Главные вкладки

    Сценарий урока окружающего мира в 4 классе по теме "Наука и техника в 19-20 в." 4 класс "Планета Знаний"
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

    Курыгина Надежда Александровна

    4 класс "Планета Знаний"  технологическая карта урока "Наука и техникав 19-20 в."

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок по окружающему миру

    4 класс

    Учитель: Курыгина Н.А.

    Тема: Развитие науки и техники в XIX-XXвв.

    Цель урока: сформировать знания учащихся об истории развития науки и техники в XIX-XX веке и выявить значение изобретений для современного человека.

    Задачи урока: развивать у детей целостные представления о мире, воспитывать ответственность человека за общее благополучие.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    УУД

    Организационный момент

    Приветствие. Проверка готовности к уроку.

    Л: Принятие образа «Хорошего ученика»

    Мотивация к учебной деятельности

    Настроение.

    Актуализация знаний

    Проверка домашнего задания.

    -Какие географические открытия были сделаны в 18-19 веках?

    Р: Принимать и сохранять учебную задачу.

    Постановка проблемы

    Сегодня мы посмотрим, как устроена электрическая лампочка.

    Пузатый стеклянный баллончик с металлическим  цоколем, который ввинчивается в патрон. За стеклом тоненькая серебристая спиралька.

    -А благодаря чему она светит?

    -Где и как вырабатывается электрический ток?

    -Где строят электростанции?

    Да, это интересно.

    Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

    Открытие нового знания

    А, оказывается, первый электрический двигатель был создан в 19 веке – в 1835г. Как можно по -другому  назвать это новшество?

    Благодаря чему могут появиться это и другие изобретения?

    О чем пойдет речь сегодня на уроке?

    -Какую цель поставим?

    Р: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

    Работа по теме

    Вот в эту таблицу мы запишем достижения в разных областях.

    - А я продолжу свой рассказ: так вот первый электрический двигатель получал энергию от батареи, потому что сетевого электричества еще не было. А электрическая лампочка была изобретена Эдисоном на основе электрического разряда.

    -Куда мы запишем электричество, в науку или технику? В 19 веке началась целая революция в области производства.

    -С какими изобретениями это было связано?

    -Паровая машина – это тепловой двигатель, который преобразует энергию водяного пара в механическую работу.

    Проект ее впервые был разработан И.И. Ползуновым.

    -К какой группе отнесем это изобретение?

    -Как изменилось производство с изобретением паровой машины?

    -Урок проходит в форме конференции. Ученики читают или рассказывают по памяти подготовленные дома сообщения о телеграфе, телефоне, кинематографе, кинескопе, наркозе, рентгене, ультрафиолетовой лампе.

    -На доске заполняется таблица открытий.

    -О каких открытиях мы сегодня узнали?

    -Давайте прослушаем еще одно сообщение  об открытии радиоактивности, а о других открытиях вы почитаете дома.

    -А как вы считаете, все ли изобретения люди принимали с радостью?

    -Нет, дети, они часто думали, что это все от дьявола и боялись ими пользоваться.

    -Чтобы привлечь в России пассажиров для поездки на поезде, строили специальные помещения  - вокзалы, где проводили концерты «Вокзал» - вокзальный зал. Такой впервые был построен в Павловске.

    К: планировать учебное сотрудничество.

    П: анализ и синтез информации, классификация по заданным критериям.

    Закрепление

    Установление причинно-следственных связей

    -Какое значение для современного человека имеют открытия 19 и 20 века?

    -Развитие науки и техники – это благо или вред?

    -Читаю стихотворение, написанное на доске:

    Стало пить опасно воду,

    И не тот зеленый лес

    До чего ж довел природу,

    Наш технический прогресс

    Может быть, не нужен спутник, Что летит по небесам,

    Этот вредный ток не нужен,

    Что течет по проводам?...

    -Всегда есть противоположный взгляд.

    -Сейчас вам надо сесть за стол с красным флажком, если считаете, что это во благо развитие науки и техники, и за стол с зеленым флажком, если это наносит вред окружающей среде. Работа в группах.

    -Каждый задайте себе вопрос, какого мнения «Я» придерживаюсь?  Аргументируйте.

    -Если после обсуждения вы остались при своем мнении, то останьтесь на местах, или пересядьте.

    -Объясните ,почему мнение изменилось?

    -Каким образом сохранить окружающий мир, развивая науку и технику?

    -Обсудите это дома с родителями.

    Л: осознание ответственности человека за общее благополучие.

    П: ориентироваться в учебном материале, осознанно строить высказывания.

    К: ставить вопросы, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных и проблемных задач, формировать собственное мнение.

    Л: социальная компетентность.

    К: строить монологическое высказывание.

    Рефлексия

    Поднимите карточки «Да», если все было понятно на уроке, и «Нет», если остались вопросы. Спасибо за урок.  

    Самооценка

    Развитие науки и техники- это вред природе и самому человеку.
    С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось всё более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер. Природа сама уже не могла залечить нанесенные ей раны. Первыми забили тревогу учёные, потом врачи, журналисты и политики. 
    Мы знаем о чернобыльской катастрофе, гибели Арала, аварии нефтяных танкеров в море, об отравленных ядовитыми стоками промышленных предприятий реки, исчезающие леса, загрязнённый воздух. А результат- рост различных заболеваний у людей, высокая смертность, особенно у детей. 
    Появление новых средств информации отдаляет человека от природы, от общения с другими людьми. Реальная жизнь все меньше интересует его, тем самым нарушая его психику, его внутренний мир.
    Сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него.
    Можно, конечно, закрыть предприятия, загрязняющие атмосферу и водоемы, и отказаться от применения химических веществ в сельском хозяйстве. Значит, будут остановлены практически все промышленные предприятия. Перестанут работать тепло и электростанции, замрет транспорт. Города и сёла погрузятся во мрак и холод. Наступит хаос, голод, нищета. Отсюда следует неутешительный вывод: невозможно сделать заповедником всю планету. Нужно искать компромиссное решение.
    Где же выход?

    Развитие науки и техники - благо для человека.
    На начало третьего тысячелетия человечество заселило практически всю поверхность земного шара. Сотни самолетов с тысячами людей в каждый момент времени бороздят околоземное пространство в разных направлениях. Появились чудо-машины - беспилотные самолеты. Удивительны достижения человечества в изучении Ближнего и Дальнего Космоса. 
    Современная наука и техника обладают удивительными возможностями. На смену человеку приходит робототехника, Умные роботы почти полностью заменили человека при сборке машин, робот будет отправлен на обследование таких мест, где людям находиться очень опасно.
    Достижения физики, химии, биологии позволили синтезировать новые молекулы и материалы (полистирол, керамику и т. п.). Созданы «умных» лекарства, действующих в определенное время и на определенную часть организма.
    Применяя самую современную технику проводятся сложнейшие операции на сердце и мозге, осуществляется размножение растений без использования зерна, выращиваются помидорные растения величиной с дерево и дающие урожай целого поля.
    Но промышленность наносит непоправимый вред природе, человеку! Можно, конечно, закрыть предприятия, загрязняющие атмосферу и водоемы. Значит, будут остановлены практически все промышленные предприятия. Перестанут работать тепло и электростанции, замрет транспорт. Города и сёла погрузятся во мрак и холод. Наступит хаос, голод, нищета. Отсюда следует неутешительный вывод: невозможно сделать заповедником всю планету. Нужно искать компромиссное решение.
    Где же выход? 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по окружающему миру в 4 классе по теме "Вклад М.В. Ломоносова в развитие русской науки"

    На уроке учащиеся 4 класса рассматривают роль в истории русской науки не только М.В. Ломоносова, но и императора Петра 1. Проводится работа в группах....

    Шелякина Л.П. Сценарий урока окружающего мира в 4 классе по теме «Расы и народы».

    Тема: «Расы и народы».Цель: создать условия для формирования у детей представления о человеческих расах, о численности населения Земли.Универсальные учебные действия:Личностные: формирование внутренне...

    Урок окружающего мира в 4 классе "По заповедникам и национальным паркам" (УМК "Перспектива")

    Урок окружающего мира "По заповедникам и национальным паркам" имеет своей целью знакомство с самыми известными заповедниками и национальными парками России. Обучающиеся знакомятся  с по...

    Презентация к уроук окружающего мира в 4 классе "По заповедникам и национальным паркам" (УМК "Перспектива")

    Данная презентация создана к уроку окружающего мира по теме "По заповедникам и национальным паркам" (УМК "Перспектива"). Урок предназначен для обучающихся 4 класса....

    Урок окружающего мира в 4 классе по УМК «Планета знаний» "Русское государство при первых Романовых"

    Цель: Ознакомить учащихся с правлением первых царей династии Романовых в XVII веке; охарактеризовать новые тенденции в развитии Российского государства....