Конспект урока в 1 классе по теме "Насекомые - часть живой природы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Данная разработка поможет  в проведении урока по теме "Насекомые - часть живой природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_naskomye_-_chast_zhivoy_prirody.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №4»

Предмет: Окружающий мир

Тема урока: «Насекомые – часть живой природы»

Класс 1

Учитель: Кузелеева Наталья Сергеевна

   

Тема урока «Насекомые – часть живой природы»

УМК «Перспективная начальная школа»

Цель: познакомить с признаками насекомых, показать их многообразие и красоту

Формирование  УУД

  1. Познавательные: рассматривание иллюстраций,  поиск и извлечение необходимой  информации, сравнивание, отстаивание своей очки зрения,  построение логической цепочки рассуждения
  2. Регулятивные: понимание учебной задачи и стремление её выполнить; установка причинно-следственных связей
  3. Коммуникативные: умение работать с информацией в парах, учиться полно и точно выражать свои мысли;
  4. Личностные: развитие речи, внимания, памяти, познавательной активности, творческих способностей.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Оборудование для каждого учащегося: учебник  (Окружающий мир, 1 класс.  Авторы:  Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А.),  карточки с рисунком муравья по точкам, карточки-пазлы  с изображением муравья,  силуэты  бабочек (оранжевая, голубая, чёрная); на парту -  2-3 карточки с  изображением животных.

Оборудование для учителя: презентация в формате PowerPoint 97-2003

Место  творческой авторской мультимедийной разработки в учебном занятии.

Данная разработка играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.  Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.  Данная презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.

Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

- Доброе утро! Я очень рада вас видеть на уроке с хорошим настроением. Давайте друг другу улыбнёмся, я приглашаю вас в увлекательное путешествие.

2.   Актуализация знаний.

Закройте глаза (Дети закрывают глаза, звучит музыка из передачи «В мире животных», на экране картинка с изображением цветущего луга.) Слайд 1

- Откройте глаза. Где мы оказались? (Куда попали?) Какое время года изображено? (Лето, поздняя весна)

-На какие группы можно разделить объекты на картинке?  (Живая и неживая природа)

- Какие ещё здесь могли бы быть объекты живой природы? (Дети перечисляют возможные варианты)

- Назовите, что объединяет все эти картинки? (Слайд 2 с изображением коровы, собаки, кошки, козы, пчелы. Дети говорят, что все эти картинки можно объединить в название «домашние животные»)

- Кто лишний?  Почему? (Пчела) Слайд2

3. Целеполагание и постановка учебных задач

- Кто догадался о ком или о чём мы сегодня будем говорить?

- Какие задачи мы можем поставить перед собой, чтобы достичь цели?

4. Открытие нового знания

- Отгадайте загадку:

Целый день она летает,

Мне спокойно жить мешает,

Прожужжала возле уха,

И на стол уселась…..(муха) Слайд 3

- Кто издаёт такой звук? (Комар)

- О каком насекомом  упоминается  в этой песне? (Кузнечик)

- Посмотрите  на изображения насекомых в учебнике, что в них общего? (Лап – 6, усики, голова, грудь, брюшко) Слайд 4

- Кто догадался, почему насекомые так называются?

- Чем они различаются? (Окраской) Слайд 5

- Для чего насекомым такая окраска? (Одни - маскируются, другие – предупреждают об опасности, о том, что они ядовиты).

- О том, какое насекомое самое опасное, вы узнаете, сложив правильно карточки-пазлы. (Дети складывают карточки.  Это животное – муравей.  А точнее сказать, огненный муравей.   У людей, ужаленных этими муравьями, часто наблюдается аллергическая реакция, покраснение кожи, отёк, волдыри, тошнота, рвота, головокружения (бывали и случаи со смертельным исходом). 

-  В окружающем нас мире где можно встретить сигналы, предупреждающие об опасности? (Сигнал светофора) Слайд 5

- Что он означает? (Дети вспоминают правила ДД)

- Среди насекомых есть и необычные. Например, какое самое быстрое сухопутное насекомое вы узнаете, если возьмёте из названий изображённых животных только первые звуки и соберёте их в одно слово. Слайд 6 (Таракан)

- А знаете ли вы, какое самое длинное насекомое? Палочник, его длина около 55 см (Учитель демонстрирует полоску цветной бумаги, длиной 55 см) Слайд 7

- А какое животное самое маленькое? Это перистокрылка. Её размер меньше миллиметра (0,3-0,5 мм) Как же можно увидеть это насекомое? (С помощью микроскопа, лупы) Слайд 8

Физминутка

Все дети встают и под  чтение стихотворения выполняют движения:

Спал цветок и вдруг проснулся.

Потянулся, улыбнулся,

Взвился вверх и улетел,

Вот и я на место сел!

- О каком цветке вы услышали? (О бабочке) Почему так решили? Слайд 9

- Самая  крупная бабочка – павлиноглазка. Из пустого кокона изготавливают кошельки

- Самое тяжёлое насекомое  жук Голиаф. (Слайд 10). Его вес 100 г. А назван он так в честь великана Голиафа, ростом около 3 м, о котором упоминается в Библии.

- Какое самое древнее животное вы узнаете соединив точки на карточке. (Муравей).

- Окаменелые отпечатки этого насекомого имеют возраст более 100 тысяч лет, облик муравья почти не изменился до наших дней.

- Не первый раз сегодня мы упоминаем муравья. Ему посвящены литературные произведения (Чтение басни В. Гафтом «Стрекоза и Муравей»)

5. Первичное закрепление начитается   с физминутки для глаз под музыку. (Слайд 11)

- Кого увидели? Запомнили? (Таракан, бабочка, кузнечик, паук)

- Кто лишний и почему? (Паук)

- Вспомните, как отличить насекомых от других животных?

6. Самостоятельная работа в парах с проверкой по образцу

- Посмотрите на карточки с изображениями животных.  Посоветуйтесь с товарищем и выберите только те, где изображены насекомые. Решите, кто из вас прикрепит «правильную» карточку на доску.

Проверка самостоятельной работы

7.  Включение нового в систему знаний.

Насекомые – самая многочисленная группа животных, насчитывает более 1 млн. видов. Но некоторые из них находятся на грани исчезновения. В учебнике нарисованы некоторые из них.  Рассмотрите их. Как сделать так, чтобы эти насекомые не исчезли с лица Земли?

8. Рефлексия

- Вернёмся на наш луг, откуда мы начинали урок. Хочется узнать ваше мнение о нашем путешествии. Если урок понравился, и вы всё поняли прикрепите оранжевую бабочку, если что-то не получилось, что-то вы не поняли, или что-то испортило вам настроение – голубую, если что-то не понравилось - тёмную. (Дети прикрепляют бабочки, учитель просит обосновать нескольких учащихся свой выбор).

        - Я бы хотела обратиться к вам, ребята:

       Наблюдайте и восхищайтесь природой, изучайте и берегите ее!

      Коль суждено дышать нам воздухом одним,

      Давайте же на век мы все объединимся.

      Давайте наши души сохраним.

      Тогда мы на Земле и сами сохранимся!

- Спасибо за урок! Урок окончен!