Рабочая программа Окружающий мир 3 класс Школа России А. А. Плешаков
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Рыбкина Татьяна Александровна

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, ценностные ориентиры учебного предмета, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Рабочая программа «Окружающий мир» 3 класс 2015-2016 уч. год

                                                      Пояснительная записка

Рабочая программа   составлена на основе  авторской   программы «Окружающий мир» Плешаков А.А. 1-4 классы (Москва «Просвещение» 2014г.), которая разработана на основе Федерального   государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного   развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.   Программа соответствует требованиям ФГОС   НОО.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений, как компонентов единого мира.

В рамках  данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство         российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.

Цели изучения предмета:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основные задачи:

  • формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

                                            Общая характеристика учебного предмета

Отбор содержания осуществлен на основе следующих ведущих идей:

  1. идея многообразия мира;
  2. идея целостности мира;
  3. идея уважения к миру;

      Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

      Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

       Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

     В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно- поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

       В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации

программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально 4 разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого- этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

       Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

                                                Место предмета в учебном плане

                      На изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов.

                                    Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

 • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

 • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

 • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

 • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

 • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

 • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

 • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим

                                   Личностные, метапредметные  предметные результаты

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися  следующих личностных, метапредметных и         предметных результатов

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей      многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных       ориентации;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания увствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых    объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым  признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к        известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

                                       

                                Содержание учебного предмета

 Как устроен мир (6ч.) Природа. Ценность природы для людей. Человек. Отличия человека от других живых существ. Общество.   Мир глазами эколога. Природа в опасности. Охрана природы

Эта удивительная природа (18 ч.) Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Животные, их разнообразие. Группы  животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)  Растительноядные,  насекомоядные,  хищные,  всеядные животные . Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.  Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.  Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (10 ч.) Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы  чувств (зрение,  слух,  обоняние, вкус,  осязание),   их  значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (7 ч.) Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа. Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.

Чему учит экономика (12 ч.) Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (15 ч.) Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи. Страны  зарубежной Европы, их многообразие, расположение на  карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.). Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека

                           Планируемые результаты освоения программы

Обучающийся научится:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;
  • определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • вырабатывать правильную осанку;
  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;
  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;
  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;
  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

                                                       


                                                                                      Календарно - тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Планируемая

дата

Фактическая

дата

                                                                                                           Как устроен мир (6 ч.)

1

Природа. Ценность природы для людей.

Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»,

 -понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться ее выполнить,

- доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей,

- анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы, предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку,

- работать в паре,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

03.09

2

Человек. Отличия человека от других живых существ.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных,

- различать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе, оценивать богатство внутреннего мира человека,

- моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр,

- работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека, обсуждать, как возникает богатство внутреннего мира человека,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

07.09

3

Общество.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-определять место человека в мире,

-характеризовать семью, народ, государство как части общества,

- обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества,

- сопоставлять формы правления в государствах мира,

- работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации. Описывать по фотографиям достопримечательности разных стран, соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.  

10.09

4

Мир глазами эколога.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

- анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на схемы,

- работать в паре: анализировать схемы учебника, классифицировать экологические связи, моделировать связи организмов,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

14.09

5

Природа в опасности. Охрана природы.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу,

- готовить сообщение о заповедниках и национальных парках

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

17.09

6

Обобщение. Проверочная работа по разделу «Как устроен мир».

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- анализировать текст задания,  извлекать из него необходимую информацию,

-выполнять тесты с выбором ответа,

-оценивать правильность  / неправильность работы.

21.09

                                                                                       Эта удивительная природа (18ч.)

7

Тела, вещества, частицы.

-понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»,

-классифицировать тела и вещества,

- приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ

- наблюдать опыт с растворением вещества

-высказывать предположения объясняющие результат опыта

-доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц,

- работать в группе, моделировать процесс растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

24.09

8

Разнообразие веществ.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»,

-наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, различать их по характерным признакам,

- наблюдать опыт по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради

- работать в группе,

-работать в паре,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

28.09

9

Воздух и его охрана.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- анализировать схему с целью определения состава воздуха

- наблюдать опыт о свойствах воздуха, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради,

-высказывать предположения

-работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

01.10

10

Вода.

Практическая работа.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- практическая работа: исследование свойств воды по инструкции учебника фиксировать результаты исследования в рабочей тетради,

-работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, объяснять свойства воды,

- проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

05.10

11

Превращение и круговорот воды.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- наблюдать в ходе научного эксперимента образование капель при охлаждении пара

-высказывать предположения о состояниях воды в природе

-формулировать на основе опыта вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя

-работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью

особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, моделировать его, осуществлять само и взаимопроверку,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. 

08.10

12

Берегите воду.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- наблюдать опыт фильтрация воды

-высказывать предположения о том, почему надо беречь воду, находить цифровые данные

-доказывать на основе опыта необходимость бережного отношения к водным ресурсам,

-работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, моделировать в виде схемы источники загрязнения воды,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. 

12.10

13

Что такое почва.

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- приводить примеры путем фотографирования проявления разрушения горных пород (замерзание воды в трещинах, рост растений в них)

- наблюдать процесс расширения твердых тел, моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твердых тел при нагревании и уменьшение – при охлаждении

-высказывать предположения о причинах разрушения горных пород

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать процессы образования и разрушения почвы,

-анализировать рисунок учебника, схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя из книги «Великан на планете»

- приводить примеры.

- наблюдать опыт,

-высказывать предположения о плодородии почвы,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

15.10

14

Разнообразие растений.

Сообщения о растениях.

 -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-классифицировать группы растений,

- приводить примеры разнообразия растений,

- работать в группе определение растения с помощью «Атласа-определителя»,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. 

19.10

15

Солнце, растения и мы с вами.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать процессы питания и дыхания растений.

-выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений

-доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

22.10

16

Размножение и развитие растений.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения,

- приводить примеры распространения семян в природе, выявлять роль животных в распространении семян,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. 

26.10

17

Охрана растений.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений,

-познакомиться с Красной  книгой.

- Правила поведения человека в природе (обсуждение материала книги «Великан на поляне»).

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. 

29.10

18

Разнообразие животных.

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать группы животных,

-классифицировать животных из предложенного списка,

- приводить примеры животных разных групп,

- работать с электронным приложением к учебнику,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

09.11

19

Кто что ест.

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать животных по типу питания,

-классифицировать животных по типу питания.

- приводить примеры цепей питания,

- наблюдать опыт,

-высказывать предположения,

-доказывать на основе опыта,

- работать в группе,

-работать в паре,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

12.11

20

Размножение животных.

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать животных разных групп по способу размножения.

- моделировать стадии размножения животных разных групп,

- приводить примеры как заботятся домашние животные о своем потомстве,

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

16.11

21

Охрана животных.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир,

-обсуждать меры по охране животных,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. 

19.11

22

В царстве грибов.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать понятия строение шляпочных грибов.

-классифицировать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы,

- приводить примеры грибов-двойников,

- наблюдать опыт,

-высказывать предположения и обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. 

23.11

23

Великий круговорот жизни

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать понятия организмы-производители, потребители, разрушители,

- приводить примеры круговорота веществ,

- наблюдать опыт,

-обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного звена цепи круговорота веществ,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

26.11

24

Обобщение. Проверочная работа по разделу «Эта удивительная природа».

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- анализировать текст задания,  извлекать из него необходимую информацию,

-выполнять тесты с выбором ответа,

-оценивать правильность / неправильность  работы.

30.11

                                                                                                 Мы и наше здоровье (10ч.)

25

Организм человека. 

 - понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать системы органов тела,

-обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены,

-работать в паре во время проведения опыта

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

03.12

26

Органы чувств.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-формулировать правила гигиены органов чувств,

- работать в группе,

-работать в паре,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

07.12

27

Надёжная зашита организма. 

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать средства гигиены и уход за кожей,

-формулировать правила первой помощи при повреждениях кожи,

-работать в паре,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. 

10.12

28

Опора тела и движение. 

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма,

-доказывать необходимость правильной осанки для здоровья человека,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. 

14.12

29

Наше питание.

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе пищеварения.

- моделировать строение пищеварительной системы,

- приводить примеры правильного питания,

-составлять меню здорового питания,

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. 

17.12

30

Дыхание и кровообращение.

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме, строение кровеносной системы и ее роль в организме,

-доказывать на основе опыта взаимосвязь кровеносной и дыхательной системы,

-работать в паре,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. 

21.12

31

Умей предупреждать болезни. 

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать факторы закаливания,

- приводить примеры факторов закаливания, составлять памятку,

-работать в паре: составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. 

24.12

32

Здоровый образ жизни. 

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать понятие ЗОЖ,

-формулировать правила ЗОЖ,

- приводить примеры факторов влияющих на укрепление здоровья и наоборот,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. 

11.01

33

Обобщение. Проверочная работа по разделу «Мы и наше здоровье».

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- анализировать текст задания,  извлекать из него необходимую информацию,

-выполнять тесты с выбором ответа,

-оценивать правильность / неправильность  работы.

14.01

34

Презентация проектов  «Известный человек»,    «Удивительное растение», «Школа кулинаров». 

- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами,

-обсуждать выступления учащихся,

- оценивать свои достижения.

18.01

                                                                                                    Наша безопасность (7ч.)

35

Огонь, вода и газ.

-понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, моделировать их в виде ролевой игры,

- анализировать схему эвакуации,

- наизусть называть номера телефонов экстренных служб, родителей.

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

21.01

36

Чтобы путь был счастливым

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- работать в группе сообщения о правилах поведения на улице и в транспорте.

-обсуждать предложенные ситуации, моделировать правила поведения,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

25.01

37

Дорожные знаки.

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-классифицировать дорожные знаки.

-моделировать в виде схемы безопасный путь в школу,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

28.01

38

Опасные места.

 -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах,

- обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его,

- работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

01.02

39

Природа и наша безопасность.

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- характеризовать опасности природного характера,

- находить  в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах,

- обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зеленые страницы»,

- характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными,

- отличать гадюку от ужа,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

04.02

40

Экологическая безопасность.

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- анализировать по схеме цепь загрязнения,

- приводить примеры цепей загрязнения,

- моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм,

- обсуждать проблему экологической безопасности,

- практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды,

- работать с терминологическим словариком,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

08.02

41

Обобщение. Проверочная работа по разделу «Наша безопасность».

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- анализировать текст задания,  извлекать из него необходимую информацию,

-выполнять тесты с выбором ответа,

-оценивать правильность / неправильность  работы.

11.02

                                                                                                      Чему учит экономика (12ч.)

42

Для чего нужна экономика.

-понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться ее выполнить,

- раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»,

- различать товары и услуги, приводить примеры товаров и услуг,

 - работать с терминологическим словариком,

- работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня,

 - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

15.02

43

Природные   богатства   и   труд  людей — основа экономики.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану,

- приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров,

- прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий,

- раскрывать роль науки в экономическом развитии,

- работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике,

-  работать с терминологическим словариком,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

18.02

44

Полезные ископаемые

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1-2 классах,

- определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»,

- выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые,

- характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки),

- с помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом,

-  работать с терминологическим словариком,

- работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснять, какие полезные ископаемые добываются в регионе,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

22.02

45

Растениеводство.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1-2 классах,

- практическая работа в паре: исследовать выданное учителем с/х растение и описывать его по плану,

- обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством,

- различать и классифицировать культурные растения,

- определять с помощью атласа-определителя культурные растения,

- характеризовать роль выращивания культурных растений и экономике и труд растениеводов,

- выявлять связь растениеводства и промышленности,

- работать с терминологическим словариком,

- исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в течение одного дня,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

25.02

46

Животноводство.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1-2 классах,

- классифицировать домашних с/х животных,

-  характеризовать роль разведения с/х животных в экономике и труд животноводов,

-  выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности,

- работать с терминологическим словариком,

- исследовать, какие продукты животноводства используются в семье в течение одного дня,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

29.02

47

Какая бывает промышленность.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров,

- соотносить продукцию и отрасли промышленности,

- выявлять взаимосвязь отраслей промышленности,

- характеризовать труд работников отраслей промышленности,

- работать с терминологическим словариком,

- работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

03.03

48

Проект «Экономика родного края».

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- собирать информацию об экономике своего города (села),

- оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома, презентации и т. д.,

- коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»,

- презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.

07.03

49

Что такое деньги.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля-продажа), моделировать ситуации бартера и купли-продажи,

- раскрывать роль денег в экономике;

- различать денежные единицы разных стран,

- практическая работа: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их,

- работать с терминологическим словариком,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

10.03

50

Государственный  бюджет.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

 - характеризовать государственный  бюджет, его доходы и расходы,

- определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного  бюджета,

 - выявлять взаимосвязь между доходами и расходами,

- моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач,

- работать с терминологическим словариком,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

14.03

51

Семейный бюджет.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-  характеризовать семейный   бюджет. его доходы и расходы.

-  выявлять сходство и различия государственного и семейного  бюджета и их взаимосвязь,

- определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья,

- обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными,

- моделировать семейный бюджет,

- работать с терминологическим словариком,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

17.03

52

Экономика и экология.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1-2 классах.

- характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду,

- раскрывать  взаимосвязь между экономикой и экологией,

- обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется  экологическая экспертиза,

- приводить примеры изменения экономических  проектов под влиянием экологов,

- моделировать  экологические прогнозы,

- работать с терминологическим словариком,

- работать со взрослыми: выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

31.03

53

Обобщение. Проверочная работа по разделу «Чему учит экономика».

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- анализировать текст задания,  извлекать из него необходимую информацию,

-выполнять тесты с выбором ответа,

-оценивать правильность / неправильность  работы.

04.04

                                                                            Путешествия по городам и странам (15ч.)

54

Золотое кольцо России.

-понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться ее выполнить,

- прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России,

- рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца по фотографиям,

- составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу,

- моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры  и т. д.,

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику,

- с помощью интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

07.04

55

Золотое кольцо России (продолжение).

11.04

56

Проект «Музей путешествий».

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал),

- оформлять экспозицию музея,

- готовить сообщения (экскурсии по музею),

- презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов.

14.04

57

Наши ближайшие соседи.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- показывать на карте России ее границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы,

- обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения,

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику,

- работать с терминологическим словариком,

- с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией,

-  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

18.04

58

Наши ближайшие соседи (продолжение).

21.04

59

На севере Европы.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений,

- соотносить государства и их флаги,

- узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран, ее замечательных людей,

- составлять вопросы к викторине по странам севера Европы,

- работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы,

 -  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

25.04

60

Что такое Бенилюкс.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах Бенилюкса  (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений,

- составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса,

- описывать достопримечательности стран Бенилюкса по  фотографиям,

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику,

- используя дополнительную литературу, находить несколько интересных фактов по изучаемым странам,

-  работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран Бенилюкса,

-  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

28.04

61

В центре Европы.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах центра Европы  (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений,

 - узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям,

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику.

- моделировать достопримечательности из пластилина,

-   работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран центра Европы.

-  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

05.05

62

По    Франции    и Великобритании.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о Франции  (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений,

- описывать достопримечательности Франции по фотографиям,

- составлять вопросы для  викторины о  Франции.

-  выполнять задания из электронного приложения к учебнику,

- используя дополнительную литературу и Интернет, находить  интересные факты о Франции.

-    работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Франции,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

12.05

63

По    Франции    и Великобритании (продолжение).

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о Великобритании  (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений,

- описывать достопримечательности Великобритании  по фотографиям,

- составлять вопросы для  викторины о  Великобритании.

-  выполнять задания из электронного приложения к учебнику,

- используя дополнительную литературу и Интернет , находить  интересные факты о Великобритании,

-    работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Великобритании,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

16.05

64

На юге Европы.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о Греции и Италии  (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений,

- описывать достопримечательности о Греции и Италии  по фотографиям,

- составлять вопросы для  викторины о   Греции и Италии,

-  выполнять задания из электронного приложения к учебнику,

- используя дополнительную литературу и Интернет, находить  интересные факты о  Греции и Италии,

-    работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из о Греции и Италии,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

19.05

65

По знаменитым местам мира.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся,

- обсуждать цели международного туризма,

- работать с картой,

-  описывать по фотографиям изучаемые  достопримечательности,

- используя дополнительную литературу и Интернет, находить   материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

23.05

66

Обобщение. Путешествие по городам и странам.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- работать с картой,

- описывать по фотографиям   достопримечательности изученных стран,

- используя дополнительную литературу и Интернет, находить   материал о достопримечательностях изученных  стран, готовить сообщения,

-  выполнять задания из электронного приложения к учебнику.

- составлять вопросы для  викторины об изученных странах,  

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

26.05

67

Проверочная работа по разделу «Путешествия по городам и странам».

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- анализировать текст задания,  извлекать из него необходимую информацию,

-выполнять тесты с выбором ответа,

-оценивать правильность / неправильность  работы.

30.05

68

Презентация проектов  «Музей путешествий».

- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами,

-обсуждать выступления учащихся,

- оценивать свои достижения.

30.05

                                         

                                           Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  -Плешаков А.А. «Окружающий мир» 3 класс:  в 2 ч. Москва «Просвещение», 2014г.

- Плешаков А.А.  «Окружающий мир».  Рабочая тетрадь.  3 класс: в 2 ч. Москва,   «Просвещение», 2014г

- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы 1-4 классы. Москва, «Просвещение», 2014г. Плешаков А. А.

 -  Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 3 класса начальной школы.  В 2х частях. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015

 - Васильева Н. Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир к УМК   А. А. Плешакова» 3 класс. М., Вако, 2014

   - Электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова» 3 класс.

   - Атлас-определитель «Зеленые страницы». Москва, Просвещение, 2014.

      - Географические и исторические настенные карты.

    - Атлас  географических и исторических карт.

   - Персональный компьютер.

    - Интерактивная доска.

    - Классная магнитная доска

      - Коллекции полезных ископаемых, гербарии культурных и дикорастущих растений.

                 ИКТ и ЦОР:

      - Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: http://katalog.iot.ru/

      - Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window

      - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/

РАССМОТРЕНО

На заседании ШМО учителей начальной школы

Протокол заседания №____ от «____»_____________2015г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________Н.Ф. Гембель

«___»__________2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 4 класса "Школа России".

Рабочие программы по всем предметам....

Рабочая программа "Окружающий мир" УМК "Школа России" 3 класс автор А.А. Плешаков)

Рабочая программа по окружающему миру в 3 класс. тематическое планирование с пояснительной запиской....

Рабочая программа. Окружающий мир. УМК «Школа России»

1. Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе.Предмет естественнонаучного цикла, создающий прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальней...

Рабочие программы 1-4 классы "Школа России". Математика. Окружающий мир.Литературное чтение.Русский язык.

Рабочие программы 1-4 классы "Школа  России". Математика. Окружающий мир.Литературоное чтение. Русский язык....

Окружающий мир. Рабочая программа + КТП 4 класс Школа России

Рабочая программа для 4 класса на 2020-2021 учебный год разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравст...

Рабочая программа Окружающий мир 4кл "Школа России"

В рабочей программе "Окружающий мир "4 класс 5 разделов: пояснительная записка, содержание учебного материала, планируемые результаты, КТП, лист корректировки....