Технологическая карта урока окружающий мир на тему: "Ты и твои друзья"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

технологическая карта окружающего мира "Ты и твои друзья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kostyuchenko_okr.mir_14.03.docx40.35 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока окружающего мира

студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»

Костюченко Анастасии Алексеевны

Зерноград

2017

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 2

Тип урока: «Ты и твои друзья »

Тема урока: Открытие нового знания

Цель: познакомится с понятиями «дружба», «друг», а так же с правилами культуры общения и поведения.

Учебные задачи:

        

Направленные на достижение личностных результатов:

  • осознавать ценность дружбы, согласия, взаимопомощи между людьми, ценить добрые и справедливые поступки и стремиться их  совершать;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • РУУД: оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить;
  • РУУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, сто еще не известно;
  • РУУД: планирование – составление плана и последовательности действий;
  • ПУУД: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  • ПУУД: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;
  • ПУУД: поиск и выделение необходимой информации;
  • КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
  • КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • знать, что самое ценное в дружбе- любовь и уважение друг к другу, согласие и взаимная помощь;
  • знать правила приёма  гостей и поведения в гостях, правила поведения за столом;
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебник (А. А. Плешаков Окружающий мир 2 класс 2 ч.), пенал, дневник, рисунок ладони.

Материалы для учителя: учебник (А. А. Плешаков Окружающий мир 2 класс 2 ч.), презентация, тех.карта.

Технологическая карта урока открытия нового знания

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(формируемые

на данном этапе урока)

Методы обучения, КРР

1. Мотивация к учебной деятельности

Приветствует учащихся.

Настраивает на урок [Приложение 1]

Приветствуют учителя.

Внимательно слушают учителя.

ЛУУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

Метод стимулирования занимательным содержанием

2.  Актуализация опорных знаний

Предлагает поиграть в игру «Закончи фразу».

Еще одна игра «Кто последний?»

После проведенных игр делает вывод с учащимися. [Приложение 1]

 Играют в игры.

Совместно с учителем делают вывод.

ПУУД: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

Беседа, объяснение, демонстрация.

3.Организация познавательной деятельности

3.1. целеполагание

3.2. открытие нового знания

3.3.  первичное закрепление

3.4.  самостоятельная работа

3.5. повторение и включение в систему знаний

3.1.Предлагает послушать куплет песни и подумать о чем в ней говорится («Если с другом вышел в путь»). 

Подводит к теме и цели урока. [Приложение 1]

3.2.Просит продолжить фразу: [Приложение 1]

  Предлагает объяснить значение слова «дружба»

   Просит прочитать значение этого слова из словаря Ожегова.

 Читает стихотворение Л.Измайлова «Монолог о дружбе» и подумать, кто является настоящим другом. 

Дает задание составить рассказ с помощью вопросов на стр.56.

Разбирает с детьми смысл пословицы «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Разбирает с детьми ситуацию предложенную учебником.

Задает вопросы детям.

Представляет варианты ответов на слайде. Что сделают дети если им подарят съедобный подарок. Просит обосновать свой ответ.

Предлагает обсудить вежливо ли заказывать подарки.

 Читает стихи «Несли мы облако с собой» и организует обсуждение. [Приложение 1]

Физ.минутка.

3.3. Организует работу с пословицами.

Дает задание прочитать пословицы, выбрать какие из них говорят о дружбе и выбрать пословицу, которая важнее всего для учащихся.

3.4.Организует составление правил дружбы в паре.

Просит прочитать свои правила.

Предлагает сравнить свои правила с правилами на слайде.

 [Приложение 1]

3.5. Задает вопросы по изученному материалу данные в учебнике, подводит к выводу. [Приложение 1]

3.1.Слушают куплет песни, анализируют её и делают вывод.

Формулируют тему и определяют цель урока.

3.2.Обдумывают конец фразы, высказывают свои дополнения.

Предполагают значение слова дружба.

Читают значение слова «дружба» и сравнивают со своим определением.

Внимательно слушают, анализируют и делают вывод.

Составляют рассказ с помощью вопросов.

Работают с пословицами.

Рассматривают иллюстрацию, анализируют ситуацию.

Слушают и анализируют стихотворение.

Выбирают вариант ответа и обосновывают свой выбор.

Обсуждают с учителем вежливо ли заказывать подарки, высказывают свое мнение.

Внимательно слушают стихотворение, обсуждают содержание.

3.3. Работают с пословицами, выбирают те которые говорят о дружбе, а также выбирают одну, которая важнее всего для них.

3.4. Придумывают правила дружбы в парах. Читают свои правила. Дописывают понравившиеся правила со слайда.

3.5. Отвечают на вопросы по теме урока, совместно с учителем делают вывод.

3.1.РУУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, сто еще не известно;

3.2. КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

РУУД: планирование – составление плана и последовательности действий;

ПУУД: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

3.3. РУУД: оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить;

3.4.КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

3.5. ПУУД: поиск и выделение необходимой информации;

Беседа, метод стимулирования занимательным содержанием.

Метод создания ситуаций творческого поиска, работа с учебником.

Упражнение, беседа.

Самостоятельная работа, временная работа в группе.

Беседа, работа с книгой.

4. Рефлексия учебной деятельности

Организует рефлексию: предлагает написать на карточке в форме ладошки качество, без которого не может быть дружбы, прикрепить карточку на доску. [Приложение 1]

Записывают качества дружбы и прикрепляют карточку – ладошку на доску.

ЛУУД: понимание смысла учения.

Формирование личностного смысла учения.

Приложение 1

1. Мотивация к учебной деятельности

Давайте улыбнемся друг другу,

я рада вновь видеть ваши улыбки,

и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом.

 Успехов вам и удач!

 Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? 

2.  Актуализация опорных знаний

Ребята давайте поиграем в игры, первая игра называется «Закончи фразу», на слайде представлена неполная фраза вам необходимо ее дополнить. Давайте прочтем их. У вас есть 1-2 минутки, чтобы подумать, как дополнить эти фразы.

Игра «Закончи фразу»

  • Если вы хотите, чтобы с вами были вежливы, то вы…
  • Если вам неприятно, когда вас толкают, то…
  • Если вам хочется, чтобы другие вам уступали в чем-то, то…
  • Если вы хотите, чтобы вам помогли в чем-то, то…

Вторая игра называется «Кто последний», с первого ряда по цепочке вы называете вежливые слова, они не должны повторятся, кто назовет последнее слово, тот будет считаться победителем этой игры.

Ребята сейчас мы с вами сыграли в две игры, что между ними общего, может их что-то объединяет? Верно все это связано с вежливостью, а достаточно ли просто знать эти слова?

Учащиеся должны сделать вывод, что все вежливые слова, которые они говорили необходимо не только знать, но и употреблять их в речи.

3.Организация познавательной деятельности

3.1. Целеполагание

Я бы хотела вам предложить прослушать куплет песни и подумать о чем в ней говорится? Как вы думаете какова же тема нашего урока. Подумайте о чем мы с вами сегодня будем говорить? Какую цель поставим?

3.2. Открытие нового знания

На слайде представлена фраза, что в ней не так? Правильно ее нужно дополнить. Я предлагаю вам дополнить ее. На слайде представлены определения, взятые из словаря Ожегова, давайте прочитаем и сравним с теми, что говорили мы. А вы знаете кто такой товарищ? Товарищ – это человек, с которым вас связывает какое-то дело, общий интерес. Давайте сделаем вывод, чем отличается товарищ от друга?

Я бы хотела прочитать вам стихотворение, а вы подумайте, о чем оно.

Что такое дружба, каждый знает?

        Может быть, и спрашивать смешно.

        Ну а все же, что обозначает

Это слово? Значит, что оно?

Дружба – это если друг твой болен

И не может в школу приходить,-

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот,

Отдавать ему свое вниманье

Дни, недели, месяц или год…

Как вы понимаете этот монолог, о чем он? Кто такой настоящий друг?

Ребята откройте учебник на стр. 56 и с помощью вопросов составьте небольшой рассказ.

Обратите внимание на слайд, на нем представлена пословица, кто хочет её прочитать? Как вы понимаете эту пословицу? В чем ее смысл? Давайте посмотрим на 56 страницу и проверим, верны ли были наши предположения.

У каждого есть такой день, который он считает самым главным в своей жизни, - это день рождения. Именно день рождения и собирается праздновать Надя.

  • Каким образом она может пригласить друзей на этот праздник?
  • Как вы думаете, какие слова она должна при этом сказать или написать?
  • Что бы вы ответили Наде, если бы тоже получили приглашение?
  • Как Надя должна принимать подарки, что при этом говорить?
  • Представьте, что Наде неожиданно принесли два одинаковых подарка на день рождения. Как ей себя вести? Что сказать?
  • Скажите, как надо поступить, если вам принести на день рождения торт, конфеты, фрукты, банку варенья или меда. Выберете один из вариантов ответа.

А) уйти в другую комнату и съесть;

Б) спрятать подальше;

В) часть угощения переложить в вазочки и поставить на стол для гостей.

Почему именно этот ответ?

  • Вежливо ли заказывать подарки?
  • Почему говорят: «Дареному коню в зубы не смотрят»?
  • Послушайте, как поступила Надя из стихотворения А. Барто «Несли мы облако с собой». Выскажите свое мнение о поведении девочки.

Несли мы облако с собой:

Букет сирени голубой…

Взглянула Надя на сирень:

- Какой красивый сорт!

Но он завянет через день,

Купили лучше б торт!

От торта польза есть,

Его же можно съесть!

Я торт люблю с орехами,

За тортом бы поехали!

Ну, Наденька!

Ну, скромница!

Мы не могли опомниться.

Давайте подумаем, правильно ли поступила Надя?

3.3.  Первичное закрепление

Переверните страницу на стр. 58 представлены пословицы, прочитайте их и выберете, какие из них говорят о дружбе? Выберете пословицы, которые на ваш взгляд, важнее всего для вас. Объясните почему.

3.4.  Самостоятельная работа

Ребята, а есть ли какие-нибудь правила дружбы? На ваших столах лежат листочки, я предлагаю вам в парах составить несколько правил дружбы и записать их.

Вы все справились, то хочет прочитать? Я бы тоже хотела вам посоветовать правила, давайте прочитаем их.

3.5, повторение и включение в систему знаний

Ребята, что самое ценное в дружбе?

Что нового о культуре поведения в гостях вам удалось узнать на уроке?

Какие пословицы о дружбе вам запомнились?

И какой же мы можем сделать вывод? Давайте же прочтем вывод предложенный в учебнике и узнаем правы мы или нет.

4. Рефлексия учебной деятельности

На ваших столах лежать пустые листочки в форме ладони, я предлагаю вам написать на ней качество, без которого не может быть дружбы, прикрепить карточку на доску.

САМОАНАЛИЗ УРОКА

1. Тема урока: «Ты и твои друзья». Программа «Школа России»

2. Учащиеся класса относятся к учёбе позитивно, на уроке активны и любознательны.

3. Данный урок идет по плану. Раздел «Общение» 4 урок в разделе. Напрямую связан с предыдущими темами.

4. Цель: познакомится с понятиями «дружба», «друг», а так же с правилами культуры общения и поведения.

5. Учебные задачи: 

Личностные решались на этапе мотивации к учебной деятельности (развитие мотивов учебной деятельности), на этапе актуализации знаний (осознавать ценность дружбы, согласия, взаимопомощи между людьми); во время целеполагания (формирование личного смысла учения), на этапе рефлексии (принятие и освоение социальной роли обучающегося).

Метапредметные решались на этапе целеполагания (самостоятельное формулирование познавательной цели), открытия нового знания (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме), открытия нового знания, самостоятельной работы, рефлексии учебной деятельности (формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха).

Предметные решались на этапе организации познавательной деятельности (знать, что самое ценное в дружбе- любовь и уважение друг к другу, согласие и взаимная помощь; знать правила приёма  гостей и поведения в гостях, правила поведения за столом; развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.).

6.        Детей удалось включить в запланированную деятельность на всех этапах урока.

7. Отражение в содержании урока работы, направленной на формирование УУД:

Личностные УУД формировались на этапе мотивации к учебной деятельности с помощью метода стимулирования занимательным содержанием, на этапе рефлексии учебной деятельности с помощью метода формирования личностного смысла учения.

Познавательные УУД формировались на этап актуализации опорных знаний с помощью методов: беседа, объяснение и демонстрация. На этапе организации познавательной деятельности во время целеполагания с помощью таких методов как: беседа, метод стимулирования занимательным содержанием, повторение и включение в систему знаний с помощью беседы и работа с книгой.

Регулятивные УУД формировались На этапе организации познавательной деятельности во время целеполагания с помощью таких методов как: беседа, метод стимулирования занимательным содержанием, во время открытия нового знания с помощью таких методов как: метод создания ситуаций творческого поиска, работа с учебником, время первичного закрепления с помощь упражнения, беседы.

Коммуникативные УУД формировались на этапе организации познавательной деятельности во время открытия нового знания с помощью таких методов как: метод создания ситуаций творческого поиска, работа с учебником, первичного закрепления с помощь упражнения, беседы.

8.        Урок достиг поставленной цели. Критерием этой оценки является: положительный конечный результат урока, правильные ответы на вопросы в обобщающей беседе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Ты и твои друзья. Правила дружбы"

Цели урока:     расширить представление о понятиях «друг», «дружба», умения высказывать собственные суждения по тем или другим вопросам, связанным с этими понятиями;    ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: С.Михалков "Как друзья познаются". Главная мысль.

Основной целью данного урока является создание условий для формирования у учащихся умения работать с информацией. На уроке ребята познакомятся с произведением С.Михалкова "Как друзья познаются", потре...

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Ты и твои друзья"

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Ты и твои друзья"...

Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Твой родной край» УМК "Школа России"

Тема урока: «Твой родной край» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование представления учащихся о родном крае, изучение географического положения Челяб...

Технологическая карта урока окружающего мира «Поверхность земли и водоемы твоего края» 4 класс УМК «ПНШ»

Цель урока: Изучение карты родного края, поверхности земли и основных водоемов Челябинской областиЗадачи урокаДидактические:Актуализировать знания о поверхности  земли и водоемах родного кр...