Интегрированный урок в 1 классе. Окружающий мир и технология «Когда появилась одежда?» и изготовление поделки «Куклы из ниток»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Бодяк Снежанна Валерьевна

Данный урок проходил в рамках методической недели. Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_poyavilas_odezhda.docx36.9 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок  окружающего мира и технологии в 1 б классе по теме: «Когда появилась одежда?» и изготовление поделки «Куклы из ниток»

Цели: познакомить учащихся с историей возникновения одежды;  научиться выполнять куклу из ниток
Задачи урока:
Образовательные:
• овладение практическими навыками изготовления куклы,
• расширение представлений о народных обычаях, о роли вещей в обрядах и их символическом значении.
• закрепить знания по технике безопасности при работе с ножницами;
• развивать мелкую моторику рук;
• создавать условия для развития умений целеполагания и планирования;
Развивающие:
• развитие творческих способностей и творческого мышления;
Воспитывающие:
• воспитывать умение работать в коллективе;
• воспитывать интерес к истории, русским традициям
• воспитывать умение слушать, помогать своему однокласснику
Тип урока: изучение нового материала
Межпредметные связи: технология, окружающий мир, литературное чтение, музыка, информатика.
Материалы: набор шерстяных ниток
Инструменты: ножницы, памятка по технике безопасности при работе с ножницами;
Оборудование: картонки для отмеривания нити и заготовки пучков, ИКТ (презентация)
Готовое изделие: образец куклы «Мартиники», показы на каждый этап работы
Ожидаемые результаты.
Личностные результаты:
• осуществлять совместную практическую деятельность;
• анализировать свою деятельность;
• умение слушать учителя.
Предметные результаты:
• понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
• осваивать способы работы с нитками, наматывание ниток на шаблон - картона
• применять полученные знания и умения в практической деятельности;
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
• определять с помощью учителя тему и цель урока;
• выявлять совместно с учителем проблемы урока.
Познавательные УУД:
• искать подходящие способы решения для достижения поставленной учебной проблемы;
• излагать свое мнение.

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация знаний.

- Ребята, куда мы с вами совершили путешествие на прошлом уроке? (мы путешествовали в прошлое еще до появления человека)

-  Жизнь каких животных мы изучали? (динозавров)

- Какой музей освещает все этапы развития жизни на земле, начиная с возникновения простейших морских животных и заканчивая появлением человека. (Палеонтологический музей им. Ю.А.Орлова)

    3. Мотивация и целеполагание

– Муравьишка приготовил загадки к уроку.

Входишь в одну дверь,
А выходишь из трех.
Думаешь, что вышел,
А на самом деле вошел.

(Рубашка)

Черна, а не земля,
Пушиста, а не снег,
Греет, а не печка.

(Шуба)

Как только отправляются
Они зимой гулять,
Жильцы в дома вселяются,
И в каждый целых пять.

(Перчатки)

– Назовите все эти предметы одним словом (одежда)
– Зачем нам одежда?
– Какая бывает одежда?
– Когда появилась одежда?

После ответов детей

4. Освоение нового содержания и его применение

–  Муравью Вопросику стало интересно, когда появилась одежда. Чтобы вы ему ответили?  

 Поможет нам ответить на все вопросы наш эксперт, учитель истории, Анастасия Федоровна.

-Сегодня, мы с вами снова осуществим путешествие в прошлое! И оттуда будем двигаться в настоящее. И как подсказывает нам Мудрая Черепаха, разговор пойдет не о животных, а о людях, точнее об их одежде.

- Как вы думаете, какая одежда появилась самой первой?

- Давайте посмотрим.

- Кого мы видим? (первобытного человека)

- Из чего делали одежду эти люди? (из шкур животных)

- А как вы думаете, почему на нем так мало одежды? Может ему жарко, а может он не смог ее купить или другую одежду еще не придумали!?( еще не придумали одежду, не было тканей..)

- Правильно, в те времена одежду еще не научились шить, не было даже нитей для шитья. И первобытные люди делали одежду из шкур животных, для чего она им была нужна?

Чтоб в морозы не замерзнуть,
Чтоб спастись от холодов,
Человек в любую шкуру
Завернуться был готов.
Шкуру чистил он сначала,
Закреплял, чтоб не упала,
И ходил и в дождь, и в снег
В этой шкуре человек. (чтобы защитить себя от холода, жары и дождя.)

- Когда появилась такая одежда? (очень давно, в древние времена)

-Шло время… Люди развивались, они научились делать материал для одежды. Как он называется? (ткань) Сколько на свете стало разных вещей из тканей! А сами ткани какие разные: гладкие и  ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие... Но раз их называют одним именем - ткани, значит, все они, даже самые непохожие с виду, всё-таки чем-то похожи, верно?. Сейчас мы узнаем тайну  тканей!

Работа с цифровым микроскопом.

Рассмотрим кусочек ткани с помощью нашего помощника микроскопа.

-Какой секрет у ткани?  ( нити переплетены и крепко держатся друг за друга)

-Кто же их переплел?(ответы учеников)

-Правильно специальный станок! А называется он ткацкий станок!

- Раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными с помощью заостренной палки. Отсюда и само слово «ткач»: ведь он тыкал палкой с нитью то в одну сторону, то в другую. Уберем из слова «тыкать» букву «ы»….И получится? (ткать)

- Ребята, как вы думаете это современный станок? Сегодня делают ткани на таких станках?

- А почему вы так считаете? (ткань делают на ткацких фабриках)

-Ткань из нитей ткут, а сами нити откуда берутся?

Практическая работа (возьмём как физминутку) могу провести я, как связь с технологией

Возьми кусочек ваты, намочи и скручивай пальцами, а при этом  немножко растягивай. Что получилось? Нить! Не очень ровная, правда, но настоящая хлопчатобумажная нить. Ведь вата - это хлопок, только  очищенный. Волоконца у хлопка  ворсистые, и, когда ты сжал их пальцами, да ещё и скрутил, они сцепились своими ворсинками.

Слайд15
А знаешь, чем ты занимался, скручивая короткие волоконца в длинную нить? Прядением!

Потом изобрели веретено, а затем и прядильный станок. А сейчас нити прядут, то есть скручивают из  волокон, огромные прядильные машины. Не только хлопчатобумажные нити, конечно, но и шерстяные, и льняные.

-Итак, из далекой древности мы продвигаемся вперед. Видим, что человек из шкур переоделся в ткань. Где могли носить такую одежду (Такую одежду носили в Древней Греции).  Опишите одежду (большим куском ткани человек оборачивался несколько раз, а концы закалывал булавками). Одежда была открытой, т.к. в этой стране жаркий климат.

-Подходит ли такая одежда для нашей страны? (только для лета на пляже)

Работа с учебником

-Время шло и люди научились шить красивые наряды. Откройте стр. 20 учебника, рассмотрите фигуры людей. Как выглядела одежда женщин в прошлые времена?  (красочная, пышная, красивая, появились украшения, головные уборы)

- Найдите костюм, который носила русская девушка, опишите его.

- Одеваются ли современные мужчины так, как одеты мужчины на рисунке? Найдите костюм русского богатыря, опишите.

- А почему современные люди так не одеваются?

- Посмотрите, во что оделся сегодня на урок Муравьишка? (в доспехи рыцаря). Из чего они?

-Значит, была и особая одежда из металла для защиты в бою.

- Менялись времена, менялась и одежда. Костюмы отличались большой выдумкой, изобретательностью. Но во все времена одежда подчеркивала достоинства человека, его красоту.

-  А знакома ли вам эта одежда? (современная одежда)

 -Одежда бывает разной и зависит от погоды. Что еще влияет на выбор одежды?

-На какие группы можно разделить одежду? (деловая, рабочая спортивная, для дома)

 Загадка:

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

но с ней не скучно.

(Кукла)

Я, наверно, вам знакома,

Я живу у Тани дома,

С Танечкой хожу гулять,

С Танечкой ложусь в кровать,

И сама, без всякой сказки,

Закрываю сразу глазки,

Я совсем не бука

Я игрушка...Кукла

-  Как вы думаете, что мы сейчас будем изготавливать? (Куклу из ниток)

-  Как вы думаете, для чего мы её изготовим?

IV. Работа в парах (творческая работа)

 Изготовление поделки - куклы

Цель: научиться выполнять куклу

Формируемые УУД:

• Умение осознавать и формулировать тему, цель, задачи работы с помощью учителя.

• Умение слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение.

- Но куклу мы будем выполнять необычную, а из ниток.

Знакомство с историей возникновения куклы.

История кукол почти такая же длинная, как и история всего человечества. Как только появился “человек разумный”, а у него родились дети, встал вопрос о развлечении маленьких чад. Правда, кукол древние люди еще не знали. В качестве игрушек они давали своим детям различные камушки и деревяшки. Первые дошедшие до нас детские куклы были обнаружены на территории Египта. Развитая египетская цивилизация умела делать игрушки еще 4,5 тысячи лет назад. Ноги и руки египетских кукол могли двигаться, они имели волосы и их украшали бусинами. В Древней Руси также знали о куклах. В простых семьях их для своих детей делали мамы. В тряпичные куклы играли как девочки, так и мальчики.

 А сегодня мы с вами выполним подарочную куклу «Мартиничку».

- Как вы думаете, что нам понадобится для работы?

Анализ изделия

Цель: формировать умение анализировать изделие, выявлять из каких элементов он

состоит; способы сборки изделия.

Формируемые УУД: искать подходящие способы решения для достижения поставленной

учебной проблемы. Планирование практической деятельности на уроке. Умение слушать

учителя и одноклассников, высказывать свое мнение.

- Рассмотрите образец и схему изготовления куклы (технологическая карта).

Расскажите, как она изготавливается.

• Кукла делается из 2 пучков ниток: один, пучок, из него получается туловище с головой и ногами; второй, это руки. Фигурка получается путем перевязывания пучков в нужных местах цветной ниткой.

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

 Инструктаж по технике безопасности

- учащиеся повторяют правила работы с ножницами по памятке

Практическая  работа.

Цель этапа: Учить планировать практическую деятельность на уроке.

Формируемые УУД: развитие умения выполнять практическую деятельность под руководством учителя. Умение подготовить своё рабочее место, содержать его в порядке.

- Начнем выполнение работы с женской фигуркой из ниток. С чего начнем работу? (с изготовления двух пучков ниток). Как это проще сделать? Как определить длину ниток?

- У каждого из вас имеются картонки, они помогут сделать пучки ниток быстро. Сначала заготовим пучок из ниток для туловища куклы. Для этого вдоль более длинной стороны картонки быстро намотаем нитку, пока не получится пучок нужной толщины. Нитку наматываем свободно, чтобы картонка не стягивалась; но провисать нитки не должны.

- Теперь разрежем нитки с одного конца картонки - получится пучок нужной нам длины и толщины. Надо ли разрезать его с другой стороны?

- Нет, так как по схеме видно, что пучок должен быть двойной, а если разрежем, наша куколка будет слишком маленькая.

- Проверьте, достаточна ли толщина пучка. Точно также сделайте второй пучок. Подумайте, эти нитки нужно разрезать с одного конца или с обоих? (С двух концов это видно по схеме.)

- Чтобы сделать мальчика. Разделите нижний пучок на две равные части и свяжите каждую из них.

 Изготовление куклы.

Цель: формировать умение самостоятельно собирать и изготавливать куклы.

Формируемые УУД: Способность справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на знание. Формировать умение взаимопомощи друг другу. Умение задавать вопросы.

- Что нужно сделать с пучками? (длинный пучок перевязать посредине, а короткий с двух сторон). Далее ученики работают по схеме, данной на доске. Помогаю, демонстрирую на своем макете действия. Края пучков по окончании работы ученики слегка подравнивают. Учащиеся самостоятельно изготавливают куклу «Мартиничку».

Рефлексия (5 минут)

Цель этапа: умение анализировать свою практическую деятельность.

Формируемые УУД:

  1. Развитие умения анализировать учебную цель.
  2. Закрепление положительной мотивации на учебную деятельность.
  3. Воспитание чувства коллективизма.

- Давайте вернемся к теме и цели урока.

- Как вы думаете, зачем мы изготовили куклу?

Уборка рабочих мест.

Мы сегодня потрудились

И немного утомились

Что же, немножко отдохнём

И учиться вновь пойдем.

 Сейчас мы с вами превратимся в модельеров и придумаем свою модель современной одежды. Вы сейчас вспомните все, о чем мы говорили на уроке и нарисуете комплект одежды для своей куклы.  

V. Рефлексия.

Учитель:

- Составьте из слов пословицу: по уму, встречают, провожают, по одёжке.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Что вам понравилось на уроке?

- Что нового узнали?

- Отличается ли одежда по временам года?

-Что мы одеваем зимой? (шубу, пальто, сапоги, шапку, шарф)

-Что мы одеваем осенью и весной? ( плащ, куртку, сапоги)

-Что мы одеваем летом? (Платья, шорты, шляпки, юбки, майки)

- Что мы одеваем зимой?

- Что весной и осенью?

- Что летом?

Вывод: -Почему мы меняем столько одежды? (потому что мы живем в стране, где погода сильно меняется в разное время года) Если позволит время

- Сегодня мудрая Черепаха пожурила Муравьишку за то, что он пришел на урок в доспехах. Почему?

- Для каждого случая нужна подходящая одежда.

- Приведите примеры.

- Что относится к деловой одежде? куда можно пойти в такой одежде?

- Ребята, давайте посмотрим, у кого из вас деловой стиль одежды?

- Что относится к «спортивной» одежде? В каких случаях вы ее надеваете?

- Рабочая одежда. Значит ли это, что в ней должны ходить только рабочие?

- В чем вам удобно ходить дома?

-Можно ли в домашней одежде отправиться в гости или в школу?

- Удобно ли в халате играть в футбол или волейбол?

- Что вы узнали из нашего путешествия,  какой вывод можно сделать?

Рекомендации: Попробуйте вместе с родителями  сшить для кукол одежду разных стилей: деловую, спортивную, школьную, рабочую, домашнюю.