Муниципальный конкурс исследовательских и проектных работ «Дебют в науке» в номинации "Природа просит помощь"
проект по окружающему миру (3 класс) по теме

Покалякина Светлана Владимировна

Этот  проект поможет в проведении экологического праздника. В нем раскрываются экологические проблемы леса. В приложении вы увидите авторскую сказку "Человек и природа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_priroda_prosit_pomoshchi.docx250.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №5»

Муниципальный конкурс исследовательских и проектных работ

«Дебют в науке»

Творческий проект

Инсценирование сказки

«Человек и природа»

Номинация «Природа просит помощи»

Авторы: ученики 3 «А» класса

Гусихин Егор, Власова Варвара, Великжанина Анна

Руководитель: учитель начальных классов Покалякина Светлана Владимировна

2016 – 2017 уч. год

Оглавление

Введение.

Глава1.

Анализ информации, публикуемой на страницах журналов и книг.

Глава 2.

Практическая часть. Экологическая сказка.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Введение.

«Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля»,

и пересесть из него просто некуда»

                                                                               Антуан де Сент – Экзюпери        

Почему мы выбрали эту тему?

Актуальность.  Какие они, Нижегородские  леса? В пригородных растут курчавые светлые березки, тенистые благородные дубы с темными стволами, словно покрытыми замшей. Разлапистые клены, ясени с перистыми листьями, скромные осинки с дикими яблонями. В подлеске боярышник, шиповник, жимолость.

На Руси издавна существовали строгие лесоохранные законы. Еще при Ярославе Мудром в ХI веке предусматривались суровые наказания за поджог и порубку леса. При Петре Первом значимость леса возросла, ведь он использовался на создание юного российского флота. Указами царя запрещалось рубить дубы и сосны в прибрежных полосах рек, удобных для сплава. За порубку этих пород, которые назывались заповедными, назначалась смертная казнь («лишение живота»), впоследствии это наказание было заменено ссылкой на каторгу с вырыванием ноздрей. Сурово? Зато действенно…

Вы можете задать нам вопрос, почему мы заинтересовалась этой темой? Все очень просто: наши семьи очень любит выезжать на природу. Ведь рядом с нашим Городецким районом раскинулся огромный лесной массив. И нам очень горько смотреть на то, как взрослые так безжалостно относятся к бесценному дару Земли!

Лес – это краса нашей Земли. Он даёт нам кислород, древесину. В нём живут птицы и различные животные. Леса охраняются законом, но некоторые люди вырубают их необдуманно. Много срубленных деревьев пропадает зря. Не всегда вместо вырубленных деревьев сажаются новые. Из-за этого лесов остаётся всё меньше и меньше.

Побывав в лесу, люди иногда оставляют костры зажжёнными. Из-за этого часто случаются пожары. Целые лесные массивы сгорают от неосторожности

людей. Погибают миллионы растений. Среди них очень много редких, нигде больше не встречающихся. Когда сгорает лес, то животным приходится уходить. Из-за этих вечных переходов животные иногда погибают, если им, конечно, удаётся выбраться из огня.

Люди вкладывают огромные деньги в фонды по защите лесов. Но многие растения и животные уже стёрты с лица Земли.

Есть книга, в которой описываются исчезнувшие животные и растения (Чёрная книга). Их никто уже никогда и нигде не увидит, кроме этой книги. Есть и другая книга, в которой описываются животные и растения на грани вымирания (Красная книга). О них мы ещё можем и должны позаботиться!

Людей, которые нарушают закон, штрафуют и даже сажают в тюрьму. Но это мало поможет, если человек не поймёт, что от него зависит судьба окружающей природы и самой Земли.

Вряд ли найдутся люди, равнодушные к сказочной красоте леса, прекрасного в любое время года, к чистой зелени лужаек и рощ, к необозримому простору полей и степей. А кто не любит голубизну озер и рек, оправленную в изумрудную зелень берегов, кто не мечтает увидеть «остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озер».

Печальную картину представляет собой заброшенный дом: стены в грязных подтеках, выбитые стекла, сломанные двери. Но во много раз страшнее бесхозяйственность и запустение в жилище, где нет стен и окон, а есть задымленное тысячами заводских труб небо, варварски вырубленные леса, мутные, отравленные ядовитыми стоками воды рек и озер. А жить в нем не только нам, сегодняшним, но и тем, кто будет после нас.

Земля в беде! В беде реки и озера, моря и океаны – вся земля! Но беды природы – это, прежде всего, наши беды. Мы, люди, – дети природы.

Ученые с тревогой говорят о сложных проблемах охраны природы от хозяйственной деятельности человека, предупреждают об опасности гибели всего живого на планете Земля и призывают к активной борьбе человека против бездумного отношения к природе...

Как же предотвратить беду, нависшую над нашим общим домом, имя которому – планета Земля?

Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места – нет. Это совершенно непонятно, если посмотреть на жизнь землян откуда-то со стороны. Мы не хотим усвоить самого главного:

Воздух – это наш отец,

Вода – мать,

Роса – национальное богатство,

Земля – дом.

Важно каждому помнить, что мы – хозяева природы, и думать о том, что же останется нашим потомкам.

Зачем нужно беречь лес?

Лес - уникальная экологическая система. Не зря леса называют легкими планеты. Столетие назад леса покрывали три четверти суши. К настоящему времени осталась четверть, да и из той ежегодно "отпиливается" почти 2%. Только в 1996 г. лес был вырублен на площади около 100 тыс. км2 (что равно территории Исландии) только под сельскохозяйственные культуры. Сколько еще "Исландий" осталось на поверхности суши? И что вместо лесов будет перерабатывать растущие объемы углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу, в кислород, необходимый для жизни всей земной фауне, в том числе и человеку?

Большой ущерб лесам наносят пожары, в последнее время принявшие периодический характер: ежегодно во многих странах мира выгорают миллионы км2 леса. В России в 1915 г. пожар, длившийся с мая по октябрь, уничтожил леса от Тобольска до реки Лены. В 1976 году огнем страшного пожара была выжжена седьмая часть Австралийского континента.

Россия - самая многолесная страна мира, обладающая почти четвертью всех лесов планеты. Однако во многих центральных и южных регионах России сохранились лишь незначительные остатки бывших когда-то лесов. Во многих регионах большая часть исходных лесов была истреблена в течение нескольких последних столетий и превращена в пашни, сенокосы, пастбища. В результате здесь исчезли или обмелели тысячи ручьев и малых рек, существенно изменился микроклимат, участились засухи и пыльные бури. Исчезновение лесов нередко приводило и к катастрофическим последствиям.

Поэтому нам захотелось внести свою посильную лепту в борьбе человека против бездумного отношения к природе...

Хочется верить, что наш проект добра и любви к родной природе не будет забыт детьми, для которых была проведена эта работа. Я думаю, что результаты нашей работы скажутся не сразу. Однако, мы уверены, что мои одноклассники и учащиеся моей школы внесут свою лепту в улучшение условий среды обитания.

Поэтому совместно с учителем мы разработали творческий проект «Экологическая сказка». Человек – это часть природы и, разрушая природу, он разрушает свое будущее, будущее своих потомков. 

Цель:

изучить влияние человека на экологию леса

Задачи:

  • Изучение литературы в школьной библиотеке по теме «Флора и фауна родного края»
  • Проведение опроса среди учащихся 3-4 классов «Мусор в жизни лесного сообщества»
  • Выпуск и распространение буклетов
  • Выпуск плакатов
  • Сочинение сказки «Человек и природа»
  • Выступление для учащихся школы и их родителей
  • Презентация сказки

Методы исследования:

  • Справочно-информационный;
  • Наблюдение;
  • Поисковый;
  • Творческий поиск;
  • Анализ и систематизация.

Этапы исследования:

  1. Беседа со школьным библиотекарем.
  2. Поиск книг и журналов о флоре и фауне Нижегородского края, о проблемах  экологии области.
  3. Анализ прочитанного .
  4. Анкетирование учащихся 3 – 4 классов.
  5. Выпуск буклеты и распространение  их среди учащихся школы.
  6. Подготовка и распространение обращения к людям нашего города об охране природы.
  7. Выпуск плаката в защиту лесов.
  8. Сочинение экологической сказки и ее презентация.

Описание хода работы:

  1. Школьный библиотекарь посоветовала нам журналы и книги, рассказывающие об охране природы.
  2. Мы отобрали следующие журналы, книги и познакомились с ними.
  3. Мы провели анкетирование учащихся 3 – 4 классов, в ходе которого получились следующие результаты .

  1. Мы решили привлечь наибольшее внимание к защите лесов, так как из литературных источников мы узнали, что 53 % территории Нижегородской области покрыты лесами - это 3993тыс. га. В северных районах лесистость территории достигает 80 %, в некоторых юго-восточных районах она снижается до 1 %.

Лес – это наше богатство. Лес – это зеленый наряд планеты Земля. Там, где лес – всегда чистый воздух. Лес – это дом для зверей и птиц. Лес бережет реки. Лес – кладовая ягод, грибов, орехов.

Народная мудрость гласит: «Любить – значит знать». Чтобы школьники знали и не забывали заботиться об экологии лесов, мы с помощью учителя выпустили и распространили буклеты «Сохраним планету чистой», «Юные экологи», нарисовали плакаты в защиту лесов, составили свод правил поведения в лесу, сочинили экологическую сказку «Человек и природа», подготовили выступление для учащихся школы и их родителей

  1. С помощью учителя мы оформили собранную информацию в виде презентации. 

Результаты:

  • В ходе этой работы мы познакомились с книгами и журналами по проблеме экологии.
  • Поняли, что сохранение чистоты природы и воздуха для нашего и будущего поколений является не только задачей всего человечества в целом, но и каждого человека в отдельности. Это должен помнить каждый.
  • Необходимо охранять леса, и всем людям, живущим на земле, выполнять правила поведения в лесу, и тогда мы все вместе сможем сохранить природу родного края для себя и будущих поколений.
  • Будем продолжать работу по проблеме экологии. Планируем выступление перед учащимися начальной школы и на общешкольном родительском собрании.

Список литературы:

1. Шаблон презентации (http:// www/pedsovet.su)

2. Боровский Е. Э. Экологический календарь // Биология №34, 2004.

3. Васильева Н. Ф. Сохраним природу родного края // Биология № 14, 2006.

4. Костенков П.П. Экологическое воспитание школьников. Учебно-методическое пособие.

5. Ануфриев Г. А. Сборник рабочих материалов комиссии по Красной книге Нижегородской области «Редкие виды живых организмов Нижегородской области» // Экологический центр «Дронт» 2014.

6. Коломыц Э. Г. География Нижегородской области.Учебное пособие. – НН: Волго-Вятское кн. изд-во, 2001.

7. Балабанова В. В. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Изд-во «Учитель», 2006

8. «Журавушка» -   журнал об охране окружающей среды в Нижегородской области.

9. Журналы о природе и экологии «Юный натуралист», «Отчего и почему», «А почему?», «Детская энциклопедия».

        

Приложение 1

Свод правил поведения в лесу:

1.Не оставляйте мусор в лесу.

Весь мусор положи в пакет и забери с собою –

Ведь за тебя его никто не уберёт.

Не разбивай бутылки под ногою -

Поранятся и люди, и лесной народ.

А если вдруг осталась пища от обеда –

Ты аккуратно всю сложи под куст.

И житель леса, плотно пообедав,

К тебе исполнен будет светлых чувств.

2.Костёр

Не разводи костёр ты, где попало.

А то погибнет лес – и всё пропало.

Ты лучше разожги его на месте старом,

Где кто-то разводил уже огонь.

Чтобы пикник не кончился пожаром –

Подальше от деревьев отдых свой устрой.

3. Не обижай животных и насекомых

Ты комаров не проклинай, ругая белый свет, -

В лесу животных бесполезных нет.

Без них нарушится баланс –

Природа знает лучше нас.

Не обижай, кого увидеть привелось,

И помни, что в лесу ты – гость.

4. Не рви цветы

Ты цветок прекрасный увидал

И его немедленно сорвал.

Не прошел и день, а он завял.

Щелкнуть лучше бы его на память

И в лесу, чтоб любовались все, оставить.

5. Как правильно убирать за собой:

Закончили вы на природе есть и пить,

Теперь пришла пора посуду мыть.

Химические средства речку будут загрязнять,

И потому секреты надо знать:

Осока, хвощ, песочек чистый

Отмоют жир легко и быстро.

6. Не вырезай надписи на деревьях

Стоят деревья –великаны.

Их не жалеют хулиганы

И режут острыми ножами

Слова на дереве – «на память»!

Но так жестоко поступать!

Нельзя деревья обижать!

Пускай они в лесу растут,

Добро и красоту несут!

В лесу ты можешь:

- подкармливать птиц, животных;

- наслаждаться красотой природы;

- наблюдать за жизнью растений, насекомых, птиц, животных;

- убирать мусор, оставленный тобой и другими людьми;

И никогда   нельзя:

- убивать животных,

- уничтожать цветы и деревья;

- включать громко музыку;

- ловить бабочек и других насекомых;

- мусорить;

- разводить огонь;

Приложение 2

Экологическая сказка

«Человек и природа»

Действующие лица:

Главная Кикимора – Самарина Татьяна

Волк – Барышев Олег

Лиса - Ефремова Вера

Юные экологи -

Власова Варвара

Воробьева Анна

Малков Максим

Действие 1.

Лиса и волк копают канаву, а Кикимора поет.

Зачем я землекопов этих на опушку привела-ла-ла..?

А тут важнейшие на свете есть у нас дела-ла-ла…

Вот поперек дорожки канаву мы пророем –

И будем наслаждаться тишиною и покоем,

Потому как слишком/ 2р. достали нас людишки.

Лиса: Все, хватит, ни один джип не пройдет.

Волк: Точно не пройдет. Но вот берут меня сомнения..

Лиса: Ха! Сомневающийся волк – это фишка!

Волк: Да, сомневаюсь. Может от людей этих и польза есть. Я вот уж забыл, когда за зайцами бегал – все от людей кормлюсь.

Кикимора: Ты что, у Топтыгина научился на дороге у водителей еду клянчить? Срамота это для зверя вольного.

Волк: Да ты что, Кикимора!

Кикимора: Не Кикимора, а Старшая Кикимора. Не забывайся!

Волк: Никто и не клянчит. Они сами то гамбургер бросят на поляне, то сардельку. А повезет, так и шашлычком угощусь.

Лиса: А ты помнишь, как бельчонок жвачкой к сосне прилепился?

Кикимора: А как кабаненок пенопластовую посуду съел и визжал три дня от боли?

Лиса: А как ты сам лапу стекляшкой порезал?

Волк: Да ладно вам…Я ведь, если что, к бокам у дороги добегу… Мы не гордые, не лабрадоры какие…

Кикимора: Ладно, одно дело сделано, пошли плакаты писать.

Лиса: А чем?

Волк: А на чем?

Кикимора: Да в лесу бумаги больше, чем надо, а напишем черникой. (уходят)

Действие 2.

На сцене появляются юные экологи – Аня, Варя и Максим (поют)

Лугами и овражками/2р. по косогорам, склонам

Шагает наш патруль зеленый.

Мы делами нужными, мы делами важными

Заняты зимой и летом: сохраним хоть часть планеты –

Ближайший лесок и ближайшую речку,

Пусть лес зеленеет/2 р., а речка журчать будет вечно.

Аня: О! Кто-то канаву тут выкопал. Безобразие!

Максим: Завтра придем и закопаем.

Лиса, волк, Кикимора: Мы вот вам закопаем!

Кикимора: Хозяева нашлись! Наш лес, мы тут живем!

Варя: Это что за зверинец на прогулке?

Волк: Какой зверинец! Мы звери лесные, вольные. Я волк, зовусь Вольдемар.

Лиса: А я лисичка. Зовусь Элиза.

Аня: А вы, бабуля, судя по имиджу, Кикимора?

Кикимора: Еще чего! Я не Кикимора. Я Главная Кикимора! И не бабуля я, а женщина неопределенного возраста.

Максим: Уж это определенно. Ни один Леший не определит.

Варя: А зачем вам канава-то здесь?

Волк: Зачем? А чтобы был спрос. А кто спросит тому в нос!

Кикимора: И вообще, на каком юридическом основании права качаем?

Аня, Варя и Максим: Да мы Зеленый патруль, юные экологи!

Лиса: Это уж точно, что юные. Слишком юные еще!

Волк: Чего вам канава наша помешала?

Аня: Да вон же по ней ручеек бежит, видите?

Лиса: Ну и пусть себе бежит. Вам какое дело?

Максим: Так ведь болотце вон то пересохнет же. Нельзя так легкомысленно в природу вмешиваться.

Кикимора: Э-э! Погодите-ка... Болотце, говорите, пересохнет?

Лиса и волк: Да и леший с ним, с болотцем.

Кикимора: Да как же!.. Да что же!.. Ведь там клюква, брусничка, голубика, грибочки… Весь кикиморский рациончик!..

Аня: Да и ближайшая речка пересохнет, между прочим.

Лиса: Серенький, где тогда пескариков ловить будем?

Волк: Так я что… Я того… Так закопаем тогда канаву-то…

Кикимора: Обойдемся плакатиками, раз так. Убедили

(Вывешивают плакаты)

Варя: Что-то у вас тут не очень грамотно. Извините, но мы лучше свои плакаты повесим.

Лиса: А мы что, в сторонке от дела хорошего останемся?

Максим: Во! Я придумал! Вы будете нашими А-ГЕН-ТА-МИ!

Лиса, волк, Кикимора: Это как?

Аня: А если кто в засуху на машине приедет сюда – вы номер запишите.

Варя: Или сфоткайте.

Максим: И кто мусор оставит, костер неправильно разведет, березку спилит или елочку зимой – тоже сфоткайте.

Аня: А мы в интернет выложим, осрамим на весь мир.

Лиса, волк, Кикимора: Мы согласные!

Финальная песня

Всем вместе, всем дружно\2р.

Со всяким нарушителем

Бороться нам нужно\2р.

Твердо и решительно.

Кто для природы вор и хам –

Тому навечно стыд и срам!

Приложение 3

Анкета для учащихся

п/п

Вопрос/ответ

ДА

НЕТ

1.

Вы ходите в лес?

2.

Видите Вы в лесу мусор?

3.

Какой мусор Вам встречался?

Пластик

Целлофан

Другой

Пластик

Стекло

Металл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ "Об утверждении состава жюри, критериев оценки муниципального конкурса исследовательских работ и проектов дошкольников «Я – исследователь"

Представлен приказ_Об утверждении состава жюри, критериев оценки муниципального конкурса исследовательских работ и проектов дошкольников «Я – исследователь...

Приказ "Об участии в муниципальном конкурсе исследовательских работ и проектов младших школьников "Я исследователь",2017

Приказ "Об участии в муниципальном конкурсе исследовательских работ и проектов младших школьников "Я исследователь",2017...

Приказ "Об участии в муниципальном конкурсе исследовательских работ и проектов младших школьников "Я исследователь", 2018

Приказ "Об участии в муниципальном конкурсе исследовательских работ и проектов младших школьников "Я исследователь",2018г....