окружающий мир
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) на тему

Жернова Светлана Федоровна

урок по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon растениеводство45.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       Тема  урока: Растениеводство.

Цели урока:

  1. Познакомить с растениеводством, как отраслью экономики, создать представление об особенностях выращивания некоторых главных с/х культур с целью получения продуктов питания, познакомить с профессиями людей, работающих в растениеводстве.
  2. Научиться различать культурные растения
  3. Продолжить формирование интереса к изучению природы, умение наблюдать
  4. Развивать речь, воспитывать бережное отношение к продуктам растениеводства

Личностные: самоопределение - проявляют  готовность и способность к саморазвитию

Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе того, что известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно

Коммуникативные: уметь участвовать в учебном диалоге, уметь высказывать свою точку зрения, задавать вопросы, формулировать выводы

Оборудование: зёрна культурных растений, гербарии, полезные ископаемые, ИКТ.

                        Ход урока

1.Организационный момент.

-Вас сегодня ждут открытия, какие они будут: большие или маленькие, у каждого они будут свои.

-Вы готовы?

-Тогда вперёд!

2.Проверка домашнего задания.

Фронтальный вопрос

-Что такое экономика?

(Наука о правилах и законах ведения с/х)

-Что такое потребности?

 (Все, что нужно людям для жизни)

-Что такое товары?

(Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности)

-Что такое услуги?

(Это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей)

-Отчего во многом зависит успех труда?

(От образования.  Современной экономике требуются образованные люди, умеющие работать на компьютере, знать иностранные языки и т.д. От здоровья людей)

-Какое полезное ископаемое горючее? (торф, нефть)

-Какое полезное ископаемое самое прочное? (гранит)

-Что образуется при разрушении гранита? (песок)

Тест

  1. Из чего получают бензин? (Из нефти)
  2. Место, где залегают полезные ископаемые? (месторождения)
  3. Профессия человека, отыскивающего места полезных ископаемых? (геолог)
  4. Где добывают каменный уголь? (в шахте)
  5. Открытое место добычи полезных ископаемых? (карьер)
  6. Где добывают нефть и газ? (На суше и в море)

-Можете ли вы ответить на вопрос, почему надо экономно использовать подземные богатства?

3.Изучение новой темы.

-Мы с вами   ответили на вопросы. Отгадав загадку, мы узнаем, о чем пойдет речь на уроке.

  Дышит, растёт

  А ходить не может (растение)

-Кто может назвать тему нашего урока?

 Презентация (Слайд 1)

-Какие задачи мы поставим перед собой?

-Кто из вас знает, что такое растениеводство? – проблема

Работа с тетрадью

Растениеводство - это выращивание культурных  растений.

Их выращивают для разных целей, например чтобы получить продукты питания, корма для животных, материал для промышленности.

-И сегодня нам надо выяснить, на какие группы можно разделить часть растений, которые выращивает человек

4.Самоопределение к деятельности.

   Презентация (Слайд 2)

-На какие группы можно разделить эти растения?

(культурные и дикорастущие)

Человек окультурил более 2,5 тыс. видов диких растений. Уже в каменном веке он стал разводить растения вблизи своего жилища, потом отбирать лучшие экземпляры. Более 8 тыс. лет человек выращивает пшеницу, кукурузу, картофель, горох, тыкву, лук. Передвигаясь по миру, люди   перевозили растения. Попадая  в новые условия, растения изменялись. Появлялись новые разновидности.

-Для чего люди занимаются растениеводством?

(Люди занимаются  растениеводством, прежде  всего для того, чтобы получать продукты питания. Например, чтобы на нашем столе всегда был хлеб, растениеводы выращивают зерновые культуры - пшеницу, рожь, гречиху, просо, рис.

Рассказ о пшенице  

Показать сноп из пшеницы.

Самая главная наша кормилица-это пшеница. Из неё выпекают лучший в мире хлеб. Цвет её зёрен различный, есть пшеница с фиолетовыми, зеленоватыми, красноватыми зёрнами. Зерно русской пшеницы золотистого оттенка. Её   зёрна содержат 70процентов крахмала, 20 процентов белка.

Слайд 3.

Пшеницу сеют весной и осенью. Если посеяли осенью-пшеница озимая, если весной – яровая.

-Кто из вас догадался, а что у меня на тарелочке?

                   Белая белена

                   По полю гуляла

                   Домой пришла

                   В сусек легла (мука)

-Кто знает, а из чего делают муку?

-Какие продукты питания можно приготовить из муки?

 Из твёрдых сортов пшеницы получают самые вкусные пышные булочки, вермишель, которая не разваривается, манку.

Есть культуры, которые люди выращивают ради зёрен.

-Кто догадался, как они называются? (зерновые)

-Назовите растения, которые мы отнесли к этой группе?

Слайд 4

Вы видите зёрна культурных  растений - пшеницы и ржи.

-Посмотрите, одинаковые ли они по форме или отличаются друг от друга?

Зёрна ржи и пшеницы отличаются формой, но похожи по цвету.

Показ зерен

 Зёрна гречихи-коричневого цвета и необычной формы, из этих зёрен получают гречневую крупу, просо-зёрна покрыты необычной плёнкой, если их освободить от плёнки, увидим – пшено

На столе 2 кусочка хлеба: чёрный и белый.

-Почему у них разный цвет? (чёрный из ржаной муки, а белый из пшеничной)

Из одного зёрнышка получают 20 миллиграммов  муки, а чтобы получить вот такой батон, требуется мука от помола  10 тысяч зёрен.

Вывод: - Какие растения мы отнесём к зерновым культурам:

Рожь, овес, просо, гречиха, рис, пшеница.

Говоря о культурных растениях нельзя не сказать о картофеле.

Рассказ о картофеле.

Кормовые культуры

-Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получить продукты питания, но и для того, чтобы обеспечить кормами домашних животных. Летом многие животные могут найти себе корм на лугах, пастбищах.

-А чем их кормить зимой? (поэтому люди занимают целые поля под эти культуры)

-Раз они идут на корм животным,  кто догадался, как их называют? (кормовые)

В народной пословице говорится: «Молоко у коровы на языке»

-Что это значит? (не будет у коровы хорошего питания, не будет у человека молочных продуктов)

Главный корм животных - трава.

Слайд 5

Внимание на экран. Слайды-русские луга.

-Какие травы можно встретить на лугу? (клевер, тимофеевка, люцерна, люпин, житняк)

Сообщение ботаников.

Клевера в мире встречается около трёхсот видов. На территории нашей страны произрастает 65 видов. Наиболее  распространены у нас  красный, белый, розовый.

Клевер красный - многолетнее растение, у одного растения 5-7 и более стеблей. Красные головки клевера - это соцветия. Красный клевер любит влагу, но избытка влаги не переносит, берёт из почвы фосфор, калий, но почву обогащает азотом.

Люцерна - высокоурожайная кормовая культура, устойчива к заболеваниям, быстро образует зелёную массу, высота 50-70 см, прекрасный медонос.

-На корм животным ещё выращивают корнеплоды: свёклу, морковь, репу.

-Сообщение о корнеплодах приготовите к следующему уроку.

Прядильные (технические) культуры

Есть ещё одна группа растений, которые дают сырьё и его перерабатывают во многих отраслях промышленности - это технические культуры. Еще их называют прядильные.

Прядильные растения дают прочное, пригодное для прядения волокно, из которого на фабриках изготовляют пряжу, а из неё различные ткани. Человек очень любопытен, когда видит новую вещь, всегда спрашивает

-Из чего она сделана?

-А знаете ли вы, из чего сделана вот эта рубашка? (из хлопка)

-А что такое хлопок?

Сообщение ботаников о хлопчатнике

Показать хлопчатник

Есть у нас в стране такое место, где лето длится долго и солнце греет жарко. Там на полях растут - (показать) вот такие кусты, а на кустах плоды. Каждый плод в виде коробочки, а в коробочке - семена, они покрыты волокнами. Собирают волокно вместе с семенами, это хлопок-сырец. На особых машинах волокно отделяют от семян. Из этих волокон делают ситец, сатин, байку—всё это хлопчатобумажные ткани. Из семян получают масло, его используют в пищевой промышленности и в технике.

Сообщение о льне

Итог:  - назовите группы растений, с которыми мы познакомились.

Итог:- Закончите предложение..

        Теперь я знаю...

        Теперь я умею...

-Сегодня вы были дружными, активными, проявили творчество и вы сегодня молодцы. Спасибо за работу!

 

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...