Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Это урок изучения нового. Благодаря исследовательской работе у детей будет привито чувство ответственности за сбережение водных ресурсов планеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_1_kl.docx | 40.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Методы ведения урока: деятельностный, исследовательский
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая..
Цели и задачи урока:
В сфере личностных УУД.
Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.
Прививать чувство ответственности за сбережение водных ресурсов планеты, воспитывать бережное отношение к воде, интерес к окружающему миру.
В сфере регулятивных УУД.
Научить принимать и сохранять учебную задачу.
Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать
правильность выполнения действий.
В сфере познавательных УУД.
Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников.
Развивать речевые навыки при устных высказываниях.
Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.
В сфере коммуникативных УУД.
Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.
Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
- систематизировать знания детей о воде;
- выяснить, каково значение воды в жизни человека;
- выявить причины загрязнения водоёмов и меры по охране водоёмов от загрязнения;
Ученики должны:
— понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— прослеживать по рисунку-схеме путь воды;
— обсуждать необходимость экономии воды;
— выяснять опасность употребления загрязнённой воды;
— практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Оборудование:
- учебник "Мир вокруг нас" А. А. Плешаков , 1 класс,
- рабочая тетрадь "Мир вокруг нас" А. А. Плешаков , 1 класс,
- глобус, шаблоны из бумаги "капельки",
- для опытов –лабораторные стаканы, тушь, кисточка, воронки, фильтры,
- 2 стакана с солёной и пресной водой, рисунок Муравьишки - Вопросика и Мудрой Черепахи, рисунок Злючки - Грязючки, 3 конверта с текстом пословицы, рисунок микробов, Смайлики,
- диаграмма «Соотношение солёной и пресной воды»
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, электронное приложение к учебнику «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков / 1 класс/,
Ход урока:
I. Организационный момент /Хором/. Слайд №2.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Надо научиться наблюдать,
Будем все внимательны,
А ещё любознательны.
II. Самоопределение к деятельности.
- Ребята у нас в гостях снова Муравьишка-Воприсик. Он принёс конверт. А в конверте загадка. Сейчас он проверит, какие вы внимательные. Отгадайте загадку.
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
(вода) Слайд №3, 4.
– Предположите о чём сегодня пойдёт речь на уроке? ( О воде.)
- Уточним тему урока. Откройте учебник на странице 60. Прочитайте, какой вопрос задаёт вам любопытный Муравьишка. (Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?)
- Прочитайте, что Муравьишка –Вопросик предлагает нам узнать по теме урока и чему научиться. ( Проследим путь воды, которую мы используем дома. Будем учиться проводить опыты.) Вы согласны с ним?
III. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, вспомните, почему нашу планету называют голубой? ( На ней много воды.)
-Да, вода занимает большую часть земного шара. Ребята, что вы знаете про воду? Какая она?
-Давайте попробуем воду на вкус. (Вызываю 2 учеников и даю 2 стакана с водой - солёной и пресной).
-Какой была вода в ваших стаканах? (Солёная, без вкуса).
-Где содержится солёная вода? (в морях и океанах). Слайд №5,6.
-Откуда вы это знаете? (Отдыхали на море)
- А как называется вода, которая была во втором стакане? (Пресная)
- Где содержится пресная вода?( В реках, озёрах, ручьях, ледниках, болотах, прудах) Слайд№7,8,9,10,11,12.
- А много ли пресной воды, на Земле? ( Предположения детей.) Ее оказывается мало, ведь в морях и океанах вода соленая. Слайд №13.
Ребята, кому нужна пресная вода? (Человеку, растениям, животным) Слайд №14.
Сделайте вывод. Слайд №15.
Вода – источник жизни на Земле |
- Вспомните, как вы используете воду дома. Для чего она нам требуется? (Ответы детей.)
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Смоет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без…(воды.)
Слайд № 16 Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги –
Мы ведь на планете не одни.
Вывод : на Земле мало пресной воды, поэтому её надо экономить. Как вы предлагаете экономить воду?
- Как это сделать? ( Закрывать кран, если не пользуешься водой, не допускать поломки крана и т.д.)
-Поднимите руки те, кто сегодня утром пользовался водой?
-Каким образом вы использовали воду?
–А кто сегодня умывался?
-Значит, вы открывали кран и видели, как из него течёт вода. Слайд №17.
- Откуда берётся вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, она всё течёт и не кончается.
IV. Первичное усвоение материала (блок первый).
-Давайте ответим на 1 задание Муравьишки . Откройте учебник на с. 60. По рисунку- схеме проследим путь воды .
-Как вы думаете, что можно узнать по этой схеме? ( Откуда вода приходит в наш дом и куда потом девается.)
-Работая в парах проследите путь воды в наш дом. ( Учащиеся рассматривают схему-рисунок, делают свои предположения. )(Напомнить детям о правилах работы в парах).
Правила работы в паре Слайд№18.
1. Работать должны оба.
2. Уважай мнение партнёра.
3. Своё несогласие выражай вежливо.
4. Один говорит, другой слушает.
5. Если не понял, переспроси.
- Давайте вместе проследим, откуда в наш дом приходит вода. Где начало этого пути. (Ответы детей.) Слайд №19.
- Установите синие фишки – капельки в тех местах, где вода начинает свой путь в наш дом. ( Дети кладут 2 фишки: на реку (возле стрелки) и на подземную воду).
- Почему речная вода попадает на станцию очистки воды? ( Ответы детей.)( Обобщаю ответы учащихся.)
- Речную воду пить нельзя! Вода в реках недостаточно чистая. На станциях очистки воды она проходит через фильтры – специальные очищающие устройства, и только чистая вода приходит в наши дома. А благодаря какому оборудованию она поступает в дом? (Загадка )
Если речка по трубе прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нём – как мы это назовем? Слайд №20.
( водопровод) Слайд №21.
- Да. трубы по которым течёт вода называются водопроводные.
Проведите синие фишки –капельки по синей дорожке в доме.
- Расскажите, куда же поступает чистая вода? ( Ответы детей.)
- Давайте проследим с помощью коричневой капельки - фишки, куда уходит грязная вода из наших квартир. ( В канализацию.)
- А из канализации?( Ответы детей.)
- Грязная вода может сразу попасть в реку, а может пройти этот путь через очистные сооружения. Какой путь выбрать – длинный или короткий? (Ответы детей.)
- Если грязная вода окажется сразу в реке, хорошо ли от этого будет речным обитателям? ( Ответы детей.)
- А что случится с грязной водой, если она пройдёт через очистные сооружения? ( Она станет чистой.)
- Правильно! Давайте же заменим коричневую капельку синей, и направим её в реку.
- Посмотрите, как выглядит капля воды под микроскопом. Слайд 22. В ней содержится много микробов, частичек, которые не видны вооружённым глазом. Среди них попадают опасные для здоровья. Поэтому вода нуждается в очистке. (Очистные сооружения. Стр. 61 учебника)
-На какой вопрос Муравьишка помог нам найти ответ? (Проследить путь воды, которую мы используем дома.)
Слайд № 23, 24. Вопрос загрязнения воды всегда волновал людей и уже в 19 веке
люди стали строить очистные сооружения.
Слайд № 25. Посмотрите, как выглядят сейчас очистные сооружения.
Слайд № 26. Набирая в очередной раз стакан воды, подумайте о том, какой невероятно долгий путь она прошла, прежде чем попасть в ваш дом.
Физкультминутка
Наша капелька проснулась, потянулась, улыбнулась.
Раз она уже умылась,
Два - изящно покружилась,
Три тихонечко присела,
На четыре улетела.
1. Выполнение задания в рабочей тетради №1 (с.38.)
-А сейчас давайте проверим, как вы поняли, какой путь проходит вода от реки … до… реки.(Рабочая тетрадь, стр. 38,з. 1) Составьте схему, работая в парах. (Самопроверка) Слайд 27.
Правила работы в паре.
1. Работать должны оба.
2. Уважай мнение партнёра.
3. Своё несогласие выражай вежливо.
4. Один говорит, другой слушает.
5. Если не понял, переспроси.
- Рассмотрите рисунок. Вам предлагают проследить путь воды на этом рисунке.
- Что изображено на рисунке под номерами 1,3? ( Очистные сооружения.)
- Что там происходит с водой?
- А под номером 2? ( Дом.)
- Что там происходит с водой? ( Она загрязняется.)
- Почему вода после использования в домах тоже проходит через очистные сооружения?
- Покажите путь воды на этом рисунке. Сделайте это с помощью синего и коричневого карандашей. ( Синим карандашом дети показывают путь от реки до станции очистки воды и от станции очистки к дому, коричневым карандашом – от дома до очистных сооружений, затем опять синим – от очистных сооружений до реки.)
VII. Первичное усвоение материала (блок второй). Практическая работа.
Опыты по очистке и загрязнению воды.
- Пока мы беседовали, к нам на урок пришла Злючка – Грязючка. Слайд №28.
- В какой воде живёт злючка- Грязючка? ( В грязной.)
( От лица Злючки Грязючки читаю текст на с. 61.)
-«Я Злючка – Грязючка. Если я поселюсь в воде, людям её пить нельзя. Люблю, когда люди загрязняют воду!»
- Подумайте, как нам защитить воду от Злючки – Грязючки?
-Давайте вспомним, что предлагал вам провести Муравьишка-Вопросик? (Опыты)
2. Опыты по загрязнению и очистке воды. Групповая работа.
(Учитель показывает образец выполнения на своём столе, дети на партах)
- Работать будем поэтапно. На ваших столах оборудование для практических работ.
-Представьте, что мы учёные – исследователи и нам нужно провести опыты. Я буду вашим руководителем.
Мы впервые будем пользоваться специальными оборудованием для опытов (показать и назвать). При работе с оборудованием будьте осторожны, стаканчики хрупкие, легко бьются. Поэтому проводить опыт в группе будет главный исследователь. Остальные должны наблюдать и делать выводы.
1 ряд - 1 группа. Главный исследователь -… (Указываю место работы №1.)
2 ряд - 2группа. Главный исследователь -… (Указываю место работы №2.)
3 ряд - 3 группа. Главный исследователь - …(Указываю место работы №3.)
- Внимательно послушайте инструкцию проведения опыта.
Для 1 опыта берем воду. (Показываю стакан с чистой водой).
-Какая вода должна быть в стаканчике сначала? (Чистая))
Догадайтесь, что нужно делать дальше, чтобы вода была в таком состоянии. (Показываю стакан с грязной водой) Выполните задание?
– Что вы пронаблюдали?
Вывод (Вода стала грязной)
( Учащиеся рисуют свои наблюдения в рабочей тетради с. 38-40, №2 и устно делают выводы.)
- Кто поселился в этой воде?( Злючка-Грязючка.)
- Подумайте, как нам защитить воду от Злючки –Грязючки?
Продолжаем исследование и проведем 2 опыт.
Эксперимент мы проведем,
Воду чистую найдем.
-Возьмите фильтр, поместите его в воронку, пропустите через нее воду.
-Посмотрите, что получилось.
Делаем вывод. Как мы очистили воду? (Воду можно очищать через фильтр).
-Спасибо за работу группам. Главные исследователи принесите на стол учителя стаканчики с водой.
- Сравним очищенную воду?
-У всех ли одинаково очистилась вода?
Чтобы вода снова стала чистой, она проходит через множество фильтров.
- Многие из вас с родителями бывают в походах. А представьте, что у вас закончилась питьевая вода? Как поступить?
(Набрать из реки, лужи)
Можно ли пить такую воду? Что нужно сделать? (Прокипятить воду, …)
Речную воду можно очистить активированным углем? (Показываю таблетки и опускаю в самый чистый стакан, активированный уголь убивает микробы)
–Чему вы научились вместе с Муравьишком-Вопросиком? (Как проводить опыты и очищать воду)
VIII . Осознание и осмысление учебного материала .
- Мы очистили небольшое количество воды. Чистой воды надо много, каким же образом очистить такое количество воды? (Строить очистные сооружения)
- Как мы можем сохранить воду чистой? (Варианты ответов детей)
Не выливать и ничего не бросать в реку.
Не мыть машины на берегу.
На заводах и фабриках строить очистные сооружения.
- Как нужно относиться к воде? (Экономно)
(При умывании не включать сильно кран, чтобы не утекло много воды.
Закрывать хорошо кран после потребления.
Не оставлять открытым душ.)
-Ребята, прочитайте пословицу. «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан». Слайд №29.
- Запомните эту пословицу и всегда выполняйте это правило.
IX. Итог урока.
- Ребята, наш урок подходит к концу. На какие вопросы Муравьишки мы смогли сегодня ответить? (Называют сами)
- Откуда в наш дом приходит вода?
-Куда загрязнённая вода уходит из нашего дома?
- Как мы смогли очистить загрязнённую воду?
-А давайте прочитаем, какой вывод по уроку сделала Мудрая Черепаха. ( Читают по учебнику стр. 61 внизу) Слайд №29.
-Сравните выводы. Что вы можете сказать.
-Мудрая Черепаха очень рада, что помогла вам найти ответы на вопросы.
X.Рефлексия по Смайликам.
- У вас в конвертах лежат Смайлики. Оцените свою работу на уроке.
-Если вы на все вопросы ответили правильно. Молодцы! (Жёлтый)
-Если вы ответили не на все вопросы, допустили ошибки. Надо ещё поработать!
(Зелёный)
- Не ответили на вопросы. Придётся начать снова! (Красный)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ОТКУДА В НАШ ДОМ ПРИХОДИТ ВОДА И КУДА ОНА УХОДИТ»
УМК "Школа России"...
Урок по теме "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"
На уроке учитель создаёт условия для активизации познавательной деятельности учащихся через использование цифровых образовательных ресурсов.Предметные задачи урока:- иметь представление о том, о...
"Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"
Урок окружающего мира ставит проблему "Откуда в наш дом приходит вода и куда уходит вода". Для решения этой проблемы учащиеся решают ряд задач, высказывают своё мнение, разбирают различные ситуац...
"Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит.
Ознакомление....
урок по ООМ "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"
А.А.Плешаков 1 класс " Откуда в наш дом приходит вода?"...
Откуда в наш дом приходит вода и куда уходит?
Подробный сценарий урока с практической работой (опыт)....
Урок окружающего мира в 1 классе "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Комплект учебников и рабочих тетрадей (автор А.А.Плешаков) по УМК "Школа России"....