Исследовательская работа по окружающему миру на тему "Жизнь леса" моего ученика, подготовленная под моим руководством на научно-практическую конференцию школьников.
проект по окружающему миру (3 класс) на тему

Нугманова Дилара Тулеубаевна

Исследовательская работа по окружающему миру на тему "Жизнь леса" моего ученика, подготовленная под моим руководством на научно-практическую конференцию школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_lesa.docx306.57 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Звонаревокутская СОШ»

«Жизнь леса»

проектно-иссследовательская работа по окружающему миру

Выполнил: Рыжков Егор

Ученик 3 «А» класса

Классный руководитель:

Нугманова Д.Т.

2017 г.

Содержание

Введение

Глава I.  

  1. Что такое лес? Какие бывают леса?................................................................4
  2. Ярусы леса…………………………………………………………………….5
  3. Обитатели леса………………………………………………………………..6

Глава II.

  1. От чего страдает лес?........................................................................................7
  2. Правила поведения в лесу……………………………………………………8
  3. Об этом стоит задуматься…………………………………………………….9
  4. Как лес связан с человеком?.............................................................................9

Заключение.

Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Здравствуй лес, дремучий лес

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что ты шепчешь на заре,

 Весь в росе и серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой не утаи:

Ты же видишь – мы свои.

Лес – это составная часть природы. Лес – это богатство природы.

Поэтому моя работа посвящена лесу и называется «Жизнь леса».

Цель данной работы:

  • Познакомиться с жизнью леса, его обитателями;
  • Открыть лес для себя, как новый мир.

Задачи исследования:

  • Дать определение понятию «лес»;
  • Познакомиться с растительным и животным миром;
  • Выяснить, какую роль играет лес в природе и жизни людей.

Объект исследования: русский лес в современном мире.

Предмет исследования:

  • Влияние современной жизни на жизнь леса и его обитателей .

Гипотеза:

  • Я предполагаю, что современная жизнь вредит лесу, люди меньше оберегают лес.

Глава I.

  1. ЧТО ТАКОЕ ЛЕС? КАКИЕ БЫВАЮТ ЛЕСА?

Лес – это сложное природное сообщество, в котором уживаются деревья, кустарники, травы, птицы и звери.

Как только ни именуют лес различные научные источники. И экосистемой, и "местом, где растут деревья", и сложным сочетанием различных растений, и "легкими планеты". Какое же название наиболее точное? Все варианты в совокупности дадут наиболее правильный ответ. Попробуем сформулировать определение леса. Лес - это место, в котором растут деревья и травы, живут птицы и животные, насекомые и микроорганизмы. Все они в совокупности составляют сложную экологическую систему, с цепочками питания и совместного обитания на одной территории. Ну а вся эта экосистема в совокупности со множеством таких же действительно является легкими нашей планеты. А какая функция легких? Ответ простой - дышать, обогащать кислородом организм человека или животного. Этим занимаются леса, они очищают загрязненный воздух, высвобождают кислород, что очень ценно и полезно для нас с вами. Замечали ли вы, какой чистый и свежий воздух в лесу? Как приятно и легко там дышать? Поэтому прогулки в лесу так полезны в наше время развития промышленности и химических отраслей.

Леса бывают: смешанные, хвойные, лиственные и др.

Смешанные – если в лесу вперемешку растут хвойные и лиственные деревья. Живут: лиса,  волк, дикий кабан, косуля, синицы, снегири, поползни, фазан, бабочки, жуки, змеи, стрекозы, лягушки, ящерицы.

Хвойные – произрастают преимущественно хвойные деревья. Растут: ель, сосна, пихта, лиственница, и другие. Живут: кедровка, ястреб, глухарь, рябчик, белка, соболь, заяц-беляк, полевка, рысь, бурый медведь, лось, олень и другие.

Лиственные – преобладают лиственные деревья и кустарники. Растут: береза, дуб, липа, клен, осина, шиповник, калина, малина, орешник. Живут : медведь, еж, енот, заяц. Дятел, дикая коза, сова, филин, разнообразные насекомые.

  1.  ЯРУСЫ ЛЕСА

Лес развивается не как попало, в нем можно выделить несколько ярусов. Считают лесные этажи не от земли — снизу вверх, а сверху вниз. Первый ярус составляют взрослые деревья. Они создают под пологом своих крон особую лесную среду (ее ощущаешь, когда в летнюю жару вступаешь в прохладную сень леса). Второй ярус формируется из деревьев пониже, ослабленных или теневыносливых. Господствует в лесу древостой, все прочие ярусы — подчиненные ему.

Третий ярус называется подлеском, здесь растут кустарники. Четвертый — полукустарники. Пятый — кустарнички и травы. Шестой — живой напочвенный покров: мох, лишайники. Далее следует мертвый напочвенный покров, или подстилка из отмерших частей растений. Подвальный этаж — ризосфера, где располагаются корни.
Молодые деревца — подрост — по мере развития переходят из яруса в ярус. Бывают также внеярусные растения — лианы, эпифиты. Лиан в наших лесах нет, а эпифиты есть: это мхи, лишайники, папоротники. Они развиваются на поверхности древесных стволов и ветвей, но не являются паразитами.
Чем выгодно 
ярусное строение леса? Когда зеленая масса листьев (или иголок) распределена по нескольким уровням, растения наиболее эффективно используют солнечную энергию и атмосферные осадки. А значит, и все лесное сообщество сохраняет стабильность. Кстати, наличие всех ярусов не обязательно. В сосновых лесах, например, бывает всего три этажа: древостой, черничник и мхи. А в ельниках сам древостой может быть трехэтажным.

  1. ОБИТАТЕЛИ ЛЕСА

Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселён животными.  

Все растения и животные тесно связаны между собой.

На деревьях обитают птицы ( сойки, дрозды, дятлы, иволги, клесты,).Здесь  они  вьют  свои  гнезда  и находят корм. Эти птицы

питаются семенами растений, ягодами, грибами, насекомыми.

Некоторые из этих насекомых живут в земле, под листьями, в коре деревьев, на растениях. Питаются листьями растений, пыльцой цветов, а пауки едят даже других насекомых. Насекомые бывают вредителями (гусеницы уничтожают листовые растения) , а бывают помощниками (божьи

коровки питаются тлей, которая вредит растениям.  

А также в лесу живут хищные птицы (сова, ястреб-тетеревятник, филин). Эти птицы охотятся на мышей, зайцев, белок, на птиц от воробьев до

глухарей.  У них очень хорошее зрение и слух, а также крепкий крючковидный клюв и острые загнутые когти. Совы охотятся ночью, а днем спят.крючковидный клюв и острые загнутые когти. Совы охотятся ночью, а днем спят.

                 Крупные и мелкие животные не хищные, травоядные.
Эта группа животных постоянно находится в опасности. Ведь они могут

стать добычей для волков, лис, медведей. Поэтому им всегда нужно быть наготове. Их спасает ловкость, маскировка ( у зайцев к зиме  шерстка меняется с серой на белую). Пища для них это – шишки, грибы, ягоды, травы, цветы, кора деревьев, листья.      

                  Без грибов многим деревьям пришлось бы плохо. Грибницы опутывают своими тонкими нитями корни деревьев, помогая им впитывать из почвы  воду и питательные вещества. Но делают они это не бескорыстно. Взамен грибницы получают от деревьев другие питательные вещества, которых сами они выработать не могут, - сахар и крахмал. Таким образом, грибы и деревья становятся партнерами, приносящими друг другу пользу.

Глава II.

  1. ОТ ЧЕГО СТРАДАЕТ ЛЕС?

                 Во многих регионах России незаконная и бесконтрольная вырубка деревьев проводится систематически. По оценкам Всемирного фонда дикой природы (World Wildlife Fund, WWF) ежегодно Россия теряет около 1 миллиарда долларов из-за нелегальной рубки леса. На глобальной карте обезлесения от Google можно найти достаточно подробную информацию об изменениях в лесном хозяйстве, произошедших в последние годы. Систематическое истребление лесных массивов наносит значительный урон дикой природе, разрушает экосистему, вытесняет с исконных мест обитания животных.    Интенсивные вырубки, как утверждает WWF, угрожают существованию таких животных как глухарь, белоспинный дятел, амурский тигр и дальневосточный леопард. Исчезают ясень, липа, дуб и кедр. Также вырубка лесов является одной из главных причин увеличения парникового эффекта. Деревья очищают воздух и поглощают углекислый газ, они очень важны в существующих экосистемах, поэтому необходимо защищать леса от уничтожения. Для прекращения вырубки лесов экологи предлагают осуществить инвентаризацию всех ресурсов, отдельно выращивать леса для заготовок и отменить все рубки ухода в защитных лесах. Также можно сделать невыгодными условия экспорта ценной древесины.

        Лес страдает от пожаров, от выброса мусора. Поэтому, бывая на пикнике   в лесу, покидая его, нужно потушить костер. И забрать мусор с собой, не оставляя его.

1.2 ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ

Правила нахождения в лесу (лесном массиве):

1) не разводите костров в лесу или лесном массиве;
2) не поджигайте сухую траву и листья;
3) не рубите деревья и кустарники;
4) не рвите цветы и дикорастущие растения;
5) не истребляйте насекомых, пресмыкающихся и зверей;
6) не разоряйте муравейников, гнёзд и нор лесных обитателей;
7) не уносите из леса найденных птенцов и зверушек;
8) не сорите и не мусорите в лесу;
9) не оставляйте (и не закапывайте в землю) после себя мусор;
10) не заезжайте в лес на автомобильном транспорте;
11) не шумите в лесу.

 Правила безопасности в лесу (лесном массиве):

  1. не заходите слишком далеко в лес;
    2) не ходите в лес в одиночку, возьмите компаньона, собаку;
    3) имейте при себе запас питьевой воды хотя бы на день;
    4) имейте при себе полностью заряженное средство связи;
    5) оповещайте родных и близких об уходе в лес;
    6) находясь в лесу сообщайте приблизительные координаты;
    7) идите в лес в первой половине дня и уходите до темноты;
    8) не отпускайте в лес престарелых людей и детей одних;
    9) если заблудились в лесу, звоните в МЧС или по номеру 112.

  1. ОБ ЭТОМ СТОИТ ЗАДУМАТЬСЯ!

                  Бумага, брошенная в лесу, должна пролежать минимум 3 года, прежде, чем распадётся на составные компоненты.

       Металлическая консервная банка должна по тем же причинам пролежать 15 – 20 лет.

       Стеклянные банки и бутылки, брошенные в лесу, особенно если они разбиты, превращаются в линзы, что приводит к самовозгоранию лесной подстилки.

1.4  КАК ЛЕС СВЯЗАН С ЧЕЛОВЕКОМ?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понаблюдав за лесом, прочитав информацию в различных источниках, я пришел к выводам:

1.  Я считаю, что моя гипотеза о  том, что современная жизнь вредит лесу, подтвердилась.

2.  Леса должны существовать ради того, чтобы существовал сам человек, ради сохранения великого богатства животного и растительного царства для грядущих поколений нашей Планеты. Поэтому нам нужны лесные заповедники, национальные парки, курортные лесные зоны, охраняемые законом.

 3.  В наше современное время, когда многие факторы загрязняют природу, а значит и лес, нужно бережнее относиться к лесам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Варли К., Майлз Л. География: Энциклопедия
  2. Огнев С.И. «Твоя первая энциклопедия».
  3. Мельников П.И. «В лесах».
  4. Петров В.В. «Из жизни зеленого мира».
  5. Пимон Р.М. «Жизнь леса».
  6. Интернет :dokladiki.ru
  7. Интернет:kartravel.ru
  8. Интернет:gendrologi.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательская работа по окружающему миру «Кто Я?» ученика 4 класса МБОУ СОШ №2 Семенова Степана

Актуальность данной работы не вызывает сомнений. Вопросы психики всегда волновали ученых, т.к. они хорошо пон...

исследовательская работа по окружающему миру «Кто Я?» ученика 4 класса МБОУ СОШ №2 Семенова Степана

Актуальность данной работы не вызывает сомнений. Вопросы психики всегда волновали ученых, т.к. они хорошо пон...

исследовательская работа по окружающему миру «Кто Я?» ученика 4 класса МБОУ СОШ №2 Семенова Степана

Актуальность данной работы не вызывает сомнений. Вопросы психики всегда волновали ученых, т.к. они хорошо пон...

исследовательская работа по окружающему миру «Кто Я?» ученика 4 класса МБОУ СОШ №2 Семенова Степана

Актуальность данной работы не вызывает сомнений. Вопросы психики всегда волновали ученых, т.к. они хорошо пон...

исследовательская работа по окружающему миру «Кто Я?» ученика 4 класса МБОУ СОШ №2 Семенова Степана

Актуальность данной работы не вызывает сомнений. Вопросы психики всегда волновали ученых, т.к. они хорошо пон...

исследовательская работа по окружающему миру «Кто Я?» ученика 4 класса МБОУ СОШ №2 Семенова Степана

Актуальность данной работы не вызывает сомнений. Вопросы психики всегда волновали ученых, т.к. они хорошо пон...

исследовательская работа по окружающему миру «Кто Я?» ученика 4 класса МБОУ СОШ №2 Семенова Степана

Актуальность данной работы не вызывает сомнений. Вопросы психики всегда волновали ученых, т.к. они хорошо пон...