рабочая программа по окр. миру 4 кл УМК Гармония
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

рабочая программа по окр. миру 4 кл УМК Гармония с указанием всех формируемых УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okr._miru_4_kl_umk_garmoniya.docx82.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Рамонский лицей» имени Е.М. Ольденбургской

Рамонского муниципального района

Воронежской области

РАССМОТРЕНО                               СОГЛАСОВАНО                                           УТВЕРЖДЕНО

На заседании МО                        Руководитель                                 Приказ №_______ от

Протокол №___  от                             методического совета                        «___»________2016 г «__» _________2016г                «___»____________2016г

Руководитель                           _________И.В. Кувшинкина                

___________И.А.Радченко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

 базовый уровень

класс 4 б

2016-2017 учебный год

Разработчик программы:

Тарарыкова Татьяна Вячеславовна

 учитель начальных классов, первая квалификационная категория

                                                                           р.п. Рамонь

2016 г

                                                        1.Пояснительная записка

       Рабочая программа   предназначена для  4 класса.

Количество недельных часов – 2.

Количество часов в год – 68, из них 17  часов модуль предметно  практико-ориентированной  направленности «Край родной».

Уровень  рабочей программы – базовый.

    Рабочая программа составлена с учетом плана МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М.Ольденбургской, на основе примерной программы учебного предмета «Окружающий мир», примерной основной образовательной программы начального общего образования, в соответствии требованиями ФГОС НОО.

  Рабочая программа реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир» на основе авторской программы О.Т. Поглазовой (учебно-методический комплект «Гармония»; издательство «Ассоциация XXI век»). Новые разделы и темы не добавлялись.

Организация процесса обучения регламентирована следующими нормативными  документами:              

  • Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44).
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года  № 273-ФЗ;
  • Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

- от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373;

- от 31.03.14 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 08.06.2015г. № 576, от 26.01.2016г. № 38);

- от 09.06.2016г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации:

- от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- от 24.11.2015г.  № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.04.2001 г. № 408/13-13

 «О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период»;

  • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от

25.05. 2015г. №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных организациях»;

  • Примерная основная образовательная и примерные программа начального общего

образования, программы отдельных учебных предметов;

  • Устав МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской;
  • Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской.

Основными целями изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;
  • последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;
  • создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественно-научных и гуманитарных курсов;
  • формирование предметных умений, универсальных учебных действий и информационной культуры;
  • выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром;
  • создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников.

При этом решаются следующие задачи:

  • развивающие: развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;
  • образовательные: ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества, усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира, освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности, формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;
  • воспитательные: воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

2.Общая характеристика учебного предмета

      Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены Стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа» и «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

     Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Таким образом, курс предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы.

      В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа). Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и в обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением здоровья и др.), бережного отношения к природе, историческим и культурным ценностям. Усвоение учащимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерения, классификация и др.) создают условия успешного продолжения образования в основной школе.

     Учащиеся осваивают различные виды учебной деятельности: получают знания об окружающем мире из различных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нём, понимать место и роль человека в мире; осознают, что мир красив, многообразен, един, изменчив. Приобретают желание осваивать новые способы деятельности, познавать глубже окружающий мир, активно действовать в нём.

      Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в вербальной и наглядной формах); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов.

     

3.Описание места учебного предмета  в учебном плане

     Согласно учебному  плану ОУ всего на изучение учебного курса «Окружающий мир»  на уровне начального общего образования  в МКОУ «Рамонский лицей»  им. Е.М. Ольденбургской  выделяется  270 часов,  из них в 1 классе 66 ч (2ч в неделю, 33 учебные недели), во 2 классе 68  (2ч в неделю, 34 учебных недель), в 3 классе 68 (2ч в неделю, 34 учебных недель),  в 4  классе 68 (2ч в неделю,34 учебных недель).

4. Описание ценностных ориентиров  содержания учебного  предмета

 Мир многогранен, интересен и всё время изменяется – необходимо наблюдать и познавать его. Наука, искусство, религия, как способы познания человеком самого себя, природы и общества.

Природа жизненно необходима и ранима – нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию. Природа планеты - общее достояние человечества, её сохранение - важнейшая задача всех народов Земли.

          В мире и в России живут разные народы – надо уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии. Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни – следует изучать и уважать его.

         Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.

5. Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»  

       

 В процессе изучения окружающего мира учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественно-научные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у учеников 3 класса сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Личностные универсальные учебные действия

У четвероклассника будут сформированы:

  • положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
  • готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
  • умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
  • понимание важности здорового образа жизни;
  • понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;
  • осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
  • навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

У четвероклассника могут быть сформированы:

  • стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
  • зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
  • стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;
  • эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
  • осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

Метапредметные результаты

    Регулятивные универсальные учебные действия

Четвероклассник научится:

- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.);

-  принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

-  планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;

-  действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;

-  контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

-  оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Четвероклассник получит возможность научиться:

  • оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
  • ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);
  • проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
  • адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

Познавательные универсальные учебные действия

Четвероклассник научится:

  • осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
  • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

-понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

  • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
  • подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов;
  • наблюдать и сопоставлять выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
  • использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
  • осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

Четвероклассник получит возможность научиться:

-        осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;

- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;

         -  обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме переводить в изобразительную, схематическую, табличную);

        -  дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;

          -  осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.

    Коммуникативные универсальные учебные действия

Четвероклассник научится:

-  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-  аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;

-  вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

-  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Четвероклассник получит возможность научиться:

- оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог; 

-  планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;

-  проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;

-  уважать позицию партнёра;

-участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).

Предметные результаты

  Четвероклассник в результате изучения курса «Окружающий мир» (блок «Человек и природа») научится:

-  различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);

-  приводить примеры представителей разных групп растений и животных;

-  описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);

-  сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы  на группы по выделенным основаниям;

-  различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины), виды водоёмов (реки, озёра, моря),залежи разных полезных ископаемых;

-  различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;

-  характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;

-  определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы;

- использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);

  • находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра России;
  • объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года;
  • выявлять связи живых организмов; в природных зонах и сообществах;
  • находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
  • выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследований и фиксировать их в предложенной форме;

  • исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);
  • использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки, схемы, муляжи, макеты) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов.

Четвероклассник получит возможность научиться 

-  рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте;

  • вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;
  • объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе; причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;
  • пользоваться масштабом при чтении карт;
  • обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);
  • ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);
  • моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);

-участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника или выбранной самостоятельно), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.

В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество») курса «Окружающий мир» четвероклассник научится:

  • воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества;
  • ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
  • использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;

-рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества;

  • узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;
  • находить на карте Российскую Федерацию, её столицу - город Москву, свой регион и его административный центр;
  • готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя изображения государственных зданий, исторических памятников, театров и др. объектов культуры;
  • анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин; описывать (пересказывать) изученные события из истории России;

        - объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей;

  • различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России;
  • рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).

Четвероклассник получит   возможность научиться: 

-  оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков; трудолюбие и мастерство;

  • соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;
  • заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;

- различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;

         - объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;

-рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале);

  • рассуждать о прошлом, настоящем и будущем Родины и родного края;
  • находить и показывать на глобусе, карте полушарий, политической карте мира, пути великих путешественников, открывателей новых земель;
  • находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и др. выдающихся деятелях России;
  • оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояние народов, населяющих её.

В результате изучения правил безопасной жизни четвероклассник научится:

  • осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
  • оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
  • соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
  • соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
  • объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;
  • составлять и выполнять режим дня.

в предложенной форме четвероклассник получит возможность научиться:

  • сохранять здоровье своего организма, его органов чувств;
  • следовать правилам здорового образа жизни;
  • оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).


6. Cодержание учебного предмета

№ п/п

Название темы

Коли

чество

часов

                                      Основное содержание,

                          темы, термины   и понятия.

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

1

Ориентирование в пространстве и во времени

5

 Путешествия — один из способов познания окружающего мира. Путешествия в пространстве и «путешествия» во времени. Археологические раскопки — источник знаний о прошлом. Движения Земли, Луны и счёт времени. Промежутки времени, взятые за основу счёта времени: сутки, неделя, месяц, год. Историческое время, его счёт: век, тысячелетие, эра. Дата, календарь, солнечный и лунный календари. Лента времени. Старинные и современные устройства для счёта времени. Разнообразие часов. Важность для человека умения ориентироваться на местности. Горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта. Открытая и закрытая линия горизонта. Компас, его устройство, ориентирование по сторонам горизонта с его помощью. Ориентирование по Солнцу, звёздам и местным признакам.

урок

практическая работа

учебная экскурсия

наблюдение

эксперимент

работа с книгой

решение познавательных задач

подготовка и представление публичного выступления в виде презентации

2

Способы изображения объектов

окружающего мира

7

Способы изображения объектов окружающего мира. Рисунок, чертёж, план предмета. Масштаб, его использование при изображении объектов окружающего мира. Изображение местности на плане.

Условные знаки на плане городской и сельской местности.

Географическая карта, её отличие от плана местности. Условные знаки физической карты: обозначения равнин, гор, водоёмов, населённых пунктов, границ государств. Историческая карта, её отличие от физической карты. Условные знаки исторической карты, изображение территорий государств, исторических событий на ней.

Изображение Земли. Глобус – модель Земли. Условные линии и точки на глобусе (полюсы, экватор, меридианы, параллели). Карта полушарий Земли. Контурные карты, способы работы с ними.

Объекты космического пространства, их изображение. Звёзды и созвездия. Звёздная карта, её условные обозначения, изображение звёзд и созвездий. Общее представление о Солнечной системе, её составе. Модель Солнечной системы. Солнце – центр Солнечной системы. Планеты, их названия, последовательность расположения относительно Солнца, сравнительные размеры.

Древнегреческие философы о строении Солнечной системы, о форме и движении Земли.

Земля и её естественный спутник Луна. Место Земли в Солнечной системе, её «соседи». Первые космические полёты вокруг Земли и на Луну. Искусственные спутники Земли, их использование в народном хозяйстве. Влияние Солнца на процессы, происходящие в неживой и живой природе Земли.

Использование солнечной энергии.

урок

практическая работа

учебная экскурсия

слушание

наблюдение

систематизация знаний

решение познавательных задач

анализ графиков, таблиц и схем

работа с книгой

3

Природные богатства России

7

Россия на глобусе и карте полушарий. Физическая карта России. Моря, омывающие территорию России. Крупнейшие равнины и горные системы, реки и озёра России. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их разнообразие. Месторождения полезных ископаемых, их добыча и перевозка. Полезные ископаемые, применяемые в строительстве.

Металлические руды. Использование металлов в технике и в быту. Горючие полезные ископаемые, их значение в народном хозяйстве. Экологические проблемы, обусловленные добычей, перевозкой и переработкой полезных ископаемых.

Рациональное использование полезных ископаемых.

урок

практическая работа

учебная экскурсия

наблюдение

эксперимент

работа с книгой

решение познавательных задач

подготовка и представление публичного выступления в виде презентации

4

Природные зоны и природные сообщества  

11

  Общее представление о природных зонах, их разнообразии. Зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степь, пустыня на территории России. Климатические условия, особенности рельефа, водоёмы, растительный и животный мир, приспособляемость растений и животных к условиям обитания в разных природных зонах. Условия жизни и занятия коренного населения.

Экологические проблемы, возникающие в результате деятельности людей, пути их решения.

Горные районы на карте России. Разнообразие растений и животных на разных высотах в горах. Занятия жителей гор.

Представление о природном сообществе. Взаимосвязи растений и животных в природных сообществах, пищевые цепи. Природные сообщества моря, озера, болота, леса, луга, их значение для народного хозяйства. Поле, сад, теплица как примеры искусственных растительных сообществ.

Экологические проблемы, возникающие в результате  жизнедеятельности людей (загрязнение морей, озёр, осушение болот, вырубка лесов, пожары и др.). Природоохранные меры по сохранению лесов и лугов. Организация заповедников, национальных парков, заказников с целью сохранения природных сообществ.

Особенности природы родного края (природная зона, характерные природные сообщества, наиболее  распространённые растения, животные, в том числе и редкие, охраняемые). Экологические проблемы, связанные с природными условиями и деятельностью людей, возможные пути их решения.

урок

практическая работа

учебная экскурсия

наблюдение

эксперимент

работа с книгой

решение познавательных задач

подготовка и представление публичного выступления в виде презентации

5

Важнейшие события в истории Отечества

12

Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Крещение Руси. Старинные русские города – памятники культуры Древней Руси.

Распад Древней Руси на отдельные княжества и земли. Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке. Монгольское нашествие. Ордынское владычество. Вторжение шведов и немецких рыцарей в северо-западные пределы Руси: Невская битва, Ледовое побоище. Александр Невский.

Москва – центр объединения русских земель. Иван Калита. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Иван III. Образование Московского государства. Освобождение от ига Орды. Иван Грозный. Смутное время в России в начале XVII века. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых. Закрепощение крестьян. Исторические памятники Красной площади Москвы, памятники истории родного края XIV–XVII веков.

Пётр Великий – первый император Российской империи, его деятельность по укреплению и расширению Российского государства.

Санкт-Петербург – новая столица России. Изменения в жизни дворян и простых людей во времена правления Петра I. Академия наук. М. В. Ломоносов. Российская империя времён Екатерины II: выход России к берегам Чёрного моря, жизнь и быт населения, памятники культуры.

Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Михаил Кутузов. Александр II. Освобождение крестьян от крепостной зависимости, развитие промышленности, науки, образования.

Отражение исторических событий России и родного края XVIII–XIX веков в памятниках архитектуры и в произведениях искусства. Революционные события 1917 года, приход к власти большевиков.

Гражданская война. Образование Советского Союза.

Успехи и трудности строительства социалистического хозяйства в 1920–1930-е годы.

Великая Отечественная война 1941–1945 годов Ратный и трудовой подвиг народа в годы войны. Г. К. Жуков. 9 Мая – День Победы. Память о Великой Отечественной войне. Ветераны войны и тыла, памятные места боёв (памятники воинам) родного края.

Успехи и неудачи в развитии Советского Союза после войны. Освоение космического пространства. Ю. А. Гагарин. Начало новой России. Государственное устройство современной России: президент, Государственная Дума, Совет Федерации, правительство. Выдающиеся люди нашего Отечества: государственные деятели, учёные, деятели искусств. Родной регион (республика, край, область, район), его расположение на политико-административной карте России. Административный центр региона: название, отличительные символы (герб, флаг). Народы, населяющие регион, некоторые их обычаи и характерные особенности быта (2–3 примера). Наиболее яркие события из истории родного края. Известные люди края. Памятники истории и культуры региона, бережное отношение к ним.

урок

проектная деятельность

слушание

систематизация знаний

решение познавательных задач

анализ графиков, таблиц и схем

работа с книгой

6

Материки, океаны, страны и народы Земли

8

Открытие материков Земли. Роль путешественников и купцов в открытии новых земель. Первооткрыватели и исследователи Азии, Африки, Америки, Австралии,  Антарктиды. Кругосветные путешествия. Имена российских путешественников на карте мира, России и родного края. Природа материков. Проблема сохранения природных богатств Земли. Международная Красная книга.

Общее представление о разнообразии стран и народов современного мира, наиболее многочисленные народы мира. Коренные народы континентов (одежда, жилища, занятия, традиции).

Крупнейшие страны мира (столицы, главные достопримечательности, расположение на политической карте мира). Страны СНГ – ближайшие соседи России.

практическая работа

учебная экскурсия

проектная деятельность

урок

решение познавательных задач

анализ графиков, таблиц и схем

слушание

наблюдение

систематизация знаний

работа с книгой

7

Край родной

17

Географическое положение области и Рамонского района.

Герб и флаг области и Рамонского района. Воронеж-колыбель российского флота. Строительство кораблей в с. Ступино и Рамони. Роль Ольденбургских в развитии Рамони. Край во время Вов 1941-1945гг.  Промышленные и сельскохозяйственные предприятия  нашего края.  Туристическое направление  развития района. Культурные традиции и ценности. Рамонский край – родина глиняной игрушки. Карачунские  свистушки. Мастера современной  рамонской игрушки.   Заповедники Воронежской области.

Реки, озера  края. Искусственные водоемы. Использование водоемов в хозяйственной деятельности. Родной край на карте России. Особенности рельефа, водоёмы родного края.

 Богатства недр родного края.

проектная деятельность

учебная экскурсия

викторина

игра-путешествие конкурсы

наблюдение

работа с книгой

решение познавательных задач

подготовка и представление публичного выступления в виде презентации

Итого

68

                                                                         


                                              7. Календарно-тематическое планирование  

  №

п/п 

Тема урока

Примерные  сроки изучения

Дата фактическая

    Примечания

1

Путешествия – источник знаний

01-02.09.2016

2

Природные явления и счет времени.

05-09.09.2016

3

Историческое время. Лента времени.

05-09.09.2016

4-5

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Ориентирование по компасу.

12-16. 09.2016

6

Способы изображения предметов. Масштаб и его использование.

19-23.09.2016

7

План местности. Топографические знаки.

19-23.09.2016

8

Географические и исторические карты.

26-30.09.2016

9

Глобус – модель Земли.

26-30.09.2016

10

Космическое пространство и его изображение. Звёздная карта.

03-07.10.2016

11

Земля – планета Солнечной системы.

03-07.10.2016

12

Способы изучения космических тел. Влияние Солнца на Землю.

10-14.10.2016

13-14

Россия на глобусе и географической карте. Крупнейшие горы, равнины, реки, озёра России.

10-14.10.2016

17-21.10.2016

15

Горные породы и минералы, их образование, разведка и добыча.  

17-21.10.2016

16

Строительные материалы, металлические руды, их использование в народном хозяйстве.

24-28.10.2016

17

Горючие полезные ископаемые, их использование.

24-28.10.2016

18-19

Альтернативные источники энергии.

31.10.2016-

04.11.2016

20

Природные зоны России.

14-18.11.2016

21

Суровая Арктика.

14-18.11.2016

22

Ранимая тундра.

21-25.11.2016

23

Зона лесов.

21-25.11.2016

24

Степные просторы.

28.11.2016-02.12.2016

25

Жаркие пустыни.

28.11.2016-02.12.2016

26

Природные зоны России. Обобщающий урок.

05-09.12.2016

27

Природа гор.

05-09.12.2016

28

Природные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах

12-16.12.2016

29

Болота, их значение для природы и человека.

12-16.12.2016

30

Жизнь луга

19-23.12.2016

31

Восточные славяне, их соседи.

19-23.12.2016

32

Образование Древнерусского государства.

26-28.12.2016

33

Край, в котором мы живем. Географическое положение Воронежской области и Рамонского района.

16-20.01.2017

34

Крещение Руси.

16-20.01.2017

35

Герб и флаг Воронежской области и Рамонского района.

23-27.01.2017

36

Как распалась Древняя Русь.

23-27.01.2017

37

Животный и растительный  мир Воронежской области.

30.01.2017-03.02.2017

38

Борьба Руси с иноземными захватчиками в XII веке. Как объединяли и освобождали Русь.

30.01.2017-03.02.2017

39

Водоемы Воронежской области.

06-10.02.2017

40

Московское государство. Правление Ивана III и Ивана Грозного.

06-10.02.2017

41

Заповедники Воронежской области.

13-17.02.2017

42

Россия в XVII веке. Начало правления династии Романовых.

13-17.02.2017

43

Российская империя при Петре I. Петр I в Воронежском крае.

20-24.02.2017

44

Развитие Российской империи при правлении Екатерины II. Нашествие Наполеона. Бородинская битва, её значение для России.

20-24.02.2017

45

Петр I в Воронежском крае. Экскурсия в школьный музей.

27.02.2017-3.03.2017

46

Россия до 1917 года. Исторические события в России в начале XX века.

27.02.2017-3.03.2017

47

Исторические события в Рамони в начале XX века. Экскурсия в школьный музей.

06-10.03.2017

48

Преобразования, произошедшие в СССР в 20-30 годы.

06-10.03.2017

49

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Наш край в годы ВОВ.

13-17.03.2017

50

Советский Союз в послевоенные годы.

13-17.03.2017

51

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Освобождение  сёл Рамонского района.

20-24.03.2017

52

Начало перестройки. Современная Россия.

20-24.03.2017

53

Кем и чем гордится Россия.

03-07.04.2017

54

Океаны Земли. Жизнь в море.

03-07.04.2017

55

Кем и чем гордится Воронежский край.

10-14.04.2017

56

Крупнейший материк Земли, его природа, население.

10-14.04.2017

57

Кем и чем гордится Воронежский край.

17-21.04.2017

58

Африка, ее природа. Исследователи Африки

17-21.04.2017

59

Кем и чем гордится Воронежский край.

24-28.04.2017

60

Открытие Америки. Природа Северной и Южной Америки

24-28.04.2017

61

Сельское хозяйство  Воронежской области и Рамонского района.

02-05.05.2017

62

Австралия. Уникальные растения и животные материка. Открытие Антарктиды российскими путешественниками. Суровая природа материка.

02-05.05.2017

63

Сельское хозяйство  Воронежской области и Рамонского района.

10-12.05.2017

64

Страны и народы мира. Земля – планета жизни.

10-12.05.2017

65

Промышленность Воронежской области и Рамонского района.

15-19.05.2017

66

 Страны и народы мира. Земля – планета жизни.

15-19.05.2017

67-68

Резерв

22-26.05.2017

       

 Календарно-тематическое планирование  модуля  «Край родной»

  №

п/п 

Тема урока

Примерные  сроки изучения

Дата фактическая

    Примечания

1

Край, в котором мы живем. Географическое положение Воронежской области и Рамонского района.

16-20.01.2017

2

Герб и флаг Воронежской области и Рамонского района.

23-27.01.2017

3

Животный и растительный  мир Воронежской области.

30.01.2017-03.02.2017

4

Водоемы Воронежской области.

06-10.02.2017

5

Заповедники Воронежской области.

13-17.02.2017

6

Российская империя при Петре I. Петр I в Воронежском крае.

20-24.02.2017

7

Петр I в Воронежском крае. Экскурсия в школьный музей.

27.02.2017-3.03.2017

8

Исторические события в Рамони в начале XX века. Экскурсия в школьный музей.

06-10.03.2017

9

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Наш край в годы ВОВ.

13-17.03.2017

10

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Освобождение  сёл Рамонского района.

20-24.03.2017

11

Кем и чем гордится Россия.

03-07.04.2017

12-14

Кем и чем гордится Воронежский край.

10-14.04.2017

17-21.04.2017

24-28.04.2017

15-16

Сельское хозяйство  Воронежской области и Рамонского района.

02-05.05.2017

10-12.05.2017

17

Промышленность Воронежской области и Рамонского района.

15-19.05.2017


8.  Учебно-методическое обеспечение

Класс

Программа

Учебник

Учебно-методическое обеспечение

4

 Гармония

Поглазова, О.Т., Шилин, В.Д. Окружающий мир: Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений.  В 2частях. -8-е изд. перераб. и доп.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.- 176 с.: ил.

  1. Поглазова, О.Т., Шилин, В.Д. Окружающий мир: Рабочие тетради №1 и №2.  – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.
  2. Поглазова, О.Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.
  3.  Окружающий мир: Тестовые задания для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений /  Поглазова, О.Т. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.

 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

     

  • Демонстрационный экземпляр глобуса;
  • Комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;
  • Комплект компасов для работы в группах по 5-6 человек;
  • Демонстрационный экземпляр флюгера;
  • Демонстрационный экземпляр барометра;
  • Демонстрационный экземпляр бинокля;
  • Демонстрационный экземпляр весов с набором разновесов;
  • Демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.
  • Посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.);
  • Измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты;
  • Компьютер;
  • Презентационные материалы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Окружающему миру 1 класс Гармония

      Рабочая программа  по учебному предмету   «Окружающий мир»   составлена на основе ФГОС начального общего образования, примерной программы по окружа...

Рабочая программа по окружающему миру для УМК "Гармония", 1 класс.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Т.Поглазовой, входящей в УМК "Гармония", и предназначена для 1 класса. В программе представлены: пояснительная записка с указанием цели, за...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Гармония ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по прогрмамме Гармония разработанна с требованиями ФГОС с календарно - тематическим планированием....

Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Гармония"

Рабочая программа по окружающему миру НОО 1-4класс по ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Гармония

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Гармония...