Конспект урока «ВОДА ВАЖНА, ВОДА НУЖНА!!!»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Цели: познакомить учащихся  с негативными последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; воспитывать экологическое мировоззрение подрастающего поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК

«ВОДА ВАЖНА, ВОДА НУЖНА!!!»

Цели: познакомить учащихся  с негативными последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; воспитывать экологическое мировоззрение подрастающего поколения.

Задачи:

Познавательные:

-формировать у детей бережное отношение к воде как жизненно важному ресурсу; развивать познавательный интерес к природе и проблемам её охраны;

- активизировать знания учащихся о различных природных явлениях (дождь, роса, снег, иней и т. д.); - продемонстрировать  разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Развивающие:

-коррекция речи, памяти, мышления;

-активизация внимания;

Воспитательные:

-осознание необходимости бережного отношения к воде;

-  привить навыки экономного расходования воды в домашних условиях;

- формировать активную позицию в природоохранной деятельности;

-развивать творческие способности детей.

Форма проведения: познавательно – игровая программа.

1.Организационное начало праздника.

- Мы  собрались с вами для того, чтобы обсудить одну очень важную проблему, стоящую перед всем человечеством в настоящее время. А вот о чём мы будем с вами говорить сегодня, вы узнаете, отгадав мои загадки.

Загадки:

1. В морях и реках обитает, но часто по небу летает.

А наскучит ей летать, на землю падает опять. (Вода)

2.  Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце ее припечет —

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

3.  Без крыльев – летит,
Без ног – бежит,
Без паруса – плывет. (Облако)

4.  В белом бархате деревьев,
И заборы, и дома,
А как ветер нападает –
Этот бархат опадает. (Иней)

5.  Летит сова по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча)

6.  Одеяло белое,
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось –
С неба на землю свалилось. (Снег)

7. Без языка, а говорит.

Узнаете меня. (Ручеек)

8.  Не пешеход, а идет

Мокнут люди у ворот.

Ловит дачник его в кадку.

Очень трудная загадка? (Дождь)

9. Дождь прошёл, а я осталась

На дорожке во дворе.

Воробьи во мне купались

На потеху детворе.

Но до завтрашнего дня.

Солнце высушит меня. (Лужа)

10.  Сперва – блеск,

За блеском – треск,

За треском – плеск. (Молния, гром, дождь)

11. Он как алмаз:

И тверд, и чист, на солнышке сверкает,

Но пригревать начнут лучи, он тут же тает. (Лед)

12.  Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь — вода в руке? (Снежинки)

13. Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз? (Мороз, снежные узоры на окне — тоже вода.)

14.  На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина.  (Град)

15. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем - не найдём. (Роса)

2. Основная часть

-  О чём  были все эти загадки?

- Конечно же, о воде!

    Без воды невозможна жизнь на Земле, наше тело состоит почти на 80% из жидкостей, именно в воде зародилась первая жизнь на нашей планете и сегодня вода – одно из главных природных богатств в мире. Наверное, нет смысла подробнее рассказывать о важности воды для каждого из нас.

  Наша планета на 71% состоит из  жидкости. А всякая ли вода годится для наших нужд. Ведь большую ее часть составляют моря и океаны – это соленая вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. И с каждым годом это количество продолжает уменьшаться.  

 Загрязнение проточных вод отходами промышленности, сточными водами, преступное выбрасывание различных радиоактивных и ядовитых отходов в Мировой океан, загрязнение морей и прибрежных вод продуктами нефтеперабатывающей промышленности, все это вызывает обоснованную панику у экологов всего мира. Но до сих пор попытки предотвратить «водную катастрофу» оказываются не эффективными. Именно для привлечения внимания общественности и для того, чтобы обязать правительства разных стран принимать меры по сохранению и охране водных ресурсов, было решено создать ежегодный праздник – Всемирный День воды.

   22 марта – Международный день водных ресурсов. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому что она всё чаще требует  защиты.

Используя воду каждый день, человек не задумывается о том, как она пришла в его дом, сколько на планете осталось пресной воды и хватает ли воды на всех.

-  Давайте вспомним, что мы знаем  о воде. 

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно смять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений.

Вспомните, как много сока в плодах - арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок — вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода, хотя не в таком большом количестве.

В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95 % состоит из воды.

Много воды и в теле человека. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества.

Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима организму для удаления разных вредных веществ.

Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении.

Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть он выпивает, а часть получает с пищей).

Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Но вода не только «поит», но еще и кормит — по морям и океанам днем и ночью плывут рыболовные суда.

Вода «добывает» электрический ток, «работая» на электростанциях.

Вода моет людей, города, машины, дороги. А еще вода - это самая большая и удобная дорога. По ней днем и ночью плывут суда, везут грузы, пассажиров.

Без воды не замесить теста для хлеба, не приготовить бетона для стройки, не сделать ни бумаг, ни ткани для одежды, ни резины, ни конфет - ничего не сделать без воды.

Пословицы и поговорки о воде.

- У нашего народа существует немало пословиц и поговорок о воде. Давайте вспомним самые известные и постараемся их объяснить. Я буду начинать, а вы заканчивать пословицы.

1. Под лежачий камень … (вода не течёт).

Значение пословицы:

Если ничего не предпринимать, ничего не изменится, дело не сдвинется с места. Используется как осуждение бездействия, пассивного образа жизни либо как призыв к активной деятельности.

Вода камень …  (то́чит).

Значение пословицы:

Даже если действовать слабыми усилиями, но постоянно и упорно, то можно добиться многого. Говорится, чтобы подбодрить того, кто, не имея пока положительного результата, сомневается в успехе своих усилий.

Это вилами на воде…  (писано).

Значение пословицы:

Употребляется в случаях когда осуществление возможного, желаемого, ожидаемого маловероятно или неизвестно вовсе.

Молчит, словно воды … (в рот набрал).

Значение:

Говорить с водой во рту невозможно.

Угадай мелодию.

-  О воде сложены не только пословицы и поговорки, но и песни.  Я   предлагаю вам отгадать хорошо известные всем мелодии. (Слайд 34 -37)

Звучат мелодии из мультфильмов: «Чебурашка и крокодил Гена», «Летучий корабль», «Два весёлых гуся».

Волшебные опыты с водой.

- Сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Мы проведем с вами опыты с водой.

Опыт 1. Вода прозрачная.

Перед детьми стоят стаканы с водой и молоком. Детям предлагается опустить в молоко, любую игрушку. Видим мы игрушку в молоке? (нет). Затем опустить игрушку в воду. Видна там игрушка? (да).

Вывод: вода прозрачная.

Опыт 2. У воды нет вкуса.

У нас три стакана. А сейчас немного я с вами поиграю. Предлагаю ребенку закрыть глаза. Ребенок пробует воду (соленую, сладкую) с закрытыми глазами. Определяет на вкус то, что он попробовал. Затем так же предлагаю с закрытыми глазами попробовать воду и определить, что он попробовал. Какая вода? (безвкусная) .

Вывод: у воды нет вкуса.

Опыт 3. У воды нет запаха.

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Вывод: чистая вода не имеет запаха.

Опыт 4. Вода не имеет собственной формы

Налить воду в чашки, блюдца, баночки. Какую форму она принимает? Вывод: вода принимает форму того предмета, в который её наливают.

Опыт 5. Лед - это твердая вода.

Предложить детям понаблюдать за снегом и кубиком льда. Принести в помещение комок снега и кубики льда, поместив в отдельную посуду. Обратить внимание на то, что с ними происходит. Вывод: лед, снег — это тоже вода.

Удивительная загадка природы: каждая снежинка, падающая с неба, имеет свой неповторимый рисунок, то есть, нет одинаковых снежинок.

Опыт 6. Лед легче воды.

Что будет с кубиком льда, если его поместить в стакан с водой? Лед плавает в воде. Вывод: Он легче воды, поэтому и не тонет.

Опыт 7. Растворяется - не растворяется

Смешиваем воду с солью, сахаром, чаем, кофе и крупой. Заварка не растворяется, но плавает на поверхности, крупа – тонет, подсолнечное масло не растворяется и остается сверху и т. д.

Опыт 8. Возьмите два листа бумаги и сложите их друг с другом, попробуйте сдвинуть. А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу, прижмите. Попробуйте сдвинуть листы относительно друг друга. Объясните ребенку, что вода обладает «склеивающим» свойством.

Опыт 9. Яйца в воде - опыты с плотностью.

Три стакана с солью с сахаром и простая вода, в каждый стакан опускаем яйцо.

Опыт 10. Поющий бокал.

Мокрым пальцем провести по краям стакана. Высота звука, зависит от величины бокала и толщины его стенок. Подобрать несколько стаканов от самого низкого до самого высокого. Изменить звук можно подливая воды в стакан.

Можно воду заколдовать.

 Растворяем в воде тушь, перемешиваем, вода окрасилась. Если в раствор туши добавить толченый активированный уголь, вода вновь станет прозрачной.

2. Растворяем в воде крахмал, капаем несколько капель йода, перемешиваем, вода окрасилась. Если раствор нагреть (опустив стакан в горячую воду) раствор становиться прозрачным, а если раствор охладить (опустив стакан в холодную воду) раствор опять окрасится.

3. Заключительный этап.

"Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой

наслаждаются, не ведая, что ты такое!

 Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь!

 Ты самое большое богатство в мире".

                              Антуан де Сент-Экзюпери

- Давайте же беречь и охранять это бесценное сокровище ради жизни на земле!

Чтение стихотворений о воде.

1.  Ресурсы планеты — совсем не бездонны,
И водный ресурс будем мы охранять,
Использовать воду с умом и законно,
Использовать так, чтобы не отравлять.

Чтоб в чистой, зеркальной, прохладной водице,
Плескались детишки, на радость себе.
Улыбка и счастье, чтоб были на лицах,
А отражались в кристальной воде!

2. Поется в песне, без воды,
И не туды, и не сюды,
Мы знаем точно, что вода,
Необходима нам, всегда!

Мы без нее прожить не сможем,
Давайте же себе поможем,
Будем водицу мы беречь
И устранять любую течь,

Чтоб чудо дивное, вода,
Не исчезала НИКОГДА!

3. В этот светлый день воды,
Вспоминай скорей пруды,
И моря, и океаны,
Даже в сквериках фонтаны.

Подходи скорей к водице,
Чтоб попить, нырнуть, умыться,
Но при этом помни ты,
Все беречь ее должны.

Экономить, очищать,
Ей растения поливать.
Делать это научись,
Ведь водица — это жизнь!

4. Представьте, что однажды
От нас ушла вода,
Что без стихии водной
Мы б делали тогда?

5. Каждому из нас нужна вода,
Без нее всем просто — никуда.
Надо помнить, что вода — ресурс не вечный,
Нужно тщательно ее беречь нам,
Пусть этот день нам всем напоминает,
Воды источник тоже иссякает!

6. Вода — источник жизни,
Источник светлых дней.
Взгляни безукоризненно
В стремительный ручей.

Напиться хочет каждый,
Ты - реки береги,
Озера, океаны
И малые пруды.

7. Прекрасна сегодня планета Земля:
Красуются горы, леса и поля,
И водных ресурсов пока что не счесть —
Всё это должны мы любить и беречь.

8. Хотим воду чистую с крана мы пить,
Чтоб нам без болезней до старости жить.
И возле воды отдыхать, загорать,
Давайте же воду не загрязнять!

9. Река, и озеро, и пруд
Всегда нас летом в гости ждут,
В жару приятно очутиться
И у ручья — воды напиться.

Повсюду, всем вода нужна:
Она и кораблям важна,
Плывут что на морском просторе,
Пшенице, спеющей на поле...

И для людей, и для зверей
Нет ничего воды ценней.
Водой всем нужно дорожить,
Ведь без нее нам не прожить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Вода. Свойства воды.

Предметный урок, основаный на исследовательской деятельности учащихся....

Конспект урока окружающего мира: Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Урок  окружающего мира к УМК "Школа России" (А.А.Плешаков) составлен с использованием технологии "зигзаг" (развитие критического мышления при чтении и письме). Работая в группах, взаимообучая дру...

Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока «Вода в природе. Круговорот воды в природе».

Конспект разработан в сооответствии с требованиями ФГОС...

Конспект урока по технологии "Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Проращивание семян" (УМК Школа России, 1 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИТема: «Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Проращивание семян»Цели деятельности учителя: знакомство со значением воды в жизни человека и растений;  ...

Конспект урока окружающего мира «Вода и водные жители. Вода-вещество. Путешествие капельки» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Вода и водные жители. Вода-вещество. Путешествие капельки» Цели деятельности учителя: формирование представлений о роли воды для человека и всех живых организмов; о разных состояния...