Древний мир – рождение первых цивилизаций
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Сафина Рузалия Наильевна

Данный урок  проводится   в 4 классе по программе «Школа 2100». На уроке дети учатся отличать от других эпох эпоху Древнего мира, учатся находить в современной жизни явления, открытия и достижения, сохранившиеся со времен Древнего мира

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Автор: Сафина Рузалия Наильевна ,

МБОУ «СОШ №1» г. Тарко-Сале , Пуровского района, ЯНАО

Анотация

Данный урок  проводится   в 4 классе по программе «Школа 2100». На уроке дети учатся отличать от других эпох эпоху Древнего мира, учатся находить в современной жизни явления, открытия и достижения, сохранившиеся со времен Древнего мира.

Статья отнесена к номинации: Диалогические проблемные уроки.

Анотация

Данный урок  проводится   в 4 классе по программе «Школа 2100». На уроке дети учатся отличать от других эпох эпоху Древнего мира, учатся находить в современной жизни явления, открытия и достижения, сохранившиеся со времен Древнего мира.

 Урок окружающего мира

Тип урока: введение нового знания

Технология: проблемно - диалогическая

Класс 4

Тема: Древний мир – рождение первых цивилизаций

Продолжительность урока: 45 минут

   

 Цели:

Предметные

  • научить отличать от других эпох эпоху Древнего мира.

Метапредметные

  • формировать у детей находить в современной жизни явления, открытия и достижения, сохранившиеся со времен Древнего мира.

Задачи:

Предметные

Образовательные:

  • по линии объяснять мир- научить отличать друг от друга эпохи всемирной истории на примере Древнего мира;
  • по линии определять свое отношение к миру – научить объяснять важность изобретений Древнего мира для современных цивилизаций.

Развивающие:

  • развивать познавательные процессы: мышление логическое, ассоциативное, критическое, внимание, память;
  • развивать кругозор учащихся, прививать интерес к предмету.

Метапредметные

Познавательные:

  • ставить, формулировать проблемы;
  • искать и выделять учащимися нужную информацию для решения стоящих перед ними проблем;
  • устанавливать причинно- следственные связи;
  • выдвигать гипотезы;
  • самостоятельно искать способ решения проблем поискового характера( открывать новые знания).

Коммуникативные

  • уметь слушать и вступать в диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • уметь достаточно полно выражать свои мысли в устной речи.

Личностные

  • проявлять любознательность при получении новых знаний;
  • проявлять интерес к изучению истории, как науки;
  • проявлять чувства взаимовыручки, взаимоуважения.

Регулятивные

  • определять цель урока на основе соотнесения того, что уже «мне известно и что ещё  не известно, но предстоит узнать»;
  • соотносить свои действия и результат   с эталоном;
  • корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата;
  • оценивать – осознавать качество и уровень усвоения нового знания.

Учебно – методическое обеспечение:

1.А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, С.С.Кузнецова и др., учебник «Окружающий мир»  4 класс, 2 часть «Человек и человечество» УМК «Школа2100»

Оборудование: компьютер, проектор, экран.  

Авторский медиапродукт: Слайдовая презентация (среда Power Point)

Оборудование  учебник с.53-56,рабочая тетрадь с. 36,38,  мультимедийный проектор, экран для проектора, компьютерная презентация.

 

Содержание слайда.  

№ слайда

Содержание слайда.

Структурные элементы урока

1

Название урока .

Организационный момент.  

2

 Временной промежуток эпохи  Древнегомира.

Сообщение темы урока.

3

Тема урока.  

Сообщение темы урока .

4

Набор предметов( песочные часы, календарь, алфавит, цифры).

Постановка проблемы.

5

Таблица «Знаем, не знаем».  

Целеполагание.

6

План рассказа «Переход отпервобытного мира к цивилизации».

Поиск решения проблемы.

7

Карта.

Поиск решения проблемы.

8

Таблица «Знаем, не знаем».  

 Вывод №1  Поиск решения проблемы.  

9

Карта .

Поиск решения проблемы.

10

Архитектура Древних цивилизаций.

 Поиск решения проблемы.  

11

Одежда Древних цивилизаций.  

Поиск решения проблемы.  

12

Письменность Древних цивилизаций.

Поиск решения проблемы.  

13

Второе определение слова«цивилизация».

Открытие нового знания.

14

Таблица «Знаем, не знаем».

Поиск решения проблемы.

15

Достижения  Древних цивилизаций.

Открытие нового знания.  

16

Технические Достижения   Древних цивилизаций.

Открытие нового знания.  

17

Таблица «Знаем, не знаем».  

Поиск решения проблемы, вывод .

18

Олимпийские игры в  Древней Греции.

Открытие нового знания.  

19

Восстание Спартака.

Открытие нового знания.  

20

Самостоятельная работа.

 Закрепление.

21

Домашнее задание.  

 

Ход урока

1. Организация класса.

 2. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня я приглашаю вас продолжить увлекательное путешествие по страницам всемирной истории.

- Скажите, а где мы побывали на прошлом уроке?

Дети: В первобытном мире.  

Учитель: Что интересного вы узнали об этой эпохе?

- Откройте учебник на с.46, посмотрите на " Реку времени". Как вы думаете, в какую эпоху мы совершим наше сегодняшнее путешествие?

Слайд 2

Дети: В эпоху Древнего мира.

Учитель: Какая это по счету эпоха?

Дети: Вторая.

Учитель: Кто сможет определить временной промежуток эпохи Древнего мира?

Дети: ХХХ в. до н.э. - 4 в. н.э. (записывается на доску)

Учитель: Мы совершим путешествие во вторую эпоху человечества. И тема урока -"Древний мир- рождение первых цивилизаций" ( записывается на доску).

Слайд 3

 3. Постановка проблемы.

Учитель: Ребята, посмотрите на эти предметы.

Слайд 4

- Пользуемся ли мы в современном мире этими предметами?

Дети: Да, постоянно.

Учитель: Как вы думаете, есть ли среди этих предметов древние или все они современные?

Дети: Все древние. Все современные. Некоторые древние, некоторые современные.

(записывается на доску)

Учитель: У нас получилось три версии. Какой возникает вопрос?

Дети : Кто из нас прав?

Учитель: Как вы думаете, люди Древнего мира могли этими вещами пользоваться?  Или что-нибудь изобрести?

Дети: Да, могли.

  Учитель: Какой главный вопрос будет сегодня на уроке?

Дети: Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?

( записывается на доску)

4. Актуализация знаний, версии детей.

Учитель: Для чего служат нам часы, календарь, буквы, цифры?

Дети: Чтобы рассчитывать своё время в течении дня, года. Чтобы читать, писать и считать.

Учитель:   Что такое Древний мир?

Дети: Вторая эпоха всемирной истории.

Учитель: Могли ли  часы, календарь, буквы, цифры появиться в первобытном мире?

Дети: Нет, т.к. алфавит нужен для письма, а первобытные люди не знали письменности. Этих предметов в первобытном обществе не было.

 Учитель: Что нам нужно узнать, чтобы ответить на основной вопрос урока?

Дети: Какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира?

Учитель:   Каких знаний нам для этого не хватает? Мы знаем , что -нибудь об эпохе Древнего мира?

Дети: Нет.

Учитель: Таким образом нам надо узнать, чем эпоха Древнего мира отличается от Первобытного?

Слайд 5

- Давайте занесем наши ответы в таблицу " Знаем. Не знаем"

Знаем

Не знаем

Для чего служат часы, календарь, буквы, цифры.

Древний мир - вторая эпоха всемирной истории.

Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира?

Какие предметы могли появиться в эпоху Древнего мира?

5. Поиск решения. Открытие нового знания.

1. Мир цивилизаций и мир первобытных племен.

Учитель: Обратите внимание на название темы: «Древний мир- рождение первых цивилизаций». Значит, какое основное отличие эпохи Древнего мира от эпохи Первобытного мира?

Дети: В эту эпоху появились первые цивилизации.

Учитель: Посмотрите на рисунок на с. 53.

Слайд 6

Учитель: - Давайте посмотрим, как происходит переход от первобытного общества к цивилизации. Вспомним, что мы знаем о первобытном обществе.

Цивилизация            Первобытное общество

 Беседа:

 Учитель: Где жили первобытные люди?

Дети: В пещерах

Учитель:Удобно ли было так жить?

Дети: Нет.

Учитель: Почему? Что стали люди строить?

Дети: Дома.

Учитель:- Мог ли один человек построить себе дом?

Дети: Нет

 Учитель: Что делали люди?

Дети: Они объединялись, трудились совместно.

Учитель: Как называлось место, где было несколько жилищ? 

Дети:Поселок

Учитель: Могли ли чужие люди поселиться с этими людьми в данном поселке?

Дети: Нет.

Учитель: Почему?

Дети: Совместный труд, борьба с хищниками, развитие связной речи сплачивали теснее людей друг с другом.

Учитель: Что стали создавать люди, жившие в одном поселке и работая вместе?

Дети: Роды.

Учитель: Почему?

Дети: Только целому роду было под силу заниматься земледелием, скотоводством. Урожай, собранный на поле, принадлежал всему роду

Учитель: А если в одной местности жили несколько родов, как они назывались?

Дети: Племя.

 Учитель: Кто управлял всеми делами племени?

Дети: Совет старейшин.

Учитель: Ребята, а как мы узнали о жизни первобытного общества: как они жили, чем занимались?

Дети: По наскальным рисункам, по найденным предметам, по былинам и сказаниям, дошедшим до нас.

Учитель: Это и есть начало развития культуры человеческого общества.

Учитель: Будет ли развиваться общество, если племена не будут обмениваться продуктами своего труда?

 Дети: Нет

 Учитель: Почему?

 Учитель: Уже в 4-м тысячелетии до нашей эры большинство людей вели оседлый образ жизни: так было удобно заниматься ремесленным делом, земледелием, скотоводством. Племена обменивались друг с другом продуктами своего труда и, к тому же, удобный водный путь облегчал обмен товарами.

Учитель: Среди маленьких поселков стали появляться первые …(города).

В городе среди людей были кто-то богаче, а кто-то беднее; людей надо было как-то организовать, защитить их жизнь, собрать налоги.

Появилась новая сила, занятая управлением обществом – государство.

Учитель: А как вы думаете, что же еще является важным условием для развития цивилизации?

Дети: Письменность.

 Учитель: Почему появилась потребность в письменности, продолжали бы работать на скалах, рассказывали былины, сказания?

Дети: Надо было писать законы, защищающие права людей, считать налоги, запоминать лучшее время посева и сбора урожая. Для передачи этих сообщений и других, устных рассказов было не достаточно, да и в памяти удержать все было сложно.

Учитель: Так появились и первые цивилизации.

 Как вы думаете, что такое цивилизация?

 Дети: Это более высокая ступень развития общества.

 Учитель: Рассмотрите карту на с. 54-55.

Слайд 7

Что обозначено на карте широкой розовой линией?

Дети: Граница цивилизованного мира.

Учитель: Что находится за пределами этой границы?

Дети: Мир первобытных людей.

Учитель: Какой мир был обширнее - мир первобытных племен или мир древних цивилизаций?

Дети: Мир первобытных племен обширнее.

Учитель: Какой мы сможем сделать вывод?

Дети: Два мира одновременно существовало на планете.

Учитель: в колонку " Не знаем" под первым вопросом записываем

Слайд 8

Цивилизация - новая ступень развития человечества.  

Учитель: Но у слова " цивилизация" есть еще одно определение. Хотите узнать какое?

- Вновь обратимся к карте с.54-55  

Слайд 9

Рассмотрите условные обозначения на карте. Что отмечено разными цветами на карте?

Дети: Древние цивилизации.

Учитель: Какие цивилизации расположены в Европе?

Дети: Древний Рим, Древняя Греция.

Учитель: Назовите цивилизации Древнего Востока?

Дети: Древний Египет, Междуречье, Древний Китай, Древняя Индия.

Учитель: Где именно располагалась каждая древняя цивилизация? Обратите внимание по берегам каких рек, морей?

Дети: Цивилизации Древней Европы разместились по берегам Средиземного моря, а цивилизации Древнего Востока - по берегам больших рек: Нила, Тигра, Ефрата, Инда, Хуанхе и Янцзы.

Учитель: Итак, в эпоху древнего мира появляются   - города, государства, письменность. Это основные признаки цивилизации.

 Учитель: Сейчас работу проведем индивидуально.  Рассмотрите иллюстрации, которые размещены вокруг карты. Вам надо будет записать в тетради:  название цивилизации -памятник архитектуры, которым она прославилась.  

 ( ответы детей)

Слайд 10

 Учитель: Похожи ли архитектурные сооружения между собой? Почему?

Дети: Нет, у всех разные, т.к разные страны, разная культура.

Учитель: Сравните одежду людей разных Древних цивилизаций. Что вы можете сказать об одежде?

Слайд 11

Дети: одежда тоже разная.

Учитель: Сравните письменность. Какой вы можете сделать вывод?

Слайд 12

Дети: В каждой стране своя письменность.

Учитель: Мы сравнили с вами архитектурные сооружения, одежду, письменность. Так к какому же выводу можно прийти.

Дети: У каждой цивилизации была своя особая культура.

Учитель: Так что же такое цивилизация? Давайте попробуем дать второе определение этому понятию. Закончите фразу.

Слайд 13

Цивилизации - это разные___________со своей особой ____________

Учитель: проверим наше предположение по учебнику с.53, 3 абзац.

- Мы были правы? (Да)  

-В колонку " Не знаем" записываем второе определение.

Слайд 14

Цивилизации- разные страны со своей особой культурой)  

Физминутка.

Учитель: На какой вопрос колонки "Не знаем" мы еще не ответили?  

Дети: Какие из представленных предметов  ( солнечные или песочные часы, календарь, буквы, цифры) появились в эпоху древнего мира?

Учитель: Я предлагаю вам поработать в группах и предположить свой вариант ответа на этот вопрос.

(ответы групп)

Учитель: Давайте проверим ваши предположения.  Посмотрите на иллюстрации  на с.56. Рассмотрите таблицу. " Изобретения цивилизаций Древнего мира"

- Какие предметы действительно пришли к нам из Древнего мира?( учитель дополняет:

Слайд 15

Древний Египет. Египтяне первыми создали календарь , в котором обычный год состоит из 365 дней.

Древнее Междуречье. Стоя на вершине храмов, люди изучали звездное небо, движение Луны и Солнца. Именно они впервые разделили земные сутки на 24 часа, час - на 60 мин., а минуту на 60 сек. . Так была создана та система счета времени, которой мы пользуемся сейчас.

Древняя Индия. Ученые впервые создали знаки для обозначения цифр, которыми мы пользуемся 0,1,2:::9.

Древний Китай. Мастера Древнего Китая прославились на весь мир легкими и изящными шелковыми тканями. Многие столетия они держали в секрете способ их изготовления.

Древняя Греция - Эллада. В ее приморских торговых городах впервые появился алфавит из гласных и согласных букв. На его основе создано большинство современных алфавитов.

Древний Рим. Язык римлян - латынь (латинский язык) знали во всех его владениях. Мы сейчас употребляем латинские слова: церковь, университет, империя, календарь и др. В наших календарях названия месяцев происходят от имен римских богов или императоров (март - бог Марс, июль- Юлий Цезарь).

Учитель: Но в эпоху древнего мира идет и развитие техники. Обратите внимание на с.57.

- Сравните технические возможности людей в древнем мире и первобытном мире.с50 и с. 57.

Слайд 16

- Что вы можете сказать?

Дети: В древнем мире появляются железный топор, колесо, парусно-гребные корабли.

Учитель: Какие технические достижения эпохи Древнего мира помогали людям передвигаться на большие расстояния?

Дети: Колесницы, парусно-гребные корабли.

Учитель: Плавая на парусно-гребных кораблях, можно было совершать дальние плавания и не бояться заморских путешествий. Отряды на боевых колесницах могли преодолевать большие расстояния и внезапно нападать на врага. Если сравнить орудия труда, то в древнем мире появляется железный топор. Чтобы срубить дерево каменным топором требовался целый день, а железным можно было управиться за несколько минут.

- Таким образом, технические достижения в древнем мире поднялись на более высокую ступень развития.

Учитель: Вернемся к нашей таблице.  

 Слайд 17

Ответили мы на второй вопрос?

Дети: Да

Учитель: Значит, под вопросом пишем

Календарь, часы, буквы, цифры-предметы эпохи древнего мира.  

Учитель: Прочитаем главный вопрос урока. Мы получили полный ответ на него? Докажите.

Учитель: Современные люди знают не только достижения цивилизаций Древнего мира, но и помнят события тех далеких времен.

- Прочитаем статью в учебнике по вариантам. 1в.- с.56, 2 абзац, 2в.- с.56, 3 абзац.

- Какими событиями прославилась Древняя Греция?

Слайд 18

Дети: Олимпийскими играми.  

 Учитель: Что произошло в Древнем Риме?

Слайд 19

Дети: Восстание рабов под предводительством Спартака.  

6. Применение знаний.

Слайд 20

Учитель: Выполним работу в тетради с.38 №2.

- Заполните кроссворд самостоятельно.

- Проверим  

Следующее задание №1 с.36.

- Выполнив это задание, мы можем подвести итог нашему уроку.

7. Итог урока.

Учитель: - Вернемся к главному вопросу  нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

 Дети: Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?

 Учитель: Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

( работа в группах, ответы детей)

Какой вывод мы можем сделать?

Эпоха Древнего мира оставила нам множества достижений, изобретений, памятников архитектуры.

8. Домашнее задание.

Слайд 21

Выполнить   задания №3, №4 в  рабочей тетради к теме11. Изобразить на рисунке достижения общечеловеческой культуры в эпоху Древнего мира.  

 

Литература:

1.Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.С. Кузнецова, Методические рекомендации для учителя- М: ООО Баласс, 2008

2.   В.И. Калашников, С.А. Лаврова, Энциклопедия тайн и загадок «Чудеса Света»,- М: Белый город,2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древний мир - рождение первых цивилизаций

На уроке дети знакомятся с достижениями эпохи Древнего мира, учатся отличать его от других эпох....

"Древний мир - рождение первых цивилизаций"

Урок по окружающему миру 4 класс."Школа 2100"...

Презентация "Древний Мир-рождение первых цивилизаций"

Презентация "Древний Мир-рождение первых цивилизаций"...

Урок окружающего мира "Древний мир-рождение первых цивилизаций" 4 класс (ОС "Школа 2100")

Технологическая карта урока и презентация помогут качественно и интересно провести данный урок в 4 классе....

"Древний мир - рождение первых цивилизаций"

Цель урока: познакомить с эпохой Древнего мира, признаками государства, понятием цивилизация.На уроке используются технологии исследовательской работы, метод проектов, работа в группах. При изучении Д...

Открытый урок в 4 классе «Древний мир – рождение первых цивилизаций» по окружающему миру (ОС "Школа 2100")

Конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Древний мир – рождение первых цивилизаций" (ОС "Школа 2100")...