Конспект урока по "Окружающему миру" "В гости к весне" А.А.Плешакова 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Конспект урока по окружающему миру "В гости к весне" А.А.Плешаков, 2 класс, УМК "Школа России" Цель урока Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных признаках весны в неживой и живой природе. Формировать умение выдвигать гипотезу, обосновыват доказательство своего предположения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока

В гости к весне.

Цель урока

1. Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных признаках весны в неживой и живой природе.

2. Формировать умение выдвигать гипотезу, обосновывать доказательство своего предположения

Планируемые результаты  данного урока

Новые понятия и термины

Ледоход, половодье, проталина, оттепель, капель.

Предметные знания и  умения,  которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока.

Узнают: об  изменениях, происходящих весной в неживой и живой природе,

Научатся : устанавливать взаимозависимость; осознавать необходимость бережного отношения к природе. устанавливать связи жизнедеятельности растений и животных весной; владеть общеучебными умениями (в рамках изученного)

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться  в  ходе урока.

Личностные: формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, понятия;

Познавательные: формируем умение извлекать информацию из  иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение устанавливать аналогии; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке;  умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других;  умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Организация урока

Формы работы на уроке:

 Коллективная, парная.

Оборудование

мультимедийный проектор,• экран,• компьютер,• презентация в программе Power Point

учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова 2 класс, • карточки с заданиями.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационно-мотивационный.

-Прозвенел уже звонок?

-Уже начался урок?

Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.

-Хотите учиться?

--Значит можно садиться! Значит можно учиться!

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету  скажу вам: «Будет интересно!»

Желаю вам хорошего настроения и удачи.

Дети настраиваются на работу.

2.Целеполагание, выход на тему урока.

4.Изучение нового в ходе активного взаимодействия.

5.Первичное закрепление нового материала, промежуточный контроль.

6.Физминутка.

7.Продолжение изучения нового.

Работа с учебником, с опорой на схемы.

8.Обобщение изученного.

9.Продолжение изучения нового.

10.Закрепление.

11. Подведение итогов.

12. Рефлексия.

13. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

- Сейчас внимательно послушайте сказку-загадку, которую написал В.Даль, и догадайтесь, о каких птицах идёт речь

      Вышел старик – годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

       Махнул старик – годовик второй раз и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях  показались цветы.

      Махнул старик годовик ещё раз - и полетела  третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

       Махнул старик-годовик  четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался  частый дождь, залегли туманы.

  • Что это за птицы, ребята?
  • Да, это времена года и сегодня мы совершим экскурсию в одно из них.

А сейчас послушайте стихотворение и музыку.

Долго шла она тайком от ветров и стужи,

А сегодня — прямиком шлепает по лужам,

Гонит талые снега с гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга бархатом зеленым.

«Скоро, скоро быть теплу!» — эту новость первой

Барабанит по стеклу серой лапкой верба.

Скоро тысячи скворцов с домиком подружат,

Скоро множество птенцов выглянут наружу.

Тучи по небу пройдут, и тебе впервые

На ладошку упадут капли дождевые.

- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

- Попробуйте назвать тему нашего урока. Что мы должны узнать, чему научиться?

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим об изменениях, происходящих в природе с приходом весны, попробуем составить схему изменений в природе весной.

-А кто может назвать весенние месяцы?

-Ребята, давайте представим, как изменяется природа в каждый из весенних месяцев. А для этого послушайте загадки о весенних месяцах.

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад-

Заглянул к нам месяц...

                                              (Март)

 - В народе говорят про март месяц так, март – капельник, солнечник, протальник. Март- весна света.

-Как вы думаете, почему?

-Весной солнце поднимается над горизонтом выше, посылает больше лучей на землю, дни становятся длиннее. Посмотрите, что происходит со снегом, с почвой?(сл.9)

-Образуются проталины- участки земли,выглядывающие из-под снега.

Когда температура воздуха повышается выше нуля градусов, начинается оттепель. Во время оттепели сосульки начинают таять под лучами весеннего солнца.Такое явление называют капель. Это всё происходит в марте.

  • Следующая загадка:

     Мишка вылез из берлоги,

     Грязь и лужи на дороге,

     В небе жаворонка трель-

 В гости к нам пришёл ...(апрель)

- Апрель — месяц воды. Его в народе называют водолей.

- Почему? Что происходит с водоёмами?

- Лёд темнеет и тает, трескается. Льдины плывут по воде. Это явление называют - ледоход.

-Какие правила безопасности нужно соблюдать на водоёмах весной?

 - Апрель в народе называют снегогон, водолей. 

- Кто объяснит названия этого месяца?

- Следующая загадка:

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?...(Май) 

  Май — это весна травы.

- Май называют в народе цветень, травень.

- Как вы думаете, почему его так назвали?

А теперь давайте обобщим, то что мы узнали про весну.

Игра «Что лишнее?».

1.Март, июнь, апрель, май.

2.Капель, проталины, листопад, ледоход.

Упражнения  под музыку «Хорошее настроение».

- Откройте  учебники на стр.86-87 «Неживая природа весной» .Работаем по карточкам в парах.

Карточка 1.Солнце

- Как светит  солнце весной?

- Изменилась ли высота солнца над горизонтом?

- Изменилась ли продолжительность дня?

 (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее; становится теплее).

- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).

- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).

-Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае  тепло)

- Теперь представим себе небо. Какое оно весной?

Карточка 2. Небо

- Какое по цвету весеннее небо?

- Какое небо по характеру облачности?

- Какие осадки выпадают весной?

(Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака, в марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)

- Бывают ли весной грозы? Когда? (В конце апреля, в мае).

- Что происходит со снегом весной?

Карточка 3. Снег и лед

- Что произошло со снегом, льдом на реках весной?

- Почему?

- Где осталось больше снега?

- Почему?

(Поскольку становится  теплее, снег тает. Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает. )

-Теперь вспомним про почву. Что происходит с ней весной?

Карточка 4. Почва

-Что происходит весной с почвой?

 (Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега, постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной).

- Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой? (Солнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед).

-Мы с вами выяснили, какие изменения происходят в неживой природе. А как вы думаете, а в живой природе происходят изменения с приходом весны?

- О поведении птиц расскажет Василина.

Загадки о птицах.

(грач, скворец, жаворонок, ласточка, соловей)

- О поведении зверей расскажет Игорь.

- Вспомните, о каких изменениях в живой и неживой природе мы говорили. Соедините стрелками явления живой и неживой природы. Поработайте парами.

Живая природа                                             Неживая природа

                                 Дни стали длиннее  

                                 Набухли почки                                              

                                 Оттаяла почва

                                 Прилетели птицы

                                 Начался ледоход

                                Появились первоцветы

                                Появились насекомые

                                Стало теплее

                                Тает снег

-О чём мы говорили на уроке?

- Выяснили, какие изменения происходят в природе с приходом весны?

«Что напутал художник?» (работа по картине)

Давайте составим синквейн о весне.

- Мы с вами говорили на уроках литературного чтения, что весна – поэтическое время года, пробуждение, обновление природы. И нам не обойтись без стиха.

- Чтение стихотворения (Антон)

Если на уроке понравилось работать, было интересно, тогда прикрепите цветок  на полянку, а если нет - не надо.

Дома: стр.86-89

1р.- подготовить о перелётных птицах.

2р.- подготовить о первоцветах.

Дети слушают загадку и отгадывают её.

Ведут  диалог  с  педагогом, высказывают предположения.

Слушают стихотворение и  музыку.

Высказывают предположения о теме и целях урока.

Участвуют в беседе, смотрят презентацию, слушают учителя.

Играют в игру.

Выполняют движение физминутки.

Дети  читают текст, составляют ответы, опираясь на схемы.

Работа в парах, проверяют.

Ученики по очереди на доске прикрепляют карточки с изменениями в природе весной.

Дети высказывают свои предположения.

-Снег тает. Оттаивает почва, стало видно голую землю.

Отгадывают загадки, смотрят презентацию.

Отвечают на вопросы, слушают сообщения детей.

Выполняют задание на карточках  в парах.

Коллективная работа, составление синквейна.

           Весна

Красивая, долгожданная

Пришла, разбудила, украсила

Весна – прекрасное время года.

Пробуждение.

Слушают стихотворение.

Прикрепляют цветы на полянку.

Записывают задание в дневник.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Старик годовик Вышел старик – годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз –полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Слайд 3

Махнул старик – годовик второй раз и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Слайд 4

Махнул старик годовик ещё раз - и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Слайд 5

Махнул старик-годовик четвёртый раз – и поле- тели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

Слайд 7

В г о с т и к в е с н е

Слайд 8

Назовите весенние месяцы. МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ

Слайд 9

Угадай месяц и назови его признаки. Март

Слайд 10

март

Слайд 11

проталины оттепель

Слайд 12

капель

Слайд 13

Угадай месяц и назови его признаки. Апрель

Слайд 14

Апрель -водолей

Слайд 15

ледоход

Слайд 16

половодье

Слайд 17

Угадай месяц и назови его признаки. Май

Слайд 18

М а й травень – цветень

Слайд 19

Май-месяц первой зелени, первых цветов, первых весенних гроз.

Слайд 20

Капель, оттепель, проталины, ледоход Март, апрель , май листопад, июнь, «Найди лишнее слово».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа по учебнику. Прочитайте текст «Неживая природа весной» на стр. 86-87 учебника.

Слайд 2

Составь рассказ по плану. Солнце Небо Облака Водоёмы Почва Осадки Весенние изменения в неживой природе.

Слайд 3

Солнце выше, чем зимой Дни стали длиннее; Потепление Небо голубое, высокое Облака белые, лёгкие Таяние снега, льда Ледоход Половодье Осадки: снег, дождь Первая гроза Оттаивание почвы

Слайд 4

Как меняется жизнь птиц с приходом весны?

Слайд 5

Как ты думаешь, почему стали возможны такие изменения в жизни птиц?

Слайд 6

Отгадай загадку. Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей. Взад-вперёд по пашне вскачь. А зовётся птица … ГРАЧ Март – время прилёта грачей. Мы построили вдвоём Для гостей весенний дом, А верней сказать – дворец. Прилетай скорей … СКВОРЕЦ Конец марта – время прилёта скворцов. Своё гнездо он в поле вьёт, Где тянутся растения. Его и песня и полёт Вошли в стихотворения! ЖАВОРОНОК Время прилёта жаворонков – начало апреля. Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. ЛАСТОЧКА Май – время прилёта ласточек. Прилетел к нам, наконец, Лучший наш певец. Дни и ночи напролёт Он поёт. СОЛОВЕЙ Соловьи прилетают в середине мая.

Слайд 7

Запомните : Не тревожьте и не беспокойте птиц на гнёздах ! Развесь скворечники! Не разоряйте гнёзда!

Слайд 8

Как встречают весну звери?

Слайд 9

Работа в парах.

Слайд 10

Синквейн весна красивая, долгожданная пришла, разбудила, украсила Весна - прекрасное время года. пробуждение

Слайд 11

Домашнее задание 1.Стр. 86-89 учебника, прочитать. 2. Подготовить: 1 ряд – сообщение о перелётных птицах; 2 ряд – сообщение о первоцветах. До встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира «В гости к осени» 2 класс (УМК «Школа России»)

Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») «В гости к осени» 2 класс...

Конспект урока окружающего мира «В гости к весне» (экскурсия) (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о весенних изменениях в неживой и живой природе;Планируемые результатыПредметные:знать характерные признаки весны в живой и неживой прир...

Конспект урока окружающего мира «В гости к весне» (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления у учащихся о весенних явлениях в живой и неживой природе.Планируемые результаты:Предметные:знать признаки живой и неживой природы весной;уметь уст...

Конспект урока окружающего мира "В гости к весне" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления у учащихся о весенних явлениях в живой и неживой природе. Планируемые результаты:Предметные: знать признаки живой и неживой природы вес...

Конспект урока окружающего мира "В гости к весне. Экскурсия" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся о весенних изменениях в неживой и живой природе;Планируемые результатыПредметные:знать характерные признаки весны в живой и неживой природе;ум...

Конспект урока окружающего мира «В гости к весне» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: «В гости к весне»Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с характерными признаками весны в живой и неживой природе; формирование представления о связи изучаемых предметов...

Конспект урока окружающего мира «В гости к весне. Экскурсия» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: «В гости к весне. Экскурсия»Цели деятельности учителя: создание условий для наблюдения признаков наступления весны в неживой и живой природе.Задача урока (в рамках выпускной квалифик...