Окр.мир
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Постникова Ксения Вадимовна

Урок "Откуда в дом приходят газ,электричество,вода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_okr_1_klass.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество» 

Цели : формируют представление о том, что вода, газ, электричество в нашем доме – результат труда человека, использующего богатства неживой природы; обобщают сведения о бытовых приборах и мерах безопасности при обращении с ними, узнают о способах получения воды, газа, электричества, их доставки в наш дом. 
УУД (универсальные учебные действия) : 
Регулятивные: выполнять задание в соответствии с поставленной целью; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющей основу осваиваемой деятельности. 
Познавательные: представление о том, что вода, газ, электричество в нашем доме – результат труда человека, использующего богатства неживой природы; знание способов получения воды, газа, электричества, их доставки в наш дом, правил безопасного обращения с бытовыми приборами. 
Коммуникативные: уметь выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию. 
Личностные: выражают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; соблюдают основные моральные нормы поведения. 
Оборудование:
 компьютерная презентация, проектор, экран, наглядный ряд; учебник “Окружающий мир”, рабочая тетрадь ( автор А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, М., «Просвещение», 2011). 

Ход урока 

. Организационный момент 
Долгожданный дан звонок 
начинается урок. 
Что возьмем на урок для успешной работы?       -Хорошее настроение, внимание, активность, трудолюбие

 Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

 Работаем старательно

 Слушаем внимательно.

Вместе проговариваем: ВРЕМЯ ГОДА: ЗИМА МЕСЯЦ: ДЕКАБРЬ ДЕНЬ НЕДЕЛИ

. Актуализация знаний.Запись песни Ю. Антонова «Под крышей дома твоего»

 Проверка усвоения материала предыдущего урока  в ходе конкурса «Природа в доме». Детям предлагается отгадать загадки:

1. Это что за странный ежик,

Нет ни головы, ни ножек,

Пьет не молоко, а воду,

С места не сдвигался сроду.

(Кактус)        

2. Какой рыбий хвост

В речке не живет?

(Сансевьера)

3. Гладишь — ласкается,

Дразнишь — кусается?

(Собака)        

5. Беленький шарик

Вокруг себя шарит,

Крошку найдет —

Тут же украдет.

(Белая мышь)

4. Мордочка усатая,

Спинка полосатая,

Ловко умывается,

Хоть с водой не знается.

(Кошка)        

6. У крошечной скотинки

Куча серебра на спинке.

(Рыбка)
Слайд 2 ( Урок- открытие) 
1. Что происходит в вашем доме по утрам, когда все просыпаются? 
Что делает мама на кухне в это время?    -Мы включаем свет, умываемся. 

-Мама зажигает газ и готовит завтрак. 
( При необходимости учитель задает уточняющие вопросы, подводя обучающихся к теме урока). 
2. О чем мы будем говорить на уроке? 
Наглядный ряд: вода, газ, электролампа. А вы знаете откуда они в вашем доме?

 Хотелось ли вам узнать откуда в вашем доме....
Тема нашего урока

 Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. 
Цель урока---узнать........
4. Но сначала давайте обсудим,  зачем они нужны в доме? 
Откройте учебник с. 58 
(Вода. Газ. Электричество.) 
. Изучение нового материала. 
1. Давайте вернемся на много лет назад. 
Что вам известно, как к людям в дом попадала вода? 
Внимание на экран. 
Слайд 4. (Как раньше вода поступала в дома.) 
Слайд 5. ( Колодец.) 
Слайд 6. ( Прорубь.) 
2. Как люди готовили пищу? 
Внимание на экран 
Слайд 7. ( Как раньше готовили пищу.) 
Слайд 8. ( Печь.) 
3. Как они освещали жилище? 
Внимание на экран 
Слайд 9. ( Что раньше люди использовали для освещения дома?) 
Слайд 10 (Лучина) 
Слайд 11 (Свеча) 
Слайд 12 (Керосиновая лампа) 
Все это было тяжело и неудобно ходить к ручью, в колодец за водой, пищу готовить в печах, освещать свои жилища свечой, керосиновой лампой. 
И человек, используя свой ум трудолюбие и богатства неживой природы, нашел выход из положения. 
Он изобрел много интересных вещей. 
Сегодня мы на уроке выясним откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. 
4. Что вам известно, откуда в наш дом приходит вода? 
Слайд 13 (заставка) 
Действительно, человек берет воду из реки. 
Но сразу ли она попадает в наш дом? 
(В речной воде много загрязнений: глина, песок, плавающие предметы) 
- Откройте учебник с.59 
Отметим карандашом путь поступления воды в дом 
- Проверим 
Слайд 14 (схема- путь воды) 
5. Какую воду вы пьёте? 
( Есть фильтры – кувшины, стационарные фильтры) 
Слайд 15 (В реке вода недостаточно чистая…) 
6. На рисунке видно, что вода приходит в дом не только из реки, но и другим путем.  Откройте учебник с.59
Каким? 
7. Подземная вода более чистая, чем речная. 
Её сразу подают в дома. 
8. Мы с вами исследовали, откуда в наш дом приходит вода.

Стихотворение о том , что надо беречь воду

 Физкультминутка. 

По тропинкам я бегу

Без тропинок не могу

Где меня, ребята, нет-

Не зажжется в доме свет.

Откуда в наш дом приходит газ? 
Внимание на экран. 
9.  (Откуда в наш дом приходит газ.) 
а) Да, ребята, природный газ залегает под землей. 
Слайд 17. (Буровые установки на суше.) 
Там, где обнаружено месторождение газа бурят скважину. 
Слайд 18. (Буровые установки на воде.) 
А подается газ по трубам туда, где он нужен. 
Слайд 19.(Система газовых труб) 
10. Исследуем, откуда в наш дом приходит электричество. 
Слайд 20 (Заставка) 
Откройте учебник стр.59. 
1) Что вы видите? 
2) Да, река перегороженная плотиной. 
А зачем ее перегородили? 
Для выработки электричества. 
Энергию производят водяные турбины. 
Вот люди и придумали, чтобы падающая с высоты плотины вода крутила особый механизм – ротор турбины. (На электростанции, которую вы видите справа от плотины, для выработки электричества должен крутиться особый механизм — ротор турбины. Вот люди и придумали, чтобы падающая с высоты плотины вода крутила этот ротор. От электростанции по проводам электрический ток бежит туда, где он нужен).
Слайд 21 (Гидроэлектростанция) 
Слайд 22 (Гидроэлектростанция) 
Слайд 23 (ЛЭП- линия электропередач) 

СХЕМА: вода - плотина – электростанция – дом 

Загадки

А какие вы знаете загадки про электроприборы?

В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать.
(Утюг)

Гладит все, чего касается,
А дотронешься – кусается.
(Утюг)

Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор.
(Пылесос)

Пыль увижу – заворчу, заверчу и проглочу. (Пылесос)

Есть у меня в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер "ТУ"
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(Пылесос)

Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
(Холодильник)

У окошка я сижу,
На весь мир в него гляжу.
(Телевизор)

Он один на всем свете
Очень рад пыль встретить.
(Пылесос)

Я пузатый и пыхтящий,
Я большущий и блестящий.
Если только захочу
Кипяточку вскипячу.
(Самовар)

Плывет пароход,
То назад, то вперед.
(Утюг)

Если кнопочку нажать,
Будет музыка звучать.
(Магнитофон)

Шипит, как паровоз,
А красоту волосам даёт всерьёз.
(Фен)
Откуда электричество приходит в дом?

 Как видите множество предметов в нашем доме работает от электричества, поэтому с каждым годом возрастает потребность в электрической энергии.
– Мы познакомились с реками России. Какие реки знаете вы?

На свете не счесть больших, могучих рек с громадными электростанциями: Волга,
Днепр, Дон, Ангара, Лена, Кама, Обь, Амударья, Иртыш, Енисей... 
Вот уж где плотины, так плотины! Это творение тысяч человеческих рук! Протянулись от берега до берега на несколько километров. По верху плотины – прямая, как стрела, шоссейная дорога.

Внутри этой многоэтажной громадины просторные залы с огромными машинами, вырабатывающими электрический ток.
Плотины строят очень высокие, чтобы создать большую разницу в уровне воды – как водопад. Поднявшаяся вода падает вниз по гигантским трубам и заставляет кружиться большущие турбины – водяные колеса с лопатками – лопастями или ковшиками.
От плотин на все стороны протянулись линии электропередач, которые по проводам доставляет нам ток. Электричество вырабатывается на электростанциях и приходит в наш дом по проводам.
Рассмотреть стр. учебника 45. Что вы видите?
Большие реки и их большие электростанции освещают города – далекие и близкие. Ток, который они дают, мчит по рельсам электропоезда, добывает в шахтах уголь, в рудниках – железную руду, на нефтепромыслах – нефть. Он заставляет работать на заводах и фабриках много-много различных станков.

8. Разные виды электростанций

Вывод: вода, газ, электричество в нашем доме- результат 
труда человека, использующего богатства неживой природы. 
Бережно относитесь  к  этим богатствам.
IV Закрепление изученного. 
Давайте проверим свои знания. 
Внимательны ли вы были? 
Работаем в парах. Откройте рабочие тетради стр 44-45 
1 ряд. Первый рисунок: отметьте откуда вода приходит в дом. 
2 ряд. Второй рисунок: отметьте, откуда приходит газ в дом 
3 ряд. Третий рисунок: отметьте откуда приходит электричество в дом. 
(Самопроверка по образцу на доске)

 Заключительная часть урока посвящается безопасности обращения с водопроводом, газовой плитой, электроприборами. При этом выполняется задание № 2 в рабочей тетради (с. 45). Оно предлагается для индивидуальной работы, а затем коллективно обсуждается. После этого зачитывается вывод на с. 59 учебника.
Вывод: Нужно быть всегда внимательными и осторожными с электричеством. Оно опасно! При неправильном обращении наши помощники могут превратиться во врагов. Нужно всегда помнить об этом и соблюдать правила пользования с электроприборами!
5 Итог урока. Смысловая рефлексия . 
1.Подведём итог нашей работы. 
Девиз успеха нам помог? 
Какие открытия вы сделали 
для себя? 
На доске рисунок солнца, 
на лучах солнца даны опорные слова, выбирайте 
любые слова, дополняйте ответ. 
Я узнал… 
Я понял… 
Я знаю… 
Я удивился… 
Я умею… 
Я научился… 
Я смогу… 
2. Самооценка. 
Возьмите “ Лесенку успеха” и оцените свой результат. 
Спасибо за работу.