Образование почвы
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Ткалич Кристина Дмитриевна

Конспект урока по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7.pptx979.26 КБ
Файл 7_mar.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

« Образование почвы»

Слайд 5

Оглядываясь вокруг себя, человек чаще замечает бегущие облака, сверкающие горные вершины, пышную крону лесов, извивы рек и ледников, чем почву, тот самый верхний слой земли, по которому мы ходим, и на котором произрастают деревья, травы, цветы, слой, который кормит людей и без которого едва ли возможна жизнь на нашей планете. Было время, когда почвы не было, но вот в чрезвычайно отдаленные времена на измельченных водой и ветром, жарой и холодом горных породах поселились живые организмы. Они отмирали, разлагались, образовывая таким образом основную и самую главную часть почвы - перегной. И чем больше росло и отмирало растений, тем богаче перегноем становилась почва.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

 Окружающий мир

                                                                                                                                     Выполнила студент(ка): 43 гр.  

                                                                                                                                     Ткалич К.Д.

                                                                                                                                     Проверил:

                                                                     Отметка:

                                                                             Дата: 07.03.17

                                                                                               Челябинск 2017

Класс: 3 «А»

Кабинет: 101

Тема: «Образование почвы».

Цель:  познакомить с понятиями «процесс почвообразования», «цепи питания»

 Планируемые результаты:

-личностные: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым способам решения задач, желание продолжать учебу;

-предметные: учащиеся познакомятся с понятиями «процесс почвообразования», «цепи питания», научатся аргументировать, делать   выводы.

Оборудование: презентация,   учебник «Эльконин, Давыдов», 3 класс

Этап урока

Методы и приемы

Содержание урока.  Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. Момент

Словес.: приветствие

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, настройтесь на работа.

Приветствовать учителя

Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности

2.Актуализация знаний

Практический метод.

Устная фронтальная работа.

Что вы изучали на прошлом уроке?

Что такое почва?( поверхностный слой литосферы Земли, обладающий плодородием и представляющий собой полифункциональную гетерогенную открытую четырёхфазную (твёрдая, жидкая, газообразная фазы и живые организмы)

Что такое плодородие почвы — способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности.

Что же содержится в почве, что обеспечивает в ней жизнь?( вода, воздух, тяжелые и легкие частички)

Молодцы.

Отвечать на вопросы учителя,

П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме

К: аргументируют свою позицию.

3. Постановка учебной задачи и ее решение

Практический: выполнение упражнения

Практический метод.

Устная фронтальная работа.

Сегодня у нас новая тема, а  что бы вы  догадались, о чем мы будем говорить сегодня, я  расскажу вам занимательную историю. По одной из гипотез вначале мир был скалой. Каждый год шли дожди, падали на скалу  и немного размывали ее; это образовало песок-основу земли. Постепенно стали появляться растения  на земле, их части опадали и образовывали почву, землю. Стали расти деревья, и их листья, иглы и шишки, опадающие вместе с кусочками коры, образовали еще больше земли. Если внимательно посмотреть на почву в лесу, то увидишь, что в верхних ее слоях все это перемешано, а в нижних постепенно сгнивает при помощи обитающих в ней микроорганизмов и обращается в землю.

-О чем шла речь? Догадались ли вы, какая будет тема нашего сегодняшнего урока? « Образование почвы»

А какие цели  мы можем сегодня перед собой поставить? (слайд 2)

Оглядываясь вокруг себя, человек чаще замечает бегущие облака, сверкающие горные вершины, пышную крону лесов, извивы рек и ледников, чем почву,  тот самый верхний слой  земли, по которому мы ходим, и на котором произрастают деревья, травы, цветы, слой, который кормит людей и без которого едва ли возможна жизнь на нашей планете.

Было время, когда почвы  не было, но вот в чрезвычайно отдаленные времена на измельченных водой и ветром, жарой и холодом  горных породах поселились живые организмы. Они отмирали, разлагались, образовывая таким образом основную и самую главную часть почвы - перегной. И чем больше росло и отмирало растений, тем богаче перегноем становилась почва.

Почва всегда возникает и развивается под  действием живых организмов, в основном растений.

Людям уже давно стало известно о громадном  «населении» почвы. В каждом ее грамме содержаться до нескольких миллионов микроорганизмов, непрерывно  разлагающих органическое вещество.

Связь растительности с почвой  очень тесна. Корни одних растений выделяют  особые вещества,  способные разрушать минералы, корни других обогащают почву азотом.

Животные, которые по массе своей примерно в 100 раз меньше растений, измельчают, перерабатывают отмершие растительные  остатки и заносят их в  почва, а прорывая в ней норы и ходы, удобряют ее своими экскрементами, а после смерти - своими телами.

Среди крупных почвенных животных есть хищники – кроты и землеройки, ходы которых отмечены  на поверхности кучками свежей рыхлой земли.

Растительноядные грызуны – хомяки, сурки, слепыши – тоже роют, перемешивают и рыхлят  почву.  ()Но гораздо  большую роль в жизни почвы играют  мелкие животные размером от долей миллиметра   до нескольких  сантиметров. Увидеть их можно и невооруженным глазом, но рассмотреть, как правило, только с помощью увеличительного прибора. Это беспозвоночные животные: клещи, мокрицы, многоножки, слизни, улитки, дождевые черви и многие  личинки насекомых. (

Одни из них питаются растительными остатками – и свежими, и уже сильно разложившимися; другие являются хищниками; третьи поедают грибные нити и споры. Измельчая и переваривая листья, стебли, корни, все эти животные осуществляют первичную переработку органического  вещества, превращая его в гумус почвы. И корни растений, и крупные почвенные животные  и микроорганизмы – это такая же неотъемлемая часть почвы, только  более подвижная , более активная – одним словом, живая.

Настраиваться на  урок, слушать учителя.

П: Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы.

Умение определять цель урока

4.Решение частных задач

Практич: работа с учебным материалом

Что участвует в образовании почвы?

Ребята, а как вы думаете,  можно ли почву отнести только к живой или только к неживой природе?

Давайте прочитаем в учебнике, и ответим на эти вопросы.

Стр 112.

Так почва - это живая или неживая природа?

Ребята, а как вы думаете, чем питаются животные  почвы?

-Прочтите  1 абзац пункта  «Чем питаются животные почвы?»

Ваши предположения подтвердились? Чем же питаются животные почвы?

-Есть ли связь между растениями и животными?

-Посмотрите внимательно на экран, здесь представлена цепь питания. (корень одуванчика-личинка-крот)

Посовещайтесь в парах и скажите, что может произойти, если в лесу не будет одуванчиков?

Кто может сказать, что такое цепь питания?

Отвечать на вопросы о почве.

Читать информацию  в учебнике самостоятельно.

Выполнять задания, работать в парах.

К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу;

Умение извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний.

5.Закрепление

Практич.: с выполнение упраж.,

Какая была тема нашего сегодняшнего урока?

-Что такое почва? Как она образуется? Какое участие в образовании почвы принимают животные и растения? Что такое цепь питания?  Что будет, если одно звено из цепи питания исчезнет?

Отвечать на вопросы учителя, делать выводы

Л: учебно  – познавательный интерес к новому учебному материалу Р: принимают и сохраняют уч. Задачу;

6.Подведение итогов урока

словесн.:беседа

А дома вы должны будете внимательно прочитать этот параграф и приготовить пересказ.

-Мне было очень приятно свами работать! Спасибо за урок.

Записывать домашнее задание.

К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование и разрушение почв. Охрана почв.

Комбинированный, включающий в себя проверку домашнего задания, изучения нового материала....

урок окружающего мира в 3классе, УМК "Гармония" Тема: "Почва, её состав и образование"

Урок построен в соответствии с ФГОС, сопровождается презентацией. Урок был представлен на районном семинаре завучей....

Про почву. Методическая разработка для педагогов дополнительного образования и учителей начальной школы.

Данная методическая разработка будет интересна педагогам дополнительного образования, которые ведут занятия по экологии, растениеводству в начальной школе, для учетелей начальных классов. Стихотворени...

Состав и образование почв.

Сформировать представление о почве, её образовании и составе;учить работать с научным текстом  и схемами, устанавливать причинно-следственные свяи между объектами живой и неживой природы. Привива...

Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: "Образование почвы". УМК системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова;

Цели деятельности учителя: формирование представлений о составе почвы и ее образовании; ознакомление с понятиями: плодородие, перегной.Планируемые результатыПредметные:Знать: понятия плодоро...