Проектная работа
проект по окружающему миру (3 класс) на тему

Кириллова О.В.

Учащийся заинтересовался о способах выращивания кристаллов в домашних условиях и решил попробовать сам. Вот что из этого вышло.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk_vyrashchivanie_kristallov.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

Чистопольского муниципального района РТ

ТЕМА: «ВЫРАЩИВАНИЕ КРИСТАЛЛОВ ИЗ САХАРА  В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»

                                                                                                                  Секция:

Выполнил: ученик 3 В  класса,

Жирнов К. А.

      Руководитель:

Кириллова О.В.,

                                                                                                      учитель начальных классов, первой          

                                                      квалификационной категории

Чистополь, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Обоснование темы проекта и её актуальность………...……………...  3

ГЛАВА І.  Мир кристаллов

  1. Что такое кристалл …...……..………………………………….. 4
  2. Формы кристаллов ………………………………………..……. 4
  3. Способы образования кристаллов…..…..……….….…………. 5

             ГЛАВА ІІ. Экспериментальная работа «Выращивание кристаллов из сахара» 

  1. Выращивание кристаллов в домашних условиях…………….. 6
  2. Этапы выращивания кристаллов………………………………  6
  3. Сохранение кристаллов …..…….……………………………… 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Результаты эксперимента

Выводы ……………………………………………………………………7

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...…………… 9

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………….….…..10

ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………….….…..10

Введение

Обоснование выбора темы проекта и ее актуальность

"Почти весь мир кристалличен. В мире царит кристалл и его твердые, прямолинейные законы"

                                                                                                             Академик Ферсман А.Е.

        Почему мы заинтересовались этой темой? Зимой мы часто любовались покрытым инеем деревьями, рассматривали снежинки. На уроке окружающего мира мы узнали, что иней и снежинки это кристаллы, которые образовываются из паров воды. Мне  стало интересно, а из чего ещё могут образовываться такие красивые кристаллы.

        Цель проекта: научиться выращивать кристаллы из сахара в домашних условиях.

        Задачи проекта:

  1. Собрать сведения о кристаллах, изучить литературу по теме проекта.
  2. Познакомиться со способами выращивания кристаллов.
  3. Подобрать дома доступное оборудование и сырьё для выращивания кристаллов.
  4. Познакомиться с мерами безопасности при проведении экспериментов.
  5. Провести наблюдения за процессом кристаллизации, вырастить кристаллы из сахара.
  6. Создать презентацию по теме проекта.

Объект исследования: кристаллы.

Предмет исследования: процесс кристаллизации.

Гипотеза иследования: мы предполагаем, что вырастить кристаллы в домашних условиях возможно.

Методы исследования: 

  • сбор и работа с источниками информации;
  •  наблюдение за ходом выращивания кристаллов;
  •  фиксирование результатов;
  •  анализ работы.  

Практическое значение  исследование состоит в том, что оно может быть использовано на уроках окружающего мира,  заинтересовать  исследовательской деятельностью одноклассников.

ГЛАВА І.  Мир кристаллов

  1. Что такое кристалл

         Из книг я узнал, что кристаллы получают в лаборатории, но встречаются они и в природе. Например, снежинки, морозные узоры на стеклах окон и иней, украшающий зимой голые ветки деревьев. Не каждый ребенок знает о том, что за этой красотой скрываются кристаллы. Снежинки - это кристаллы льда, точнее - сростки простых кристаллов льда - иголочек и пластинок. Формы кристаллов льда, снега и инея удивительно красивы.

Кристаллами также являются алмазы, рубины, сапфиры и другие драгоценные камни. Они  широко применяются в науке, промышленности, оптике, электронике. Что же такое кристалл?

Кристалл в переводе с греческого языка «лед». Кристаллы – это твёрдые вещества, имеющие естественную внешнюю форму правильных многогранников. Их можно вырастить из растворов разных веществ. В природе кристалы бывают разной формы, разного размера и цвета.

  1. Формы кристаллов

          Кристаллы могут иметь всевозможные формы. Все известные в мире кристаллы могут быть разделены на 32 вида, которые в свою очередь могут быть сгруппированы в шесть видов. Кристаллы могут иметь и разные размеры. Некоторые минералы образуют кристаллы, которые разглядеть можно только с помощью микроскопа. Другие же образуют кристаллы, вес которых составляет несколько сотен фунтов.

                Выращивание кристаллов - это хобби, приверженцы которого создают собственные клубы и участвуют в соревнованиях. Выращивание кристаллов - это сложный технологический процесс, поэтому,  чем дольше ждёшь, тем более впечатляющими будут результаты.

1.3.  Способы образования кристаллов

Существует три способа образования кристаллов: кристаллизация из расплава, из раствора и из газовой фазы. Примером кристаллизации из расплава может служить образование льда из воды (ведь вода – это расплавленный лёд), а также образования вулканических пород. Пример кристаллизации из раствора в природе – выпадение сотен миллионов тонн соли из морской воды. При охлаждении газа (или пара) электрические силы притяжения объединяют атомы или молекулы в кристаллическое твёрдое вещество – так образуются снежинки.

Наиболее распространёнными способами искусственного выращивания монокристаллов являются кристаллизация из раствора, который применил  я в своей работе и из расплава. В первом случае кристаллы растут из насыщенного раствора при медленном испарении растворителя или при медленном понижении температуры.

             ГЛАВА ІІ. Экспериментальная работа «Выращивание кристаллов из сахара» 

2.1. Выращивание кристаллов в домашних условиях

    Я предположил, что кристаллы сахара могут появиться при создании определенных условий, которые влияют на их рост и форму, и решил проверить это на опыте.

В домашних условиях я попытался вырастить искусственные кристаллы из сахара.

Для проведения опытов потребовалось:

1. Стеклянные стаканчики;

2. Деревянные палочки, нитки для затравки;

3. Сахарный песок, кристаллы из которого я собрался выращивать;*

4. Фильтрованая бумага (промокашка, салфетка), пищевые красители.

2.2. Этапы выращивания кристаллов

  Этап 1.  Нагрели на плите воду, стали насыпать сахар до тех пор, пока он не перестал растворяться.

Этап 2.  Раствор процедили через фильтр, чтобы не осталось соринок, добавили красители, остудили раствор.

Этап 3.  Взяли палочку смочили её и обваляли в сахаре. Повесили на ниточке так, чтобы она погрузилась в раствор, но не доставала дна.**        

Этап 4.  Поставили стакан с раствором в место, где нет сквозняков,  вибрации  и сильного света. Уже на следующий день палочка заметно обросла кристаллами. Через  неделю кристаллы сахара выглядели так.** *

2.3. Сохранение кристаллов

          Когда кристаллы выросли достаточно большими, достал их  из

растворов, обсушил, срезал нитку и покрыл грани кристаллов бесцветным лаком, чтобы предохранить от «выветривания» на воздухе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Результаты эксперимента

Учились работать с информацией. Освоили некоторые способы выращивания кристаллов. Наблюдали рост кристаллов. Решили поставленные задачи и подтвердили гипотезу. Учились создавать презентацию.

Выводы

Выращивая кристаллы, я узнал:

1. Скорость выращивания кристаллов зависит от количества сахара в растворе.

2. Раствор, в котором выращиваются кристаллы, должен быть

насыщенным.

3. Когда кристаллический зародыш уже образовался и начинает расти,

часть растворенного материала переходит из раствора на кристалл

и концентрация раствора вблизи кристалла падает, он становится

ненасыщенным. Поэтому периодически раз в неделю, надо менять

или обновлять раствор.

4. На форму кристаллов влияет температура. На цвет повлияли красители.

5. Кристаллы, выращенные при медленном охлаждении, имеют более

крупные грани и правильные формы.

     Я учусь в 3 классе, и еще не изучал интересный мне предмет – химию,

но меня всегда привлекал этот удивительный мир внутреннего строения

вещества, который окружает нас в повседневной жизни.

В своей работе я попытался обратить внимание на удивительный мир

кристаллов.

Используя самую распространенную методику выращивания

искусственного кристалла в домашних условиях, описанную в

популярной литературе, я вырастил кристаллы из сахара. Также я

узнал, что необходимо для выращивания и как происходит рост

кристаллов. Считаю, что цель, которую поставил в начале эксперимента,

выполнил.

     Вырастив кристаллы, я еще раз убедился в том, сколько можно сделать

интересных открытий из веществ, которые доступны для наблюдения и

изучения, например, сахар.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О.Ольгин, «Опыты без взрывов», М.; «Химия», 1995

2. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 12 – М.:

Большая Российская энциклопедия, 2006;

3. 365 научных экспериментов, Отпечатано в Китае;

4. «Я познаю мир» Детская энциклопедия. Сокровища земли –

М, 2004г.

5. Шаскольская М. П.; "Кристаллы", М.: Наука, 1985г.;

Для подготовки данной работы были использованы

материалы с сайта:

6. Википедия.mht

7. http: //mirhim.ucoz.ru

8. http://www.nsu.ru        

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа, 2 класс, начало работы.

Проектная работа, 2 класс, начало работы....

Проектная работа в урочной и внеурочной работе младших школьников

Поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения и ...

Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....

"Технологии коррекционно-развивающей работы по формированию моторных функций у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи". Проектная работа.

В данном проекте представлена технология, состоящая из комплексов упражнений по формированию и развитию моторных функций. Она включает в себя традиционные и нетрадиционные приёмы коррекционного воздей...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности  использования технологии проектного обучения в начальной школе» Классификационные параметры технологии. Цели и задачи,типология,этапы работы над пр...

Проектная работа «Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»

Конкурсная проектная работа«Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»....