Горные породы. Слои земной коры
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Ткалич Кристина Дмитриевна

Конмпект урока по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itr.docx30.42 КБ
Файл hkkkkk.pptx709.11 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

 Окружающий мир

                                                                                                                                     Выполнила студент(ка): 43 гр.  

                                                                                                                                     Ткалич К.Д.

                                                                                                                                     Проверил:

                                                                     Отметка:

                                                                             Дата: 16.03.17

                                                                                               Челябинск 2017

Класс: 3 «А»

Кабинет: 101

Тема: «Горные породы. Слои земной коры.»

Цель:  Познакомятся с горными породами и слоями земной коры

 Планируемые результаты:

-личностные: формирование бережного отношения к объектам природы.

-предметные: познакомятся с понятием "горные породы", с видами горных пород; происхождение магматических и осадочных горных пород; получат представление о том, что горные породы- это природные тела, из которых сложены не только горы, но и поверхность суши Земли и дно океанов;

Оборудование: презентация,   учебник «Эльконин, Давыдов», 3 класс

Этап урока

Методы и приемы

Содержание урока.  Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. Момент

Словес.: приветствие

Повернитесь к соседу, улыбнитесь ему и тихо садитесь. Начинаем работать.

Настраиваться на работу

Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности

2.Актуализация знаний

Практический метод.

Устная фронтальная работа.

Ребята, что вы делали на прошлом уроке окружающего мира? Да, вы правы, мы изучали почвы Челябинской области

Ребята, скажите , что такое полезные ископаемые?

Полезные ископаемые – горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд)

Какие группы полезных ископаемых вы знаете?

Горючие, рудные, строительные, драгоценные, поделочные камни)

Ребята, как будет звучать тема нашего урока?

А какие цели каждый из вас поставит на этот урок?


Повторение пройденного на прошлом уроке.

Вспомнить почву, почву Челябинской области.

Ставить цели и задачи на этот урок,

Анализировать тему.

П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме

К: аргументируют свою позицию.

3. Постановка учебной задачи и ее решение

Устная фронтальная работа.

Практичекс:работа с текстом

Го́рная поро́да это твердые минералы, из которых состоит земная кора. Существуют сотни пород разных типов, образованные различными комбинациями минералов. Например, песчаник состоит из песчинок, спрессованных и сцементированных между собой. Песок образован минералами кварца, который, в свою очередь, включает в себя химические элементы кремния и кислорода.

Гоные породы бывают:

- Магматические- возникшие в результате застывания природного расплава (магмы или лавы). Переход расплава в твёрдое состояние сопровождается полной или частичной кристаллизацией вещества. Магматические породы играют важную роль в строении земной коры, образуя геологические тела различной формы и размера

-Осадочные- Существующие в термодинамических условиях, характерных для поверхностной части земной коры, и образующиеся в результате переотложения продуктов выветривания и разрушения различных горных пород, химического и механического выпадения осадка из воды, жизнедеятельности организмов или всех трёх процессов одновременно.

-Обломочные-Обломочные породы образуются из осколков разрушающихся материнских пород. Поскольку разрушение идет преимущественно на суше, обломочные породы называют еще терригенными. Они составляют около 20% осадочных пород. Обломки составляют в терригенных породах не менее половины; кроме них присутствуют хемогенный и биогенный цемент и поры. Таким образом, особенности обломочной породы – ее сложность. Обломки генетически связаны с источником сноса, их материал первично сформировался в высокотемпературных зонах магматизма и метаморфизма.

-Органические- класс химических соединений, в состав которых входит углерод (за исключением карбидов, угольной кислоты, карбонатов, оксидов углерода и цианидов). Органические соединения, кроме углерода, чаще всего содержат элементы водород, кислород, азот,

-Метаморфические- горные породы, образованные в толще земной коры в результате метаморфизма, то есть изменения осадочных и магматических горных пород вследствие изменения физико-химических условий. Благодаря движениям земной коры, осадочные горные породы и магматические горные породы подвергаются воздействию высокой температуры, большого давления и различных газовых и водных растворов, при этом они начинают изменяться.

 

Скажите, а как вы думаете, что такое земная кора?

Давайте прочитаем текст в парах.

Прочитайте, про текст про земную кору в парах,

Земная кора является наиболее хорошо изученной твердой оболочкой Земли. Название «кора» исторически связано с представлением о твердой оболочке, образовавшейся в результате остывания поверхностных слоев расплавленного огненно-жидкого вещества Земли, из которого она состояла первоначально, как это представлялось по ранее господствовавшим космогоническим гипотезам.

Земная кора состоит из нескольких слоев, толщина и строение которых различны в пределах океанов и материков. В связи с этим выделяют океанический, материковый и промежуточный типы земной коры, которые будут описаны дальше.

По составу в земной коре выделяют обычно три слоя – осадочный, гранитный и базальтовый.

Осадочный слой сложен осадочными горными породами, являющимися продуктом разрушения и переотложения материала нижних слоев. Этот слой хотя и покрывает всю поверхность Земли, но местами настолько тонок, что практически можно говорить о его прерывистости. В то же время иногда он достигает мощности в несколько километров.

Гранитный слой сложен в основном магматическими породами, образовавшимися в результата застывания расплавленной магмы, среди которых преобладают разности, богатые кремнеземом (кислые породы). Этот слой, достигающий на материках мощности 15-20 км, под океанами сильно сокращается и даже может совсем отсутствовать.

Базальтовый слой также слагается магматическим веществом, но более бедным кремнеземом (основными породами) и обладающим большим удельным весом. Этот слой развит в основании земной коры во всех областях земного шара.

Что вы узнали нового?

Скажите , что входит в земную кору?

-Мантия,

-Базальтовый слой,

-Гранитный слой,

-осадочные породы.

Хорошо,


Узнать что такое горная порода.

Что в нее входит.

Узнать и прочитать какие бывают горные породы и что в них входит.

Думать и анализировать, что такое земная кора.

Читать в парах информацию про земную кору.

Анализировать текст.

Анализировать земную кору.

П: Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы.

Умение определять цель урока

4.Решение частных задач

Практич: работа с учебным материалом

А какие горные породы можно увидеть, гуляя по окрестностям города или села?

Можно увидеть речную гальку, песок, глину, большой валун, кусочек торфа или каменного угля.

\Ребята, скажите, как вы думаете как образовались глина и песок?

ни образовались в результате разрушения горных пород. Главная причина таких разрушений – изменение температуры в течение суток. Днем солнце нагревает поверхность скал, горные породы расширяются, а ночью охлаждаются и сжимаются. И так происходит каждые сутки, из года в год, многие тысячи, миллионы лет. На поверхности скал образуются сначала маленькие, а затем большие трещины, вода, ветер и растения разрушают горные породы, в трещины попадает вода, она замерзает, и получается лед, который давит на стенки трещин с очень большой силой. Дождевые и талые воды, попадая в трещины, вымывают частицы горных пород, сильный ветер выдувает из трещин мельчайшие частички. Разрушение усиливается, в трещины попадает пыль, поселяются микробы, маленькие животные, ветер заносит семена растений. Живые организмы продолжают разрушать горные породы, расширяют и углубляют трещины. Разрушение горных пород под влиянием изменения температуры, воды, воздуха, живых организмов называется выветриванием. Так постепенно скала разрушается, и образуются обломки разной величины. Вода, ветер, лед скатывают эти обломки вниз, по склонам, они сталкиваются друг с другом и разбиваются. Потоки воды переносят их с места на место, перетирают друг друга и измельчают. Крупные обломки превращаются в мелкий гравий, а мелкий гравий – в песок и глину. Вот так миллиарды этих частичек годами оседали на дне морей, океанов, озер. Под давлением новых слоев они уплотнялись, изменялись и постепенно превращались в слои гальки, песка и глины. Поэтому эти горные породы тоже называют осадочными или обломочными горными породами.

Анализировать, какие горные породы можно увидеть в городах и селах?

Вести беседу о горных породах.

К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу;

Умение извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний.

5.Закрепление

Практич.:выполнение теста.,

Мы с вами очень хорошо поработали, сейчас узнаем как вы поняли эту тему.

Берем листочки, будем писать тест.

1. Кто создал горные породы?

а) люди;      б) природа;     в) животные.

2. Какие бывают горные породы?

а) твердые, жидкие и газообразные;   б) твердые и жидкие;    в) твердые и газообразные.

3. Горные породы - это..

а) вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами;

б) вещества, которые люди добывают из разных слоёв Земли

4. Горная порода, состоящая из отдельных частиц, крепко соединенных  между собой. Бывает разного цвета, не имеет запаха, не пропускает воду, тяжёлая и очень прочная. Это…

а) глина      б) гранит    в) известняк

5. Горная порода, состоящая из отдельных частиц, не соединённых между собой. Бывает разного цвета, не имеет запаха, хорошо пропускает воду, сыпуч. Это…

а) глина        б) песок     в) известняк

6. Полезными ископаемыми называют…

а) горные породы Земли.

б) горные породы, которые добывают из глубины земли и используют для нужд человека.

7.Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

а) врачи;          б)геологи;       в) строители.

8.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

а) песок, глина;       б)гранит, торф;     в) каменный уголь, поваренная соль.

 

Писать тест самостоятельно на тему горные породы и земная кора.

Л: учебно  – познавательный интерес к новому учебному материалу Р: принимают и сохраняют уч. Задачу;

6.Подведение итогов урока

словесн.:беседа

Ребята, я надеюсь вы сегодня поняли и надолго запомните нашу сегодняшнюю тему.

Скажите, реализовались ли ваши цели ,которые вы ставили на этот урок?

.Анализировать урок.

К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Горные породы"

Испытание натуры (природы) трудно... однако приятно, полезно, свято. Чем больше таинства её разум постигает, тем вящее увеселение чувствует сердце.      М. В. Ломоносов.Участие в исслед...

Проверочная работа по окружающему миру по теме "Горные породы".

Проверочная работа по окружающему миру по теме "Горные породы"....

Окружающий мир 2 класс " Горные породы"

Окружающий мир 2 класс " Горные породы"...

Урок-исследование по окружающему миру "Горные породы и минералы"

Урок-исследование по окружающему миру проведён в 4 классе. На уроке  дети, работая в группах, исследовали горные породы,  проводили опыты с мелом, песком и солью. Работая по карте Республики...

Горные породы

Ход урока = презентация...

Урок "Горные породы и минералы"

Урок окружающего мира в 4 классе с презентацией...

разработка урока в 6 классе Движения земной коры. Землетрясения.

Урок в рамках ФГОС для 6 класса "Движения земной коры. Землетрясения....