"Аквариум-маленькая искусственная экосистема"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Киселева Галина Николаевна

"Аквариум-маленькая эко-система"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_-_kopiya.docx31.99 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект  урока: Киселёвой Галины Николаевны МБОУ «СОШ№14»

 (УМК): « Школа 2100», «Окружающий мир», А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С. Раутиан.

Предмет:  окружающий мир                  Класс: 3 «а»     Тип урока: комбинированный

Тема урока: Аквариум - маленькая искусственная экосистема.

Особенности данного урока:

  • место урока в общей системе изучаемого материала: тема 18, урок 1
  • формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, групповая.
  • используемые технологии: проблемно - диалогическая технология, технология продуктивного чтения, технология оценивания образовательных достижений, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

           Цели урока: 1-я линия развития (объяснять мир):

1. Закрепить знания о компонентах экосистемы на примере экосистемы аквариума.

2. Познакомиться с обитателями аквариума.

3. Научиться поддерживать экосистему аквариума.

2- я линия развития (отношение к миру):

1.Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

     Задачи урока:

     1) Познакомиться с животными и растениями аквариума, их «профессиями» в экосистеме, уметь объяснять значение круговорота веществ  в природе.

  1. Продолжить работу по развитию  умений работать с информацией, развитию речи, мыслительных операций, логического мышления учащихся.
  2.  Продолжить работу по развитию интереса к предмету, расширению кругозора учащихся.  Продолжить работу по формированию умений учебного сотрудничества: умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности. Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые достижения учащихся на уроке.

Минимум: экосистема аквариума, искусственная экосистема.

Максимум: обитатели экосистемы аквариума.

Оборудование:

1. А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, А. С. Раутиан  Окружающий мир, 3 класс  – М.; Баласс, 2012г.

А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, А. С. Раутиан  Окружающий мир, 3 класс Рабочая тетрадь – М.; Баласс, 2012г.

2. Презентация (приложение 1.)

3. Задания для работы в группах (конверты)

4. Глобус

                                                                                                           

                                                                                                                      Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя (наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками)

Деятельность учеников (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

Универсальные учебные действия демонстрируемые или развиваемые:

- личностные,

- регулятивные,

- познавательные,

- коммуникативные.

1.Постановка проблемы и актуализация знаний.

Совместное «открытие» знаний.

Слова приветствия

 « Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн, и я буду их открывать всю жизнь, потому, что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире». В.Бианки Слайд 1

Как вы понимаете эти слова?

- Чем занимается человек?

-Слайд 2

 Рассмотрите рисунки. Что вы видите на слайде?

Вспомним, по какому признаку объединили эти  иллюстрации?

 Как можно назвать одним словом?  

Слайд 3

Как называется эта экосистема? Экосистема поля.

Проведём «Блиц – опрос» и вспомним:

Тест “Экосистема поля”

Подведём итог:

-Каковы главные отличия полей от других  природных экосистем? Огромная зависимость от человека. Круговорот веществ на полях незамкнут, поэтому поле не может жить без помощи человека.  

- Какие “профессии” в круговороте на полях приходится выполнять человеку? (Разрушителей - внесение минеральных веществ, вспашка полей, прополка, борьба с вредителями; потребители - собирает урожай).  Эта экосистема искусственная.

Молодцы! Тему “Экосистема поля” вы усвоили хорошо

На сегодняшнем уроке и нам предстоит

сделать своё маленькое открытие, приоткрыть книгу природы, понять её тайны и загадки.

Слайд 4.       Загадка 

Аквариум  

По размеру, какой аквариум?

Маленький

Сформулируйте тему урока

Тема урока:

Аквариум - маленькая искусственная экосистема.

- Составим план урока.

              План:                                                                                                                      

Что мы сейчас делали?

Планировали нашу деятельность.

                                                                                                    Откуда мы с вами можем узнать, что такое АКВАРИУМ? (на доске карточка с о словом)? (Из толкового словаря)

Аквариум-от латинского слова – вода.

Что такое аквариум? Словарь Ожигова.  Слайд 6

-Определяем проблему урока

Слайд 7

 Рассмотрите рисунок и  прочитайте диалог Лены и Миши.- Наша помощница Лена создала экосистему.

 -Какие проблемы у неё возникли?

- Почему в аквариуме  Лены рыбам трудно дышать?

-Хватило ли Лене знаний, чтобы создать экосистему аквариума?

- Постараемся помочь Лене.

Какие живые организмы населяют аквариум?

-Вспомним, из каких частей

состоит экосистема?  

                                   схема   экосистемы

Какие живые организмы способны поддерживать круговорот веществ?

  На  доске  ученики создают опорные схемы:

   «Профессии» живых организмов экосистемы. Роль  живых организмов разных  «профессий» в круговороте веществ.

        

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

 Представлять информацию в виде схемы.

 Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

 

Обобщать и классифицировать по признакам.

Ориентироваться на развороте учебника.

 

Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Развитие навыков самоконтроля.

Эвристическая  беседа с опорой на личный опыт детей.

Ученики в ходе работы соотносят изображения с названиями экосистем.

Экосистемы.

Природные, искусственные.

Ответы детей.

 На основе анализа объектов делать выводы.

 Обобщать и классифицировать по признакам.

 Ориентироваться на развороте учебника.

 Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Аквариум.

Искусственная.

Маленькая.

Аквариум - маленькая искусственная экосистема.

( Тема записывается на доске)

Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

В аквариуме Лены нет производителей - растений.

Дети высказывают свои предположения.

В ходе обсуждения записываются предлагаемые вопросы на доске с правой стороны. (Мы пока не знаем)

Дети высказывают свои предположения. Вспоминают, что знают об экосистеме.

Экосистема - это единство живой и неживой природы, в котором живые организмы совместно поддерживают круговорот веществ.

По ходу выполнения работы на доске с левой стороны вывешиваются опорные карточки с названиями понятий, которые понадобятся на уроке.

(Мы уже знаем)

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные логические: анализ, синтез, классификация, подведение под понятие

Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание  в соответствии с поставленной задачей, оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: формирование умения прогнозировать предстоящую работу, определять цель деятельности.

Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций.

Познавательные логические: анализ, синтез, классификация.

Познавательные: структурирование знаний.

Регулятивные УУД:

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

- прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

- выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности.

Самостоятельное применение знаний.

Подведение итогов работы.

Рефлексия.

Назовите все части экосистемы, которые мы можем найти в аквариуме?

Живые организмы  каких «профессий» мы там встретим?

Кто живёт в аквариуме?

Водные растения - производители.

Валлиснерия,

 эхинодорус,

  элодея.

Рассказы ребят о растениях.

Работа с учебником.

Выборочное чтение

Книга стр75

Какие ещё обитатели населяют аквариумы?

Загадка.

Рыбы.

Физкультминутка:

Рыбка плавает в водице.

Рыбке хочется играть.

Рыбка, рыбка озорница.

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула.

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула.

Рыбка быстро уплыла.

Основные виды аквариумных рыбок.

Ребята рассказывают о рыбках, которые будут жить в аквариуме?

Ответы подтверждаются  выборочным чтением текста. Чтение текста стр. 75

Кого ещё поселяют в аквариум? Улитки-катушки.

Выборочное чтение текста стр.77 

- Какой вывод можем сделать? Является ли аквариум экосистемой?

Формулирование вывода:

- Аквариум - это искусственная экосистема, где присутствуют все части экосистемы, живые организмы всех  « профессий» осуществляют круговорот.

Значение аквариума в жизни человека?

Рассказы ребят. Личные наблюдения.

Самостоятельное применение знаний.

1.Задание 1 (рабочая тетрадь с.35).

Указать части экосистемы аквариума.

2. Работа в группе.

Знания из других источников  ( конверты)

Что узнали ещё интересного?

 Сможем  ли мы  помочь Лене? На все вопросы нашли ответы? Какой вывод можем сделать? Как мы можем ответить на вопрос урока?

У кого из вас есть аквариум с его обитателями?

Рисунки детей, рассказы о своём аквариуме.

- Какие советы вы могли бы дать?

Выставка книг.

Смогли на сегодняшнем уроке сделать своё маленькое открытие? Удалось ли вам немного приоткрыть книгу природы, понять её тайны и загадки?

Вспомните слова В. Бианки. Можно сказать, что мы открыли неизведанное, интересное?

- Создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно. Для этого нужны знания, любовь к маленьким друзьям. Это позволяет человеку быть творцом, а не разрушителем. И тогда мы сможем изменить мир к лучшему.

 Мы в ответе кого приручили. 

 Положите на правую ладошку, что вы знали, а на левую, что узнали на уроке. А теперь соедините. Вот какой багаж знаний у вас ещё прибавился.

Оценивание:

Самооценка ребят.

Домашнее задание.

Подготовить сообщения об обитателях аквариума, о своём опыте содержания аквариумных рыб и других животных

- Чтобы ответить на 1 вопрос нужно узнать: есть ли в аквариуме все части экосистемы, какие живые организмы населяют аквариум, как  поддерживается круговорот веществ в аквариуме.

Производители.

Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Потребители.

Разрушители.

- Какие живые организмы населяют аквариум?

           - Живые организмы каких «профессий» осуществляют круговорот веществ в аквариуме?

-В аквариуме есть живые организмы всех «профессий» и они поддерживают круговорот веществ, значит, аквариум можно считать экосистемой.

1ученик работает с интерактивной доской. Даёт самооценку выполненной работы.

После завершения учащиеся проверяют выполненные работы, сравнивая с образцом.

После завершения работы в группах 1 ученик проверяет правильность выполнения теста с использованием интерактивной доски. Даёт самооценку выполненной работы. Группы, сравнивая свои работы с представленным образцом, дают самооценку работы своей группы.

Аквариум - это искусственная экосистема, в которой есть организмы разных «профессий», замкнутый круговорот, но существование экосистемы поддерживает человек.

Изучить литературу по этой теме.

Высказывания детей.

Познавательные: делать предварительный отбор источников информации

Регулятивные: формирование умений действовать по плану.

Познавательные: умение извлекать информацию, добывать новые знания из различных источников и различными способами.

Познавательные УУД:

  •  ориентироваться в своей системе знаний;

- извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;

  • - извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, иллюстрация);

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы.

Коммуникативные УУД:

  • - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • - оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
  • - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • - совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы, устанавливать аналогии, обобщать и классифицировать.

Познавательные логические: установление причинно – следственных связей.

Познавательные логические: анализ, синтез, классификация, подведение под понятие

Познавательные: структурирование знаний.

Регулятивные: умение определять успешность выполнения задания, оценивать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после завершения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнёра

- контроль, коррекция,

оценка его действий.

Регулятивные: умение определять успешность выполнения задания, оценивать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после завершения.

Познавательные: структурирование знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: контроль, коррекция и оценка.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Аквариум - маленькая искусственная экосистема", УМК "Школа 2100", 3 класс.

Данный конспект урока разработан с применением ИКТ, что позволяет повысить интерес учащихся к данной теме....

Аквариум – маленькая искусственная экосистема.

Аквариум – маленькая искусственная экосистема....

Урок окружающего мира в 3-кл.«Аквариум –маленькая искусственная экосистема».

Урок окружающего мира в 3-кл. по программе «Школа2100». Урок разработан учителем начальных классов МБОУ СОШ №2 города Балаково Саратовской области  Субботиной Ольгой Валерьевной .Тема урока «Аква...

Презентация к уроку "Аквариум-маленькая искусственная экосистема"

Презентация к уроку "Аквариум-маленькая искусственная экосистема" по программе "Школа2100" в 3 классе....

Конспект урока окружающего мира в 3 класса, программа "Школа 2100" Аквариум- маленькая искусственная экосистема"

Урок окружающего мира, раздел "Обитатели Земли" , тема урока " аквариум - маленькая искусственная экосистема"...

Доклад на тему: «Мой аквариум – маленькая искусственная экосистема».

Доклад на тему: «Мой аквариум – маленькая искусственная экосистема»....

Аквариум - маленькая искусственная экосистема.

Урок окружающего мира в 3 классе с использованием средств мультимедиа.Тема: Аквариум - маленькая искусственная экосистема.Цели: - познакомить обучающихся  с компонентами экосистемы на приме...