Окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
План конспект урока по окружающему миру
Программа «Школа России», Плешаков А. А., Крючкова Е. А.
Тема урока: Мастера печатных дел
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
План конспект урока по окружающему миру
Программа «Школа России», Плешаков А. А., Крючкова Е. А.
Тема урока: Мастера печатных дел
Тип урока: урок изучения новых знаний
Форма урока: урок-практикум
Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по изучению печатного дела.
Задачи предметные – содействовать формированию представления у учащихся о появлении первой печатной книги на Руси, о становлении книгопечатания;
Планируемые результаты: личностные УУД – уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
способствовать формированию метапредметных УУД:
регулятивных – определять и формулировать цель деятельности на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
познавательных – уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
коммуникативных – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе; выполнять роли, исполнителя.
Оборудование урока: учебник, карточки с заданиями
Ход урока
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и приемы организации деятельности |
1.Оргмомент | 1 мин | Вот и прозвенел звонок, | Готовятся к уроку | Фронтальная |
2. 2. Проверка домашнего задания. | 3 мин | Тест по теме «Иван III»; -Детям раздаются тесты в печатном виде, проверка в презентации. 1)Какой монгольский хан привёл свои войска к реке Угра?
2)При каком князе Русь полностью освободилась от зависимости Орды?
3)Главный храм на Руси?
4)Около какой реки происходила Куликовская битва?
5)Были возведены новые кирпичные стены и башни Кремля при …
6)Зависимость Руси от Орды кончилась …
| Выполняют тест | Индивидуальная |
3. Определение темы урока | 3 мин | Отгадайте загадку. Хоть не шляпа, а с полями Не цветок, а с корешком. Разговаривает с нами Всем понятным языком. – Как думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О распространении грамотности на Руси.) Работа в группах - Чтобы узнать о ком мы будем говорить на уроке, разгадаем кроссворд. (Приложение 1) - Какое слово у вас получилось в выделенных клетках?
- Что обозначает слово “первопечатник”?
| Отгадывают загадку Разгадывают кроссворд (Первопечатник) Дети высказывают предположения (Первый печатает.) (Начали печатать книги.) | Работа в группах |
4. Изучение нового материала | 15 мин | Открываем учебник на с.82-85 – Прочитайте текст. Каково значение книгопечатания в России? – Кто повелел открыть типографию в Москве? – Где она находилась? – Кто был первопечатником России? – Где установлены памятники Ивану Фёдорову?? Рассказ учителя о первом книгопечатнике Иване Федорове (Приложение 2) | (В России стало больше грамотных людей.) (Иван Грозный.) (В Китай-городе.) (Иван Фёдоров.) (Во Львове и в Москве.) | |
Физкультминутка | 2 мин | Видео | Выполняют упражнения | Фронтальная |
Продолжение работы по теме урока | 5 мин | Работа в парах – Прочитайте слова. Читать можно по горизонтали П А Г И Н К А Е Б У К В А П Р О М Н А Х О О Т Т И С К С Б М О Н А Х Т У К В А Р Ь О П Е Ч А Т Ь Л – Что объединяет эти слова? | (Печать, буква, оттиск, перо, Апостол, монах, книга, букварь.) | Работа в парах |
Итог урока | 3мин | – Что обозначает слово «первопечатник»? – В связи с чем появилось это слово? – Какие события предшествовали этому? – Когда появилось это слово? | Отвечают на вопросы | Фронтальная |
Рефлексия | 3 мин | – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? -Что узнали нового? | Отвечают на вопросы | Индивидуальная |
Информация о д/з | 3 мин | Учебник, с. 82–86. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 1 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная |
Приложение 1
Вопросы к кроссворду.
- В помощь князю Дмитрию Ивановичу Сергий отправил этого богатыря. (Пересвет)
- Один из городов в северо-восточной части Русских земель. (Тверь)
- Название монастыря около города Радонежа в середине 14 века. (Троицкий)
- Город, который при Иване Калите стал центром княжества. (Москва)
- Название поля, на котором происходила битва с войском Мамая. (Куликово)
- В Москву переселялись …, ремесленники, привлечённые возможностью жить под надёжной защитой. (Купцы)
- Крепость, обнесённая дубовыми стенами. (Кремль)
- Татарский воин, участвовавший в единоборстве, перед битвой на Куликовом поле. (Челубей)
- Правитель Орды, который привёл своё войско на Куликово поле. (Мамай)
- Как называется мешок, кошель с деньгами, который носили на поясе? (Калита)
- Как стали называть князя Дмитрия Ивановича после победы на Куликовом поле? (Донской)
- Кто благословил Дмитрия Донского на борьбу с врагом? (Сергий)
- Как называется главный храм Руси? (Успенский)
Приложение 2
Рассказ учителя о первом книгопечатнике Иване Федорове
– Долгое время Иван Федоров жил в Москве, где был служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую он бы не знал. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел и искусно резать по дереву. Часто бывая на пушечном дворе, научился он литейному делу. Заходил Иван Федоров и к немцам. У них он увидел первую печатную книгу, узнал о печатных станках и буквах – литерах. И загорелся Федоров желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов!
В 1553 году царь Иван Грозный приказал строить в Москве особый дом для типографии, но открыта она была только в 1563 году, когда в ней начали работать первые русские печатники Иван Федоров и Петр Мстиславец.
– Года не прошло, как напечатали первую русскую книгу «Апостол», куда входили рассказы о деяниях апостолов и тексты их посланий. Тираж её составил, по самым скромным оценкам 600 экземпляров. На создание второй книги потребовалось уже только около 2 месяцев.
– Печатные книги ещё по пальцам можно было пересчитать, а в них уже видели ересь и вселенское зло. Типография была разгромлена, а Иван Федоров и Петр Мстиславец бежали из Москвы. Потом была Литва, Львов, город Острог. Везде, где останавливался Иван Федоров, он основывал типографию и печатал, печатал книги. Так появились «Евангелие учительское», «Псалтырь», «Грамматикия» и «Букварь», «Новый завет».
Умер Иван Федоров в городе Львове 15 декабря 1583 года. В Москве, неподалёку от места расположения первой типографии, на высоком постаменте возвышается бронзовая статуя человека, одетого в длинный старинный кафтан. Перехваченные ремешком волосы ниспадают на плечи. Лицо его серьёзно и сосредоточенно: он читает лист только что отпечатанной книги. На камне высечено имя – Иван Федоров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс
тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...
Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса
Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....
Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова
Презентация по окружающему миру разработан на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки" Программа "Гармония"...
Интегрированный урок математики и развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (« Окружающий мир») по программе 8 вида
интегрированный ИИнтегрированный урок по программе 8 вида для 1 класса...
Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)
Данное дидактическое пособие было создано с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также, прописаны методические реком...