Конспект урока по окружающему миру для 2 класса "Заглянем в кладовые земли"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Романова Анджела Николаевна

Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kladovaya_zemli.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ялтинская средняя школа-лицей № 9» муниципального образования

городской округ Ялта Республики Крым

Конспект урока по окружающему миру

2 класс

по теме: Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа № 2 «Знакомство с горными породами и минералами». 

учителя начальных классов

Романовой Анджелы Николаевны

Дата проведения 08.10.2021г.

        п

п

О

г. Ялта

2021

 

Открытый урок по окружающему миру 2-А класс.

Урок № 11  Дата 08.10.21

 Уч. Романова А.Н.                                                                                                  

 Тип урока: Изучение нового материала                                                                      

 Тема: Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа № 2 «Знакомство с горными породами и минералами».

Цель: сформировать у учащихся представление о горных породах и минералах, научить различать их. развивать наблюдательность, речь, обобщать делать выводы; воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Планируемые результаты: второклассники узнают, что такое горные породы и минералы; научатся различать составные части гранита; обсудят поучительную историю одной коллекции камней.

Формирование универсальных учебных действий на уроке:

Личностные:

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  2. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Регулятивные:

1. Процесс овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

3. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Познавательные:

  1. Процесс освоения способов решения заданий творческого и поискового характера;
  2. Формирование умения использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  3. Формирование умения использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки.
  4. Процесс овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  5. Формирование умения использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Коммуникативные:

  1. Формирование умения слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
  2. Формирование умения определять общую цель и пути её достижения: умения договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Ме_Межпредметные связи: ИЗО, математика, литературное чтение, технология.

Рес_Ресурсы: учебник, карточки, рабочая тетрадь(ксерокопия), цветные карандаши, презентация, обр_образцы минералов и горных пород

 - фронтальная работа, групповая.

Ход урока:

Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

ФУУД у учащихся

  1. Мобилизующее начало

Учитель настраивает детей на работу

Л2

Проверяют готовность к уроку

  1. Актуализация учебной деятельности

Фронтальная работа

Тест по теме «Звездное небо» на карточках.

Л1; Р2; П2, 5; К1, 4.

Дети отвечают на вопросы теста «Звездное небо»

Физкультминутка

  1. Работа по теме урока

Фронтальная работа

 Организует работу по презентации совместно с практической работой по изучению составных частей гранита.

Работа в тетради(ксерокопия с.32) 

Р1; П1, 2, 3; К 2.

Учащиеся рассматривают горные породы и минералы; учатся различать составные части гранита.

Физкультминутка

  1. Итог урока

Самостоятельная работа

Организует работу по итоговым вопросам темы по учебнику с. 47

Домашнее задание 

К1. Отвечать на итоговые вопросы

  1. Рефлексия

Фронтальная работа

- Что интересного узнали сегодня на уроке.

- Оцените свою работу на уроке.

Р3. Оценивать свои достижения на уроке.

Ход урока.

1. Мобилизующее начало.

Дети сидят в группах по 4 человека. Проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация учебной деятельности.

 По теме: ''Звездное небо''.

Подпишите листочки.

1.Созвездие Кассиопея можно найти:

а) летом, б)в любое время года ,в)зимой

2.Созвездие Кассиопея получило название:

а) по имени царицы-героини древнегреческих мифов

б )по имени крестьянской девушки.

3.Когда хорошо видно созвездие Орион:

а )осенью,б)весной,в)зимой

4.Сколько звезд в Поясе Охотника:

а)5, б)3 ,в)7

5.В каком созвездии находится Полярная звезда:

а) в созвездии Малой Медведицы

б ) в созвездии Лебеди

в) в созвездии Льва.

Результаты теста вы узнаете на следующем уроке.

Физкультминутка.

3. Постановка учебной задачи.

 С небес спустимся на землю. Даже не на землю, а под землю. Сегодня на уроке мы заглянем в кладовые Земли. У вас на партах лежит текст ''Горные породы''. Он взят из книги' 'Что такое? Кто такой?' 'Прочитав его вам надо ответить на вопросы.

Вопросы: Что означает выражение ''полезные ископаемые'‘?

Кто изучает горные породы?

Зачем нам надо об этом знать?

Какое полезное ископаемое образуется на морском дне?

К каким горным породам относится гранит?

4.Работа по теме урока.

 Просмотр презентации.

Слайд 3

Вся поверхность земли состоит из горных пород. Все горные породы полезны для человека, поэтому они называются полезными. Многие полезные ископаемые находятся глубоко под землей, их надо извлечь «ископать» -говорили в старину.

Слайд 4

 Вода горных рек несет с собой камни, песок и мелкие частички глины, которые образуются при разрушении гор. Реки впадают в море, и вместе с речной водой в море «впадают» камни, песок и глинистые частички.

Слайд 5

Они опускаются на дно моря. Так год за годом, сотни тысяч и миллионы лет на дне океанов и морей накапливаются громадные толщи осадков. Со временем они уплотняются и превращаются

в горные породы — песчаники и сланцы. Их называют осадочными, потому что они образовались в результате осаждения на дне рек, озер, морей.

Слайд 6

В морях и океанах живут рыбы, по дну ползают крабы и морские улитки.

За многие миллионы лет на дне накапливается огромное количество скелетов и панцирей умерших обитателей моря, из которых со временем тоже образуется горная порода — известняк.

Мел, которым вы пишете, — это и есть известняк.

Слайд 7-11

Вы, конечно, не раз видели мелкие озера или болота, вокруг которых растет лес. Когда деревья погибают, многие из них опускаются на дно болот, сверху их засыпает песок и глина. Из этих деревьев, попавших на дно древних озер и болот много миллионов лет назад и пролежавших там все это время, образовался каменный уголь.

Слайд 12

В самых глубинах Земли очень высокая температура и большое давление. Камни там плавятся и превращаются в магму — огненную жидкость.

Слайд 13

По глубоким трещинам в Земле раскаленная магма поднимается к поверхности и вырывается наружу. В таких случаях происходят вулканические извержения.

Слайд 14

Из вулкана вылетают камни и изливается магма. На поверхности Земли она остывает, затвердевает, и из нее образуется базальт — очень прочная горная порода.

Слайд 15

 Но не всегда раскалённая магма достигает породы, образующиеся при поверхности. Во многих случаях она застывает в глубинах Земли и там превращается в породы. Горные застывании магмы, называются магматическими.

Слайд 16

До сих пор мы говорили о твёрдых породах.

Но есть горные породы жидкие, например, нефть. Слайд 17…и газообразные – природный газ.

Вывод слайд 18

Устное сообщение обучающегося о нефти и газе.

Слайд 19

Геологи изучают горные породы и ведут поиск полезных ископаемых.

Слайд 20-21

Нам встречалось слово минералы. Что это такое и чем отличаются минералы от горных пород.

Минералы окружают нас повсюду. Из них состоят все горные породы и полезные ископаемые.

Слайд 22

Возьмите обычную поваренную соль или рассмотрите простой карандаш, стержень которого составляет графит.

Слайд 23

Есть среди минералов и редкие: серебро, золото, алмазы

Слайд 24

Большинство драгоценных камней – минералы. Наиболее почётное место среди них занимают алмазы, изумруды, сапфиры и рубины.

Слайд 25

Есть среди минералов такие, которые содержат различные металлы и поэтому более важны для человека. Это руды, из которых получают все металлы.

Слайд 26

Загадка про мел.

Слайд 27-28

Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся мел, обыкновенный известняк и мрамор.

Слайд 29.

Загадка про песок.

Слайд 30

Песок – это рыхлая порода, состоящая из мелких частиц.

Цвет у него бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый,

жёлтый и белый песок встречается чаще всего.

Слайд 31

Песок незаменим в стекольном производстве.

Слайд 32.

Загадка про глину.

Слайд 33-34

Глина – тоже очень широко применяемый строительный материал.

Кирпич делают из глины. А кроме того, из разных сортов глины получают фарфор и фаянс.

Слайд 35

Загадка про гранит.

Слайд 36

Название «гранит» происходит от слова «гранум», что значит «зерно».

Цвет гранита может быть различным. Чаще всего он имеет сероватую или розоватую окраски.

Слайд 37

Гранит – один из самых прочных строительных материалов. Он идёт на возведение фасадов больших зданий, монументов…

Слайд 38

Практическая работа1.

 Горные породы в большинстве случаев включают в себя различные комбинации минералов. Давайте рассмотрим полезное ископаемое гранит. Какого цвета у вас гранит?

Цвет гранита зависит от полевого шпата, который входит в состав гранита.

Что еще вы видите?

Полупрозрачные зерна-это кварц, а черные блестящие зерна слюда. Соединяясь вместе эти минералы образуют очень прочную горную породу гранит. Вспомните где используют гранит.

Горные породы и минералы относятся к неживой природе.

Слайд

Практическая работа 2.

Рассмотрите образцы полевого шпата, кварца и слюды. Эти минералы, соединяясь вместе,

образуют горную породу гранит.

Слайд

К неживой природе относятся горные породы и минералы. Одна из горных пород-гранит. Он состоит из полевого шпата, кварца и слюды.

5.Физкультминутка 

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

6.Закрепление изученного материала.

 Чтение статьи в учебнике.

К какой природе относятся горные породы и минералы?

Из чего состоит гранит?

Какие еще полезные ископаемые вы знаете?

Где образуются полезные ископаемые?

Работа в рабочих тетрадях: выполняется задание: заполни схему ''Состав гранита''.

Прямоугольник с названием горной породы закрась

зеленым карандашом, прямоугольники с названиями

минералов-желтым.

7.Итог урока. 

Что мы увидели, заглянув в кладовые Земли?

Что такое гранит? Из чего он состоит?

Где можно встретить горные породы?

Как человек использует богатства земных кладовых?

8. Рефлексия.

- Что интересного узнали сегодня на уроке.

- Что вызвало затруднение?

- Закончите предложения: (на доске)

- Оцените свою работу на уроке.

9.Домашнее задание. Стр.44-47 пересказывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Озёра-краса Земли" (УМК "Перспектива") 4 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Озёра-краса Земли" (УМК "Перспектива")...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Воздушная оболочка Земли" УМК "Начальная школа 21 века"

Технологическая карта урока по предмету окружающий мир 3 класс....

План - конспект урока по окружающему миру 3 класс "Воздушная оболочка Земли"

Конспект урока по окружающему миру з класс по прогамме УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Тема "Земля имеет форму шара".

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Тема "Земля имеет форму шара"....

Конспект урока по окружающему миру "В поисках подземных кладовых"

Данный материал предназначен для проведения урока по окружающему миру в 4 классе....

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Заглянем в кладовые Земли", 2 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о горных породах и минералах на основе практической работы;сообщение сведений о роли горных пород и минералов в жизни человека.Планируемые результ...