Мы кормушки смастерили - мы столовую открыли
методическая разработка по окружающему миру (3, 4 класс) на тему

Докучаева Лилия Ивановна

Методический материал для занятия с учащимися начальной школы о зимующих птицах Центрального района и помощи им в зимний период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_dokuchaeva_l._i.docx37.21 КБ
Файл prilozhenie_1.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Мы кормушки смастерили - мы столовую открыли

Цель  – закрепить знание названий пернатых друзей, которые зимуют в нашем городе и районе, уметь различать их по внешнему виду, знать повадки птиц и приспособленность их к среде обитания. 
Задачи: вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистичные представления о природе;

расширять у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания;

обогащать словарный запас, развивать связную речь, учить детей давать полные ответы на вопросы;

воспитывать умение связно и последовательно пересказывать текст; активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление (учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения). 
Подготовительный этап: чтение книг В. Бианки «Синичкин календарь», «Лесные домишки», «Лесная газета» и др., знакомство с зимующими птицами нашего края, изготовление кормушек, наблюдение за зимующими птицами на прогулке. 

Оборудование: моноблок, интерактивная доска, презентация, подбор книг для выставки, кассета с пением птиц, изображение кормушки,  плакат «Виды зимующих птиц»

Формирование УУД:

Регулятивные

  1. Осознавать учебную задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению.
  2. Планировать свои действия и выполнять их, соблюдая инструкцию.
  3. Контролировать процесс, результаты одноклассников и своей деятельности.
  4. Оценивать свою и коллективную  работу.

Коммуникативные

  1. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свою точку зрения.
  2. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль.

Познавательные

  1. Владеть общими способами решения конкретных учебных  задач.
  2. Формировать познавательный интерес к окружающей действительности.

Личностные

  1. Формировать положительное отношение к учению.
  2. Развивать чувство прекрасного и эстетические чувства.
  3. Развивать эмоциональный отклик на произведения различных видов искусства.

Ход занятия

I. Организационный момент

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, комплектацию разноуровневых малых групп.

– Давайте улыбнемся друг другу, членам вашей группы и всем одноклассникам, гостям; пожелаем удачи и начнем занятие.

II. Актуализация опорных знаний        

Учащиеся читают стихотворения о зиме и птицах

1 ученик Вьюги, зимние метели 
Елки в снежный мех одели. 
Без дорожки, без тропинки 
Ходит по лесу мороз. 
Ходит по лесу грозится:  
«Берегись и зверь и птица». 

2 ученик Как птице перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождём, и в холода

На ветках сидя спят….

3 ученик Бывают птицы разные:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи…

4 ученик К их пёрышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

Но если долго снег идёт

И долго длится вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

5 ученик Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей.

III.  Постановка целей и задач урока. Целеполагание

- Ребята! Выскажите предположения о теме нашего занятия.

Группы предлагают варианты темы занятия.

-Действительно, мы будем говорить о помощи зимующим птицам нашего Вяземского района.

-Как же каждый из нас сможет помочь пичужкам?

Группы предлагают варианты ответа

-Тема занятия появится на слайде («Мы кормушки смастерили - мы столовую открыли»)                                                                                                        СЛАЙД

-Изображение кормушки мы повесим на магнитную доску.

-На нашем занятии мы закрепим знание названий пернатых друзей, которые зимуют в нашем городе и районе, умение различать их по внешнему виду, знание повадок птиц и приспособленность их к среде обитания.          СЛАЙД

IV.  Основная часть

Учитель Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала она деревьям теплые шубы, укрыла поля белым теплым одеялом. Но птиц наступила суровая пора.

Как же зимуют птицы?                                                                                СЛАЙД

Давайте мысленно перенесемся в зимний лес…

Когда ты идёшь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой…

Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоём

Ответы поищем под снежным шатром. 

 ( Звучит  запись с голосами птиц)

-Вслушайтесь, ребята. Что это за звуки?

-Действительно, это дятел выдалбливает из толщи древесины насекомых.

Синицы оповещают друг друга о границах их территорий.  А это щебечет воробей. 

Поговорим о маленьких синицах

И о других зимующих здесь птицах.

О том, как в парке каплями зари

Уж замелькают скоро снегири.

Что в декабре морозно и светло

От перистого инея бело.

-До начала первого конкурса хочу всем командам дать задание: подготовить по два мини - сочинения о  зимующих птицах нашего района. Можно пользоваться энциклопедиями, интернет ресурсами.

РАЗМИНКА

Вопросы  командам:                                                                                   СЛАЙД

-Как называют птиц, которые на зиму не улетают из родных мест? 

-Каких зимующих птиц вы знаете? 

-Какая птица любит сало? (Синица)

-Какая птица ловит мышей? (Сова)

-Какая птица любит рябину? (Снегирь)

-Какая птица ходит вниз головой? ( Поползень).

-У какой птицы самый длинный язык? (Дятел)

-Какая птица самая болтливая в лесу? (Сорока)

-У какой птицы крестообразный клюв? (Клест)

-Какие птицы ночуют под снегом? (Тетерев, рябчик и др.)

-Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (Одинаковая)

-Что птицам страшнее – голод или холод? (Голод)

-Какого числа отмечается международный день птиц? (1 апреля.) 

-Как согнуть ветку, чтобы не спугнуть птицу? (Надо подождать, когда она улетит).

ИГРА «ПРИЛЕТЕЛИ  ПТИЦЫ»

-Если птицы зимующие – все хлопайте. Если услышите что-то другое – топайте.

-Прилетели птицы: Голуби, Синицы…

- Прилетели птицы: Голуби, Синицы, Мухи, Воробьи…

- Прилетели птицы: Голуби, Синицы, Галки и Куницы…

- Прилетели птицы: Голуби, Синицы, Вороны, Клесты…

- Прилетели птицы: Голуби, Синицы, Галки, Снегири…

- Прилетели птицы: Голуби, Куницы, Воробьи, Синицы…

- Молодцы! Отдохнули?
МИНИ - СООБЩЕНИЯ О ПТИЦАХ

-Команды готовы представить нам сообщения о зимующих птицах? После вашего рассказа мы сможем посадить птиц в нашу кормушку на магнитной доске.

1 команда  С весёлым писком и свистом летают синицы (рисунок с изображением синицы помещается в кормушку). Бойко перескакивают они с сучка на сучок. Синицы - беспокойные птицы.  Зимой подбирают они любые зёрнышки. Название они получили из-за синих перьев на теле птицы. В наших лесах можно встретить большую синицу, лазоревку, чёрную синицу. Они отличаются окраской перьев и величиной, но, несмотря на отличия, у синиц разных видов есть много общего.                                                   СЛАЙД

Зимой синицы не боятся заглядывать в форточки домов. Всюду, где есть кормушки, синицы посещают их. Синица уничтожает вредителей, не только летом, но и зимой. Они добывают насекомых из укрытий, которые недоступны более крупным птицам. Синица очень прожорлива, она поедает за сутки столько, сколько весит сама. Тем самым она приносит большую пользу, поедая вредных насекомых. А в зимний солнечный денёк радует нас весёлой песенкой. (Слушаем голос синицы.)

2 команда  По соседству с синицами можно встретить поползня. (Рисунок с изображением птицы помещается в кормушку)

То вверх, то вниз по стволу бежит голубоватая птичка – поползень. Своё название она получила за то, что перемещается по стволу то вверх, то вниз, как бы ползает.                                                                                        СЛАЙД

Величиной он с воробья, живёт в одиночку или парой, клюв прямой, довольно длинный, как «кинжальчик». Он просовывает свой клюв в каждую дырочку коры и находит насекомое или личинку. Верхняя сторона тела голубовато - серая, от клюва к затылку проходит чёрная полоска. Нижняя сторона тела белая. Живёт в лесах, гнездо в дупле. Приносит пользу, уничтожая вредных насекомых.

1 команда  Сероспиный, красногрудый,

В зимних рощах обитает,

Не боится он простуды,

С первым снегом прилетает.                                                                       СЛАЙД

Догадались? Это снегирь. Его родина - хвойные леса северной тайги. Там они устраивают гнёзда и выводят птенцов. В октябре снегири образуют стаи и улетают зимовать в наши леса. В наших краях тепло, в лесу много ягод и семян. Особенно  любят снегири ягоды рябины, семена ольхи, ясеня, клёна.

2 команда  Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистый,

Клё! Клё! Клё!- поёт со свистом.

Кто это? Действительно, это клёст.

В народе его  называют «северным попугайчиком». Его родина - хвойные леса тайги. Получили клесты такое название потому, что подобно попугаям искусно лазают  по деревьям, цепляясь за ветки клювом и лапами.

Клюв у клеста имеет совсем особую форму: верхняя и нижняя часть изогнуты в разные стороны. Такая форма носа помогает ловко шелушить шишки. Зимой у клестов появятся птенцы, они не боятся мороза, так как мама их согреет. Клесты погостят  у нас до весны, т. к. в хвойных лесах основная пища - шишки.                                                                             СЛАЙД                               

МИНИИТОГ

-Вспомните, ребята, как называются птицы, которые к нам прилетают на зиму. Их называют кочевники. Они проводят у нас зиму, а весной улетают на свою родину в северные леса тайги.

-Оцените работу своей команды и других команд. Какое сообщение понравилось больше всего?

-Ребята, а каких ещё зимующих птиц вы знаете?

У нас зимуют вороны, сороки, воробьи, сойки, галки, овсянки, зяблики, чижи, совы.                                                                                                   СЛАЙД

-Вспомните, ребята, как называются эти птицы? Их называют зимующими птицами или оседлыми. Эти птицы живут в наших лесах весь год, они не улетают на юг.

РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДОВ

-Предлагаю командам поработать самостоятельно и разгадать кроссворды. На работу даётся 7 минут.                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МИНИИТОГ

-Проверим на слайдах презентации, как команды справились с заданием. Называем птицу и сажаем в нашу кормушку.                                         СЛАЙД

ИГРА «УЗНАЙ ПТИЦУ»

-Полюбуйтесь, сколько зимних гостей на нашей кормушке. Предлагаю командам узнать птиц по описанию.

● Мы положили в кормушку крошки хлеба, семечки подсолнуха, сало и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это? (Воробьи)

● Прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали (Синички)

●Следом прилетели небольшие пушистые птички, с красными грудками, с белой полоской на темно-синих крыльях. Они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины (Снегири)

● На соседней кормушке обедали большие птицы: 
Непоседы пестрые, 
птицы длинохвостные, 
птицы говорливые, 
самые болтливые. (
Сороки )

● В выходные на кормушке побывали такие  птицы:

Кто в берете ярко-красном,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит –

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Носит серенький жилет,

Но у крыльев – черный цвет.

Видишь: кружат 20 пар

И кричат: карр, карр, карр. (Ворона) 

-С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему?

-В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. Прочитайте высказывание на доске: «Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями».

Как понимаете выражение?

-Очень нелегко найти корм птицам. Одни из них ищут жуков, другие раскапывают снег, стараясь добраться до земли, третьи ищут корм на деревьях и кустах. Зимой много птиц погибает от голода, человек должен помочь им. Если каждая школа в нашем городе и районе повесит хотя бы одну кормушку, то птицы будут обеспечены кормом.

МИНИИТОГ

-Ребята, а у кого из вас есть у дома кормушка?

-Почему кормушки для птиц надо  каждый год устанавливать в одном и том же месте?

-Чем можно кормить птиц? Кто из птиц чем лакомится? (Воробей – зерном, снегирь - ягодами рябины, дятел – насекомыми, синица - насекомыми, салом, зерном, сова – мышами, ворона – зерном)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Птички прыгают, летают.

Птички прыгают, поют:

Чик-чирик, чик-чирик.

Имитируют руками взмахи крыльев и совершают повороты туловища в стороны.

Птички крошки собирают,

Зернышки клюют.

Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе, постукивать по коленкам.

Перышки почистили,

Перышки почистили,

Стоя прямо, совершать взмахи левой и правой руками.

Клювики почистили,

Клювики почистили.

Повороты головы вправо-влево.

Дальше полетели

Имитируют руками взмахи крыльев.

И на место сели.

Садятся за столы.

«СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ»

-Командам предлагается «собрать» пословицы. Начало пословицы в первом столбике соедините с её окончанием во втором столбце.

1. Слово не воробей... (вылетит – не поймаешь).

2. Лучше синица в руках, чем... (журавль в небе).

3. Всякая птица свое... (гнездо любит).

4. Старого воробья на мякине... (не проведешь).

5. Лес без птиц и птицы без... (леса не живут).

6. Знает птица, что без Родины... (не годится).

7. Всякая птица своим пером... (гордится).

8. Всякая птица по-своему... (поет).

9. У каждой пташки – свои... (замашки).

10. Воробьи под кровлю, а совы... (на ловлю).

11. Мала синичка, да... (коготок остер).

12. Всякая птица своим клювом... (сыта).

13. Сорока без причины не ... (стрекочет).

14. Сорока весть на хвосте... (принесла).

15. Пируют в ночи совы... (да сыч).

ПРОВЕРКА                    

-С помощью слайдов проверим, как команды выполнили задание.      СЛАЙД

«ПТИЧЬИ ПРИМЕТЫ»

Каждой команде предлагается закончить предложение с приметами, касающимися наших зимующих птиц.

– Если запел снегирь, а сорока лезет под стреху, быть …вьюге.

– Если же воробьи забираются в хворост и с утра пищат синицы, жди… усиления мороза.

– Если вороны устраивают в небе хороводы – быть …снегопаду, садятся на землю …жди оттепели.

– Если ворон на нижних ветвях деревьев – значит…скоро поднимется ветер.

– Каркают вороны всей стаей к …морозу.

– Воробьи дружно расчирикались, будет …оттепель.

– Ворон летит – на ветер, каркает  к …дождю.

– Мелкие птички собираются в кучу к …дождю.

– Сова кричит  на …холод.

– Осенью птицы летят низко – к зиме …холодной, высоко – к теплой.

– Ворона кричит зимой  к …метели.

– Ворона под крыло клюв прячет  к …холоду.

– Птицы садятся на верхушки деревьев перед…теплом.

– Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью …мороза.

– Снегирь зимою поет – на …снег, вьюгу.

V. Творческая практическая деятельность. Изготовление кормушек

-В конце нашего занятия проведём соревнование, чья команда быстрей сделает кормушку. Предлагаем нашим гостям  также изготовить кормушки.

(Используются пустой пакет из под сока, молока, пластиковая бутылка)

 Дети изготавливают кормушки

VI. Оценивание работы учащихся

-Изменилось ли ваше настроение после выполнения заданий? Прибавилось веры в свои силы, в поддержку товарищей? (Ответы детей)

-Вспомните, какую цель мы ставили перед собой на занятии?

-Что нового вы узнали?
-Что было самым интересным?

- Оцени свою работу на занятии и работу товарищей.

-Какие пословицы можно отнести к сегодняшнему занятию?

(Лес без птиц и птицы без леса не живут. Всякая птица своим клювом сыта.)

VII. Итог занятия

-Вы хорошо справились со всеми заданиями. Мы все услышали много интересного о птицах. На эту тему можно говорить бесконечно, но для этого надо много знать о жизни птиц. Поэтому предлагаю продолжить наблюдать за жизнью птиц, подкармливать их и записывать всё самое интересное в свои дневники наблюдений. А за вашу заботу птицы весной отблагодарят вас весёлой песней.

Ребята, давайте выйдем на школьный двор, возьмём с собой кормушки и корм, который каждый из вас приготовил,  и поможем пернатым.

Мы сделаем сегодня много доброго, полезного для птиц. Мы откроем в нашей школе зимнюю «птичью столовую». Назовём хором тему нашего занятия. (Мы кормушки смастерили - мы столовую открыли!)

-Пусть пернатые прилетают к нам. Здесь их каждый день будет ждать свежий корм до наступления тёплых дней.



Предварительный просмотр:

                                                                                Приложение 1

КРОССВОРД «ПОКОРМИ ПТИЦ»

покорми птиц

1. Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет.
Хочет сделать шажок – получается прыжок.

2. Чернокрылый, красногрудый он везде найдёт приют. 
Не боится он простуды – с первым снегом тут как тут.

3. Северные гости клюют рябины грозди

Так нарядны и ярки на головках хохолки!

4. Кто там прыгает, шумит, клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым – Клё! – Клё! – Клё!

– поёт со свистом.

5. Спинкою зеленовата, брюшком желтовата,
Чёрненькая шапочка и полоска шарфика.

6. Голубая спинка,

Рыженький бочок.

По стволу осинки,

За скачком скачок.

Попрыгун  вертлявый

Скачет вверх и вниз:

В ствол залез дырявый,

Клювом вниз повис.

Свистнул: «Эй вы, дятлы!

Клювом вниз скачу…

Вам такое вряд ли,

Дятлам, по плечу!»

7. «Чи-чи-чи!» - все повторяя, 
На березе птичья стая 
О зиме напомнит четко 
В красной шапочке …

8. В лесу под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист.

«Здорово, дрозд приятель!»

И ставит подпись…

9. Вести по лесу разносит, 
Понапрасну не стрекочет. 
На дозоре – белобока 
Осторожная ……

КРОССВОРД «ЗИМНИЕ ГОСТИ»

зимние  гости

1. Угадайте, что за птица 
Осенью в окно стучится? 
На кормушку подкормиться 
прилетела к нам …

2. Много он нашёл еды:

Вишни сочные плоды.

Мякоть он невкусной счёл

Быстро косточки:

 -Щёлк, щёлк.

Крепкий клюв, дубовый нос-

Это птица …

3. - Кар-кар-кар! - кричит плутовка. 
Ну и ловкая воровка! 
Все блестящие вещицы 
Очень любит эта птица! 
И она вам всем знакома, 
Как зовут ее? ... 

4. Посмотрите, к нам на ели

Прилетели и запели.

С хохолками прилетели

И запели как свирели.

5. «Чи-чи-чи!» - все повторяя, 
На березе птичья стая 
О зиме напомнит четко 
В красной шапочке …

6. Звонко свистнет тут и там, 

Мышкой лазит по стволам, 

Тонкий свист достигнет уха, 

Значит, где-то здесь ... 

7. Серый маленький комочек 
Чик-чирик! - замерз он очень! 
Солнце, выгляни скорей, 
Ждет тебя наш ...
 

8. Кто там скачет меж ветвей? 
Дятел, белка, воробей? 
«Чжээ-чжээ-чжээ», - вдруг вскрикнет бойко, - 
«Я не воробей, я …»

9. Что за птица не боится 
зимних вьюг и холодов 
И в февральские морозы
может вывести птенцов. 
Клюв у птицы перекрещен 
и короткий темный хвост 
вы, наверное, узнали, что за птица это …

ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД «ПОКОРМИ ПТИЦ»

покорми птиц

ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД «ЗИМНИЕ ГОСТИ»

зимние гости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила поведения в библиотеке и в столовой.

Эти внеклассные мероприятия помогут объяснить правила поведения в столовой и в библиотеке....

Классный час: "Как вести себя в столовой"

Сюжетно-ролевые ситуации....

презентация отчет об экологической акции "Столовая для птиц"

Проект «Столовая для птиц» осуществлялся в зимнее время. С помощью родителей ребята изготовили и повесили 15 кормушек и 3 скворечника. Суть проекта  в создании и организации регулярной работы птичьей ...

Проект по технологии смастери кормушку "Мухомор".

В начальных классах на уроках технологии учащиеся овладевают первичными навыками преобразовательной деятельности, осваивают умения по обработке различных материалов. Поэтому очень важно формировать у ...

Мастер-класс для детей 8-10 лет "Я машину смастерю - папе с мамой подарю" Педагог дополнительного образования Черкасова И.В.

Изготовление модели автомобиля  из  бумаги и картона, на мастер - классе представлены необходимые материалы и инструменты для моделирования, даны способы изготовления разверток автомобилей, ...

Проект "Кормушка для птиц",выполненный ученицей 3 класса, содержит практический этап ( материал для изготовления кормушки - это пластмассовое ведро из-под майонеза и др., подробный план работы по изготовлению кормушки для птиц).

Проект творческий, экологический.Автор: Загородняя Елизавета, ученица 3 классаНаучный руководитель: Зикеева Светлана ФёдоровнаВ проете представлен план работы по изготовлению кормушки для птиц.В прило...