Как образуется почва?
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

Лицукова Галина Якубовна

Дать понятие о почве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_okruzhayushchemu_miru.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

«Как образуется почва»

Предмет: окружающий мир

Класс: 3

Тема урока: «Как образуется почва»

Цель: закрепить знания о составе почвы; сформировать представление об образовании почвы в природе под воздействием определённых факторов; развивать речь, память, внимание, наблюдательность;  логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результатов, работать в коллективе;  вызывать у учащихся ощущение причастности к природе

Планируемые результаты:

Предметные: сформировать понятие «почва» познакомить с ее образованием; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; учить ставить новую учебную задачу, в сотрудничестве с учителем;

Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уроке положительного отношения к школе навыки взаимодействия в коллективе; воспитывать чувство любви к природе; формирование положительного отношения к окружающему миру; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс (О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова), компьютер, проектор, презентация, тетради для самостоятельных работ.

Этап

урока. Методы и приёмы

Хроно

метраж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(УУД)

Орг. Момент

Актуализация знаний.

2.   Постановка учебной задачи.
Практический
метод.

Устная фронтальная работа.

Сообщение темы урока

3. Решение частных задач

Закрепление нового материала.

4. Итог урока.

Рефлексия

1 м

2 м

6 м

16м

16м

Подравняйтесь, улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте хорошего настроения на урок.

Вначале каждого урока окружающего мира мы с вами проверяем дневник наблюдения. Кто нам расскажет какая погода была на протяжении выходных?

В начале урока ещё раз повторим  некоторые вопросы по главе « Тайны недр Земли »  (у учеников конверты с квадратиками красного и зелёного цвета). Я зачитываю высказывание, которое начинается со слов: «Правда ли, что………..» (если вы согласны с высказыванием, то кладёте перед собой зелёный квадратик, если не согласны – красный)

1) не только горы, но и равнины, дно водоёмов сложены из горных пород? (зелёный)

2 )горные породы не всегда твёрдые, бывают жидкие и газообразные? (зелёный)

3) гранит – осадочная горная порода? (красный)

4) базальт – магматическая горная порода, а каменный уголь – осадочная горная  порода? (зелёный)

5)в состав гранита входит три минерала? (зелёный)

6) торф образовался из раковин морских животных? (красный)

7) нефть, каменный уголь, природный газ – это горючие полезные ископаемые?  (зелёный)

8) мрамор, песок, гранит относятся к строительным полезным ископаемым? (зелёный)

9) из руд цветных металлов человек выплавляет железо, чугун, а из руд чёрных металлов – алюминий, медь? (красный)

10) запасы полезных ископаемых на Земле неограниченны? (красный)

Проверка - расположить квадраты на закрытой части доски

Послушайте внимательно сказку и ответьте на вопрос: «Кто такой?»

Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка – мух. Скажи, что ты ешь, и я скажу кто ты.

 И слышу голосок:

 − Угадай, кто я? Я ем жуков и муравьев!

 Я подумал и твердо сказал:

 − Дятел!

 − Вот и не угадал! Еще ем я ос и шмелей!

 − Ага! Ты птица осоед!

 − Не осоед! Еще я ем гусениц и личинок.

 − Гусениц и личинок любят дрозды.

 − А я не дрозд! Еще я грызу сброшенные лосями рога.

 − Тогда ты, наверное, лесная мышь.

 − И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем мышей!

 − Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.

 − То мышка, то кошка! И совсем ты не угадал.

 − Покажись! – крикнул я. И стал вглядываться в темную ель, откуда слышался голосок.

 − Покажусь, только ты признай себя побежденным.

Догадались?

− Рано! – ответил я.

 − Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу.

 − Может, ты цапля?

 − Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.

 − Похоже ты куница.

 − Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды, грибы.

Догадались, кто такой? Почему? Слушаем дальше.

 − Я рассердился и крикнул: «Скорей всего ты – свинья! Ты лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупа забралась на елку!»

 − Сдаешься? – спросил голосок.

 Ветка качнулась, раздвинулась, и я увидел белку!

− Запомни! – сказала она. – Кошки едят не только мышей. Чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не только орешки.

 Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

 Сегодня на уроке мы с вами  поговорим о цепях питания, которые помогут нам в изучении  темы: «Как образуется почва»

 Какие цели поставим перед собой? ( Узнать как образуется почва, какое участие в образовании почвы принимают растения и животные)

Чтение уч.с.31 -32

- Что такое почва? (Почва – это самый верхний слой земли, на котором растут растения.)

- Что является основой образования почвы? (основа образования почвы – горные породы Земли. Нет горных пород – нет почвы)

- В результате чего идёт образование почвы? (Образование почвы идет в результате разрушения горных пород (выветривания) под воздействием всех компонентов природы – солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов. Только все части природы вместе взятые, действуя друг на друга, образуют почву. Нет воды и воздуха – не будет почвы, нет живых организмов – не будет почвы)

Образование почвы это длительный процесс. Почва в природе образуется очень медленно 20см за 1000 лет.

Давайте еще раз повторим, что такое пищевая цепь?  Цепи питания – это связи всего живого по питанию. Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоеме, третьи в поле и в саду.

А если бы животное питалось только насекомыми? Как бы его назвали? (Насекомоядное.) Только животными? (Хищное.) Только растениями? (Растительноядное.) А чем питается белка? (Всем.) Значит, как назовем ее? (Всеядная.) Такая взаимосвязь называется «цепь питания», в которой каждое звено зависит от другого.

Физминутка.- ?

А теперь у нас с вами творческое задание: каждая группа, используя карточки, должна составить цепь питания. Сразу договоритесь, кто будет представлять вашу цепь классу. Подумайте, все ли карточки вам понадобятся.

Сейчас представитель от каждой группы  объясняет свою работу.

В лесу растет сосна. Под корой сосны живет жук–короед и ею питается. В свою очередь жук–короед является пищей для дятлов. У нас была лишняя картинка – коза. Это домашнее животное и в эту цепь питания не входит. Поле: рожь – мышь – змея (лишняя – рыба). Огород: капуста – слизни – жаба (лишний – медведь). Сад: яблоня – яблонная тля – божья коровка (лишняя – лиса). Водоем: водоросли – карась – щука (лишний – заяц); Перегной (растительные остатки, прелые листья) – дождевой червь – медведка, крот – ёж,  корни растений – личинки жуков, медведка, корни растений – личинка хруща – землеройка. Ребята, обратите внимание, какие разные у вас получились цепи питания. Поднимите руки те группы, у кого пищевая цепь формируется только в почве? Как вы догадались? Какие вы все сообразительные!

Над какой темой мы сегодня с вами на уроке работали? Каких целей достигли? Что узнали нового?

Откройте дневники, вашим домашним заданием будет составить две цепи питания, которые формируются в почве.

Приветство-вать

Проверять записи, сделанные в дневнике наблюдения

Проверять домашнее задание

Слушать сказку

Слушать учителя, выполнять задания; анализировать

Отвечать на вопросы

Выполнять физические упражнения

Работать в парах/группах

Делать проверку в группах, с доской

Записывать домашнее задание.

Регулятивные: умеет составлять план действий;

Может поставить учебную задачу; перед тем как начать действовать определяет последовательность действий;

Познавательные:  осознанное и произвольное построение речевого высказывания;  выбор наиболее эффективных способов решения задач; умеет слушать и слышать; умеет устанавливать причинно – следственные связи;

Коммуникативные: умеет вступать в диалог; умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

Личностные: осознают свои возможности в учении;

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя.

Наблюдают и делают самостоятельные выводы; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепочку рассуждений.

Регулятивные: сформирован внутренний план действий;

Познавательные:  осознанное и произвольное построение речевого высказывания; умеет выражать свои мысли; может создавать устные высказывания;

Коммуникативные: умеет вступать в диалог; умеет слушать и слышать.

Регулятивные: умеет составлять план действий;

Может поставить учебную задачу; перед тем как начать действовать определяет последовательность действий;

Познавательные:  осознанное и произвольное построение речевого высказывания;  выбор наиболее эффективных способов решения задач; умеет слушать и слышать; умеет устанавливать причинно – следственные связи;

Коммуникативные: умеет вступать в диалог; умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации

Л:положительное отношение к урокам окружающего мира.

 

П: принимают и сохраняют учебную задачу.

Р: самоконтроль.

Л: учебно – познавательный интерес к новому материалу.

П: принимают и сохраняют учебную задачу.

К: участвуют в учебном диалоге; строят речевые высказывания

Р: контроль и самоконтроль учебных действий.

Р: отслеживать цель учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - осн...

Урок ИЗО "Образ русского человека. Женские образы в искусстве"

В ходе урока ребята узнают об особенностях русского народного костюма. Слушают сообщения и рассматривают репродукции картин известных художников. В практической части выполняется работа по изобр...

План-конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского на тему « Образ красоты человека (женский образ)»

План-конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского на тему « Образ красоты человека (женский образ)"Характеристика этапов урокаТехнологическая карта урокаСхемы кок...

Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"

Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...

Сказка о здоровом образе жизни: Колобок или путь к здоровому образу жизни"

Конспект внеклассного заняти о здоровом образе жизни...

Технологическая карта урока ИЗО «Образ человека и его характер. Женский образ. Изображение доброго и злого образа» (2 класс)

Цель урока: создание условий для ознакомления со способами изображения художником образа человека, использования средств художественной выразительности для передачи характера в женском образе.Задачи у...