Окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

План конспект урока по окружающему миру

Программа «Школа России», Плешаков А. А., Крючкова Е. А.

 

         Тема урока: Мастера печатных дел

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект урока по окружающему миру

Программа «Школа России», Плешаков А. А., Крючкова Е. А.

         Тема урока: Мастера печатных дел

Тип урока:  урок изучения новых знаний

Форма урока: урок-практикум

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по изучению печатного дела.

Задачи  предметные – содействовать формированию представления у учащихся о появлении первой печатной книги на Руси, о становлении книгопечатания;

Планируемые результаты: личностные УУД – уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

способствовать формированию метапредметных УУД:

регулятивных – определять и формулировать цель деятельности на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

познавательных – уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник  и информацию, полученную на уроке;

коммуникативных –   уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе; выполнять роли, исполнителя.

Оборудование урока: учебник, карточки с заданиями

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы организации деятельности

1.Оргмомент

 1 мин

Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Поверитесь все назад.
Гости там у нас сидят.
Мило улыбнитесь,
Обратно повернитесь
И тихонечко садитесь.

Готовятся к уроку

Фронтальная

2. 2. Проверка домашнего задания.

3 мин

Тест по теме  «Иван III»;  

-Детям раздаются тесты в печатном виде, проверка в презентации.

1)Какой монгольский хан привёл свои войска к реке Угра?

  • Ахмат
  • Мамай
  • Батый

2)При каком князе Русь полностью освободилась от зависимости Орды?

  • Иван Калита
  • Дмитрий Донской
  • Иван III

3)Главный храм на Руси?

  • Троицкий монастырь
  • Успенский собор
  • Грановитая палата

4)Около какой реки происходила Куликовская битва?

  • Угра
  • Дон
  • Волга

5)Были возведены новые кирпичные стены и башни Кремля при …

  • Иване III
  • Иване Калите
  • Дмитрий Донской

6)Зависимость Руси от Орды кончилась …

  • в 1480 году
  • в 1380 году
  • в 1242 году

Выполняют тест

Индивидуальная

3. Определение темы урока

3 мин

Отгадайте загадку.  

Хоть не шляпа, а с полями

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.

 – Как думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О распространении грамотности на Руси.)

Работа в группах

- Чтобы узнать о ком мы будем говорить на уроке, разгадаем кроссворд. (Приложение 1)

- Какое слово у вас получилось в выделенных клетках? 


- Попробуйте определить тему урока.

 - Что обозначает слово “первопечатник”?


- В связи с чем появилось это слово?

Отгадывают загадку

Разгадывают кроссворд

(Первопечатник)

Дети высказывают предположения

(Первый печатает.)

(Начали печатать книги.)

Работа в группах

4. Изучение нового материала

15 мин

Открываем учебник на с.82-85

– Прочитайте текст. Каково значение книгопечатания в России?

– Кто повелел открыть типографию в Москве?

– Где она находилась?

 – Кто был первопечатником России?

 – Где установлены памятники Ивану Фёдорову??

Рассказ учителя о первом книгопечатнике Иване Федорове (Приложение 2)

(В России стало больше грамотных людей.)

(Иван Грозный.)

(В Китай-городе.)

(Иван Фёдоров.)

(Во Львове и в Москве.)

Физкультминутка

2 мин

Видео

Выполняют упражнения

Фронтальная

Продолжение работы по теме урока

5 мин

Работа в парах

– Прочитайте слова. Читать можно по горизонтали
и вертикали, сверху вниз, снизу вверх, слева направо
и справа налево:

П      А      Г      И      Н      К       А

Е      Б       У      К      В      А       П

Р      О      М      Н      А      Х      О

О      Т       Т      И      С      К       С

Б      М      О      Н      А      Х       Т

У      К       В      А      Р       Ь      О

П      Е       Ч       А      Т       Ь      Л

– Что объединяет эти слова?

(Печать, буква, оттиск, перо, Апостол, монах, книга, букварь.) 

Работа в парах

Итог урока

3мин

– Что обозначает слово «первопечатник»?

– В связи с чем появилось это слово?

– Какие события предшествовали этому?

– Когда появилось это слово?

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Рефлексия

3 мин

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

-Что узнали нового?

Отвечают на вопросы

Индивидуальная

Информация о д/з

3 мин

Учебник, с. 82–86. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 1

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная


Приложение 1

Вопросы к кроссворду.

  1. В помощь князю Дмитрию Ивановичу Сергий отправил этого богатыря. (Пересвет)
  2. Один из городов в северо-восточной части Русских земель. (Тверь)
  3. Название монастыря около города Радонежа в середине 14 века. (Троицкий)
  4. Город, который при Иване Калите стал центром княжества. (Москва)
  5. Название поля, на котором происходила битва с войском Мамая. (Куликово)
  6. В Москву переселялись …, ремесленники, привлечённые возможностью жить под надёжной защитой. (Купцы)
  7. Крепость, обнесённая дубовыми стенами. (Кремль)
  8. Татарский воин, участвовавший в единоборстве, перед битвой на Куликовом поле. (Челубей)
  9. Правитель Орды, который привёл своё войско на Куликово поле. (Мамай)
  10. Как называется мешок, кошель с деньгами, который носили на поясе? (Калита)
  11. Как стали называть князя Дмитрия Ивановича после победы на Куликовом поле? (Донской)
  12. Кто благословил Дмитрия Донского на борьбу с врагом? (Сергий)
  13. Как называется главный храм Руси? (Успенский)

http://festival.1september.ru/articles/508290/img1.gif

        


Приложение 2

Рассказ учителя о первом книгопечатнике Иване Федорове

– Долгое время Иван Федоров жил в Москве, где был служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую он бы не знал. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел и искусно резать по дереву. Часто бывая на пушечном дворе, научился он литейному делу. Заходил Иван Федоров и к немцам. У них он увидел первую печатную книгу, узнал о печатных станках и буквах – литерах. И загорелся Федоров желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов!

В 1553 году царь Иван Грозный приказал строить в Москве особый дом для типографии, но открыта она была только в 1563 году, когда в ней начали работать первые русские печатники Иван Федоров и Петр Мстиславец.

– Года не прошло, как напечатали первую русскую книгу «Апостол», куда входили рассказы о деяниях апостолов и тексты их посланий. Тираж её составил, по самым скромным оценкам 600 экземпляров. На создание второй книги потребовалось уже только около 2 месяцев.

– Печатные книги ещё по пальцам можно было пересчитать, а в них уже видели ересь и вселенское зло. Типография была разгромлена, а Иван Федоров и Петр Мстиславец бежали из Москвы. Потом была Литва, Львов, город Острог. Везде, где останавливался Иван Федоров, он основывал типографию и печатал, печатал книги. Так появились «Евангелие учительское», «Псалтырь», «Грамматикия» и «Букварь», «Новый завет».

Умер Иван Федоров в городе Львове 15 декабря 1583 года. В Москве, неподалёку от места расположения первой типографии, на высоком постаменте возвышается бронзовая статуя человека, одетого в длинный старинный кафтан. Перехваченные ремешком волосы ниспадают на плечи. Лицо его серьёзно и сосредоточенно: он читает лист только что отпечатанной книги. На камне высечено имя – Иван Федоров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...