Формы поверхности (кубановедение 2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

формировать у учащихся представление о равнинной и гористой поверхности Земли,  дать понятия «холм», «овраг», «гора», «овраг»,  «равнина»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ)

Предмет

Окружающий мир – изучение нового материала

Тема урока

Формы земной поверхности

Продолжительность

1 урок, 40 минут

Класс

2 класс

Технологии

Технология проблемного обучения, элементы личностно-ориентированной

и мультимедиа  технологий.

Аннотация

Комбинированный урок с использованием  ИКТ  

Цели урока: формировать у учащихся представление о равнинной и гористой поверхности Земли,  дать понятия «холм», «овраг», «гора», «овраг»,  «равнина»

 В ходе урока учащиеся познакомятся с различными формами земной поверхности,  поупражняются в применении умения определять местонахождение заданного объекта по сторонам горизонта.

Использование мультимедиа на уроке помогает учащимся  наглядно увидеть различные формы земной поверхности, демонстрирует пошаговое сравнение холма и горы.  Мультимедиа помогает сделать урок зрелищнее, интереснее, вовлечь в работу на уроке всех учащихся

Практическая реализация

Открытый урок в  рамках методической недели

Подробный конспект урока

Тип урока

Комбинированный урок с творческим применением знаний и умений

с использованием мультимедиа технологии.

Цели урока

 

Об  Образовательные: Формирование таких понятий как равнина,

          горы, холм, овраг. Познакомить с основными частями горы и холма.

Способствовать развитию способности к эстетическому восприятию природы.

Воспитывать коммуникативные качества, необходимые для сотрудничества  при фронтальной работе, групповой, парной работе.

Формировать УУД:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
  • Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения  и следовать им; строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; совершенствование работы в парах, группе.
  • Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять анализ и синтез; формулирование проблемной ситуации с помощью учителя.

Задачи урока

Образовательная. Формировать умение определять различные формы земной поверхности, познакомить со строением холмов и гор, формировать умение ориентироваться на местности

Развивающая. Активизировать познавательную деятельность  учащихся, развивать  внимание, память, логическое мышление, творческое воображение.  

Воспитательная. Привлечь внимание детей к тому, что на формирование    рельефа оказывают влияние,  как внешние силы природы, так и хозяйственная деятельность человека.

Мобилизующая часть урока

Над какой темой урока мы с вами работаем сейчас?

 Путешествия                        

Кто и сегодня готов   отправиться в путешествие за новыми знаниями?

Зачем люди отправляются в путешествие?

За открытиями

И вас сегодня  на уроке ждут открытия.

Какие они будут – большие или маленькие – у каждого свои.

В конце урока вы поделитесь своими открытиями.

А чтобы не сбиться в пути, мы, будем  путешествовать

по маршрутному листу открытий и заполнять его в  ходе урока.

Ход и содержание урока

Актуализация опорных  знаний

Чему мы уже научились для того, чтобы смогли  отправиться в путешествие?

Узнали, что такое горизонт, линия горизонта, познакомились с компасом, научились находить стороны горизонта, ориентироваться в пространстве

 Дайте определение горизонта. (Слайд 2)

Что такое линия горизонта? (Слайд 3)

Для чего нужен компас?

Посмотрите на доску и найдите у себя в маршрутном листе розу ветров.

Назовите и обозначьте основные стороны горизонта. ( Слайд 4)                                                               Назовите и обозначьте промежуточные  стороны горизонта.

Проверим. Назовите основные и промежуточные стороны горизонта.№1

Ребята, вы успешно  справились с этой задачей.

Работа по вариантам.

Давайте докажем, что мы замечательно научились определять стороны горизонта. Я приготовила для вас сложные задания.№2 (Слайд 5)

Для первого варианта предлагается выполнить задание  про лодки.  

Для второго варианта предлагается выполнить задание про шары.

Проверка на выносной доске подписать направления движения лодок и шаров.

 

Формирование  новых  знаний, умений и навыков

Определение темы урока

Постановка задач урока

Итак, я вижу, что вы очень хорошо подготовились к путешествию.

Отправляемся в путь!

Посмотрите, как огромна наша Земля! Что мы о ней уже знаем?  (Слайд 6)

Имеет форму шара. Вращается вокруг солнца и вокруг своей оси. Суши меньше, чем воды

Путешествуя по земле, люди видят много нового и интересного, и нам предстоит сегодня сделать много новых открытий. В путь!  (Слайд7)

Работа в группах.  Для того чтобы узнать где вам предстоит путешествовать, предлагаю  по группам составить из кусочков целую картину и определить, что на ней изображено.  

Капитан группы выходит и говорит, какая картина получилась.

Вывод:  Путешествуя по Земле, люди заметили, что  поверхность её не везде одинакова, на Земле есть ровные участки, возвышенности, впадины.

Попробуйте определить тему урока.  (Слайд 8)

Тема урока: Формы земной поверхности.   (Слайд 9)

Заполним нашу таблицу: формы земной поверхности. (Слайд 10 - 11)

Давайте поставим задачи на урок: Что бы нам хотелось узнать?

Узнаем, какие формы земной поверхности бывают, научимся их сравнивать, будем учиться замечать и ценить красоту природы.

 На какие группы можно разделить данные фотографии местности?  (Слайд 12)

 Посмотрите на эти фотографии и попробуйте  назвать основные формы    Земной поверхности.

Какое открытие мы сделали?  

На Земле есть горы и равнины (Слайд 13)

Дополняем нашу таблицу новыми терминами: горы, равнины.  (Слайд 14)

С давних времён люди селились на равнинах. На равнинах строят города,

 прокладывают дороги,  пасут скот, сеют хлеб. Огромные пространства

 равнин заняты пустынями и лесами.  (Слайд 15)

Попробуйте дать определение равнины.  (Слайд 16)

А какое определение дается в толковом словаре?

Равнины бывают разные. В чем отличие этих равнин?

 Плоские и холмистые.    

Заполняем нашу таблицу - плоские  и холмистые  (Слайд 17)              

Почему они так называются?

 Плоские  – имеют ровную поверхность, на холмистых  - есть возвышенности  – холмы.

Работа с физической картой России.

 Найдем и покажем равнины нашей страны.  (Слайд 18)

Что можно встретить на равнине?  

Обратимся к нашим экспертам и попросим их дать определение холма , используя толковый словарь Ожегова.

У любого холма можно выделить отдельные части. Попробуйте сами определить и показать их.

 Вершина - самая высокая точка  

Подошва - начало возвышения  

Склон - расстояние между подошвой и вершиной. Склоны бывают крутые и пологие.  (Слайд 19 - 20)

 Путешествуя, люди замечали некоторые изменения в земной поверхности. Что это за изменения и как они образовались - узнайте, посмотрев видеосюжет. Просмотр видео.

 Овраги.   Заполняем схему. (Слайд 21-22)

 Как вы думаете, что такое овраг? Как он образовался?  

Определение оврага в словаре.

Домашнее задание: подумайте: пользу или вред приносят овраги местности? Это мы с вами обсудим на следующем уроке.

   

                        Физ. Минутка.

 

 А  мы с вами отправляемся дальше.  отправился дальше.  Угадайте, куда?  

 Ну, конечно, чудо это! 
Вот уже который век,
Даже самым жарким летом-
На её вершине снег!

 

Правильно,   мы оказались в горах. Посмотрите, как там красиво! Послушайте, как описал красоту гор Николай Иванович Сладков.

Прочитает Степа. (Слайд 23)

Что можете рассказать о горах?  

Кто сможет дать определение гор?

А что нам скажут эксперты?

На стр.78 и  прочитайте о горах 3 абзац.

Что ещё узнали о горах?

Одиночные горы  и горные хребты.   (Слайд 24 - 25)                                      

Заполняем схему.    Новые географические понятия - одиночные горы и горные хребты.  ( Слайд 27)

А теперь давайте рассмотрим холм и гору.  

Найдите общее и различие. (Слайд 28)

Давайте  найдем на карте нашей родины горы. Самые старые горы Уральские. Уральские горы появились около 600 миллионов лет тому назад.   Длина Уральского хребта - более 2000 километров.  (Слайд 29)

А в Кавказских горах есть самая большая гора России.

Эльбрус - бесценная гордость и достояние    России.  (Слайд 30)

 Посмотрим отрывок из фильма «Красота гор»

А сейчас нам предстоит сделать еще одно открытие. (Слайд 31- 32)

К какой категории форм земной поверхности можно отнести наш край, местность, где мы с вами живем?

Холмистая  равнина.

Повторим все географические понятия, которые сегодня прозвучали на уроке. Поработаем  с кроссвордом. (Слайд 33)

(Дети показывают ответ с помощью веера цифр)

Начало возвышения горы

Ровные участки земной поверхности

Глубокие впадины, образованные   водными потоками

Самая высокая часть горы

Холм свыше 5оо м…

Итог урока

 Вот и подошло к концу наше путешествие.

 Где мы побывали? (Слайд 34)

 Я думаю, что наш урок стал для вас уроком открытий.

 А теперь поделитесь своими открытиями (Слайд 35)

Домашнее задание

Это задание есть у вас в маршрутном листе. (Слайд 36)

Я хочу ,чтобы вы подумали над ним дома.

Наша Земля постоянно изменяется. Возникают овраги. Разрушаются горы, на их месте образуются равнины.  

Учёные говорят, что изменение поверхности Земли  - это результат работы трёх великих мастеров природы.

А вы догадались, что это за мастера?

Литература

Плешаков А.А.. Мир вокруг нас 2 класс: учебник для 2 класса начальной школы.-8-е издание-Москва: Просвещение, 2011

Плешаков А.А.. Мир вокруг нас 2 класс. Рабочая тетрадь №1: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – 6-е изд. – Москва: Просвещение, 2011.

Казакова О.В. Сбоева Н.А.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Формы поверхности Земли" 2 класс.

Поверхность Земли очень разнообразна. Презентация  содержит  фотографии  физической карты Евразии, на которой   с  анимацией  показаны равнины, низменности, хо...

Презентация "Формы поверхности суши", 4 класс

Презентация, которая даёт понятие о формах поверхности суши, представление о рельефе Казахстана....

«Природа Краснодарского края. Формы поверхности»: урок во 2 классе

«Природа Краснодарского края. Формы поверхности»: урок  кубановедения во 2 классеЗадачи:Познакомить и расширить знания учащихся по теме «Природа Краснодарского края. Формы поверхности.Учить...

Открытый урок по окружающему миру "Формы земной поверхности" 3 класс.

Этот урок дан с использованием мультимедийной презентации, интерактивной доски, нескольких ноутбуков для детей  и программы Респонс, где использовались пульты для тестирования....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «ФОРМЫ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ» (2 класс УМК «Гармония»)

АннотацияУрок проводится в третьей четверти 2 класса по программеУМК «Гармония». По типу –   урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями. Я плани...

Формы поверхности суши, 4 класс

Тестовый опрос по теме, изучаемой в 4 классе "Формы поверхности суши"....