Урок Окружающего мира 3 класс "Мурость старости"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Селиверстова Татьяна Валерьевна

Учитель: Селиверстова Татьяна Валерьевна гимназия № 116

Приморского района г. Санкт-Петербурга

Тема урока: Мудрость старости. Окружающий мир 3 класс.

УМК «Перспектива», автор – Плешаков А.А.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель урока: познакомить детей с образом достойной старости, воспитывать уважение к старости.

 

 

Задачи урока: познакомить детей с образом достойной старости ,представленным в народных сказках, пословицах, произведениях живописи; сформировать представление об уважении к старым людям.

Планируемые результаты

Предметные:

-дать представление учащимся о разных периодах человеческой жизни

1.    -знать как выглядит образ достойной старости, представленный в народных сказках, пословицах, произведениях живописи

2.    –узнают, что ценят в жизни народы мира

3.    –узнают, почему старость надо уважать

4.     

Метапредметные:

-понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

-высказывать и обосновывать своё мнение;

-выслушивать разные мнения, приходить к единому решению;

-осуществлять взаимодействие при работе в парах;

-планировать деятельность по выполнению задания;

-находить информацию в разных источниках;

-проводить самооценку.

Личностные:

-оценивать нравственные качества и поступки людей;

-адекватно воспринимать разные мнения;

-стремиться к совершенствованию собственной речи;

Ресурсы урока: учебник ч.1 , рабочая тетрадь  А.А. Плешакова , рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Мотивация познавательной деятельности

  

 

-Послушайте болгарскую народную сказку. (Чтение сказки по частям.) До слов: «А среди бояр был и тот..»

«Ушли бояре ,пригорюнившись…»

- Предположите, что будет дальше.

-Уточним значение некоторых слов.(Норовистый, стреножат)

 

 

-О чем она?

 

-Сегодня  на уроке о чем будем говорить?

 

Высказывают свои мнения.

 

 

Высказывают свои мнения.

 

Находят значение слова в толковом словаре:

Упрямый, лишить свободы действий.

 

Высказывают свои мнения . ( Старики не могут пахать и сеять. Их преимущество в мудрости)

Высказывают свои мнения.( О мудрости старости)

 

 

Организация познавательной деятельности

2.-В древности люди так представляли возраст человека.

В старой древности сказали:

Возраст временем назвали,

Юность Человека-лето,

 Детство всех Людей-весна.

Зрелость Человека-осень,

Старость всех Людей-зима.

-Согласны ли вы с мнением древних людей?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.-А ещё возраст человека можно сравнить с четырьмя фазами суток.

-Почему?

-Что сравнивали?

-Отсюда можно сделать вывод….

 

 

4. Работа в рабочей тетради.

Рассмотри картинку «Ступени человеческого века». Запиши под каждой ступенькой её название.

 

 

каждый возрастной период.

Младенчество (до 1года): Жизнь младенца целиком и полностью зависит от ухаживающего

за ним взрослого: питание, перемещение в пространстве осуществляется не иначе, как с помощью

взрослого. Ребенок учится сидеть, ползать, к году начинает ходить, говорить первые слова.

Дошкольное детство (от 3 до 6 лет): на 3-м году жизни ребёнок научается отделять себя от

взрослого, относиться к себе как самостоятельному "Я", складываться личность ребёнка, он

начинает рисовать, лепить, формируются интересы, мотивы поведения.

Школьный возраст (от 7 до 18): период жизни человека, который он посвящает обучению и

получению школьных знаний. 

Юношеский возраст (от 18 до 25): возраст перехода к самостоятельности, в этом возрасте

встает задача выбора профессии, многие начинают трудовую деятельность.

Зрелость (от 30 до 60): период в жизни человека, в котором о

 

Младенчество (до 1года): Жизнь младенца целиком и полностью зависит от ухаживающего

за ним взрослого: питание, перемещение в пространстве осуществляется не иначе, как с помощью

взрослого. Ребенок учится сидеть, ползать, к году начинает ходить, говорить первые слова.

Дошкольное детство (от 3 до 6 лет): на 3-м году жизни ребёнок научается отделять себя от

взрослого, относиться к себе как самостоятельному "Я", складываться личность ребёнка, он

начинает рисовать, лепить, формируются интересы, мотивы поведения.

Школьный возраст (от 7 до 18): период жизни человека, который он посвящает обучению и

получению школьных знаний. 

Юношеский возраст (от 18 до 25): возраст перехода к самостоятельности, в этом возрасте

встает задача выбора профессии, многие начинают трудовую деятельность.

Зрелость (от 30 до 60): период в жизни человека, в котором он достигает наиболее высоких

результатов в профессиональном и личностном развитии.

Младенчество (до 1года): Жизнь младенца целиком и полностью зависит от ухаживающего

за ним взрослого: питание, перемещение в пространстве осуществляется не иначе, как с помощью

взрослого. Ребенок учится сидеть, ползать, к году начинает ходить, говорить первые слова.

Дошкольное детство (от 3 до 6 лет): на 3-м году жизни ребёнок научается отделять себя от

взрослого, относиться к себе как самостоятельному "Я", складываться личность ребёнка, он

начинает рисовать, лепить, формируются интересы, мотивы поведения.

Школьный возраст (от 7 до 18): период жизни человека, который он посвящает обучению и

получению школьных знаний. 

Юношеский возраст (от 18 до 25): возраст перехода к самостоятельности, в этом возрасте

встает задача выбора профессии, многие начинают трудовую деятельность.

Зрелость (от 30 до 60): период в жизни человека, в котором он достигает наиболее высоких

результатов в профессиональном и личностном развитии.

Младенчество (до 1года): Жизнь младенца целиком и полностью зависит от ухаживающего

за ним взрослого: питание, перемещение в пространстве осуществляется не иначе, как с помощью

взрослого. Ребенок учится сидеть, ползать, к году начинает ходить, говорить первые слова.

Дошкольное детство (от 3 до 6 лет): на 3-м году жизни ребёнок научается отделять себя от

взрослого, относиться к себе как самостоятельному "Я", складываться личность ребёнка, он

начинает рисовать, лепить, формируются интересы, мотивы поведения.

Школьный возра

5.Физкультпауза.(Времена года)

6.Игра «Распредели карточки повозрастным периодам.»

 

Младенчество (до 1года): Жизнь младенца целиком и полностью зависит от ухаживающего

за ним взрослого: питание, перемещение в пространстве осуществляется не иначе, как с помощью

взрослого. Ребенок учится сидеть, ползать, к году начинает ходить, говорить первые слова.

Дошкольное детство (от 3 до 6 лет): на 3-м году жизни ребёнок научается отделять себя от

взрослого, относиться к себе как самостоятельному "Я", складываться личность ребёнка, он

начинает рисовать, лепить, формируются интересы, мотивы поведения.

Школьный возраст (от 7 до 18): период жизни человека, который он посвящает обучению и

получению школьных знаний. 

Юношеский возраст (от 18 до 25): возраст перехода к самостоятельности, в этом возрасте

встает задача выбора профессии, многие начинают трудовую деятельность.

Зрелость (от 30 до 60): период в жизни человека, в котором он достигает наиболее высоких

результатов в профессиональном и личностном развитии.

• Играет сам с собой, учится хватать предметы, сидеть.

• Играет в куклы, говорит, учится писать.

• Ходит в школу, читает, получает паспорт.

• Учится в университете, становится самостоятельным, ищет работу.

• Работает журналистом, готовит кушать, растит ребенка.

• Уходит на пенсию, вяжет носочки, растит внуков.

 

7.-Дальше дадим слово учебнику. Прочитаем по ролям часть главы учебника. По каким  результатам следует оценивать итоги человеческой жизни? 

-Как молодым следует относиться к словам мудрых, старых людей? Какие пословицы разных народов оценивают ложь и правду?

-Как пословицы учат относиться к людям?

 

 

 

-

 

-Ребята, на с. 81 учебника приведена репродукция картины В. М. Нестерова «Старый да малый». Вглядитесь в неё.

-Какое настроение передаёт эта картина?

-Что держит в руках дедушка?

-Чем может заниматься малыш в возке, наполненном свежескошенной травой?

-Как вы думаете, кто сделал малышу этот возок, заботливо подстелил ароматной шёлковой травы?

-Какие чувства вызывают у вас герои картины? Почему?

-Почему художник изобразил на картине старца и младенца?

-Какая из услышанных пословиц вам кажется подходящей к мыслям или словам старика?

-Какие имена вам хотелось бы дать персонажам картины?

-Предположите, какие чувства связывают их друг с другом.

-Кого из знакомых или родных напоминает вам этот пожилой крестьянин?

 

- Работая в парах, составьте по два вопроса по картине.

 

-Сейчас мы закончим урок, прочитав вывод главы. Урок наш закончится минутой тишины. Чтобы вы подумали, о том, что услышите.

 

-Прочитайте дома вместе с родителями текст «Продолжение жизни – в потомках, выполни задание 3 на стр. 55 рабочей тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Весной, когда становится теплее, все цветы начинают свой рост. Как и  Человек. Он рождается и потихоньку начинает набираться сил. Как Цветок.

-Летом всё зелёное и яркое, ну, просто красота! Всё молодое. Как юный Человек.

 -Осенью уже не так красиво и мало энергии вокруг. Но не такие уж и старые деревья и цветы. Просто они в возрасте, как и Люди.

-А зимой  все растения, животные и насекомые засыпают. Становятся старыми. Так заведено в природе. И человек стареет.

 -Утро, день, вечер, ночь.

Мнения детей.

 

Времена года человека, фазы суток и человека.

 

 

Человек и природа целое.

 

 

 

Работа в тетради.

Взаимопроверка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

Выполняют задание №2 на стр.55 рабочей тетради.

 

 

-Старые люди для нас – прежде всего мудрые и добрые

 

Работа с учебником

 

Высказывают свои мнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Работа в парах.

 

Дети слушают, говорят о чувствах, мыслях, впечатлениях от урока.

 

 

 

 

 

Подведение итогов

-Предлагает соотнести поставленную задачу и результаты деятельности на уроке, определить степень её решения.

9. Итог урока. Рефлексия:

- Вопросы:

- Какую задачу ставили на уроке?

 -Удалось решить задачу? 

-Каким способом?

-Где можно применить новые знания?

-Анализируют этапы учебной деятельности, выявляют затруднения, делают выводы.

 
 
    
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сказка «Мудрость стариков»

1.   Один жестокий царь издал приказ истребить всех старых людей.

— Какая от них польза, — сказал он, — они не могут ни пахать, ни жать, ни дров наколоть. Только напрасно хлеб едят, да мешаются в доме. Без них жить будет лучше”

Взялись за дело царские палачи. Всех старых людей погубили. Остался только один старик — отец боярина. Жаль ему стало своего старого отца, спрятал он его в тайное место и стал украдкой носить ему пищу.

У жестокого царя был норовистый чёрный конь. Он лягался, кусался, вставал на дыбы и сбрасывал с себя ездоков. Никто не мог его объездить. Узнал царь, что в столице живёт одна премудрая знахарка. Приказал он привести её во дворец и стал расспрашивать, как укротить ретивого коня.

— Прикажи, государь, своим боярам сплести верёвку из песка и этой верёвкой пусть стреножат коня. Станет он кротким, словно овечка.

Царь почесал в затылке и созвал бояр.

— Эй, бояре, — крикнул он, — слушайте мой приказ; чтоб завтра утром была у меня верёвка из песка! Если вы придёте во дворец без верёвки, я снесу вам головы с плеч!

Разошлись бояре, понурив головы. Никому из них не приходило на ум, как можно сплести верёвку из песка.

2.    А среди бояр был и тот, который сохранил жизнь своего отца. Пришёл он домой, задумчивый и грустный, вот старик и спрашивает его.

— Что это ты такой угрюмый, сынок? Рассказал ему боярин о царском приказе.

— Твоему горю легко помочь, — сказал старик. — Завтра утром, когда ты придёшь во дворец и царь спросит: “Где же-верёвка?”, ты ему ответь так: “Царь, мы готовы сплести верёвку из песка, но не знаем, какая она должна быть — толстая или тонкая, жёлтая или красная. Дай нам образец”.

На другой день царь, услышав такой толковый ответ, склонил голову и сказал:

— Вы правы, я должен дать вам образец, но мне неоткуда его взять.

И царь даровал своим боярам жизнь.

В то же лето в стране была засуха. Под лучами палящего солнца сгорело всё: и травы, и хлеба, и плоды. Пересохли реки и кoлодцы. Амбары стояли пустые, в них не осталось ни одного зерна. Испyгались люди — всем грозила голодная смерть. Задумался царь. созвал он своих бояр и приказал им:

— Делайте, что хотите, только если завтра утром вы не скажете мне, как найти зерно для посева, я прикажу снести вам головы с плеч.

3.   Ушли бояре, пригорюнившись, — не легкое это дело найти зерно. Увидел старик, что его сын опять пришел от царя чернее тучи, и спросил, что с ним?

— На этот раз, батюшка, и ты не сможешь мне помочь, — ответил боярин.

— Почему?

— Потому что царю нужно зерно для посева, а его нет во всей стране.

— Не тревожься, сынок. Когда вы завтра придёте к царю, ты посоветуй ему, чтобы он приказал крестьянам разрыть все муравейники. В них много зерна. Муравьи собирали его зёрнышко по зёрнышку.

Так оно и оказалось. Вышли крестьяне в поля, разрыли муравейники и нашли в каждом по мешочку отборного зерна. Очень удивился царь такой находке.

— Скажи мне, кто дал тебе этот мудрый совет? — спросил он у боярина, который сохранил жизнь своему отцу.

— Не смею сказать, государь, потому что ты меня погубишь.

— Обещаю, что ни один волос не падёт с твоей головы, говори?

Тогда боярин признался, что он прятал своего отца и что отец научил его, как быть с верёвкой из песка и где найти зерно.

Тогда вышел новый закон: запрещалось обижать старых людей, а при встрече с ними на улице каждый должен уступать им дорогу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Селиверстова Татьяна Валерьевна гимназия № 116

Приморского района г. Санкт-Петербурга

Тема урока: Мудрость старости. Окружающий мир 3 класс.

УМК «Перспектива», автор – Плешаков А.А.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель урока: познакомить детей с образом достойной старости, воспитывать уважение к старости.

Задачи урока: познакомить детей с образом достойной старости ,представленным в народных сказках, пословицах, произведениях живописи; сформировать представление об уважении к старым людям.

Планируемые результаты

Предметные:

-дать представление учащимся о разных периодах человеческой жизни

  1. -знать как выглядит образ достойной старости, представленный в народных сказках, пословицах, произведениях живописи
  2. –узнают, что ценят в жизни народы мира
  3. –узнают, почему старость надо уважать

Метапредметные:

-понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

-высказывать и обосновывать своё мнение;

-выслушивать разные мнения, приходить к единому решению;

-осуществлять взаимодействие при работе в парах;

-планировать деятельность по выполнению задания;

-находить информацию в разных источниках;

-проводить самооценку.

Личностные:

-оценивать нравственные качества и поступки людей;

-адекватно воспринимать разные мнения;

-стремиться к совершенствованию собственной речи;

Ресурсы урока: учебник ч.1 , рабочая тетрадь  А.А. Плешакова , рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Мотивация познавательной деятельности

-Послушайте болгарскую народную сказку. (Чтение сказки по частям.) До слов: «А среди бояр был и тот..»

«Ушли бояре ,пригорюнившись…»

- Предположите, что будет дальше.

-Уточним значение некоторых слов.(Норовистый, стреножат)

-О чем она?

-Сегодня  на уроке о чем будем говорить?

Высказывают свои мнения.

Высказывают свои мнения.

Находят значение слова в толковом словаре:

Упрямый, лишить свободы действий.

Высказывают свои мнения . ( Старики не могут пахать и сеять. Их преимущество в мудрости)

Высказывают свои мнения.( О мудрости старости)

Организация познавательной деятельности

2.-В древности люди так представляли возраст человека.

В старой древности сказали:

Возраст временем назвали,

Юность Человека-лето,

 Детство всех Людей-весна.

Зрелость Человека-осень,

Старость всех Людей-зима.

-Согласны ли вы с мнением древних людей?

3.-А ещё возраст человека можно сравнить с четырьмя фазами суток.

-Почему?

-Что сравнивали?

-Отсюда можно сделать вывод….

4. Работа в рабочей тетради.

Рассмотри картинку «Ступени человеческого века». Запиши под каждой ступенькой её название.

каждый возрастной период.

Младенчество (до 1года): Жизнь младенца целиком и полностью зависит от ухаживающего

за ним взрослого: питание, перемещение в пространстве осуществляется не иначе, как с помощью

взрослого. Ребенок учится сидеть, ползать, к году начинает ходить, говорить первые слова.

Дошкольное детство (от 3 до 6 лет): на 3-м году жизни ребёнок научается отделять себя от

взрослого, относиться к себе как самостоятельному "Я", складываться личность ребёнка, он

начинает рисовать, лепить, формируются интересы, мотивы поведения.

Школьный возраст (от 7 до 18): период жизни человека, который он посвящает обучению и

получению школьных знаний.  

Юношеский возраст (от 18 до 25): возраст перехода к самостоятельности, в этом возрасте

встает задача выбора профессии, многие начинают трудовую деятельность.

Зрелость (от 30 до 60): период в жизни человека, в котором о

Младенчество (до 1года): Жизнь младенца целиком и полностью зависит от ухаживающего

за ним взрослого: питание, перемещение в пространстве осуществляется не иначе, как с помощью

взрослого. Ребенок учится сидеть, ползать, к году начинает ходить, говорить первые слова.

Дошкольное детство (от 3 до 6 лет): на 3-м году жизни ребёнок научается отделять себя от

взрослого, относиться к себе как самостоятельному "Я", складываться личность ребёнка, он

начинает рисовать, лепить, формируются интересы, мотивы поведения.

Школьный возраст (от 7 до 18): период жизни человека, который он посвящает обучению и

получению школьных знаний.  

Юношеский возраст (от 18 до 25): возраст перехода к самостоятельности, в этом возрасте

встает задача выбора профессии, многие начинают трудовую деятельность.

Зрелость (от 30 до 60): период в жизни человека, в котором он достигает наиболее высоких

результатов в профессиональном и личностном развитии.

Младенчество (до 1года): Жизнь младенца целиком и полностью зависит от ухаживающего

за ним взрослого: питание, перемещение в пространстве осуществляется не иначе, как с помощью

взрослого. Ребенок учится сидеть, ползать, к году начинает ходить, говорить первые слова.

Дошкольное детство (от 3 до 6 лет): на 3-м году жизни ребёнок научается отделять себя от

взрослого, относиться к себе как самостоятельному "Я", складываться личность ребёнка, он

начинает рисовать, лепить, формируются интересы, мотивы поведения.

Школьный возраст (от 7 до 18): период жизни человека, который он посвящает обучению и

получению школьных знаний.  

Юношеский возраст (от 18 до 25): возраст перехода к самостоятельности, в этом возрасте

встает задача выбора профессии, многие начинают трудовую деятельность.

Зрелость (от 30 до 60): период в жизни человека, в котором он достигает наиболее высоких

результатов в профессиональном и личностном развитии.

Младенчество (до 1года): Жизнь младенца целиком и полностью зависит от ухаживающего

за ним взрослого: питание, перемещение в пространстве осуществляется не иначе, как с помощью

взрослого. Ребенок учится сидеть, ползать, к году начинает ходить, говорить первые слова.

Дошкольное детство (от 3 до 6 лет): на 3-м году жизни ребёнок научается отделять себя от

взрослого, относиться к себе как самостоятельному "Я", складываться личность ребёнка, он

начинает рисовать, лепить, формируются интересы, мотивы поведения.

Школьный возра

5.Физкультпауза.(Времена года)

6.Игра «Распредели карточки повозрастным периодам.»

Младенчество (до 1года): Жизнь младенца целиком и полностью зависит от ухаживающего

за ним взрослого: питание, перемещение в пространстве осуществляется не иначе, как с помощью

взрослого. Ребенок учится сидеть, ползать, к году начинает ходить, говорить первые слова.

Дошкольное детство (от 3 до 6 лет): на 3-м году жизни ребёнок научается отделять себя от

взрослого, относиться к себе как самостоятельному "Я", складываться личность ребёнка, он

начинает рисовать, лепить, формируются интересы, мотивы поведения.

Школьный возраст (от 7 до 18): период жизни человека, который он посвящает обучению и

получению школьных знаний.  

Юношеский возраст (от 18 до 25): возраст перехода к самостоятельности, в этом возрасте

встает задача выбора профессии, многие начинают трудовую деятельность.

Зрелость (от 30 до 60): период в жизни человека, в котором он достигает наиболее высоких

результатов в профессиональном и личностном развитии.

• Играет сам с собой, учится хватать предметы, сидеть.

• Играет в куклы, говорит, учится писать.

• Ходит в школу, читает, получает паспорт.

• Учится в университете, становится самостоятельным, ищет работу.

• Работает журналистом, готовит кушать, растит ребенка.

• Уходит на пенсию, вяжет носочки, растит внуков.

7.-Дальше дадим слово учебнику. Прочитаем по ролям часть главы учебника. По каким  результатам следует оценивать итоги человеческой жизни?  

-Как молодым следует относиться к словам мудрых, старых людей? Какие пословицы разных народов оценивают ложь и правду?

-Как пословицы учат относиться к людям?

-

-Ребята, на с. 81 учебника приведена репродукция картины В. М. Нестерова «Старый да малый». Вглядитесь в неё.

-Какое настроение передаёт эта картина?

-Что держит в руках дедушка?

-Чем может заниматься малыш в возке, наполненном свежескошенной травой?

-Как вы думаете, кто сделал малышу этот возок, заботливо подстелил ароматной шёлковой травы?

-Какие чувства вызывают у вас герои картины? Почему?

-Почему художник изобразил на картине старца и младенца?

-Какая из услышанных пословиц вам кажется подходящей к мыслям или словам старика?

-Какие имена вам хотелось бы дать персонажам картины?

-Предположите, какие чувства связывают их друг с другом.

-Кого из знакомых или родных напоминает вам этот пожилой крестьянин?

- Работая в парах, составьте по два вопроса по картине.

-Сейчас мы закончим урок, прочитав вывод главы. Урок наш закончится минутой тишины. Чтобы вы подумали, о том, что услышите.

-Прочитайте дома вместе с родителями текст «Продолжение жизни – в потомках, выполни задание 3 на стр. 55 рабочей тетради.

-Весной, когда становится теплее, все цветы начинают свой рост. Как и  Человек. Он рождается и потихоньку начинает набираться сил. Как Цветок.

-Летом всё зелёное и яркое, ну, просто красота! Всё молодое. Как юный Человек.

 -Осенью уже не так красиво и мало энергии вокруг. Но не такие уж и старые деревья и цветы. Просто они в возрасте, как и Люди.

-А зимой  все растения, животные и насекомые засыпают. Становятся старыми. Так заведено в природе. И человек стареет.

 -Утро, день, вечер, ночь.

Мнения детей.

Времена года человека, фазы суток и человека.

Человек и природа целое.

Работа в тетради.

Взаимопроверка.

Ответы детей.

Выполняют задание №2 на стр.55 рабочей тетради.

-Старые люди для нас – прежде всего мудрые и добрые

Работа с учебником

Высказывают свои мнения.

-Работа в парах.

Дети слушают, говорят о чувствах, мыслях, впечатлениях от урока.

 

Подведение итогов

-Предлагает соотнести поставленную задачу и результаты деятельности на уроке, определить степень её решения.

9. Итог урока. Рефлексия:

- Вопросы:

- Какую задачу ставили на уроке?

 -Удалось решить задачу?  

-Каким способом?

-Где можно применить новые знания?

-Анализируют этапы учебной деятельности, выявляют затруднения, делают выводы.

 

 

Сказка «Мудрость стариков»

  1. Один жестокий царь издал приказ истребить всех старых людей.

— Какая от них польза, — сказал он, — они не могут ни пахать, ни жать, ни дров наколоть. Только напрасно хлеб едят, да мешаются в доме. Без них жить будет лучше”

Взялись за дело царские палачи. Всех старых людей погубили. Остался только один старик — отец боярина. Жаль ему стало своего старого отца, спрятал он его в тайное место и стал украдкой носить ему пищу.

У жестокого царя был норовистый чёрный конь. Он лягался, кусался, вставал на дыбы и сбрасывал с себя ездоков. Никто не мог его объездить. Узнал царь, что в столице живёт одна премудрая знахарка. Приказал он привести её во дворец и стал расспрашивать, как укротить ретивого коня.

— Прикажи, государь, своим боярам сплести верёвку из песка и этой верёвкой пусть стреножат коня. Станет он кротким, словно овечка.

Царь почесал в затылке и созвал бояр.

— Эй, бояре, — крикнул он, — слушайте мой приказ; чтоб завтра утром была у меня верёвка из песка! Если вы придёте во дворец без верёвки, я снесу вам головы с плеч!

Разошлись бояре, понурив головы. Никому из них не приходило на ум, как можно сплести верёвку из песка.

  1.  А среди бояр был и тот, который сохранил жизнь своего отца. Пришёл он домой, задумчивый и грустный, вот старик и спрашивает его.

— Что это ты такой угрюмый, сынок? Рассказал ему боярин о царском приказе.

— Твоему горю легко помочь, — сказал старик. — Завтра утром, когда ты придёшь во дворец и царь спросит: “Где же-верёвка?”, ты ему ответь так: “Царь, мы готовы сплести верёвку из песка, но не знаем, какая она должна быть — толстая или тонкая, жёлтая или красная. Дай нам образец”.

На другой день царь, услышав такой толковый ответ, склонил голову и сказал:

— Вы правы, я должен дать вам образец, но мне неоткуда его взять.

И царь даровал своим боярам жизнь.

В то же лето в стране была засуха. Под лучами палящего солнца сгорело всё: и травы, и хлеба, и плоды. Пересохли реки и кoлодцы. Амбары стояли пустые, в них не осталось ни одного зерна. Испyгались люди — всем грозила голодная смерть. Задумался царь. созвал он своих бояр и приказал им:

— Делайте, что хотите, только если завтра утром вы не скажете мне, как найти зерно для посева, я прикажу снести вам головы с плеч.

  1. Ушли бояре, пригорюнившись, — не легкое это дело найти зерно. Увидел старик, что его сын опять пришел от царя чернее тучи, и спросил, что с ним?

— На этот раз, батюшка, и ты не сможешь мне помочь, — ответил боярин.

— Почему?

— Потому что царю нужно зерно для посева, а его нет во всей стране.

— Не тревожься, сынок. Когда вы завтра придёте к царю, ты посоветуй ему, чтобы он приказал крестьянам разрыть все муравейники. В них много зерна. Муравьи собирали его зёрнышко по зёрнышку.

Так оно и оказалось. Вышли крестьяне в поля, разрыли муравейники и нашли в каждом по мешочку отборного зерна. Очень удивился царь такой находке.

— Скажи мне, кто дал тебе этот мудрый совет? — спросил он у боярина, который сохранил жизнь своему отцу.

— Не смею сказать, государь, потому что ты меня погубишь.

— Обещаю, что ни один волос не падёт с твоей головы, говори?

Тогда боярин признался, что он прятал своего отца и что отец научил его, как быть с верёвкой из песка и где найти зерно.

Тогда вышел новый закон: запрещалось обижать старых людей, а при встрече с ними на улице каждый должен уступать им дорогу.

В.М.Нестеров «Старый да малый»

https://territaland.ru/_ph/889/943789174.jpg

Вл. Котовский

Старый да малый. Седой, бородатый;
Камни – мозоли, ладони – лопатой…
Жил – не боялся, и – целый картуз…
Вырастил дочку. Есть внук – карапуз!

Старый да малый. Зелёное лето,
Сочной травою землица одета…
Время покоса, но – силы не те,
Жаворонок чтой-то поёт в высоте.

Старый да малый. Играется внучек…
Надо-ть ослабить, маленько, онучи.
Ноги опухли и лапотки жмут –
Да, молодые, небось, не поймут.

Старый да малый. Коляску из тёса
Сам смастерил, чай. Так тут – без вопроса!
Столяр и плотник, бывало – кузнец…
Скотник и конюх, и пахарь, и жнец!

Старый да малый. Иваном назвали…
Да уж, Иваны в роду их бывали!
Дед был Иваном, и внучек – Иван,
Наши Иваны – не в поле бурьян!

Старый да малый. Крестьянское племя!
Труд на земле-то – и радость, и бремя…
Кормит землица и силы даёт;
В срок свой в землицу, эх – каждый уйдёт.

Старый да малый. Ух, солнце пригрело!
Серпень в работе, понятное дело.
Надо-ть коляску убрать, чай, в тенёк!
Что ли поедем, Иван – паренёк?!?
25.05.06


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Конспект урока окружающего мира "Мудрость старости " 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока окружающего мира(3 класс)Тема:Мудрость старости...

Технологическая карта урока окружающего мира "Мудрость старости" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: создание условий для формирования знаний образах достойной старости.Задачи урока:Дидактические:знать, как выглядит образ достойной...

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...