Открытый урок по окружающему миру в 3 классе "ВОДА -_ РАСТВОРИТЕЛЬ"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Кузьмина Ирина Яковлевна

Урок составлен в соответствии  ФГОС  нового  поколения по  программе  ПНШ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый  урок  по  окружающему  миру  в  3  классе

Учитель: Кузьмина  И.Я.  МОУ  Большекошинская  сош

Тема:  ВОДА  -_ РАСТВОРИТЕЛЬ.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы; наборы: стаканы пустые и с кипяченой водой; коробочки с поваренной солью, сахаром, содой, речным песком, глиной, жидкое удобрением для цветов, чайные ложки, воронки, фильтры из бумажных салфеток; гуашь (акварельные краски), кисти и листы для рефлексии; презентация, выполненная в Power Point, мультимедийный проектор, экран.

Конспект урока.

Цель урока: познакомить со свойством воды растворять в себе вещества.

Дидактические задачи урока: дать представление о воде как растворителе, о растворимых и нерастворимых веществах; познакомить с понятием «фильтр», с простейшими способами определения растворимых и нерастворимых веществ; подготовить доклад на тему «Вода – растворитель»

Педагогические задачи урока:

  • познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности;
  • научить различать проблемы, формулировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы;
  • заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов.

Тип урока:

По дидактической цели: урок изучения нового материала.

По содержанию элементов исследовательской деятельности – урок -исследование (начальный уровень).

Формы работы учащихся: работа в группе (мини-лабораториях).

Предметные результаты:

Обучающие научатся: проводить опыты, опытным путем установить свойство воды – растворять вещества, ознакомятся с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами.

Вступление.

Учитель.

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Так что время не теряем

 И работать начинаем.

- Прочитайте, о чем вы должны помнить, работая на уроке.

 Прочитайте девиз урока:

 ( на доске)

-Мы уже многое знаем.

-Мы должны показать все наши знания.

-У нас у каждого свое мнение и его нужно озвучить.

-Мы имеем право на ошибку.

 «Учись, смекай, активным будь! И к знаниям откроешь путь!

1 этап. Орг. момент (этап самоопределения).  

Приглашаю вас на третье заседание школьного научного клуба «Мы и окружающий мир».

-Сегодня у нас гости, наши учителя, которые  тоже пришли на заседание клуба.  Объявляю   заседание  открытым.

Вадим. Мы сегодня собрались на заседание клуба по теме «Вода – растворитель».

Задание всем присутствующим: подготовить доклад на тему «Вода – растворитель».

Учитель. На этом уроке вам вновь предстоит стать исследователями свойств воды. Изучать эти свойства вы будете в нашей  лаборатории.

Лаборатория должна будет выполнить следующее задание: провести опыты и наблюдения, а в конце заседания обсудить план сообщения «Вода – растворитель». 

2 этап. Актуализация знаний, мотивация учащихся 

Подумайте, о чем идет речь в загадке:

Я и тучка, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.         (  Это  вода )

О  каких  состояниях  воды  говорится  в  загадке?

( Газообразном,  жидком  и  твердом )

Давайте  вспомним  свойства  которыми  обладает  вода.

Дети работают с карточками, выбирая  свойства воды:

  • не имеет формы
  • имеет форму
  • бесцветна
  • белая
  • прозрачная
  • текучая
  • упругая
  • без запаха
  • без вкуса
  • горюча

- Готовясь, к уроку я натолкнулась на такую сказку. Послушайте:

Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый ослик едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй – шел весело и легко.

    Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, то ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата.

      Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго – тяжелее?

      Что произошло бы, если б второй осел нес не вату, а сахар?

- Так как вы думаете,  какое свойство воды нам будет важно узнать сегодня на уроке?

ДОБАВИТЬ  КАРТОЧКУ:   растворитель  и   поставить  напротив  вопрос ?

3 этап. Постановка проблемы

С разрешения председателя я хочу сделать первое сообщение.

 Такое же заседание по теме «Вода – растворитель» недавно провели ученики села Мирного. Открыл заседание Костя Погодин, который напомнил всем присутствующим еще об одном удивительном свойстве воды: многие вещества в воде могут распадаться на невидимые мельчайшие частицы, то есть растворяться. Следовательно, для многих веществ вода – хороший растворитель. После этого Маша предложила провести опыты и выявить способы, с помощью которых можно будет получить ответ на вопрос, растворяется вещество в воде или нет.
- Предлагаю вам на заседании клуба определить растворимость в воде таких веществ, как поваренная соль, сахар, сода, жидкое удобрение для цветов, речной песок и глина. 

- Для этого мы с вами откроем научную лабораторию

4 этап. Определение темы и цели исследования. 

Нам предстоит исследовать, что происходит в воде с различными веществами. А что такое исследование?

 Исследование – это один из видов профессиональной деятельности человека. Человек любой профессии при грамотном подходе к делу использует элементы исследовательской работы.

 - Любое исследование начинается со сбора информации.

- Что находится у вас на столах? ( Стаканчики с водой, вещества).

 - Что  будет  сегодня  объектом  исследования?  ( вода)

Объект  - ВОДА. Предметом  исследования  будет  свойство – РАСТВОРИТЕЛЬ.

- Нам нужно исследовать, что же происходит в воде с различными веществами. Какую цель мы поставим перед собой?

 (Выяснить, что происходит в воде с различными веществами. Опытным  путем  доказать, обладает  ли  вода  свойством  «растворитель»). 

5 этап.Выдвижение  рабочей гипотезы, ее подтверждение.

- Нашей «лаборатории» задана задача.

Прочитайте и сформулируйте вашу гипотезу, что произойдет?

Гипотеза – это научное предположение, суждение о каком-либо явлении, объекте.        ( читает председатель -Вадим)

- Подумаем вместе, какие гипотезы будем подтверждать. (Слайд )

Предположим … (соль растворится в воде)

Допустим … (сахар растворится в воде)

Возможно…(  сок  растворится в воде)

Допустим… (сода растворится в воде)

Возможно … (песок не растворится в воде)

Что, если … (глина не растворится в воде)

Проведем опыты, которые помогут нам в этом разобраться.    

 Перед работой председатель напомнит вам правила при проведении опытов и раздаст карточки, на которых эти правила напечатаны. (Слайд )

«Правила при проведении опытов»                                                                                         (   Выдаются листы ,учащиеся знакомятся и расписываются)

1.        Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться.

2.        Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.

3.        Опыт проводит один из учеников (докладчик), остальные молча наблюдают или по просьбе докладчика помогают ему.

4.        Обмен мнениями по результатам проведенного опыта начинается только после того, как докладчик разрешает его начать.

5.        Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.

6.        Подходить к столу и проводить новый  опыт  можно только по разрешению учителя.

             С  правилами  ознакомлен.  Лаборант  ВасильеваА.  ____________   подпись

    -Наблюдения и выводы  будем   записывать в таблицу

Ход работы.

Наблюдения

Вывод

1. Насыпьте соль в стакан с водой. Размешайте.

Соль  стала  незаметной. Вода  стала солёной.

Растворилась  соль  в  воде

2. Насыпьте сахар в стакан с водой. Размешайте.

Сахар  стал  невидим  в  воде. Вода  стала  сладкой.

Сахар  растворился  в  воде.

3. Насыпьте песок в стакан с водой. Размешайте.

Пропустите воду с песком через фильтр.

Сделайте вывод

Песок  опустился  на  дно. Вода стала прозрачной.

 Песок  не  растворился  в  воде

4. Насыпьте мел в стакан с водой. Размешайте.

Пропустите воду с мелом через фильтр.

Сделайте вывод

Мел опустился  на  дно. Вода  стала  прозрачной.

Мел  не  растворяется  в  воде.

5. Насыпьте  соду в стакан с водой. Размешайте.

Сода  стала  незаметной

Сода  растворилась  в  воде

3.Налейте вишнёвый  сок стаканчик, размешайте

Вода стала красного  цвета. Кислый вкус.

Сок  растворился в  воде  и окрасил её.

Проведем  1,2,3,4,5,6  опыты.
Ученики  по  очереди  проводят  опыты. Берет один из подготовленных наборов, и проводит опыты. Группа наблюдает, что происходит .
Председатель зачитывает один и тот же вопрос каждой группе, а представители от лабораторий отвечают на них. 
1- опыт. Изменилась ли прозрачность воды? 
(Прозрачность не изменилась)
Изменился ли цвет воды? 
(Цвет не изменился)
Изменился ли вкус воды? 
(Вода стала соленой)
Можно ли сказать, что соль исчезла? 
(Да, она растворилась, исчезла, ее не видно)
- Сделайте вывод. 
(Соль растворилась) 

2- опыт. Изменилась ли прозрачность воды? (Прозрачность воды не изменилась)
Изменился ли цвет воды? 
(Цвет воды не изменился)
Изменился ли вкус воды? 
(Вода стала сладкой)
Можно ли сказать, что сахар исчез? 
(Сахар стал невидимым в воде, вода его растворила)
- Сделайте вывод. 
(Сахар растворился) 

3-опыт.  -Изменилась ли прозрачность воды? (Прозрачность воды  изменилась)
-Изменился ли цвет воды? 
(Цвет воды  изменился)
-Можно ли сказать, что сок  исчез? 
(Нет)

- Сделайте вывод. (Сок растворился  в воде и изменил её цвет)   

4 -опыт. -Изменилась ли прозрачность воды? (Прозрачность воды не изменилась)

-Изменился ли цвет воды? (Цвет воды не изменился)

-Изменился ли вкус воды? (да)

-Можно ли сказать, что сода исчезла? (Сода стала невидимой в воде, вода её растворила)

- Сделайте вывод. (Сода растворилась)

У. -Проверим утверждения и проведем опыт с речным песком и мелом

Прочитайте в учебнике порядок действий при проведении опыта.

5,6 – опыт. - Изменилась ли прозрачность воды? (Вода стала мутной, грязной)

-Изменился ли цвет воды? (Цвет воды изменился)

-Исчезли ли песчинки и глина? (Более тяжелые песчинки опускаются на дно, а мелкие плавают в воде, делая ее мутной)

- Сделайте вывод. (Песок и мел не растворились)

- Пропустите содержимое стакана через бумажный фильтр.

Учащиеся пропускают воду с песком и мелом  через фильтр, наблюдают.

 -Что проходит через фильтр, а что остается на нем? (Вода проходит через фильтр, а речной песок остался на фильтре и песчинки хорошо видны)

-Очистилась ли вода от песка? (Фильтр помогает очистить воду от частиц, которые в ней не растворяются)

- Сделайте вывод. (Речной песок в воде не растворился)

- Верным ли было ваше предположение о растворимости песка и  мела  в воде?

- Отлично! Молодцы!

- Результаты опыта оформите письменно  на своих листах наблюдений.

- Прошу одного из членов группы зачитать выводы, записанные в тетради, всем присутствующим.

- Есть ли у кого-нибудь дополнения, уточнения?

6 этап. Формулирование вывода по результатам исследования

Сделайте, пожалуйста, выводы по результатам опытов

- Все ли вещества растворяются в воде? ( Слайд )

- Какое устройство помогает очистить воду от вредных примесей? (Слайд)

- Как люди используют свойство воды растворять некоторые вещества?

(Безвкусная вода становится сладкой или соленой благодаря сахару или соли, так как вода растворяет и приобретает их вкус. Это свойство человек использует, когда готовит пищу: заваривает чай, варит компот, супы, солит и консервирует овощи, заготавливает варенье. )

( Когда мы моем руки, умываемся или купаемся, когда стираем одежду, то используем жидкую воду и ее свойство – растворителя.)

(Когда рисуем акварельными красками или гуашью.)

- В воде также растворяются газы, в частности кислород. Благодаря этому в реках, озерах, морях живут рыбы . Соприкасаясь с воздухом, вода растворяет кислород, углекислый газ и другие газы, которые находятся в нем. Для живых организмов, обитающих в воде, в  том  числе и  рыб, очень важен кислород, растворенный в воде. Он им нужен для дыхания. Если бы кислород не растворялся в воде, то водоемы были бы безжизненными. Зная это, люди не забывают насыщать кислородом воду в аквариуме, где живут рыбки, или прорубают зимой проруби в водоемах для улучшения жизни подо льдом.(показать  бутылку  с  газированной  водой)

- Обратите внимание на задание, записанное на доске. Предлагаю составить коллективный план выступления на тему «Вода – растворитель». .

Заслушивание предложений по пунктам  плана .

-Давайте все вместе сформулируем план выступления.

Примерный план выступления по теме «Вода – растворитель»

1.        Введение.

2.        Растворение веществ в воде.

3.        Выводы.

4.        Использование людьми свойства воды растворять некоторые вещества.

7 этап. Подведение итогов урока

Какое свойство воды исследовали на заседании клуба? (Свойство воды как растворителя)

К какому выводу мы пришли, исследовав это свойство воды? (Вода – хороший растворитель для некоторых веществ.)

Как вы думаете, трудно быть исследователями?

Что показалось наиболее сложным, интересным?

Пригодятся ли вам знания, приобретенные в ходе исследования этого свойства воды в дальнейшей жизни?

-Очень важно помнить о том, что вода – растворитель. Вода растворяет соли, среди которых есть как полезные для человека, так и вредные. Поэтому пить воду из источника, если вы не знаете, чист ли он, нельзя. Не зря в народе есть пословица: «Не всякая водица для питья годится»

8 этап. Домашнее задание.

Составить по плану доклад для выступления по теме «Вода – растворитель»..

- 9 этап. Рефлексия.

-Когда  мы  используем  свойство  воды   растворять  некоторые  вещества  на  уроках изобразительного искусства? (Когда рисуем акварельными красками или гуашью)

-Предлагаю  вам, используя  это  свойство  воды, раскрасить  воду  в  стакане  в  такой цвет, который  наиболее  полно  соответствует  вашему  настроению. (Слайд )

«Желтый цвет» – радостное, светлое, хорошее настроение.

«Зеленый цвет» – спокойное, уравновешенное.

«Синий цвет» – грустное, печальное, тоскливое настроение.

Покажите свои  пробирки  с  раскрашенной водой .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Вода - растворитель"

В ходе практической работы дети обнаруживают  свойство воды – растворять  примеси; развивают умения получать знания, работая в группе;воспитывается любовь к родному краю, бережному отношению...

Урок познания мира 2 класс по теме "Вода - растворитель"

Урок по предмету "Познание мира " 2 класс на тему "Вода - растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества"....

Урок познания мира 2 класс по теме "Вода - растворитель"

Урок по предмету "Познание мира " 2 класс на тему "Вода - растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества"....

Презентация к уроку Окружающий мир Тема: Вода - растворитель.

Презентация к уроку. Окружающий мир. Тема:" Вода-необыкновенное вещество или вода- растворитель" УМК "Перспективная начальная школа"...

"Вода-растворитель"

Презентация по УМК Перспективная начальная школа...

Вода – растворитель.

Урок окружающего мира во 2 классе  по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. ...

конспект урока окружающего мира с презентацией по теме "Вода - растворитель"

На уроке учащиеся проводят опыты. В ходе опытов открывают свойство воды - растворять вещества. К уроку прилагается авторская презентация...