Воздух и его охрана
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Ведерникова Виктория Сергеевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozduh_i_ego_ohrana.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Воздух и его охрана»

Прозвенел долгожданный звонок.

Незнайка вновь встречи с Вами ждёт.

Вопросы приготовил он для Вас.

Чтоб дружно поработал весь класс.

Он желает Вам удачи!

За работу, в добрый час!

II.  Введение в тему урока.

- Ребята, Незнайка хочет спросить у Вас: «Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?»с друзьями

- Он полностью с Вами согласен.

«Когда мои друзья со мной» спеть песню

- Ребята, угадайте, кого из своих друзей пригласил Незнайка с собой на урок?

- Отгадайте загадку и Вы узнаете, кто будет главным героем нашего урока.

 «Круглый, гладкий, как арбуз.

  Цвет любой на разный вкус.

Коль упустишь с поводка – Улетит за облака» (ответы)

- Знакомьтесь – это Воздушный Шарик.

- А, если вы отгадаете, что спрятано у шарика внутри — откроется тема сегодняшнего урока.

- игра «Стоп - хлоп», хлоп - созданные руками человека (виноград, дом, облако, мяч, звезда, дерево, шоколадка, улитка, хомяк).

- На какие группы можно разделить оставшиеся предметы? (живой и неживой природы )

- Какие предметы относятся к живой природе? К неживой природе?

- По первым буквам в названиях оставшихся предметов составим слово – получится воздух.

- К какой природе относится воздух?

III.       Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня Незнайке и его другу Воздушному Шарику мы откроем секреты воздуха.

  «Воздух»  

Слово "воздух" происходит от слова "вдыхать".  Воздух - это то, чем мы дышим.

- Вместе с Незнайкой и Воздушным Шариком мы ответим на вопросы:

1.        Что такое воздух.

2.        Какими свойствами обладает воздух?

3.        Как человек использует воздух?

4.        Нужно ли воздух охранять?

IV.        Изучение нового материала.

-  Воздух находится вокруг нас повсюду. Как это можно доказать?

Опыт

Цель: дать возможность обнаружить воздух.

Ход. Обсуждение гипотез, как можно обнаружить воздух:

Помашите ладошками около лица. Мы ощущаем легкий ветерок – это движение воздуха.

Взять полиэтиленовый пакет, скрутить его, он станет выпуклым. Внутри пакета находится воздух.

Если взять стакан с водой и подуть через соломинку, можно увидеть пузырьки воздуха.

- Что же мы можем сказать о воздухе?

Вывод: воздух находится вокруг нас повсюду. (карточка с выводом вывешивается на доску)

- Правильно. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в, воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Без воздуха невозможна жизнь на земле. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой.

Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи солнца сожгли бы всё живое.

- Как Вы думаете, из чего состоит воздух?

- Воздух – это смесь газов. В его состав входят азот (78%), кислород (21%), углекислый газ (1%), водяные пары и другие газы. Первыми изучать состав воздух стали Джозеф Пристли и Антуан Лавуазье.

- Послушайте стихотворение «Воздух». Что можно узнать о воздухе из стихотворении?

 «Воздух»

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу - густой, душистый,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем

Ведь  он нам необходим!

V.   Опыты. Исследование свойств воздуха.

- Как назван воздух в стихотворении? (невидимка)

-  Можно ли воздух увидеть?  (ответы)

Опыт 1.

Цель: показать, что иногда  воздух можно обнаружить при помощи зрения.

Ход. Возьмите соломинку и опустите её в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку.
- Что произошло, если опустить соломинку в воду и подуть?
(Появляются пузырьки)

- Это пузырьки воздуха.

Вывод: В некоторых случаях можно обнаружить воздух при помощи зрения. (карточка с выводом вывешивается на доску)

Опыт 2.

Цель: показать, что  воздух прозрачен.

Ход.  Сравните  воздух с непрозрачными предметами. Дверь, книга – непрозрачны – через них мы не видим окружающие предметы. А через воздух?

(всё видно)

Вывод: Воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы. (карточка с выводом вывешивается на доску)

Опыт 3.

Цель: показать, что  воздух бесцветен.

.Ход.  Сравните  воздух с телами, имеющими цвет (цветная бумага разных цветов).

Вывод: Воздух бесцветен. (карточка с выводом вывешивается на доску)

Опыт 4.

Цель: показать, что   чистый воздух ничем не пахнет.

.Ход.  Вдохнуть глубоко, что Вы почувствовали? (ничего)

Пахнет чем–нибудь воздух? (нет)

Возьмём духи, корки апельсинов. Закроем глаза. Предложим последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Какой запах имел воздух до того, как он был насыщен разными запахами?

Вывод: Воздух не имеет запаха. (карточка с выводом вывешивается на доску)

Опыт 5.

Цель: показать, что   чистый воздух не имеет вкуса.

Ход.  Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его.

Какой вывод сделаем?

Вывод:  Воздух не имеет вкуса. (карточка с выводом вывешивается на доску)

Опыт 6.

Цель: показать, что   воздух не имеет формы.

Ход.  Возьмите в руки учебник. Какой он формы? Попробуйте взять в руки воздух.

Получилось?  Имеет воздух форму?

Вывод:  Воздух не имеет формы. (карточка с выводом вывешивается на доску)

- Вспомним,  какие свойства воздуха мы узнали.

Вывод: Воздух находится вокруг нас, но мы его не замечаем, потому что…

VI.   Физкультминутка.

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

На опушке зайка ждет.

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

VII.   Использование свойств воздуха человеком.

- Сегодня Вы ещё больше узнаете о воздухе (его свойствах). И о том, как человек использует это в своей жизни.

Опыт 7.

Цель: показать, что   воздух движется (при колебании воздуха образуется ветер).

Ход.  Помашите веером перед собой. Что почувствовали?

(лёгкий ветерок)

- Как ветер связан с воздухом?

- Давайте вспомним, что мы знаем о ветре.

 « Земля в разных местах по - разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный  воздух опускается на его место. Вот и возникает ветер. Значит ветер – это движение воздуха».

Вывод:  Воздух движется. (карточка с выводом вывешивается на доску)

- Воздух заставляет двигаться и крутиться предметы, образует волны, поднимает пыль.

- Подумайте, как человек заставляет ветер помогать себе?

Опыт 8.

Цель: показать, что   воздух сжимаем и упруг.

Ход.  Ударь мячом об пол.  Что происходит?

Воздух в мячике сжимается. Но так как воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола.

Вывод:  Воздух сжимаем и упруг. (карточка с выводом вывешивается на доску)

- Где использует человек свойство воздуха? (Баллончики газовые)

Вывод: Теплый воздух поднимается вверх. (карточка с выводом вывешивается на доску)

    Это свойство воздуха можно увидеть и дома, когда теплый воздух из печной трубы поднимается вверх. Люди заметили это свойство воздуха и решили использовать его для подъема вверх различных предметов. Так придумали воздушный шар.

Проблемный вопрос.

 - Что произойдёт, если воздух нагреть? Стр. 156 мир вокруг нас.

( ответы)

Вывод: При нагревании воздух расширяется

- Что произойдет, если воздух заморозить?

Вывод: При охлаждении воздух сжимается.

 (При  нагревании  расширяется.  При  охлаждении  сжимается.)

- Как объяснить, что воздух при нагревании расширяется? Что происходит с частицами, из которых состоит воздух?

(Частицы начинают двигаться быстрее, и промежутки между ними увеличиваются)

- Рисует в первом прямоугольнике, как располагаются частицы воздуха при нагревании.

 - Как объяснить, что воздух при охлаждении сжимается? Что происходит с частицами, из которых состоит воздух?

(Частицы нанимают двигаться медленнее, и промежутки между ними уменьшаются.) 

- Рисуют во втором прямоугольнике, как располагаются частицы воздуха при охлаждении.

*Задание для любознательных.

Проверь с помощью опыта.

Вынеси мяч на холод, понаблюдай, что с ним стало. (мяч стал мягкий, как бы сдутый)

Отчего это произошло? (воздух охладился, сжался и стал занимать меньше места)

Что произойдёт, если мяч внести в посещение? (мяч примет прежнюю форму) Почему? (воздух нагреется, расширится и вернёт мячу прежнюю форму)  

Внеси мяч в помещение. Проверь свою гипотезу.

(Слайд 26)

Рассказ учителя.

«Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающее стебли и корни растений.

Осенью белка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

Это происходит потому, что…

Вывод: Воздух плохо проводит тепло. Сохраняет тепло.

VIII.   Закрепление знаний.

- Перечислите свойства воздуха и ответьте на вопросы Незнайки и Воздушного Шарика.

Почему при ударе мяч отскакивает от пола?

Почему окна делают с двойными рамами?

В  чем будет теплее: в 10-ти     шелковых блузках или в 1-й шерстяной?

Почему в сильные морозы птицы  сидят нахохлившись?

Что происходит с объемом воздуха при нагревании?

 Что теплее валенки или зимние сапоги? Почему?

IX.   Охрана воздуха.

- Ребята, людям, животным, растениям - всем нужен воздух.

- Ребята, а от чего воздух может загрязняться?

- Почему же на земле его не становится меньше?

- Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным. Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.

- Что же делаю люди, чтобы воздух был чистым?

- На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух.

Но главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Поэтому люди сажают их в населённых пунктах, высаживают в лесах.

(Слайд 30)

X.  Итог урока.

- Наш урок подходит к концу. Мы закончили исследовать воздух. Давайте спросим у Незнайки, что он запомнил о воздухе?

- Я буду задавать Незнайке вопросы, он будет отвечать, а вы, ребята, будите проверять правильность его ответов.

Незнайка, какие свойства воздуха запомнил? (воздух голубой, душистый и жидкий).

Какой газ в воздухе самый  важный? (углекислый газ).

Как люди научились использовать воздух? (я не запомнил).

Что нужно делать, чтобы воздуха на земле не стало меньше? (нет - машинам,

да - велосипеду).

- Молодцы, ребята. Дружная работа на уроке помогла вам узнать много интересного о воздухе.

XI.  Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Воздух и его охрана" к курсу "Окружающий мир" 3 класс.

Презентация к уроку  "Воздух и его охрана"  3 класс....

презентация "Воздух и его охрана"

Презентация предназначена для уроков в 3 классе по учебнику А.А.Плешакова  УМК "Школа России"...

«Воздух и его охрана»

Цели: Образовательные:·             Дать представление о воздухе, познакомить с составом и некоторыми свойствами воздуха;·...

Тесты по окружающему миру 3 класс.Тема: "Воздух и его охрана"

Тесты по окружающему миру 3 класс. Тема: "Воздух и его охрана", "Вода и её свойства"....

Анкета для учащихся и родителей "Воздух и его охрана", "Курение и воздух"

Анкету можно использовать на уроке окружающего мира, ОБЖ, при проведении тематического родительского собрания....

Воздух его свойства. Охрана воздуха

Воздух его свойства. Охрана воздуха...

Воздух его свойства. Охрана воздуха

Воздух его свойства. Охрана воздуха...