Тема: «Почва. Состав и свойства почвы».
видеоурок по окружающему миру (3 класс) на тему

Цели:

·        воспитывать у обучающихся ценностное отношение к природе,

·        учить наблюдать, анализировать, группировать и классифицировать, выдвигать гипотезы и подтверждать их примерами,

·        устанавливать закономерности в системе знаний о почве, ее составе и свойствах;

·        развивать умения создавать и преобразовывать модели и схемы,

·        строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей по заданной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_-_kopiya.docx19.65 КБ
Файл prez.k_videouroku.pptx1.28 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 3 классе.

Тема: «Почва. Состав и свойства почвы».

Автор: Хабиева Зулима Аскарбиевна – уч. нач. кл.

МБОУ «СШ № 17 социального развития и успеха» г. Майкопа.

Цели:

  • воспитывать у обучающихся ценностное отношение к природе,
  • учить наблюдать, анализировать, группировать и классифицировать, выдвигать гипотезы и подтверждать их примерами,
  • устанавливать закономерности в системе знаний о почве, ее составе и свойствах;
  • развивать умения создавать и преобразовывать модели и схемы,
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей по заданной теме.

Задачи:

  • Сформировать у обучающихся представление о почве – как важнейшей части экосистемы;
  • в результате проведения опытов, выявить основные свойства почвы и
  • установить ее состав;
  • продолжить формирование навыков групповой работы, работы с научным текстом,
  • раскрыть причинно-следственные связи между живой и неживой природой
  • развивать: умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности.
  • воспитывать: интерес к самостоятельной экспериментальной работе;
  • формировать навыки: природоохранной деятельности и бережного отношения к почве как объекту природы и национальному достоянию; экологической культуры и экологического сознания; коммуникативные качества, сотрудничество, организованность, аккуратность.

Планируемые результаты: учащиеся научатся с помощью опытов исследовать основные свойства почвы, узнают о составе почвы и значении перегноя, научатся выполнять задания поискового характера, выдвигать гипотезы и доказывать их, моделировать связи почвы и растений,  работать в группах, делать выводы, контролировать и оценивать свою работу и её результат; будут развивать познавательный интерес к предмету, наблюдательность, аккуратность (в процессе опытов), бережное отношение к национальному достоянию – почве.

                                                                    Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Самоопределение к учебной деятельности.

 - Здравствуйте ребята! Садитесь.

 Сейчас мы проведем урок окружающего мира. Скажите, пожалуйста, кому нравится этот предмет?

- Почему вам нравится данный предмет?

После приветствия, детям предлагается посмотреть видеоролик «Театра теней» на мелодию песни М. Джексона. В нем, иносказательно, заложен смысл охраны природы.

Обучающиеся  приветствуют учителя.

Обучающиеся поднимают руки, отвечают.

Обучающиеся приводят свои доводы.

Обучающиеся смотрят видеоролик.

2.Актуализация знаний.

Учитель актуализирует знания учащихся:

 - Чему нас учит это видео?

- Как вы поняли смысл этого видеоролика?

 

- Нельзя уничтожать животных и растения.

 - Люди должны беречь окружающий нас мир.

4.«Открытие нового знания».

На данном этапе учащиеся начинают реализовывать проект урока, т.е. путем поиска, различными способами, необходимой информации, добывают знания по теме урока.

 

 - Дети сформулируйте понятие почвы.

После, просит найти в учебнике научное определение и сравнить (Слайд 5).

 

Далее учитель знакомит учащихся с В.В. Докучаевым (Слайд 6).

 Так же дети строят предположения по вопросу: везде ли на Земле есть почва (Слайд 7).

 

Следующим этапом проекта урока, является групповая работа по выявлению состава почвы. Для его реализации предлагается работа в учебной лаборатории. Ученики класса делятся на пять групп по количеству опытов, которые нужно провести.  Каждой группе предоставляется лабораторное оборудование и конкретное задание, по которому формулирует свой вывод о составе почвы. По окончании опытов на доске собирается макет схемы состава почвы (Слайды 8-18).

 

Далее коллективная работа по определению свойств почвы. Макет схемы «Свойства почвы», собирается на доске (Слайд 19).

Дети высказывают предположения.

- Почва – это верхний плодородный слой земной поверхности на котором растут растения.

- На Земле не везде есть почва.

Обучающиеся работают по группам. В ходе работы на доске собирается макет таблицы состава почвы.

Состав почвы:

Воздух

Вода

Остатки растений и

животных

Песок

Глина

Перегной

Минеральные соли

Свойства почвы:

Сыпучесть

Плодородность

Теплопроводность

Водопроницаемость

5.Первичное закрепление (проговаривание во внешней речи).

 

Дети устно решают кроссворд. (Слайд 23)

Почва

Песок

Перегной

Плодородность

6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Каждой группе учащихся предлагается карточка с вопросом по теме урока. Они формулируют и защищают свои варианты ответов

Карточка №1

1. Напишите, что такое почва.

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Карточка №2

2. Из чего состоит почва?

А) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;

Б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей.

В) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве.

Карточка №3

3.  От какой части почвы зависит плодородие?

А) перегной;

Б) песок;

В) глина.

Карточка 4

4. Что растения получают из почвы?

А) перегной, песок, глину;

Б) воздух, воду, соли;

В) остатки животных и растений.

Карточка №5

Благодаря чему перегной превращается в соли, необходимые для питания растений?

А) благодаря животным, обитающим в почве;

Б) благодаря воде и воздуху, содержащимся в почве;

В) благодаря микробам, живущим в почве.

 

 

Сравнивают свой ответ с эталоном на экране. (Слайд 26)

Почва – это верхний плодородный слой земной поверхности на котором растут растения.

2.Б.

3.А.

4.Б.

5.В.

7.Включение нового знания в систему знаний.

Блиц опрос:

  1. Какое значение для растений и животных имеет почва?

  1. Какие животные живут в почве?

  1. Кто автор Почвоведения?

  1. Какой компонент отвечает за плодородие почвы?

- Если-б не было почвы, на Земле не выросло бы ни одно растение, а без растений не было ни животных, ни человека.

- В почве живут много видов червяков, насекомых, грызунов.

- В.В. Докучаев автор почвоведения.

-За плодородие почвы отвечает перегной.

8.Рефлексия учебной деятельности.

- Как вы понимаете смысл высказывания: «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете.»

Далее учитель предлагает лидерам групп провести оценку результатов работы на уроке, выставляются отметки.

- Без почвы невозможна жизнь на планете Земля.

Обучающиеся проводят оценивание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку по предмету окружающий мир Тема: «Почва. Состав и свойства почвы» Класс: 3. Подготовила уч. нач. кл . МБОУ «СШ №17 социального развития и успеха» г. Майкопа - Хабиева З.А. 2017

Слайд 2

Почва. Состав и свойства почвы. Тема урока :

Слайд 3

Проект урока: 1.Узнаем что такое почва. 2.Подумаем, везде ли на Земле е сть почва. 3.Определим состав почвы. 4.Охарактеризуем свойства почвы. 5.Подумаем, что мы можем сделать для охраны почвы.

Слайд 4

Что такое почва ?

Слайд 5

Почва –это верхний плодородный слой земли, на котором растут р астения.

Слайд 6

ДОКУЧАЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ СОЗДАЛ НАУКУ О ПОЧВАХ– ПОЧВОВЕДЕНИЕ

Слайд 7

Везде ли на земле есть почва?

Слайд 8

Возьмите стакан с водой и бросьте в него комочек почвы. Что вы увидели? Какой вывод можно сделать? Исследуем состав почвы Опыт №1 В почве есть воздух.

Слайд 9

Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидели на бумаге? Какой вывод можно сделать? Исследуем состав почвы Опыт №2 В почве в есть вода

Слайд 10

Будем нагревать почву Что вы видите и чувствуете? Исследуем состав почвы Опыт №3 Появился лёгкий дымок. Мы почувствовали неприятный запах !

Слайд 11

Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных. Именно перегной придаёт почве тёмный цвет. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя Вывод:

Слайд 12

ПЛОДОРОДИЕ

Слайд 13

ПЛОДОРОДИЕ необходимо сохранять

Слайд 14

Если мы возьмём стакан с водой и почвой, который оставляли после первого опыта , что вы увидите? Исследуем состав почвы Опыт №4

Слайд 15

Вывод : Можно рассмотреть различные слои почвы. На дне видны песчинки песка и частицы глины . Сверху – перегной . песок глина перегной

Слайд 16

Испарение нескольких капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Вода быстро испарилась. А на стекле остались белые пятна. Налёты. Сделайте вывод , что это за пятна? Исследуем состав почвы Опыт №5

Слайд 17

Вывод: В почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде

Слайд 18

состав почвы песок, глина остатки растений и животных живые организмы вода минеральные соли воздух

Слайд 19

Свойства почвы : Сыпучесть Почва пропускает воду - водопроницаемость Почва нагревается и охлаждается -теплопроводность Плодородность

Слайд 20

Это интересно! 1см почвы за 250 – 300 лет 20см за 5 – 6 тысяч лет

Слайд 21

Это интересно! На 1 м² живет приблизительно 80 дождевых червей.

Слайд 22

Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.

Слайд 23

КРОССВОРД «ПОЧВА» П П П П

Слайд 24

Отчего почва разрушается? Неразумная деятельность человека: строительство; уничтожение парков и скверов; непродуманный выпас скота; вырубка леса; Почву размывает вода; Выдувает сильный ветер;

Слайд 25

Способы защиты почв от разрушения. Для накопления влаги в почве применяется снегозадержание; Нельзя вырубать леса , лишать на больших пространствах землю естественного растительного покрова; Как заграждение от ветра в засушливых районах надо сажать полезащитные полосы. Эти насаждения также будут задерживать влагу и насыщать ею воздух; Сохраняет почву от разрушения посев многолетних трав; Вспашка поперек склонов: вода при этом не сбегает, а впитывается в почву.

Слайд 26

1 . Почва –это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения. 2 (Б) 3(А) 4(Б ) 5(В )

Слайд 27

Объясни высказывание: «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира по теме "Почва. Состав почвы" в 3 классе.

Урок окружающего мира по теме "Почва. Состав почвы" был проведён как открытый для учителей, работающих в 3 классе по системе Л.В.Занкова....

Тема урока: Состав и свойства почвы.

Тип урока: Изучение нового материала.Цель урока: Дать понятия о составе почвы, её свойствах.Задачи урока: Обучающая: выяснить основные свойства почвы и состав...

Тема урока: Состав и свойства почвы.

Тип урока: Изучение нового материала.Цель урока: Дать понятия о составе почвы, её свойствах.Задачи урока: Обучающая: выяснить основные свойства почвы и состав...

Состав и свойства почвы

Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе УМК «Школа России». Тема «Состав и свойства почвы»...

Состав и свойства почвы

Разработка урока по окружающему миру...

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Почва. Её состав и свойства».

Цель урока: формирование представления о почвах; изучить состав и свойства почвы.Задачи:Образовательные :познакомить с разнообразием почв,выявить основные свойства и состав почвы.Развивающие :продолжи...