Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Никитина Лидия Александровна

Это урок изучения нового. Благодаря исследовательской работе у детей будет привито чувство ответственности за сбережение водных ресурсов планеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_1_kl.docx40.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Методы ведения урока: деятельностный, исследовательский
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая..

Цели и задачи урока:

В сфере личностных УУД.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;

Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.

Прививать чувство ответственности за сбережение водных ресурсов планеты, воспитывать бережное отношение к воде, интерес к окружающему миру.

В сфере регулятивных УУД.

Научить принимать и сохранять учебную задачу.

Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать

правильность выполнения действий.

В сфере познавательных УУД.

Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников.

Развивать речевые навыки при устных высказываниях.

Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.

В сфере коммуникативных УУД.

Развивать навык использования речевых средств  для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.

Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

- систематизировать знания детей о воде;

- выяснить, каково значение воды в жизни человека;

- выявить причины загрязнения водоёмов и меры по охране водоёмов от загрязнения;

Ученики должны:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

прослеживать по рисунку-схеме путь воды;

обсуждать необходимость экономии воды;

выяснять опасность употребления загрязнённой воды;

— практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Оборудование:

- учебник "Мир вокруг нас" А. А. Плешаков , 1 класс,

- рабочая тетрадь "Мир вокруг нас" А. А. Плешаков , 1 класс,

- глобус, шаблоны из бумаги "капельки",  

-  для опытов –лабораторные  стаканы, тушь, кисточка, воронки, фильтры,

-  2 стакана с солёной и пресной водой,  рисунок Муравьишки - Вопросика и Мудрой Черепахи, рисунок Злючки - Грязючки, 3 конверта с текстом пословицы, рисунок микробов, Смайлики,
- диаграмма «Соотношение солёной и пресной воды»

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, электронное приложение к учебнику «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков / 1 класс/,


Ход урока:
I. Организационный момент /Хором/. Слайд №2.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Надо научиться наблюдать,
Будем все внимательны,
А ещё любознательны.
II. Самоопределение к деятельности.
- Ребята у нас в гостях снова  Муравьишка-Воприсик. Он принёс конверт. А в конверте загадка. Сейчас он проверит, какие вы внимательные. Отгадайте загадку.
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
(вода)
Слайд №3, 4.

– Предположите о чём сегодня пойдёт речь на уроке? ( О воде.)
- Уточним тему урока. Откройте учебник на странице 60. Прочитайте, какой вопрос задаёт вам любопытный Муравьишка. (Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?)
-  Прочитайте, что Муравьишка –Вопросик предлагает нам узнать по теме урока и чему научиться. ( Проследим путь воды, которую мы используем дома. Будем учиться проводить опыты.) Вы согласны с ним?
III. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, вспомните, почему нашу планету называют голубой? ( На ней много воды.)

 -Да, вода занимает большую часть земного шара. Ребята, что вы знаете про воду? Какая она?
-Давайте попробуем воду на вкус. (Вызываю 2 учеников и даю 2 стакана с водой - солёной и пресной).
-Какой была вода в ваших стаканах? (Солёная, без вкуса).
-Где содержится солёная вода? (в морях и океанах).
Слайд №5,6.
-Откуда вы это знаете? (Отдыхали на море)
- А как называется вода, которая была во втором стакане? (Пресная)

- Где содержится пресная вода?( В реках, озёрах, ручьях, ледниках, болотах, прудах) Слайд№7,8,9,10,11,12.

-  А много ли пресной воды, на Земле? ( Предположения детей.) Ее оказывается мало, ведь в морях и океанах вода соленая.  Слайд №13.

Ребята, кому нужна пресная вода? (Человеку, растениям, животным)  Слайд №14.

Сделайте вывод.  Слайд №15.

Вода – источник жизни

на Земле

- Вспомните, как вы используете воду дома.  Для чего она нам требуется? (Ответы детей.)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Смоет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без…(воды.)

Слайд № 16  Человек, запомни навсегда:
                       Символ жизни на Земле – вода!
                       Экономь ее и береги –
                       Мы ведь на планете не одни.

Вывод : на Земле мало пресной воды, поэтому её надо экономить. Как вы предлагаете экономить воду?

- Как это сделать? ( Закрывать кран, если не пользуешься водой, не допускать поломки крана и т.д.)

-Поднимите руки те, кто сегодня утром пользовался водой?

-Каким образом вы использовали воду?

 –А кто сегодня умывался?

-Значит, вы открывали кран и видели, как из него течёт вода. Слайд №17.

- Откуда берётся вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, она всё течёт и не кончается.
IV. Первичное усвоение материала (блок первый).

 -Давайте ответим на 1 задание Муравьишки . Откройте учебник на с. 60. По  рисунку- схеме проследим путь воды .

-Как вы думаете, что можно узнать по этой схеме? ( Откуда вода приходит в наш дом и куда потом девается.)

-Работая в парах проследите путь воды в наш дом. ( Учащиеся рассматривают схему-рисунок, делают свои предположения. )(Напомнить детям о правилах работы в парах).

Правила работы в паре Слайд№18.

1. Работать должны оба.

2. Уважай мнение партнёра.

3. Своё несогласие выражай вежливо.

4. Один говорит, другой слушает.

5. Если не понял, переспроси.

- Давайте вместе проследим, откуда в наш дом приходит вода. Где начало этого пути. (Ответы детей.) Слайд №19.

- Установите синие фишки – капельки в тех местах, где вода начинает свой путь в наш дом. ( Дети кладут 2 фишки: на реку (возле стрелки) и на подземную воду).

- Почему речная вода попадает на станцию очистки воды? ( Ответы детей.)( Обобщаю ответы учащихся.)

- Речную воду пить нельзя! Вода в реках недостаточно чистая. На станциях очистки воды она проходит через фильтры – специальные очищающие устройства, и только чистая вода приходит в наши дома. А благодаря какому оборудованию она поступает в дом? (Загадка )

                       Если речка по трубе прибегает в дом к тебе

                       И хозяйничает в нём – как мы это назовем? Слайд №20.

 ( водопровод) Слайд №21.

- Да. трубы по которым течёт вода называются водопроводные.

 Проведите синие фишки –капельки по синей дорожке в доме.

- Расскажите, куда же поступает чистая вода? ( Ответы детей.)

- Давайте проследим с помощью коричневой капельки - фишки, куда уходит грязная вода из наших квартир. ( В канализацию.)

- А из канализации?( Ответы детей.)

- Грязная вода может сразу попасть в реку, а может пройти этот путь через очистные сооружения. Какой путь выбрать – длинный или короткий? (Ответы детей.)

- Если грязная вода окажется сразу в реке, хорошо ли от этого будет речным обитателям? ( Ответы детей.)

- А что случится с грязной водой, если она пройдёт через очистные сооружения? ( Она станет чистой.)

- Правильно! Давайте же заменим коричневую капельку синей, и направим её в реку.

-  Посмотрите, как выглядит капля воды под микроскопом. Слайд 22.   В ней содержится много микробов, частичек, которые не видны вооружённым глазом. Среди них попадают опасные для здоровья.  Поэтому вода нуждается в очистке. (Очистные сооружения. Стр. 61 учебника)

-На какой вопрос Муравьишка помог нам найти ответ? (Проследить путь воды, которую мы используем дома.)

Слайд № 23, 24.  Вопрос загрязнения воды всегда волновал людей и уже в 19 веке

люди стали строить очистные сооружения.

Слайд № 25. Посмотрите, как выглядят сейчас очистные сооружения.

Слайд № 26. Набирая в очередной раз стакан воды, подумайте о том, какой невероятно долгий путь она прошла, прежде чем попасть в ваш дом.

Физкультминутка

Наша капелька проснулась, потянулась, улыбнулась.

Раз она уже умылась,

Два - изящно покружилась,

Три тихонечко присела,

На четыре улетела.

1. Выполнение задания в рабочей тетради №1 (с.38.)

-А сейчас давайте проверим, как вы поняли, какой путь проходит вода от реки … до…  реки.(Рабочая тетрадь, стр. 38,з. 1) Составьте схему, работая в парах. (Самопроверка) Слайд 27.

Правила работы в паре.

1. Работать должны оба.

2. Уважай мнение партнёра.

3. Своё несогласие выражай вежливо.

4. Один говорит, другой слушает.

5. Если не понял, переспроси.

- Рассмотрите рисунок. Вам  предлагают проследить путь воды на этом рисунке.

- Что изображено на рисунке под номерами 1,3? ( Очистные сооружения.)

- Что там происходит с водой?

- А под номером 2? ( Дом.)

- Что там происходит с водой? ( Она загрязняется.)

- Почему вода после использования в домах тоже проходит через очистные сооружения?

- Покажите путь воды на этом рисунке. Сделайте это с помощью синего и коричневого карандашей. ( Синим карандашом дети показывают путь от реки до станции очистки воды и от станции очистки к дому, коричневым карандашом – от дома до очистных сооружений, затем опять синим – от очистных сооружений до реки.)

VII. Первичное усвоение материала (блок второй). Практическая работа.
Опыты по очистке и загрязнению воды.

- Пока мы беседовали, к нам на урок пришла Злючка – Грязючка. Слайд №28.

- В какой воде живёт злючка- Грязючка? ( В грязной.)

( От лица Злючки Грязючки читаю текст на с. 61.)

-«Я Злючка – Грязючка. Если я поселюсь в воде, людям её пить нельзя. Люблю, когда люди загрязняют воду!»
- Подумайте, как нам защитить воду от Злючки – Грязючки?
-Давайте вспомним, что предлагал  вам провести Муравьишка-Вопросик? (Опыты)
2. Опыты по загрязнению и очистке воды. Групповая работа.

(Учитель показывает образец выполнения на своём столе, дети на партах)

- Работать будем поэтапно. На ваших столах оборудование для практических работ.

 -Представьте, что мы учёные – исследователи и нам нужно провести опыты. Я буду вашим руководителем.
Мы впервые будем пользоваться специальными оборудованием для опытов (показать и назвать). При работе с оборудованием будьте осторожны, стаканчики хрупкие, легко бьются. Поэтому проводить опыт в группе будет главный исследователь. Остальные должны наблюдать и делать выводы.
1 ряд - 1 группа. Главный исследователь -… (Указываю место работы №1.)
2 ряд - 2группа. Главный исследователь -… (Указываю место работы №2.)
3 ряд - 3 группа. Главный исследователь - …(Указываю место работы №3.)
- Внимательно послушайте инструкцию проведения опыта.
Для 1 опыта берем воду. (Показываю стакан с чистой водой).
-Какая вода должна быть в стаканчике сначала? (Чистая))
Догадайтесь, что нужно делать дальше, чтобы вода была в таком состоянии. (Показываю стакан с грязной водой) Выполните задание?
– Что вы пронаблюдали?
Вывод (Вода стала грязной)

 ( Учащиеся рисуют свои наблюдения в рабочей тетради с. 38-40, №2 и устно делают выводы.)

- Кто поселился в этой воде?( Злючка-Грязючка.)

- Подумайте, как нам защитить воду от Злючки –Грязючки?
Продолжаем исследование и проведем 2 опыт. 
Эксперимент мы проведем,
Воду чистую найдем.
-Возьмите фильтр, поместите его в воронку, пропустите через нее воду.
-Посмотрите, что получилось.
Делаем вывод. Как мы очистили воду? (Воду можно очищать через фильтр).
-Спасибо за работу группам. Главные исследователи принесите на стол учителя стаканчики с водой.
- Сравним очищенную воду?
-У всех ли одинаково очистилась вода?
Чтобы вода снова стала чистой, она проходит через множество фильтров.
- Многие из вас с родителями бывают в походах. А представьте, что у вас закончилась питьевая вода? Как поступить?
(Набрать из реки, лужи)
Можно ли пить такую воду? Что нужно сделать? (Прокипятить воду, …)
Речную воду можно очистить активированным углем? (Показываю таблетки и опускаю в самый чистый стакан, активированный уголь убивает микробы)

–Чему вы научились вместе с Муравьишком-Вопросиком? (Как проводить опыты и очищать воду)

VIII . Осознание и осмысление учебного материала .
- Мы очистили небольшое количество воды. Чистой воды надо много, каким же образом очистить такое количество воды? (Строить очистные сооружения)
- Как мы можем сохранить воду чистой? (Варианты ответов детей)
Не выливать и ничего не бросать в реку.
Не мыть машины на берегу.
На заводах и фабриках строить очистные сооружения.

- Как нужно относиться к воде? (Экономно)
(При умывании не включать сильно кран, чтобы не утекло много воды.
Закрывать хорошо кран после потребления.
Не оставлять открытым душ.)

-Ребята, прочитайте пословицу.  «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан». Слайд №29.
- Запомните эту пословицу и всегда выполняйте это правило.

IX. Итог урока.
- Ребята, наш урок подходит к концу. На какие вопросы Муравьишки мы смогли сегодня ответить? (Называют сами)
- Откуда в наш дом приходит вода?
-Куда загрязнённая вода уходит из нашего дома?
- Как мы смогли очистить загрязнённую воду?
-А давайте прочитаем, какой вывод по уроку сделала Мудрая Черепаха. ( Читают по учебнику стр. 61 внизу)
Слайд №29.
-Сравните выводы. Что вы можете сказать.

 -Мудрая Черепаха очень рада, что помогла вам найти ответы на вопросы.
X.Рефлексия по Смайликам. 
- У вас в конвертах лежат Смайлики. Оцените свою работу на уроке.
-Если вы на все вопросы ответили правильно. Молодцы! (Жёлтый)
-Если вы ответили не на все вопросы, допустили ошибки. Надо ещё поработать!
(Зелёный)
- Не ответили на вопросы. Придётся начать снова! (Красный)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"

На уроке учитель создаёт условия для активизации познавательной деятельности учащихся через использование цифровых образовательных ресурсов.Предметные задачи урока:- иметь представление о том, о...

"Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"

Урок окружающего мира ставит проблему "Откуда в наш дом приходит вода и куда уходит вода". Для решения этой проблемы учащиеся решают ряд задач, высказывают своё мнение, разбирают различные ситуац...

урок по ООМ "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"

А.А.Плешаков 1 класс " Откуда в наш дом приходит вода?"...

Откуда в наш дом приходит вода и куда уходит?

Подробный сценарий урока с практической работой (опыт)....

Урок окружающего мира в 1 классе "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Комплект учебников и рабочих тетрадей (автор А.А.Плешаков) по УМК "Школа России"....