10.

Невидимые нити

17

08.11.

Дикорастущие и культурные растения

18

09.11.

Дикие и домашние животные

19

15.11.

Комнатные растения. Практическая работа№3 «Учимся ухаживать за комнатными растениями».

20

16.11.

Животные живого уголка. Практическая работа№4 «Учимся ухаживать за животными живого уголка»

21

22.11.

Про кошек и собак.

22

23.11.

Красная книга

23

29.11.

Будем природе другом. Проект «Красная книга, или  Возьмём под защиту»

24

30.11.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

Жизнь города и села (10)

25

06.12.

Что такое экономика

26

07.12.

Из чего что сделано

27

13..12.

Как построить дом

28

14.12.

Какой бывает транспорт

29

20.12.

Культура и образование

30

21.12.

Все профессии важны. Проект «Профессии»

31

27.12.

В гости к зиме (экскурсия)

32

28.12.

В гости к зиме (урок)

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

34

Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии»

Здоровье и безопасность (9)

35

10.01.

Строение тела человека

36

11.01.

Если хочешь быть здоров

37

17.01.

Берегись автомобиля!

38

18.01.

Школа пешехода. Практическая работа № 5 «Учимся соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя»

39

24.01.

Домашние опасности

40

25.01.

Пожар. Практическая работа№6 «Учимся соблюдать изученные правила безопасности под руководством пожарного»

41

31.01.

На воде и в лесу

42

01.02.

Опасные незнакомцы

43

07.02.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

Общение (7)

44

08.02.

Наша дружная семья

45

14.03.

Проект «Родословная»

46

15.02.

В школе

47

21.02.

Правила вежливости

48

22.02.

Ты и твои друзья

49

28.02.

Мы – зрители и пассажиры

50

01.03.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

07.03.

Путешествие (18)

51

14.03.

Посмотри вокруг

52

15.03.

Ориентирование на местности

53

21.03.

Ориентирование на местности. Практическая работа№7 «Учимся ориентироваться по компасу»

54

22.03.

Формы земной поверхности

55

04.04.

Водные богатства

56

05.04.

В гости к весне (экскурсия)

57

11.04.

В гости к весне (урок)

58

12.04.

Россия на карте. Практическая работа№8 «Учимся читать карту»

59

18.04.

Проект «Города России»

60

19.04.

Путешествие по Москве

61

25.04.

Московский Кремль

62

26.04.

Город на Неве

63

02.05.

Путешествие по планете.

64

03.05.

Путешествие по материкам

65

10.05.

Страны мира. Проект «Страны мира»

66

16.05.

Впереди лето

67

17.05.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

68

23.05.

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России " на 2012-2013 учебный год

Представлена примерная рабочая программа по окружающему миру на 2012 - 2013 уч. год, в которой предложены планируемые результаты обучения и возможные виды деятельности к каждому разделу....

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. Программа "Школа России"

Программа "Школа России" В соответствии с Базисным учебным планом и учебным планом МБОУ Ефремкинская СОШ №8 в 1 классе на учебный предмет «Окружающий мир» отводится 66 часов (из расчета 2 часа в не...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе ФГОС "Школа России"

Рабочая программа по окружаещему миру для 3 класса по программе "Школа России" к учебнику А.А.Плешаков...

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы (Школа России) с планированием на 1 класс

Программа окружающего мира и календарно-тематическое планирование на 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе. Программа "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру в помощь учителям начальных классов....