Конспект урока по окружающему миру "Зона Арктических пустынь" ( с применением сингапурской методики обучения)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

АННОТАЦИЯ:

Цели урока:

·         сформировать у учащихся представление о природной зоне Арктических пустынь;

·         ознакомить с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использование;

·         развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал;

·         воспитывать бережное отношение к природе и понимание значимости экологических проблем;

обучать детей навыкам сотрудничества и работы в команде

Урок по изучению растительности и животного мира зоны арктических пустынь, где учащиеся в процессе создания проблемных ситуаций решали задачи по проблеме охраны и сохранности животного, растительного мира Арктики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nurgalieva_urok_po_singapurskoy_metodike.docx28.72 КБ
Office presentation icon pril_3.ppt2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

"Зона Арктических пустынь"  

( с применением сингапурской методики обучения)

Тип урока: Комбинированный

 Форма: урок – презентация

Цели урока:

  • сформировать у учащихся представление о природной зоне Арктических пустынь;
  • ознакомить с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использование;
  • развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал;
  • воспитывать бережное отношение к природе и понимание значимости экологических проблем;
  • обучать детей навыкам сотрудничества и работы в команде.

Оборудование: карта “Природные зоны России”, мультимедийный проектор, слайды, картины, фотографии с изображением изучаемых объектов, раздаточный материал, Учебник “Окружающий мир” 4 класс, 1 часть, А.А.Плешаков, Рабочая тетрадь № 1 к учебнику “Окружающий мир” 4 класс, 1 часть, А.А.Плешаков.

Ход урока

Учащиеся сидят по 4 человека согласно МЭНЭДЖ МЭТУ

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

-Ребята, давайте поприветствуем партнеров по лицу и по плечу. Дайте друг другу пять.

-Мы путешествовали с вами по нашей стране с востока на запад и наоборот. А сегодня изменим маршрут – возьмём направление с севера на юг по природным зонам России. Мы отправляемся за Полярный круг, в зону арктических пустынь.(Слайд 1)

Где-то на белом свете там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи о земную ось.
Мимо плывут столетья, спят подо льдом моря,
Трутся об ось медведи, вертится земля.
Мы отправляемся с вами туда,
Где царство холода, снега и льда! (Слайд 2)

 

 II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

1.Дома команды подготовили сообщения на темы:

а)Озеро Байкал (1 команда)

б)Черное море (2 команда)

в)Река Волга (3 команда)

-Участники под номером 3 готовятся отвечать, а остальные участники будут дополнять. Начинает стол№1

- Спасибо всем за интересные  информации.

2.Работа по кругу (РАУНД  ТЭЙБЛ)

-У вас на столах лежат листочки. Вы по очереди  записываете  названия рек (1 стол), морей (2 стол),  озер (3 стол). Начинают участники под  номером  1. На выполнение задания дается 1 минута. Время пошло.

-Время вышло. Каждая команда зачитывает свои ответы. Начинает стол №3, участник№2.

-Участники 2-го и 3-ьего столов какие реки еще можете назвать?

Так же проверяются задания 2-го и3-ьго столов.

3.Индивидуальный опрос.

-Покажите на карте океаны, которые омывают берега России.

- Покажите моря трех океанов.

- Назовите и покажите на карте крупнейшие озера России.

III. Работа над темой.

-К бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, к его островам наш путь. Членами нашей экспедиции являются географы, ботаники и зоологи.

-Мы знаем, что это царство холода, снега и льда. Какую одежду мы выберем для членов экспедиции?

Работа ведется в группах. Каждой группе дается раздаточный материал, в наборе карточки с различными видами одежды.

Дети выбирают: меховые костюмы, унты, меховые шапки, варежки и шерстяные маски, закрывающие лицо.

-Найдите на карте природных зон зону арктических пустынь, назовите острова, которые относятся к этой зоне (Острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля). (Рисунок 3)

-Нашей экспедиции сегодня предстоит выяснить: Почему здесь такие суровые условия? (задача для географов); Какие растения встречаются в этой зоне? (задача для ботаников); Какие животные населяют арктическую пустыню? (задача для зоологов).

-Но сначала вам нужно будет поработать над заданием№1. (ЭЙ АР ГАЙД).

Возьмите каждый задание. В столбике «До» поставьте «+», если вы согласны с утверждением  или «-» если вы не согласны с утверждением. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.

До

  Утверждения

После

Несколько месяцев подряд солнце в Арктике совсем не показывается.

Летом в Арктике полярная ночь.

На голых камнях встречаются мхи и лишайники.

Животных Арктики кормит море.

Белые медведи питаются водорослями.

Птицы откладывают яйца в теплые гнезда.

В Арктике нет экологических проблем.

-Отложили листочки в сторону, они нам пригодятся  в конце урока.

Каждая группа получает раздаточный материал и карточку – помогайку.

Раздаточный материал для географов

Картины “Северное сияние” и “Ледяная пустыня”.

Карточка – помогайка:

Арктика – это огромное пространство ... (Северного Ледовитого) океана, с ... (морями) и ... (островами). Солнце направляет на это пространство ... (косые) лучи. Оно ... (светит), но не ...(греет). Зимой в Арктике ...(полярная ночь). Темноту освещают: луна, звезды и ... (Северное сияние). Дуют ...(ветры), бушует ...(пурга). Температура опускается до ...(минус шестидесяти) градусов. Летом в Арктике ...(полярный день), но ...(тепла) тоже нет. Это зависит от географического ... (положения) арктической зоны. Температура лишь на ...(несколько градусов) выше ...(нуля).

Дети вставляют пропущенные слова и озвучивают рассказ, сопровождая показом схем и картин.

Раздаточный материал для ботаников

Карточки с изображением растений: мхи, полярный мак, лишайники, голубика, брусника, морошка, планктонные растения (водоросли).

Карточка – помогайка:

На островах прямо на голых ...(камнях) встречаются ...(лишайники), они очень ...(малы). Также приспособились к жизни на камнях ...(мхи) и ...(полярные маки). В толще воды, не покрытой ...(льдом), большое количество .. (планктоны растений водорослей).

Дети выбирают карточки с растениями и озвучивают свой рассказ, сопровождая показом растений, закрепляя их на карте.

-Существует такой вид мха, который приспособился к жизни на льду, в морях встречаются “зеленые льдины”.

Раздаточный материал для зоологов

Карточки с изображением птиц и животных: чайки, кайры, гагарки, тупики, белый медведь, тюлень, сайка, рачки, морж, северный олень, кулик, заяц, пингвин. (рисунки)

Карточка – помогайка:

Животных арктической зоны кормит ...(море). Морскими водорослями питаются ...(рачки), а ими – ...(рыбы).Основная пища птиц и животных – это ...(рыба). На скалистых берегах собираются ...(чайки), …(кайры) и ...(гагарки), здесь они выводят ...(потомство). Птиц с необычными клювами называют ...(тупики). Все звери – прекрасные…(пловцы). От холода их защищает ...(слой жира). Это ...(моржи) и... (тюлени) На тюленей охотятся ...(белые медведи). У них длинная густая шерсть ...(белого) цвета и ...(широкие) лапы, чтобы удобнее было ...(передвигаться по льду и снегу).

Дети выбирают карточки и озвучивают рассказ, сопровождая показом, закрепляя карточки на карте.

-В водах северных морей, где проходят теплые течения, обитает великолепное животное – гренландский кит.(Слайд 9)

- Итак, все научные группы хорошо поработали. Можем ли мы назвать арктическую зону пустынной? (В Арктике совсем не пусто. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, живут животные и птицы и даже выращивают своих детенышей.)

IV. Физкультминутка.( МИКС ПЭА ШЭА)

-Сейчас я включаю музыку, а вы под музыку смешиваетесь, танцуете. Когда музыка остановится, вы должны образовать  пару с ближайшими к вам учеником и обсудить предложенную мною тему. Время для обсуждения 30 секунд. Повторяем 3 раза.

Тема для обсуждения:

-Подумайте, есть ли связь между водорослями в океане и белыми медведями?

-Поблагодаритедруг друга, садитесь.

V. Работа по теме

1. Продолжение новой темы.

-Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции (СЛ9) Проложен Северный морской путь (СЛ11)так идут караваны судов. Люди занимаются рыболовством, охотой (показ слайда). Но не всегда это делают разумно. В настоящее время природе Арктики нанесен огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, (СЛ4,12) они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.

-Об арктическом заповеднике “Остров Врангеля” нам расскажет ваш одноклассник.

Ленар: Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на юном побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку. Прирожденные кочевники полярных льдов выводят здесь свое потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, (Сл6) завезенный в заповедник из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.

Рассказ сопровождается показом рисунков, фотографий.

2. Работа в рабочей тетради. С.24,№1

  • Прочитайте.
  • Прочитайте план. Что можно добавить к этому плану (4. Растительный мир Арктики. 5. Животный мир Арктики.)
  • Допишите план. С. 25, №2
  • Прочитайте.
  • Найдите в приложении рисунки птиц к данному заданию. Вырежьте их и наклейте. С. 25, № 3
  • Прочитайте.
  • Назовите растения Арктики, которые вы запомнили.
  • Запишите в тетради.
  • Назовите животных Арктики, которых вы запомнили.
  • Запишите в тетради.

Взаимопроверка по учебнику. С. 25, № 4

  • Прочитайте.
  • Составьте схему цепи питания, характерную для Арктики.

(Водоросли —> рачки —> рыбы —> птицы
Водоросли —> рачки —> рыбы —> тюлени)

Взаимопроверка. С. 26, № 5

  • Прочитайте.
  • Рассмотрите знаки.
  • Какие экологические проблемы выражены этими знаками-рисунками.
  • Назовите экологическую проблему, выраженную на первом рисунке. (С различных судов в воду попадают вредные вещества, мусор.)
  • Запишите в тетради.
  • Назовите экологическую проблему, выраженную на втором рисунке. (Неумеренный отлов рыбы, хищнический, не заботясь об охране рыбных богатств?)
  • Запишите в тетради.
  • Назовите экологическую проблему, выраженную на третьем рисунке. (Неумеренная охота привела к тому, что белые медведи и моржи стали редкими?)
  • Запишите в тетради. С. 26, № 6
  • Прочитайте.
  • В середине тетради найдите плакат “Красная книга России”.
  • Найдите на нем редких животных Арктики. Подпишите их названия. (Белый медведь, морж.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа с учебником в виде фронтального опроса.

Вопросы со с. 84 зачитываются вслух.

Ответы:

1. Цепи питания:

водоросли —> рачки —> рыбы —> птицы; 
водоросли —> рачки —> рыбы —> тюлени; 
рыбы —> тюлени —> белые медведи.

2. У птиц для ловли рыбы приспособлен клюв, и они имеют обтекаемую форму.

3. Такая связь существует, потому что можно составить цепь питания:

водоросли —> рачки —> рыбы —> белые медведи.

4. Пример: из-за суровых природных условий растительность бедная, непригодная для пищи, птицы и животные находят корм в море. Птицы устраивают свои гнезда прямо на камнях.

VII. Подведение итогов

1)-Дети,  вернемся к заданию №1(ЭЙ АР ГАЙД).

- Теперь еще раз прочтите все утверждения.

- В столбике « После» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или

«-» если вы не согласны с утверждением.

 - Сравните столбики « до» и « после». Изменились ли ваши убеждения? Почему?

-Ученики обсуждают пункты, ответы на которые они поменяли и делятся тем, где они нашли информацию.

2) Выставление оценок.

3)БИЛЕТИК НА ВЫХОД:

Теперь я знаю...

Мне больше всего запомнилось...

Я нашел ответ на...

 -Продолжите предложения  на стикерах и приклейте к парковке.

 - Спасибо за урок. Я обязательно прочитаю ваши впечатления .

Домашнее задание

Прочитать текст, ответить на вопросы “проверь себя” (с. 78-86). Выполнить: I вариант – задание № 1; II вариант – задание № 2. Оформить работу на альбомном листе.

Выполнить задание № 7 в рабочей тетради (с. 27).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Зона Арктических пустынь.

Слайд 2

Где – то на белом свете там, где всегда мороз, Трутся спиной медведи о земную ось. Мимо плывут столетья, спят подо льдом моря, Трутся об ось медведи, вертится земля. Мы отправляемся с вами туда, Где царство холода, снега и льда!

Слайд 3

Зона арктических пустынь .

Слайд 4

Найдите на карте природных зон зону арктических пустынь, назовите острова, которые относятся к этой зоне

Слайд 5

Нашей экспедиции сегодня предстоит выяснить: Почему здесь такие суровые условия? (задача для географов); Какие растения встречаются в этой зоне? (задача для ботаников); Какие животные населяют арктическую пустыню? (задача для зоологов).

Слайд 6

Ледяная пустыня

Слайд 7

Северное сияние

Слайд 8

Растения Арктики МХИ

Слайд 9

Животные Арктики

Слайд 10

Животные Арктики

Слайд 11

Животные Арктики

Слайд 12

Животные Арктики

Слайд 13

Животные Арктики

Слайд 15

Птицы Арктики

Слайд 17

На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции

Слайд 19

Стали редкими такие животные, как белый медведь , морж , они внесены в Красную книгу России

Слайд 20

На острове Врангеля обитает самое крупное из копытных животных Арктики - овцебык

Слайд 21

Схема цепи питания, характерная для Арктики Водоросли рачки рыбы птицы Водоросли рачки рыбы тюлени

Слайд 22

Цепи питания: Водоросли рачки рыбы птицы Водоросли рачки рыбы тюлени Рыбы тюлени белые медведи

Слайд 23

У птиц для ловли рыбы приспособлен клюв, и они имеют обтекаемую форму.

Слайд 24

Такая связь существует, потому что можно составить цепь питания: водоросли рачки рыбы белые медведи.

Слайд 25

Пример: из-за суровых природных условий растительность бед­ная, непригодная для пищи, птицы и животные находят корм в море. Птицы устраивают свои гнезда прямо на камнях.

Слайд 26

1. Прочитать текст, ответить на вопросы «проверь себя» (с. 78-86). 2. Выполнить: I вариант - задание № 1; II вариант - задание № 2. 3.Офор­мить работу на альбомном листе. 4.Выполнить задание № 7 в рабочей тетради (с. 27).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Полное описание урока по окружающему миру для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В.Занкова по теме "Из истории Древней Руси. Как жили наши предки"...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ СИНГАПУРСКИХ СТРУКТУР В ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

Целью сингапурской системы обучения является переход от пассивных учеников через обучающие структуры к заинтересованным обучающимся XXI века.Сингапурская система обучения хороша тем, что на уроке заде...

Конспект урока русского языка в 4 классе с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока по теме "Множественное число имён существительных. Склонение имён существительных во множественном числе"...

Урок по окружающему миру в 4 классе по Сингапурской системе обучения " Моя республика - мой край родной" .

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса. Тема урока :" Моя республика  - мой край родной" ....

Конспект урока английского языка для 2 класса с применением технологии развивающего обучения

Конспект урока английского языка для 2 классас применением технологии развивающего обучения...

Конспект урока для детей с РАС по математике применением развивающих технологий обучения

Применение развивающей технологии обучения в учебном процессе значительно улучшает восприятие детьми сложных для понимания математических понятий и принципов.Наиболее важным инструментом в этом процес...