«Что это за листья?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Марина Александровна Тарасова

Технологическая карта урока по окружающему миру

по разделу Сентябрь – первый месяц осени /программа ХХI век Н.Ф. Виноградова/

Тема: «Что это за листья?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx39.43 КБ
Файл tsel_zadachi.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы

урока

Содержание деятельности

Формирование

УУД

Ожидаемые результаты

учителя

учащегося

Орг.момент

Создание психологической комфортности.

Актуализация знаний.

-Добрый день, друзья!

Долгожданный дан звонок-

начинается урок.

А урок  у нас несколько необычный. Прислушайтесь!

- Где мы?  (Звучит аудиозапись: звуки леса).

- Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса.

-О каком времени года идёт речь?

 Про осень говорят: «Осень – изменений восемь.»

- А сможете ли вы назвать восемь изменений?

- Верно, ребята, на пороге осень.

(Звучит музыка «Мелодии осеннего леса»)

- Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой,

Вступает в  пёстрый терем свой…

Учащиеся стоя приветствуют учителя, глазами проверяют готовность к уроку.

Отвечают на поставленные вопросы

- об осени

Отвечают на поставленные вопросы

- идут дожди, животные готовятся к холодам, прячутся в норки, под кору деревьев. Дни стали короче, стало холодно, люди убирают огороды, урожай на полях, улетают птицы, желтеют листья.

В кабинет входит Осень (ученица) со словами:

-Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Весёлой пёстрою стеной,

Стоит над пёстрою поляной

Слова девочки «Осени»

- Запомните всё, как земля засыпает

А ветер листвою её засыпает.

А в роще берёз всё светлей и светлей

Всё новые листья слетают с ветвей.

Регулятивные:

Умение контролировать свою готовность к уроку;

Осознание себя как ученика;

Личностные:

нравственно-этическая ориентация;

Формирование положительного отношения к учению;

Коммуникатив-

ные: (здесь и далее)

Владение невербальными средствами общения;

самоконт-

роль, умение готовиться к уроку.

Определение темы и целей урока.

Поста-

новка проблемы

- о каком явлении в природе говорит осень?

- Верно. Попробуйте определить тему урока.

- Что же будем изучать сегодня на уроке?

- Правильно, дети. Тема урока приглашает обратить внимание на  изменения в жизни растений осенью, с разнообразием форм, строения, окраски листьев в осенний период.

- Почему явление  листопада происходит осенью?

- но весной и летом много ветреных дней, да ещё и с грозой!

-Верно, ребята.  С понижением температуры воздуха, в природе происходят  значительные перемены. Сбрасывая листья, растения спасаются от засухи, так как листья испаряют большое количество влаги. С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлаждённую воду корни растений не всасывают. Кроме того на зиму листья послужили бы для растений источником - бедствия: ветви ломались бы от снега, который бы налипал на листья.  После того как листья опадут, дерево  засыпает до весны.

- Ох, и умна матушка природа!

Отвечают на поставленный вопрос

- о листопаде

Предположения учащихся.

- какие перемены происходят с растениями.

- наблюдать за листьями.

Ответы на вопросы: сильный ветер.

- стало холоднее, меньше солнечного тепла.

Обучающиеся анализируют информацию, принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Коммуникативные:

Умение слушать и слышать учителя и собеседника.

Умение читать и понимать прочитанное.

Развитие монологической речи.

Познавательные:

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Развитие речи.

Умение принимать мнение другого ученика.

 

Поста-

новка проблемы

Практическая работа

в группе

 

Работа с табл-й

Физминутка

Практ-я работа –творч.проект-е

Первичное закрепление знаний

Работа с учебником

Физминутка для глаз

Проверка понимания изученного

Итого

вое

тестирование

- По самой лучшей из лесных дорожек,

Пофыркивая и наморщив нос,

Ежихе

Осторожный ёжик

Пять листиков на иглах нёс. (берёзовый, осиновый, кленовый, рябиновый, дубовый).

- Обратите, внимание на форму, цвет листьев. Назовите  одним словом, какие они?

- Почему?

- Верно.

- Определите, листья,  каких пород деревьев принёс  ёжик маме ежихе?

- Установите соответствие.

- Какие из указанных видов деревьев произрастают в нашей местности?

- Итак, мы с вами в лесной лаборатории Осени. На ваших столах не просто листочки, а настоящий исследовательский материал.  

- Ребята, обратите внимание на строение листа.

- Из каких частей состоит лист?

  - Все листья состоят из черешка и листовой пластинки. Сравните, к примеру, черешки листьев осины и  берёзы.

-Что увидели?

- Верно,  подметили. У осины черешок длинный и сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому при малейшем дуновении ветерка листья начинают дрожать, трепетать. Отсюда и выражение – «трепетная осинка»

Берёзовый

Форма и  края листовой пластинки

Осенняя окраска

Наличие черешка

- Занесите ваши наблюдения в таблицы. В первый  столбец поместите образец  указанного листа  и постарайтесь самостоятельно отобразить его признаки.

1-я группа исследует берёзовые листья

2-я – листья осины

3-я – листья рябины

- итак, какие результаты были получены?

-объявите полученные результаты.

-Какой вывод можно сделать исходя из сказанного?

- Молодцы. Чтобы расширить ваши знания стоит заметить,

 - Если на черешке пластинка одна, то лист называется простой.

-Если пластинок на черешке несколько, то лист называется сложный.

- Опираясь на наглядность, назовите простые и сложные листья? - Кто догадался?

- Возьмите в руки  зелёный листочек и жёлтый  внимательно рассмотрите ножки листьев, и найдите различия.

- что заметили?

- молодцы!

- это расширение – образование пробкового слоя, лубяного. Следовательно, вода не может проникнуть в лист. Умирающий лист меняет цвет, затем высыхает и отмирает. Ветер срывает его с дерева.

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз наклон

И два наклон,

Зашумел листвою клён.

- Как вы считаете, какую пользу принесут опавшие листья дереву?

- Опавшие листья, как тёплая перина, будут защищать корни дерева от морозов, а весной, перегнив под дождями, удобрят почву и дадут деревьям полезные вещества.

- А где люди могут использовать листья?

Для создания произведений искусства. Красота осенних листьев завораживает, вдохновляет, успокаивает, учит видеть прекрасное.  В других случаях обучает, наталкивает на открытия.

- А не поработать ли и  нам  творчески? Всё необходимое для работы находится на ваших столах. А результатом вашей работы будут осенние букеты, живописные картины, гербарии.

1-я группа – пейзажисты, ценители искусства

2-я  - проектировщики

осенних букетов

3-я – ботаники (гербарий)

(Звучит мелодия осеннего леса, звуки природы)

- Представьте, пожалуйста, полученные результаты.

- Молодцы, ребята. Порадовали не только Осень, но и друг друга.

Тест - молчанка:  «Узнай дерево по описанию».

- Ребята, сейчас мы немного поиграем. На мои загадки вы поднимаете «отгадки» - образцы  листьев, соответствующие определённым породам  деревьям.

- Клейкие листочки,

   зелёные почки.
С белой корой

стоит под горой.

- Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит.

Я из крошки  бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.

Прилетели в гости к ней

Стайки алых снегирей.

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют.

- Что вы можете рассказать о деревьях? Что это за организмы?

-Знаете ли вы, что дерево клёна выделяет в год 2 килограмма кислорода. А одному человеку в сутки требуется 17 кг чистого воздуха. Кто сможет определить, сколько кг чистого воздуха потребуется  на семью из двух человек? на вашу семью?

- Расчёты можете произвести на калькуляторе.

-Сделайте вывод: какое значение в природе имеют деревья?

Откройте учебники на странице 15. Обратите внимание на осенние лесные пейзажи, пёстрые деревья, яркую окраску осенних листьев.

- Как вы думаете, отчего зависит окраска листьев, что является причиной?

- Верно, ребята. С понижением температуры воздуха происходит изменение окраски листьев. Чем ниже температура, тем интенсивнее окраска.  В округ ножки листа нарастает лубяной слой. Вода не может проникнуть в лист. Умирающий лист меняет цвет, затем высыхает и отмирает. Ветер срывает его с дерева.

-  Какие деревья не сбрасывают на зиму листву, а остаются зелёными?

-Как вы думаете, почему?

- Пластинка листа имеет узкую форму, покрыта толстой кожицей, испаряет влаги гораздо меньше, чем широкая пластинка лиственного дерева

Листопад  Аннимация

- Если на деревьях листья пожелтели,

- Если в край далёкий птицы улетели,

- Если небо хмурое, если дождик льётся,

- Это время года как друзья, зовётся?

- Из каких листьев наряд на ёлочке?

 Учитель проводит тест, данный в презентации (0,5 м)

Разгадывание загадки:

Листья

- Разные

- Упали с разных деревьев

Ответ на вопрос:

- берёзовый, осиновый, кленовый, дубовый, рябиновый

Ответы на вопрос:

- берёза, осина, рябина.

:

Свободные высказывания мнений детей,

Ответы на вопросы

- стебелёк,

- не знаем.

- разные

Ответы обучающихся.

 - Края листа берёзы зубчатые, похожи на треугольную форму. Есть черешок.

- Форма листа осины округлая, с плавными волновыми зубчиками,

черешок длинный. Имеет красноватый, бордовый цвет.

-  У рябины лист как веточка, состоит из «нескольких листочков», черешок один, листики как бы сидят.

Ответы учащихся:

- у жёлтых и красных листьев – расширения на черешке.

Выполнение упражнений.

- наверное, будут утеплять дерево.

Высказывание предположений:

-лечиться, удобрять огородные участки

Выполнение работы из имеющихся материалов

Ребята представляют осенний букет, образцы гербариев, панно, демонстрируют варианты осенних букетов через документ камеру, читают стихи, исполняют песню.

Ответы на вопрос:

Дерево – это многолетнее растение. Дерево имеет корень, ствол, ветви и листья, служат домом для некоторых животных.

 

Предположения детей

 -холодно

- Хвойные

Предположения детей

Обучающ-ся выполняют тест

Познавательные:

Развитие логики, как способность к анализу и обобщению знаний, гибкости ума.

Коммуникатив-ные:

Умение свободно высказывать и отстаивать своё мнение.

Умение слушать и слышать.

.

Познавательные:

Логическое решение проблемы.

Регулятивные:

Умение высказывать своё суждение, видение мира, отношение к окружающему миру.

Умение работать в группе

Регулятивные:

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Умение сравнивать, делать выводы, заключения

Личностные:

Формирование мотива, реализующего потребность в знании поставленного вопроса.

Регулятивные:

Смена видов деятельности.

Регулятивные:

Высказывание своего суждения.

Общеучебные:

Умение высказывать свои cуждения,   Связь с математикой.

Регулятивные:

Умение выражать своё отношение к прочитанному

Коммуникатив-ные:

Умение слушать и слышать.

Коммуникатив-ные:

Умение слушать и слышать.

Ответы на вопросы, развитие устной речи.

Умение высказы-вать своё мнение, своё суждение.

Постановкаучебной задачи

Сличение данного предмета с полученными знаниями и образцом.

Умение сравнивать.

Самоконтроль за поведением. Бережное отношение к здоровью

Рефлексия

- На какие группы можно разделить листики?

- Что вы нового о листьях узнали сегодня?

- Почему опадают листья?

 

Осень-пониж-е t      охлаж-е почв

                                   Изм-е окраски

            листопад

- Что держит в руках наша гостья?

Оцени свою работу на уроке:

Зелёный лист мне было всё понятно.

Жёлтый лист я понял часть материала.

Красный – я ничего не понял.

Наша гостья осталась довольна  вашими успехами

Спасибо за урок!

Высказывание мнений учащихся:

Можно разделить на группы по цвету: коричневые, зелёные, жёлтые.

Можно разделить на группы по размеру: большие и маленькие.

Можно разделить на группы по форме: овальные, круглые.

Можно разделить на простые и сложные,

Можно разделить на берёзовые, осиновые, рябиновые, кленовые

Отвечать на итоговые вопросы:

Строение листа. Листопад. Окраска листьев меняется  осенью.

Листочки.

Оценка своим достижениям на уроке.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

 Регулятивные:

суждения.Личностные:

Формирование мотива, реализующего потребность в знании поставленного вопроса.

Личностные:

Формирование самооценки

Личностные:

Развитие понятийного мышления и оценка своей деятельности.

 (самооценка, мотивация, самостоя-тельность, ответственность

Умение работать в группе

Сличение данного предмета с полученными знаниями и образ

Умениеклассифици-ровать

Анализ, синтез.

Умение давать самооценку своей работе и оценить полученные знания на работе.




Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по окружающему миру

по разделу Сентябрь – первый месяц осени /программа ХХI век Н.Ф. Виноградова/

Тема: «Что это за листья?»

Цель: учить распознавать листья наиболее распространённых пород деревьев.

Задачи:

Общеучебные: 

Обучающийся будет знать:

- название разных пород деревьев по листьям;

- строение листьев и их виды;

Обучающийся будет уметь:

  - распознавать листья наиболее распространённых пород деревьев;

  - определять деревья по листьям;

На протяжении урока формировались следующие универсальные учебные действия:

Предметные:

  1. учить различать листья наиболее распространённых пород деревьев;
  2. познакомить с разнообразием форм, размеров, окраски листьев растений осенью;
  3. учить различать листья наиболее распространённых пород деревьев;
  4. познакомить со строением листьев и их видами;
  5. познакомить с понятием «листопад»;

Регулятивные УУД:

  1. Формируем умения организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
  2. Формируем умения осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

 3. Формируем умения вносить необходимые дополнения, исправления в свою    

     работу, если она расходится с эталоном (образцом);

  1. Формируем познавательный интерес учащихся;
  2. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Коммуникативные  УУД:

1. Формируем умения соблюдать простейшие нормы речевого этикета. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

2. Формируем умения сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

3. Формируем умения участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

Личностные:

  1. Формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
  2. Формируем  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 
  3. Воспитывать наблюдательность и умение слушать;
  4. Воспитывать стремление бережно относиться к природе;

Методы, используемые на уроке:

  • Деятельностный, (метод проектов,исследовательский);
  • Объяснительно-иллюстративный;
  • Частично-поисковый;

Форма обучения:

  • фронтальная, индивидуальная, работа в группах;

                

Оборудование:

  • доска;
  • видеопроектор;
  • компьютер;

Средства обучения:

  • мультимедийная презентация;
  • учебник;
  • рабочая тетрадь;
  • тесты;

Этапы урока:

  • Организационный момент;
  • Актуализация знаний;
  • Определение темы и целей;
  • Постановка проблемы;
  • Открытие новых знаний;
  • Физкультминутка;
  • Первичное закрепление.
  • Самостоятельное применение знаний;
  • Физкультминутка для глаз;
  • Проверка понимания изученного (CD ROM);
  • Итог урока;
  • Рефлексия;

Ход урока: