Разработка урока по окружающему миру.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Папян Эличка Эдуардовна

Наши помощники-органы чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предмет: окружающий мир.

Класс: 3 "А"

Программа:УМК « Перспектива»

Тема урока: "Органы чувств".

Тип урока: урок-исследование.

Учитель: Папян Эличка Эдуардовна

Техническое оснащение урока:

  • Компьютер, проекционный экран.
  • Для проведения опытов:  игрушки: машинки, мяч; музыкальная запись; стаканчики с ароматическими веществами; яблоко, апельсин, клубок ниток, помидор,рукавички.
  • "Толковый словарь" С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.

Учебно-методическое обеспечение: учебник « Окружающий мир» 3кл. 2часть, рабочая тетрадь 2 часть

(А. А. Плешаков.)

Методы, применяемые на уроке:

  • Словесные (рассказ, беседа, объяснение)
  • Наглядный (презентация учителя, наблюдения обучающихся)
  • Проблемно- диалогическая технология
  • Исследование

Формы организации работы на уроке:

  • Фронтальная
  • Групповая

Цели урока:

  • Упорядочить опыт учащихся.
  • Сформировать понятие «органы чувств».
  • Показать роль и специфику разных органов чувств.
  • Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира.

Задачи педагога:

  • Формировать новые способы действий.
  • Развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения.
  • Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, речь, коммуникативные общеучебные умения при работе в группах.
  • Устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка, способствовать развитию интереса в познании самого себя.
  • Обогащать чувственный  опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире.

УУД:

Личностные УУД:

  • проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

 Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные УУД:

  • использовать различные способы обработки, анализа и представления информации
  • строить монологическую речь в устной форме

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других
  • совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

Планируемый результат:

Знать:

  • названия органов чувств
  • признаки органов чувств

Уметь:

  • определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя
  • различать группы органов чувств
  • ставить опыты с помощью учителя
  • формулировать результат опыта
  • устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока

Этапы урока

Ход урока

Организационный момент

Психологический настрой

- Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. (Слайд №1)

Пусть в этот чудный и прекрасный день (Слайд №2)

Всем нам сопутствует удача и везение!

И пожелаем мы друг другу и гостям

Чудеснейшего настроения!

Актуализация знаний  

Постановка проблемы.

-Ребята, что сейчас мы изучаем на уроках окружающего мира?(Человека)

Мы уже познакомились с вами с системами органов организма человека. Давайте вспомним ,назовите их. (Слайд №3)

Дыхательная система

Опорно-двигательная система

Кровеносная система

Пищеварительная система

Зачем человеку нужно знать свой организм?

 Чтобы сохранить и укрепить свое здоровье.

-Да, здоровье нашего организма- это самое главное!

На проекционном экране человечек,  но без лица. (Слайд №4)

- Сегодня на урок к нам пришёл очень странный человечек. Что                        

же в нём странного? (У него нет лица)

-Что это значит?   (У него нет глаз, носа, рта, ушей)

А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем?
(Ответы детей)Если бы не было глаз, мы не смогли бы видеть.
Человек мог бы попасть под машину. Мы бы не пришли в школу
Если бы у нас не было бы носа, то мы не смогли бы дышать. Не различали бы запахи.
Рот нужен нам для того чтобы говорить.
Человеку нужны уши, а то бы он ничего не слышал.

А что вы чувствуете, когда на улице мороз?

Мы чувствуем холод.

-О чём мы будем говорить?

Об органах.

-Мы сегодня с вами узнаем что это органы чувств.

На экране появляется таблица с рисунками  органов чувств.  (Слайд №5)

 Формулирование темы и целей  урока

-А что такое чувство? (ответы учеников)

Работа со словарём.

-Найдите в словарях значение слова "Чувство" .

-О чём мы сегодня будем говорить?

 Об органах чувств.

-Мы узнаем как работают эти органы.?

Открытие детьми нового знания

Первичное закрепление нового материала

Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание

Нам с вами  предстоит провести  исследование.

1. Исследование органа зрения.

Игра «Чудесный мешочек».

- У меня есть чудесный мешочек, в котором лежит много разных предметов. Посмотрите, кто может определить, что это за предметы, какие они, какого они цвета?

- Почему не можем сказать? (Не видим) 

-Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы

При  помощи глаз мы познаём красоту окружающего мира.

Глаза – это часть организма, то есть орган. Может быть, вы догадались орган чего?  

 (Орган зрения) 

-А знаете ли вы, что у человека 6 глазодвигательных мышц. (Слайд № 6)

Глазные мышцы – наиболее активные среди всех мышц человеческого организма. Сетчатка является внутренней оболочкой глаза и дает начало зрительному нерву. Зрительный нерв передает информацию, которая формируется на рецепторах сетчатки, в центральную нервную систему, где данная информация расшифровывается. На сетчатке происходит финальная обработка всей информации, которые незамедлительно передаются в человеческий мозг. Самый необычный и интересный факт про глаза и зрение – человек видит окружающий мир не глазом, а мозгом, функцией глаза является исключительно сбор необходимой информацию об окружающем мире Собираемая глазами информация передается в перевернутом виде  через оптический нерв в головной мозг где в зрительной коре анализируется мозгом. Только тогда человек видит  цвет, форму, размер предмета. Человеческий глаз и мозг, иногда ведут себя «странно», словно искажают реальность, не верите? Слышали про обман зрения?  Смотрите сами, какая полоска длиннее, а какая короче? (Слайд № 7)

Физминутка для глаз

-закрыть и открыть глаза (5раз)

-круговое движение глазами (налево- вверх- направо- вниз- налево- вниз(10раз)

-вытянуть вперед руку и медленно (следя за ногтем пальца)  прижимайте его к носу и обратно (2раза)

Памятка "Берегите зрение!"

1.Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.

2. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см от глаз. Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.

3. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.

4. Не читай лежа.

5. Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, и они устают быстро.

6. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20-30 минут давать глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.

7. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часа. Садись от экрана телевизора не ближе, чем в 2-3 метрах.

8. Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.

9. Пользуйся чистым носовым платком.

10. Не стесняйся носить очки.

2. Исследование органа слуха.

-Приступаем к следующему исследованию. (Слайд № 8)

-Посмотрите на этот слайд. Можем ли мы составить полную картину при помощи органа зрения?

Учитель включает запись голосов птиц (воробей, соловей).

-Что вы услышали? Что помогло вам это почувствовать, услышать?

(Нам помогли в этом уши) (Слайд № 9)

- А знаете ли вы, что ухо - это не только орган слуха но и равновесия?  (Слайд № 10)

-На что по форме похожи наши уши? (на морские раковины) Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо. Наружная часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка - барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем. Органом слуха является улитка, остальные части лабиринта составляют орган равновесия.

Памятка"Береги уши".  

1. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.

2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.

3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.

4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадет соринка (бусинка, насекомое), обратись к врачу.

Физминутка

(массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга, (дотронуться пальцем вытянутой руки до кончика носа (проверка равновесия).

3. Исследование органа обоняния. .  (Слайд №11)

-Умение человека различать запахи получило название  «обоняние».

-Нос человека – удивительное творение природы. Основное предназначение носа, помимо обоняния - это подогрев, увлажнение и обеззараживание воздуха, поступающего из внешней среды в легкие.  Носовая полость выполняет главную функцию – очищение воздуха от пыли и чужеродных частиц. У входа в нее располагаются маленькие волоски, которые выполняют и защитную функцию. Строение носа обеспечивает надежную защиту дыхательных путей, так как защищает организм.

- В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи. Запахи бывают разные: ядовитые, неприятные, у многих аллергия на различные запахи Именно поэтому, когда наш нос улавливает неприятный для нас запах, наш мозг сразу даёт команду носу и мы  понимаем, что запах нам не нравиться.

Нос имеет каналы соединяющие его с ртом и даже с ухом.

Проведём второй опыт.

-  Зажмите плотно нос пальцами и сделайте глотательное движение

- Что почувствовали ? ( уши заложило)

-Отпустите нос и снова глотните. ( слух улучшился)

Убедились, что уши и нос соединяются

  -Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах гари может предупредить нас об опасности - о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния.

Памятка " Как сохранить обоняние? "

1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.

2. Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.

Физминутка

(дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха, «медуза» - релаксация)

3. Исследование органа вкуса.

- А сейчас вспомним, что же нам помогает определить вкус конфетки, лимона, соленого помидора, горчицы?

Язык помогает различать вкус еды.(Слайд №12)

-А что такое вкус? Вы все пробовали щепотку сахара и соли кончиком языка и сразу почувствовали: сладость и  соленость.

-А вот если кончиком языка прикоснуться к лимону или к капельке клюквенного сока, то и не поймешь, какой он. Только когда сок растворится у вас во рту и попадет на боковые стороны языка, вы решите: это кислое.

А когда попробуете что-то горькое, вам не скажут правду ни кончик языка, ни его края. Горькое  почувствуете только тогда, когда оно попадет на самую заднюю часть языка.

Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.

Памятка " Как сохранить орган вкуса? "

Не есть и пить горячее, можно повредить языковые сосочки.

Физминутка

(вращение языком внутри рта – для повышения тонуса, «медвежьи покачивания» - снятие напряжения)

5.Исследование органа осязания

Игра «Узнай, что в коробке»

Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в коробке в рукавичках. Все предметы одинакового размера и формы:

мяч, клубок ниток, помидор. Коробка накрыта салфеткой.

-Что ты чувствуешь? Можешь ли узнать предмет?

Дети описывают предмет, но точно назвать его не могут.

Учитель предлагает снять рукавички и определить предмет.

Дети отгадывают предмет и достают его из коробки.

- Сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке , и не смогли отгадать предмет? С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: форму, температуру, их тяжесть. Кожа помогает осязать различные прикосновения. Кожа – орган осязания. (Слайд №13)

-Кожа, оказывается, может «рассказать» человеку о том, что его окружает. Чувствительность нашего «скафандра» заключается в том, что он сообщает нам, к чему мы прикасаемся.

-Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жару, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают пролегающие  в ней малюсенькие нервные окончания. (Слайд №14)

-Но кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, еще более важная ее задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, то есть растяжимость.

Памятка " Как сохранить орган осязания? "

Старайтесь не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения.

-Вот и закончилось наше исследование. Если с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса мы чувствуем окружающий мир, то, как будут называться все пять органов?

                                                                                 

Органы чувств.

Вывод: для объективного восприятия окружающего мира, предметов, действительности нам нужны все органы чувств.

Охрана органов чувств.

- Нужно ли беречь органы чувств? Почему?

Работа по учебнику.

 - Откройте учебники на с. 62. Прочитайте статью «Гигиена органов чувств». О каких правилах гигиены органов чувств говорится в данной статье? Составьте памятки .(Работа в группах) Повторим правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.

-Прочитайте ваши памятки.

-А теперь викторина! (Слайд №13)

-Сегодня вы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. И все же ученые говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!»

Рефлексия

-Дополните  предложение...

-Урок хочу закончить словами мудрецов:

Одному мудрецу задали вопрос: Что для человека важнее – богатство или слава?

Он ответил «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля». Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.

-Узнайте, какие профессии связаны с органами чувств. Нарисуйте их.



Предварительный просмотр:

Самоанализ к уроку Окружающего мира  по теме “Органы чувств “

Учитель :Папян Э.Э.

  Вашему вниманию был предоставлен  урок по теме  “ Органы чувств”

Класс 3 “А” . Система учебников  “Перспектива “.

Мною были  запланированы  следующие результаты :

Личностные УУД:

•        проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

 Регулятивные УУД:

•        определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя

•        планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя

•        вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные УУД:

•        использовать различные способы обработки, анализа и представления информации

Коммуникативные УУД:

•        слушать и понимать речь других

•        совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

Исходя из результатов была поставлена дидактическая цель  урока  -раскрыть роль и специфику органов  чувств  человека .

Были поставлены  задачи :

•        Развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения.

•        Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, речь, коммуникативные обще учебные умения при работе в группах.

•        Устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка, способствовать развитию интереса в познании самого себя.

•        Обогащать чувственный  опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире.

Исходя из планируемых результатов ,дидактических целей тип урока был запланирован ,как “Урок открытия нового знания “

При отборе методов форм  опиралось  на специфику класса .В классе 26 ученика .14 девочек и 12 мальчиков . Основная масса обучающихся класса – это дети с   высоким и  средним    уровнем подготовленности к обучению . В классе есть дети, которые внимательны на уроке, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса, 6 детей обладают неустойчивым вниманием. В целом обучающиеся класса разнородны с точки зрения своих индивидуальных особенностей: внимания, памяти, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Урок общеметодологической направленности. Структура урока соответствует типу.

 Этапы урока последовательны. Мотивация изучения данного материала осуществляется через использование разнообразных форм и методов ведения урока. Формы работы на уроке: фронтальная, самостоятельная, в парах, в группах.

 Методы преподавания: репродуктивный, наглядный ,поисковый, проблемный, метод проектов, творческий.

На адаптационном   этапе  была  поставлена  следующая задача :  адаптировать учащихся к деятельности на уроке. В начале урока был дан эмоциональный настрой на успех, созданы условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. Постаралась  создать комфортную обстановку и положительно-эмоциональный настрой к уроку

 На этапе актуализации  и  фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии была поставлена следующая задача : выявить предварительные знания учащихся и определить их границы: интеллектуальное затруднение (создание проблемной ситуации)

Было подведение к уроку и дети сами сформулировали тему урока .

На этапе  построения  проекта выхода и затруднения была  поставлена  задача :

- разрешение интеллектуального затруднения - находится ответ на проблемный вопрос. Чтобы ответить на проблемный вопрос ,решили провести исследование .

На основном этапе первичного закрепления  нового материала была поставлена  задача : первичное  закрепление знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения

повышение уровня формируемых знаний на основе применения разно уровневых и творческих заданий. Основное внимание уделялось  организации  деятельности  учащихся .Была организована работа в группе .Дети выступали в роли исследователей    и лаборантов ,где  самостоятельно исследовали роль и специфику  органов чувств человека.

На этапе включения  в систему знаний и повторения была поставлена задача: повышение уровня формируемых знаний на основе применения разно уровневых и творческих заданий. На этом этапе ,в ходе групповой работы  с опираясь на  текст учебника, дети составили   правила по защите органов чувств .Была  проведена творческая работа в форме  составления синквейнов.

На этапе рефлексии дети оценили свою активность ,коммуникабельность   ,умение договариваться . Завершающим этапом была оценка результатов урока, подведение итогов.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Учебная информация была привлекательна для детей

На уроке старалась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен и не боится высказать свое мнение. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей данного класса. Структура урока выдержена, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования третьеклассников, соответствовал их жизненному опыту.

По моему мнению, урок прошел успешно, планируемые результаты достигнуты, реализованы поставленные дидактические цели и задачи урока. Урок прошел на хорошем эмоциональном уровне: обучающиеся получили огромное удовольствие от деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Интерактивная игра по окружающему миру "Кто хочет стать знатоком окружающего мира"

Игра может быть использована как в урочной, так и внеурочной деятельности.Игра на сайте: http://exchange.smarttech.com...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...