Технологическая карта урока. "Природа России"
учебно-методическое пособие по окружающему миру (1 класс) на тему

Шичанина Ирина Николаевна

Технологическая карта урока окружающего мира. 1 класс. Природа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_okr.mira_priroda_rossii.docx45.96 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта №1 . Урок окружающего  мира в 1 классе.

 

Тема урока

Природа России

Цель урока

формирование представления о разнообразии природы нашей страны, о красоте родной природы.

Планируемый результат обучения

Знать:

  • разнообразие и красоту природы России;
  • природу родной страны – основу нашей жизни, великое богатство, которое нужно бережно хранить.

Уметь:

  • совершать воображаемое путешествие по родной стране, опираясь на материалы учебника (анализировать, сравнивать, устно описывать иллюстрации, обобщать информацию). 
  • отображать полученные представления в форме свободного рисунка на фоне контурной карты России.
  • рассказывать о своих личных впечатлениях от посещения тех или иных уголков страны.
  • работать со взрослыми: найти информацию о животных, используя различные источники; рисовать их или подбирать фотографии;
  • работать в  паре и группе  (планировать работу, распределять   её между членами группы, совместно оценивать  результат работы, слушать собеседника и вести   диалог);
  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • работать по предложенному учителем плану;
  • делать выводы о результате совместной работы класса и учителя.

Основные понятия

Родина,  страна, живая и неживая природа, национальное достояние, охрана природы.

Используемые педагогические технологии

  • технология проектного обучения;
  • технология проблемного обучения;
  • технология формирования универсальных учебных действий;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии и др.

Межпредметные связи

Литературное чтение, технология, изобразительное искусство.

Ресурсы

Окружающий мир. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В2 ч. Ч.2/ А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая- М.: «Просвещение», 2011.

Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю.Новицкой - М.: «Просвещение», 2012

Рабочая тетрадь « Окружающий мир». В 2ч. Ч 2./ А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая- М.: «Просвещение», 2013.

Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»  1 класс. –М.: ВАКО , 2012.

http://www.prosv.ru/ebooks/Plewakov_Uroki_po_okrujauwemu_miru/5.html А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова, Е. В. Мартинкова, Ю. В. Саркисян. УРОКИ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. 1 класс. Пособие для учителя.

http://www.protown.ru/russia/obl/articles/3795.html  Животные Тамбовской области

http://www.nachalka.com/book/export/html/326 Проектная деятельность в начальной школе

Оборудование

 У учителя — магнитофон, кассета с записью мелодии песни «Широка страна моя родная» И. О. Дунаевского; настенная физическая карта России. У учащихся — цветные фишки, компьютеры для каждой группы с презентацией.

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Целеполагание и мотивация

           

Личностные УУД (Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку, к своим успехам)

Регулятивные УУД (Самоорганизация и организация своего рабочего места)

Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Игра « А мы рады за тебя »
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Дети проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности.

Актуализация опорных знаний

Познавательные УУД

 ( Актуализация знаний, развитие мыслительных операций)

Как называется страна, в которой мы живем? На предыдущих уроках вы познакомились с картой нашей страны, узнали, что Россию населяют многие народы.

Дети отвечают на вопросы

Фиксирование затруднения

Личностные УУД

(Осознание  своих эмоций, интереса к изучению окружающего мира)

Познавательные УУД

(Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций)

Регулятивные УУД

(Определение  и формулирование   цели деятельности на уроке с помощью учителя)

Коммуникативные УУД

(входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию)

Сегодня на уроке мы совершим путешествие по родной стране. Звучит песня ( 1 куплет) «Широка страна моя родная» И. О. Дунаевского.      О чем поется в песне? Какой видит Родину поэт? 

Рассмотрите фотографий в учебнике (с. 50—51) на фоне физической карты России. 

Расскажите, что на них изображено.

- Какую цель поставим перед собой на уроке?

Слушают песню, отвечают на вопрос.

Рассматривают, называют, делают предположения, доказывают своё суждение.

Построение проекта выхода из затруднения

Познавательные УУД

(Учатся работать  с учебником, ориентирование   в условных обозначениях)

Регулятивные  УУД

(Учатся работать по предложенному учителем плану)

Коммуникативные УУД

(Оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений)

  -Где мы можем узнать о природе России?

 Электронное приложение №1 .  

Огромна и протяженность нашей страны с севера (на карте сверху) на юг (на карте снизу). Разумеется, при таких просторах природа в стране не может быть везде одинакова.  Чтобы отправиться в путешествие нам нужно сесть на самолет:

Руки в стороны, в полет
Отправляем самолет.                                                       Левое крыло вперёд,                                                          Правое крыло вперёд.                                                                     1-2-3-4,                                                                                     Полетел наш самолёт.

Посмотрим на три верхние фотографии. Что мы видим? Расскажите друг другу, каких животных мы видим на севере.  Как вы думаете, какая природа на севере нашей страны?

  Действительно, природа на севере очень сурова. С севера берега России омывает Северный Ледовитый океан. Почему он так называется?

Льды этого океана не тают круглый год, поэтому его дыхание и создает на побережье холодную погоду. Жить на севере трудно, поэтому там скудная растительность, мало видов животных. Это белые медведи, северные олени, различные птицы.
       

Электронное приложение №2 .  

Какие растения можно увидеть на севере нашей страны?

   А теперь посмотрим на снимки на с. 51 (три фотографии под изображением северного оленя). Эта часть России называется Сибирью. Почему  нашу страну называют «Великой лесной державой»? Что мы видим на снимке?

В Сибири условия намного суровее, чем в средней полосе. Поэтому здесь растут в основном хвойные деревья. Такой лес называется тайгой. Какие хвойные деревья вы знаете? (Ответы детей.) В тайге живут бурые медведи, волки, лисы, зайцы. А кто знает, что это за интересный таежный зверек показан на фотографии? (Ответы детей.) Это бурундук. Он похож на белку, но у него на спинке полосы, будто его поцарапал медведь. Такую легенду придумали местные народы.
      А кто знает, какое озеро изображено на фотографии? Это самое глубокое озеро в мире, с самой чистой водой, так что видно дно на глубине 40 метров. Верно, это озеро Байкал.

Дети отвечают на вопросы

Дети рассматривают  на карте фотографии, выставляя фишки, анализируют.

 Выполняют движения, проговаривая стихотворение.

Дети рассматривают фотографии севера, выставляя фишки, анализируют. Ответы детей.

Анализируют  в парах, высказывают своё мнение.

Слушают вопросы, отвечают, доказывают

Дети рассматривают фотографии Сибири, выставляя фишки, анализируют.

Физкультминутка

Личностные УУД

(Умение применять правила охраны своего здоровья, внимательно относится друг к другу)

Нам предстоит дальнее путешествие, мы отправимся на поезде. Игра « Поезд»

Дети встают в 2-3 колонны и с закрытыми глазами  под музыку идут  за «паровозиком», который следит чтоб       « вагончики» не наталкивались  и не сталкивались с другим «поездом». «Паровозики» меняются по команде учителя, уходят в конец колонны.

Первичное закрепление

Познавательные УУД

 (Осознание учащимися компонентов учебной деятельности и мотивов собственных действий)

Познавательные УУД

(Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний)

Регулятивные УУД

(Проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности)

   Переместимся к нижним трем фотографиям на с. 50. Что мы на них видим?

Это юг России. На юге у нас теплее всего. Там очень благоприятные условия для выращивания пшеницы. Еще там выращивают помидоры, арбузы, дыни, виноград, мандарины. Это очень теплое Черное море. Когда говорят: «Едем отдыхать на юг», то имеют в виду отдых именно на Черном море.

Поднимите руку, кто был на Черном море? Каких животных, растения вы там видели? Здесь люди загорают, купаются, катаются на катерах, ездят на экскурсии в горы, потому что они подходят вплотную к берегу.

Электронное приложение №3.  

Каких животных можно встретить на юге нашей страны и в засушливых районах? 

А теперь обратим наше внимание на три снимка на с. 51 справа. Эта территория России называется Дальним Востоком. Что мы видим на снимках?

На Дальнем Востоке много огнедышащих гор, из которых иногда течет раскаленная лава. На среднем из этих снимков изображен крупнейший морской порт — город Владивосток. Но море там не такое теплое, как Черное. На нижнем снимке — лесной житель — тигр. Этих красивых хищников у нас осталось так мало, что они охраняются государством.

А теперь вернемся домой. В какой части России живем мы? Расскажите, какие растения произрастают у нас? Какие животные обитают в лесах Тамбовской области?

 Эта часть России называется средней полосой. Условия здесь более благоприятные, чем на севере. Поэтому в средней полосе расположено много городов, живет много людей, растут леса, текут большие и малые реки, есть озера, обитают разнообразные звери, птицы, рыбы, насекомые. Из-  за необдуманного поведения людей многие животные нашей области находятся на грани исчезновения. А какие животные скоро могут исчезнуть  в наших лесах?

Учащиеся высказываются. Обсуждают правильность ответов.

Высказывают свои впечатления , делают предположения.

Самостоятельная работа

Регулятивные УУД

(Осуществлять действие по образцу и заданному плану)

Коммуникативные УУД

(Участие в работе паре, распределение роли, общение  друг с другом)

Личностные УУД

(Осознание затруднений и путей решения)

     Творческая работа в группах.  Сегодня мы будем учиться работать над проектом. Посмотрите на своих компьютерах презентацию «Редкие животные Тамбовской области». Выберите группой одно животное, о котором вы хотите рассказать классу. Договоритесь в группе,  как можно представить это животное? Что вы сделаете к следующему уроку: рисунок, или поделку из природного материала, или оригами?

Где оно обитает? Чем ценится это животное? Подумайте, почему оно находится на грани исчезновения.  

Можете ли вы сразу и полностью  ответить на эти вопросы? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, энциклопедии, учебники)?» Кого вы попросите дома помочь найти информацию об этом животном.
Подготовьте рассказ об одном из них. Распределите, кто на какой вопрос будет отвечать?

Работа в тетрадях.  Нарисуйте самостоятельно на фоне карты свободный рисунок, отражающий образы природы России.

Договариваются, обсуждают в группе.

Рассказывают о результате своей работы: какое животное они выбрали, как его решили представить.

Высказывают свои предположения.

Распределяют вопросы:      Кто будет выполнять  поделку?   Внешний вид животного. Среда обитания .Чем ценится это животное?  Почему оно находится на грани исчезновения?  

Выполнение задания № 1 в рабочей тетради (с. 38—39). Рисуют образы природы.

Включение в систему знаний и повторений

Личностные УУД

(формирование личного отношения к природе)

Электронное приложение № 4 .  Докажите, что человек связан с природой ?

Индивидуальная самостоятельная работа.  Выполнение заданий, тестов с электронного приложения.            

Отвечают на вопросы

Самостоятельно выполняют задание на компьютерах.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Личностные УУД

(Оценивание разного вида деятельности на уроке,формирование личного отношения к содержанию заданий)

Регулятивные УУД

(Формирование  умение адекватно оценивать свою деятельность)

Наше путешествие подошло к концу.

-Какое открытие мы сегодня сделали? Что вы можете сказать про природу России? Как нужно относиться к природе?
-Оцените свою работу на уроке.

- Что на сегодняшнем уроке показалось вам самым интересным?

 – Закончите предложения:
Я сегодня узнал …
Я научился …

Мне было …

Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Поднимают цветные кружки, оценивая свою работу на уроке, высказывают своё мнение.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке.

Дети заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока урока Россия вступает в XX век

Сформировать представления учащихся о важнейших событиях в России в начале XX века....

Технологическая карта урока "Природа тульского края"

Технологическая карта урока "Природа тульского края"  Урок получения новых знаний  по теме «Наш край» (3ч) в разделе «Родная страна — Россия» курса «Окружающий мир»....

Технологическая карта урока: "Леса России". 4 класс

Технологическая карта открытого урока на ГМО по окружающему миру: "Леса России". 4 класс...

Технологическая карта УМК «Школа России» 4 класс. Тема « Деление многозначного числа на трехзначное».

Технологическая картаУМК «Школа России» 4 класс.Тема « Деление многозначного числа на трехзначное»....

Технологическая карта урока "Почвы России"

Технологическая карта урока "Почвы России". УМК "Начальная школа XXI века" 4 класс. Цель урока: Способствовать формированию представлений о почве и ее образовании, составе и свойст...

Технологическая карта окружающий мир "Россия на карте" 2 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:знакомство с картой России; формирование первоначальных умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной карте.Планируемые рез...

Технологическая карта окружающего мира "Россия вступает в 20 век", 4 класс, УМК "Школа России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАДата: 20.04.2022Школа: №3Класс: 4Урок: 4Время: 11:20-12:00  Кабинет: 4Студент: Илларионов Григорий ИльичГруппа: 43Учитель: Солдаткина Яна Александ...